Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий. Болит душа

Выражение «болит душа » означает тревожное состояние, ощущение тоски, одиночества, предчувствие беды. Порой кажется, что душа заперта в клетке, из которой нет выхода. Подобное состояние может возникать из-за бытовых проблем и личной неустроенности. Но часто причиной, почему болит душа, становится осознание неверно выбранного жизненного пути.

Основные причины, почему боль в душе не отпускает

Существует несколько основных причин, по которым человек буквально не находит места.

К ним можно отнести следующие факторы:


Что делать, если болит душа и, кажется, что нет выхода из этого состояния? Необходимо предпринять меры, позволяющие вернуть комфорт, если не полностью, то частично.

Что делать в подобной ситуации

Прежде всего, необходимо максимально точно определить, почему присутствует душевный дискомфорт, который способен стать угрозой здоровью человека? Для этого следует максимально раскрыться и постараться отбросить прочь все переживания и мысли.


Рекомендуется погрузиться в свое подсознание, позволив ему обволакивать разум и вызывать к жизни неосознанные желания, те, которые человек тщательно скрывал внутри себя. Естественно, вряд ли это поможет избавиться от дискомфорта, вызванного обидами, тревогой за любимого или скукой. Но для человека, ищущего свой жизненный путь, может дать подсказку.

Следовать ей или нет – дело каждого. Если душевная боль помогла очиститься от мусора реальности, сердце всегда подскажет правильное направление. Главное, не перепутать душевные страдания с требованиями личного «эго ».

Верующие люди всегда советуют в это время посетить церковь. Даже некрещеный человек способен получить помощь высших сил, если придет к ним с выстраданным вопросом. Если нет желания беседовать с батюшкой, можно просто совершить омовение в купели со святой водой, которая, как известно, очищает от страданий душевных.

Скажите-ка – доводилось ли вам в последнее время слышать, чтобы кто-то беспокоился: а все ли у него в порядке с душой? Зато, наверное, вам не придется напрягать память, чтобы вспомнить, как вы выслушивали жалобы друга на трудности психологического или эмоционального плана.

Разница есть, согласитесь. Мы стали «обездушенным», зацикленным на своих психологических проблемах обществом. Обычная раньше, традиционная забота о «душевном здоровье» у нас сейчас подменена всепоглощающим интересом к своему психологическому и эмоциональному благополучию.

Мы превратились в «хорошо отлаженное» – как некий механизм – общество.

А душа… она всегда была чем-то таинственным, не поддающимся анализу. По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Психологический термин «self», «самость» или, для простоты, «Я» – очень модный нынче концепт. Классические труды Фрейда были написаны в конце 19 – начале 20 веков. Его идеи были моментально подхвачены поп-культурой, «популярной психологией» после Первой мировой войны. В «ревущие двадцатые», в эпоху возвращения к мирной жизни после ужасов войны, люди повально увлекались учением Фрейда. Его рассуждения о том, что нравственные и сексуальные запреты «опасны и вредны», стали особенно популярны. Это было десятилетие, ставшее свидетелем первых всполохов приближающейся сексуальной революции.

Современные, с головы до ног исследованные психологами, зацикленные на своих психологических проблемах люди просто зачарованы собой. Мы анализируем, квалифицируем, классифицируем, со всех сторон рассматриваем мельчайшие составляющие нашего «Я».

«Работа над своим «Я», «психологическая самопомощь», «стань психологом самому себе» – такие типичные выражения из арсенала «кухонной психологии». Однако цель этого насквозь «психологизированного» подхода к человеку имеет мало отношения к тому, что называется «душевным здоровьем».

Современное христианство подхватило это мировосприятие и приспособило Писание к современным требованиям. Всевозможные варианты «Евангелия благосостояния» (идеология, главный посыл которой – Бог заинтересован в том, чтобы люди были финансово обеспечены, имели крепкое здоровье, счастливые браки и в целом жили хорошо.

Сторонники этой идеологии утверждают, что люди, по Библии, должны быть богатыми и обеспеченными. Согласно этому учению, к материальному процветанию ведет подлинная вера, и оно является признаком Божьего благословения – прим. ред.) – все они основаны на «психологизированной» картине мира. Даже в популярных евангелических церквях считается, что «рожденная свыше» жизнь, жизнь воцерковленного человека должна быть счастливее прежней. Христос стал средством для достижения более успешного в социуме, более довольного собой, более благополучного психологически «Я».

«Психологизированное Я» включает в себя и то, как мы зациклены на «успешности». Но говорить о том, что, вот, мол, дела у меня стали получше – совершенно некстати на исповеди. «Все ли хорошо у меня с душой?» – вот гораздо более уместный вопрос. И душа должна быть очень сильна, чтобы мы могли справиться с гневом, разочарованиями, соблазнами, неудачами.

«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 16:18)

Святые вовсе не были «хорошо сбалансированными», «уравновешенными» людьми.

«Психологизированное Я» отлично сочетается с нашей потребительской культурой – уместнее было бы назвать его «потребительское Я». Когда мы покупаем что-то ради удовольствия, ради комфорта – мы покупаем это для нашего «Я», для того чтобы оно стало, как сейчас считается, «более здоровым». Никто не спорит, душевные страдания должны быть облегчены, но не ценой же наших душ. Современное понятие «Я» – это блеклое подмена понятия «душа».

А что же такое «душа»?

Душа – это то, чем мы живы. Она нематериальна, она как бы растворена в нас.

Святой Григорий Нисский предложил такое определение: «Душа есть сущность рожденная, сущность живая, умственная, сама собою сообщающая органическому и чувственному телу силу жизненную и способность воспринимать чувственное, доколе соприсутствует природа, способная к принятию того».

Многое из того, что мы описываем как «личность», «индивидуальность», чем мы так страстно интересуемся и о чем так усиленно заботимся – по большей части всего лишь работа тела. Тело можно лечить, изменять, оно может даже исчезнуть при определенных обстоятельствах. Наша память, желания, страсти, наш «стиль общения» – это не наша личность, не то, что нас определяет.

Скажем, мой мозг может быть подвержен синдрому дефицита внимания с гиперактивностью, но к моей душе это никакого отношения не имеет. Мозг – это инструмент, с помощью которого душа выражает себя (говоря словами современного афонского старца), но мозг и его деятельность – это не душа.

Мне представляется интересным поразмышлять над опытом тех, кто претерпел великие мучения за веру – и над их наблюдениями над природой души. Один их таких достойных внимания примеров – воспоминания отца Романа Брага, румынского монаха, 10 лет проведшего в заключении в тюрьмах при коммунистическом режиме. Он подвергался там пыткам, сильнейшему психологическому давлению.

Он писал: «Никуда нельзя пойти, нельзя даже выглянуть в окно – в камере-одиночке окон нет. Но все равно нужно куда-то двигаться. И ты идешь вглубь себя, вглубь своего сердца и разума. Спрашиваешь себя – кто я? зачем Господь привел тебя в этот мир? Даже сомневаешься – есть ли Господь и какие у меня с Ним отношения?

Когда мы свободны, у нас нет времени задаваться такими вопросами, и вера наша поверхностна. Можно ведь очень много знать, и ум твой может быть подобен энциклопедии, но если ты самого себя не знаешь, в себе самом не разберешься – даже если ты все на свете знаешь – ты скользишь по поверхности, если не спрашиваешь себя: «Зачем я живу?», «В чем смысл моей жизни?», «Зачем Господь создал меня?», «Если я верю в Бога, чего Он хочет от меня?».

Такие вопросы, особенно задаваемые человеком самому себе в ситуации, которая кажется безвыходной, в окружении врагов, могут свести с ума. Или, как в случае с отцом Романом, дать истинное знание о душе и пролить свет подлинного знания о чуде дарованной нам жизни.

На вопрос «Зачем я живу?» нельзя ответить, используя ресурсы только лишь своей личности. Велики ли возможности личности в камере-одиночке?

Эти вопросы направляют наше внимание напрямую к душе. Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

И эта тишина – лучший звук для души. Шум же разума – болтовня, пустая болтовня.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» – это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» – часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

И это разочаровывает современный ум, – ведь нам надо все увидеть, взвесить, измерить и сравнить. Мы даже сомневаемся, что душа на самом деле есть, – мол, может, так просто принято называть что-то другое, например, некую функцию мозга? И все, чего мы хотим от души – это чувство самоощущения, самосознания. Нам подавай некое селфи души – неоспоримое и самое убедительное подтверждение существования чего-либо в современном мире.

Наша жизнь – это нечто большее, чем просто описание метаболических процессов в клетках наших тел. Душа, в которой заключается наша жизнь, воплощает, несет в себе смысл, цель нашего бытия. Душа была создана, чтобы познать Бога, и все ее внимание направлено именно на Него. Нам становится яснее, что такое nous, божественное сознание, когда мы искренне молимся, когда мы ощущаем присутствие Господа. Самосознание в nous – оно в раскаянии, покаянии, когда мы «возвращаемся к себе».

Искреннее раскаяние – это не когда ты чувствуешь себя плохо из-за того, что сделал что-то не так, некая грусть, которая может быть просто нашими эмоциями. На самом деле это осознание, глубокое осознание того, что без Бога, отдаленные от Него – мы ничто. В монашеской традиции это называется «память смертная». Это знание души о ее истинном состоянии. И именно в этом состоянии душа жаждет вернуться к Господу.

Вспомните слова из Великого покаянного канона Андрея Критского, которые поют в самом начале Великого Поста, обращающие наше внимание на это: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

Душа – это наша жизнь, это в буквальном смысле якорь нашего бытия.

«Потребительское Я» плохо приспособлено для истинного бытия. Стоит такому «Я» столкнуться с невозможностью выбора, как присущий ему нарциссизм повергает «потребительское Я» в отчаяние. Люди в современном мире часто делают покупки, чтобы хоть немного «приглушить» депрессию.

Но наше истинное бытие – это душа. Только в душе неизбежные в нашем мире боль, страдания, недуги обретают смысл. «Потребительское Я» не выносит страданий и цепляется за всякую ложную надежду, обещающую избавление от страданий.

Но вот послушайте снова отца Романа: «Страдания полезны не только для христианина, но и вообще для всякого человека. Если ты не знаешь страданий – ты ничего не знаешь». Это говорит человек, который был заключен в тюрьму режимом, который Солженицын описывал как «страшнейшее варварство современного мира».

Господь Сам прямо говорил, что спасение души подразумевает страдания. Он говорил – те, кто последуют за Ним, должны будут «принять свой крест». И говорил Он не о широкой дороге, по которой нужно идти к самореализации, но об узенькой тропинке, где уничижается собственная воля, это пресловутое «Я» и достигается всецелое послушание совершенной воле Господа.

Современный мир душу свою потерял. К счастью, мир в любой момент готов предоставить нам сколько угодно боли и страданий и тем самым дать нам шанс вновь обрести ее.

Проснись, восстани, душа моя.

Перевод Анны Барабаш

Слово «уныние» в итальянском языке происходит от греческого akedìa, что обозначает «не заботиться»: уныние, в сущности, это отказ от ответственности, отказ отвечать на тот зов жизни, который христианская традиция именует призванием. Уныние – это форма пренебрежения, безразличия, отсутствия заботы к самой жизни; ей свойственны разочарование, отчаяние, усталость, скука и депрессия перед лицом жизни. Унывающий живет в таком настроении, которое влияет на все и может полностью дезориентировать. Уныние может перерасти в патологию, то есть в депрессию.

Тем не менее было бы ошибкой просто поставить знак равенства между унынием и грустью или депрессией. Уныние может переживаться в приподнятом настроении, в состоянии активности, но, тем не менее, вызывать невероятный паралич духовной жизни. Унывающий кажется заблокированным, потому что он сосредоточен на самом себе и на своих проблемах, не может из них выбраться, не может посмотреть за пределы самого себя. Этот паралич – и причина и одновременно следствие его страданий. У феномена уныния – сложный, запутанный характер, в нем действуют разные силы. Страдающий от него чувствует растерянность, теряет логику: он ненавидит все, что есть, и страстно желает все, чего нет.

Чувствуется, что все его существо теряет энергию, погружается в пустоту, скуку, вялость, неспособно сосредоточиться ни на каком деле, становится усталым и тревожным. Теряется точка притяжения, полюс, который стимулировал бы все стороны его личности; кажется, что эта потеря цели ведет всё в бесконечную пустоту. Из-за тревоги и из-за беспокойства кажется, что в жизни нет больше определенности, уверенности, что она опирается теперь только на колеблющуюся поверхность.

Слово «acedia» (уныние) появляется в латинском тексте Ветхого Завета всего три раза. Тем не менее, Библия, кажется, прекрасно знает это настроение – есть страницы, описывающие ленивое и инертное поведение. В сути своей унывающий – это атеист: он удалил Бога из своего мира, оставив там только себя самого и разочарование в своей собственной ограниченности. Точно такой же эффект производит и гордыня. Если исключить Бога из своего мира, то ничто уже не поможет преодолеть барьеры между собой и реальностью. Изоляция – начало этого удушья, начало уныния.

Далее обычно появляются два следствия: чувство нестабильности и пренебрежение к собственным обязательствам. Человек больше не управляет своей жизнью; его опутывают события, а он уже не способен видеть эти события ясно. Он больше не знает, как вести себя в некоторых ситуациях; возложенные на него задачи кажутся неразрешимыми.

Феноменология уныния заключается в паре «лень — печаль». Уныние-печаль выражается в общем отсутствии интереса, в небрежении; тело вяло, дух словно порезали на части. Уныние наполняет душу грустью. Сердце кажется уставшим от всего. Дни тянутся по пятьдесят часов. Время тянется скучно и все никак не проходит; оно, кажется, служит только для того, чтобы отбирать у нас молодость и жизнь.

При этом унывающий привязывается к лени, хотя его душа и страдает от нее. Уныние может походить на мир и спокойствие, но на самом деле является полной им противоположностью. Страдающий терзается отвращением к жизни и не может найти мира. Отсутствие интереса к жизни делает его поверхностным и злым, отнимает у интеллекта его способность intus legere, читать между строк, различать нюансы.

Среди всех пороков уныние выглядит наиболее глубоким и коварным — и наравне с гордыней блокирует религиозную, духовную перспективу, проявляется в ощущении отсутствия смысла жизни. Другие пороки узнаваемы, их можно осудить даже вне религиозной перспективы, но уныние описано только в монашеской традиции и было незнакомо дохристианским философским учениям. Уныние со своей основой в виде грусти от жизни, следовательно, сродни депрессии, она проявляется в отсутствующем – или потерянном – смысле собственной жизни.

Уныние – это своего рода крик боли пораженного нарциссизма, который должен считаться со своей ограниченностью, со слабостью, со смертью, своей собственной и других, и прежде всего с признанием того факта, что он не является мерой всех вещей. В основе уныния и его печали – оценка себя и своей жизни в негативных терминах. Это часто вызвано идеалистическим отношением, особенно у тех, кто хочет видеть себя центром всего. Поведение того, кто в депрессии, и унывающего, схоже тем, что они не принимают собственные ограничения как базовый элемент жизни.

Если поработать с критериями оценки, это поможет осознать, что чувства, а лучше сказать – эмоции, это не всё в жизни, и что их в любом случае можно контролировать. Помощь должна состоять в том, чтобы развивать в себе бдительность и замечать добро. В этом помогает и практика испытания совести: человек учится читать страницы собственной истории, беря эту книгу в свои руки, и учится читать ее не как рекламный листок, а в свете милости Господней. Узнавание щедрой и верной милости Господа помогает добавить новых красок в собственную жизнь.

Каждый человек, хотя бы один раз в своей жизни ощущал душевную боль. Точного, медицинского диагноза под таким названием не существует. Многие считают, что душа — это что-то выдуманное, невидимое и нереальное. Но, душевная боль — она мучает любого человека не один раз в жизни.

Происходит это по разным причинам — предчувствие чего-то плохого, потеря близкого человека, расставание с любимым, неприятности различного характера и т.д. У каждого болит душа по своим причинам. Боль в душе намного страшнее физической боли, потому как найти от нее лекарство очень сложно. Нельзя просто принять таблетку, немного поспать и забыть о проблеме. Душевная боль сопровождает везде, и днем и ночью и не отпускает ни на шаг. Подчас уходят месяцы, и даже годы, чтобы избавиться от душевной боли. Так как же быть в такой непростой период? Когда болит душа, что делать? Куда и к кому обращаться за помощью.

Как облегчить состояние при душевной боли?

Душа — это понятие абстрактное. Излечить ее традиционными методами медицины сложно. В такой ситуации может помочь только психолог, а при запущенной стадии психоаналитик. Разговоры со специалистом помогают осознать, обдумать проблему. Грамотный специалист в состоянии научить человека не просто пережить и научиться жить с существующей проблемой, но и помогает посмотреть на нее по-другому. После курса такой терапии человек успокаивается, начинает видеть хорошее вокруг себя и душа успокаивается.

Правда, не все готовы идти к психологам и делиться своими личными переживаниями. Большинство людей стремиться избавиться от душевной боли самостоятельно. Иногда, методы избавления от душевной боли неприемлемы, и приводят к еще большим негативным последствиям. Речь идет об алкоголе, наркотиках и т.д. Все эти способы окончательно загоняют человека в угол, вместе со своей бедой. Никакого душевного облегчения человек не испытает. Хотя на первых стадиях может показаться, что стало легко. Но, это лишь самообман, ничего больше.

Болит душа из-за утраты близкого человека

Когда теряешь близких, душа просто рвется на части. Такой вид душевной боли самый тяжелый, потому что мы знаем, что умершего человека никогда не вернуть. В данном случае заглушить душевную боль помогут приятные воспоминая и мысли о хорошем.

В моменты, когда особенно тяжело нужно вспоминать совместные прогулки, веселые праздники, откровенные разговоры с этим человеком. Нужно попытаться понять, что он не ушел от нас в полном смысле этого слова. Мы его не видим, но он всегда рядом с нами. Его душа защищает, оберегает, направляет, а главное слышит нас. И пусть ответа мы не услышим, нужно понимать, что он всегда нас поддерживает.

Нужно посеять в своей голове мысль о том, что близкий человек ушел в лучший мир, он счастлив, беззаботен. И эта мысль должна радовать.

Душевная боль из-за депрессии

Зачастую у человека тяжело на душе просто из-за плохого настроения, депрессии. Вероятно, этому послужила неудачная личная жизнь, проблемы на работе, конфликты с родными или близкими. Такой вид боли самый не опасный и избавиться от нее довольно просто.

Все что нужно сделать — это отвлечься, найти для себя какое-то интересное занятие или хобби. Можно посмотреться новый, интересный фильм, посетить вечеринку или ресторан, найти новых друзей, отправиться в путешествие. Одним словом делать все, чтобы заполнить новыми впечатлениями всю свою жизнь. В этом случае не останется времени на грусть, самокопание и душевную боль.

Медитация — как средство от душевных тягот

Боль в душе может возникнуть потому, что у человека нет никого близкого. Он испытывает постоянное одиночество. Человека терзает мысль о том, что он не такой как все, его никто не любит и т.д.

В данном случае медитация отличный выход. С ее помощью удастся заполнить себя позитивными мыслями о том, что никто не одинок, что вокруг есть люди, которые способны понять и полюбить. Если медитировать правильно, а главное регулярно, то очень скоро душевная боль уйдет и появится радость жизни.

Душевная боль из-за расставания с любимым человеком, после измены близкого

Боль после расставания и измены довольно тяжелая и мучительная. Человек чувствует, что его предали, растоптали, бросили. В такой ситуации не хочется ничего делать, хочется просто лечь и жалеть себя. Но, этого делать ни в коем случае нельзя.

Нужно понять, что ничего страшного не случилось. Это всего лишь новый, пусть и не приятный опыт в жизни, который укрепит дух и научит чему-то новому. В такой ситуации нужно как моно больше общаться с друзьями и близкими, веселиться и не думать о плохом. Не стоит сразу же бросаться в новые отношения и или мстить своей бывшей любви. Лучше остыть, все взвесить и уже с холодной головой заняться поиском новых отношений.

Также нужно проанализировать свое поведение и понять, почему так произошло. Чтобы в будущем не совершить прежних ошибок.

Самое главное, в период душевных переживаний мыслить и рассуждать позитивно. Не нужно опускать руки. Надо благодарить судьбу за то, что все вы живы, здоровы. А главное, что каждый человек сам творит свою судьбу. Поэтому нужно вставать, улыбаться миру и творить счастливое и безоблачное будущее для себя и своих близких людей.

Полезное видео: что делать, когда болит душа

Наверняка хоть раз в своей жизни вы слышали о том, что у кого-то болит душа . Более того, быть может, она болит у вас самих? В том, что же это за ощущение, где болит душа, с чем оно связано, а также имеет ли душевная боль хоть какое-нибудь отношение к боли реальной, мы и поговорим в данной статье. И первое, на чём имеет смысл остановиться, это сам факт существования души. Мы не станем приводить множественные примеры, доказывающие её существования, но просто отметим для всех малообразованных скептиков тот факт, что душа уже как два десятилетия является научно признанным феноменом, и спорить о том, реальность это или миф, нет никакого смысла. Отталкиваясь от этого, мы и поведём речь дальше.

Итак, что же означает душевная боль? Чаще всего её испытывают люди в связи с привязанностью к другим людям, либо к предметам. Также к болезненным переживаниям можно было бы отнести горечь утраты, унижения, разочарования и другие подобные эмоции, которые хоть раз в жизни, да испытывал каждый человек на земле. Эти эмоции очень часто сопровождаются вполне реальной болью в сердце, области груди или горле, когда боль сковывает дыхание и не даёт мыслить спокойно и объективно. Тем, кто считает, что душевная боль не имеет ничего общего с проявлениями физических страданий, будет интересно узнать, что это утверждение в корне неверно и на самом деле, от тяжёлых переживаний можно не только испытывать вполне реальную боль, но и можно даже умереть. Это связанно с тем, что всё в человеческом организме взаимосвязано: не зря же имеют место быть такие понятия, как душевное, физическое и психическое здоровье. Но мы пойдём дальше и обратимся к маги и эзотерики, в которых утверждается, что не эмоциональное здоровье зависит от физического и психического, а как раз наоборот. Дело в том, что каждого человека окружает его собственное биоэнергетическое поле. Оно формируется именно из чувств и эмоций данного человека, которые обретают форму энергетических, вполне материальных субстанций и в магии именуются аурой человека. Эта самая аура долгое время считалась ни чем иным, как электромагнитным полем человека, по которому можно было определить, насколько человек здоров и стабилен психически. В последнее время, с развитием эзотерики и более детальным изучением вопросов, связанных с этими самыми полями, удалось выяснить, что если искусственно изменить структуру этого поля, то можно не только навредить здоровью человека, но и вовсе убить его физическое тело.

Всё это можно свести к тому, что это самое биоэнергетическое поле представляет собой неосязаемую, но реально существующую субстанцию, которая является как бы продолжением физического тела и работающую с ним в тесном контакте. Таким образом, когда наша душа болит по тем или иным обстоятельствам, это вызывает изменения в ауре человека, что, в свою очередь, нарушает нормальную деятельность и физического тела и психики данного человека.

Скажем даже больше, у здорового человека аура имеет чёткую сферическую форму, со структурированными энергетическими полям, которые при фотосъёмке в разных диапазонах можно различить по цветам. У больного же человека это поле изорвано и может циркулировать в хаотичном порядке, что является не столько следствием, сколько причиной физических болезней. В подтверждение этих теорий можно привести пример эффекта плацебо, когда смертельно больному пациенту выдают пилюли обычной аскорбиновой кислоты, говоря, что это лекарство, которое обязательно его излечит, и пациент в самые короткие сроки и впрямь избавляется от болезни. Всё дело в том, что когда человек болен, он склонен огорчаться и накручивать себя, и чем тяжелее болезнь, тем хуже его эмоциональное состояние. Но если человек начинает мыслить позитивно и радоваться жизни, испытывая положительные эмоции, его биополе восстанавливается, запуская процессы исцеления болезни.

Иными словами, мы можем с уверенностью заявить, что обычному человеку невозможно точно определить, где болит душа , но это не значит, что это невозможно в принципе. Душевная боль это очень тонкий механизм взаимосвязи очень многих факторов, которые отрицательно влияют на человека целиком, но, если научиться управлять своими чувствами и понять, как бороться с душевной болью, это поможет не только избежать негативных последствий связанных с ней, но и укрепит здоровье человека в целом.

Связь между людьми

Наверняка самыми яркими примерами душевной боли можно назвать боль утраты близкого человека. Так, мать чувствует смерть сына, даже не зная о том, что он умер наверняка, а влюблённые могут чувствовать неприятности, происходящие друг с другом. Это говорит о том, что наше биополе способно не только показывать наше собственное состояние, но и связывать нас с другими людьми. Отвечая на вопрос о том, где болит душа, многие указывают на сердце, так как именно укол в сердце принято считать своеобразным сигналом о том, что случилось нечто плохое. Это не совсем корректное, но, в принципе, верное определение, так как в области сердца и впрямь расположен наиболее активный энергетический узел нашего биополя. Таким образом, любое несчастье, которое происходит с вашими близкими, а также ваши переживания связанные с этим, вызывают резкий резонанс в биополе, что сказывается на сердце или, немного реже, сковывающей болью в груди. Причём следует отличать реальные сигналы, от мнимых. Многие люди сознательно накручивают себя, переживая попусту, и испытывают от этого боль, но это отнюдь не является сигналом о том, что случилось нечто плохое. Как правило, эти сигналы приходят неожиданно, так как связанны с разрывом или повреждением вашей духовной связи с близкими. Если вы хотите прожить долгую и счастливую жизнь, то вам следует научиться контролировать свои эмоции и не переживать попусту, так как это очень сильно подкашивает и без того хрупкое человеческое здоровье.

Заключение

Ну и напоследок хочется добавить, что душа может болеть по разному, и крайне важно научиться различать те сигналы, которые посылает вам ваш организм. Ведь не умея их распознавать, вы словно слепой котёнок будете искать свет в кромешной тьме, переживая ещё больше чем нужно, и рубя тем самым своё здоровье под самый корень. Никогда не забывайте, что душевное спокойствие и здоровье – это залог здоровья физического, а не наоборот, и прежде чем расстраиваться по пустякам, десять раз подумайте о том, стоят ли месяцы вашей жизни минутной слабости к саморазрушению? Научитесь жить в гармони с самим собой, изучите восточную философию, фен-шуй и другие техники, основная цель которой научить вас сопротивляться тем проявлениям нашей жизни, о которых принято не говорить и вовсе не обращать на них внимания.