Эссе на тему “Роль религии в современном мире”. Сочинение: Религия и религиозная вера Значение религии в развитии человека эссе

Эссе на тему "Религия в современном обществе. Важна ли её роль? Функции религий на сегодняшний день".

Человеку нужна была опора, которая давала бы ему надежду, веру, силу, а также объяснение некоторых непонятных ему вещей. Эту силу и опору он нашел в религии. Религия - основная вещь, помогающая сложиться мировоззрению еще маленького человечка. Основные идеи религии складывается на моральных качествах человека. Но нужна ли еще религия в наше время - время инноваций, прогресса и технологий?

Я считаю, что многое можно объяснить наукой. Разрешить международные конфликты, глобальные проблемы можно и без религии. Религия - сдерживающий фактор. Она упрекает человека и дает заветы, которые нельзя нарушать («Не убей!», «Не укради!»). С одной стороны мировоззрение некоторых людей складывается без религии, они понимают, что нельзя нарушать моральные нормы. Но, соответственно, некоторым людям религия нужна, чтобы не совершить те или иные ошибки. Возможно, это одна из защитных функций религии.

В мире существует более ста различных религиозных направлений, они имеют древнейшие формы и современные течения, но основными самыми многочисленными мировыми религиями являются христианство почти 1,5 млрд. человек, ислам около 1,3 млрд. человек, буддизм, 300 млн. человек.

Существуют также национальные и традиционные религии со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах.

По этому признаку различают такие виды религий: индуизм (Индия); конфуцианство (Китай);даосизм (Китай);иудаизм (Израиль);сикхизм (штат Пенджаб в Индии);синтоизм (Япония);язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).

Предлагаю, просмотреть нормы морали 3-х мировых религий.

1. Христианство.

Главная идея христианства - спасение. Однако христианство разделилось, видами христианства являются: католицизм, православие, протестанство.

Католицизм. Главной идеей являются семь заповедей.

Православие. Вероучение православия заключается в вере в единого Бога, а также в вере в телесное вознесение Иисуса Христа.

Протестанство. Главная идея протестантизма в том, что Библия - это единственный источник учения христианства.

2. Ислам.

Суть учения ислам или мусульманство, зародившееся в VII веке среди арабских племён, является вера в одного Бога, но мусульманстве его называют Аллах.

3. Буддизм.

Основной идеей буддизма является перерождение. Последователи буддизма верят в карму, которая складывается из заветов буддизма, а также в первую очередь из поступков человека. Согласно учению Будды вся жизнь - страдание, которое можно устранить только, если отказаться от страсти, желания к существованию, а далее достичь просветления.

Из этого всего, соответственно, можно сказать, что независимо от религии или вероучения признаются некоторые общие нормы морали, которые караются в каждом вероисповедании.

Само слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, возможно и священное. Благодаря религии, являясь и источником силы, люди могут надеяться, верить, а также почувствовать себя частичкой большого целого, что может объединить совсем разных людей. Вероятно, можно сказать, что все религии отражают разные стороны жизни, нашей реальности, мы мыслим и ищем истину жизни, существования, в чём она заключается. Все религии отражают разные аспекты реальности, потому что истинно всё, что

Я считаю, что религия несомненно важна людям, как и тысячи лет назад. Так или иначе, никто не нашел соответствующую альтернативу религии и Богу, и существование его тоже никто не опровергал.

Люди верят и язык становится не только средством общения, он является языком-посредником между прошлым, настоящим, будущим, хранителем наследия духовной культуры, как ритуалы и обычаи культуры того или иного народа. Я изучаю иностранные языки: английский язык, немецкий язык, русский язык, мой родной язык - калмыцкий язык. Изучение языков позволяет изучать и исследовать религии таких стран как Россия, Англия, Германия, Калмыкия. Несмотря на различие религий, в проповедуемых духовных, нравственных ценностях много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий.

Отношение к ней на протяжении многих веков менялось, как менялись и религиозные концепции. И если раньше существование некой сверхъестественной силы почти никогда не ставилось под сомнение, то роль религии в современном обществе уже не так велика. Более того, она сегодня является предметом беспрестанных споров, обсуждений, а зачастую - и осуждений.

Помимо трех мировых религий - буддизма, христианства и ислама - существует немало других течений. Каждое из них является важнейшим источником свода моральных правил и ценностей, в той или иной мере близких определенному народу. Собственно, религиозные нормы - есть не что иное, как отражение сложившихся воззрений того или иного этноса. А потому роль религии в обществе всегда имела догматический характер и помогала человеку бороться с соблазнами и темной стороной своей души.

Значение религии на сегодняшний день не может быть тем же, каким оно было, скажем, в V-VI веках. А все потому, что существованием Бога объясняли происхождение человека, нашей планеты, жизни вообще. Но роль религии в современном мире в этом плане ничтожна, ведь научные доказательства показывают несостоятельность теологических взглядов. Однако даже сегодня велика доля тех, кто предпочитает верить в то, что жизнь дал некий Творец.

Роль религии в современном обществе имеет и политическую основу. Особенно это заметно в восточных странах, где Коран (как раньше, так и сейчас) является основой всех сфер жизни: от духовной и культурной до экономической и политической.

Влияние церкви не обошло стороной и образование. В России уже несколько лет (пока - в качестве эксперимента) предмет «Основы православной культуры» значится в расписании начальных классов. Одни считают, что другие утверждают, является навязыванием ненужных взглядов. Доля же тех, кто относится к этому как к возможности больше узнать о культуре нашей страны, к сожалению, мала. В любом случае, можно говорить о том, как значительна роль религии в современном обществе, в том числе и в сфере образования.

Интересно, что в прежние времена церковь как организация не подвергалась каким-либо сторонним изучениям. Сегодня же многие ученые - главным образом, историки - занимаются исследованиями и анализом значения религии на определенных этапах развития общества. Являясь предметом изучения, она позволяет предугадать, спрогнозировать дальнейший ход развития событий, оценить обстановку в мире. Различные войны и революции, одной из причин которых являлась церковь, являются показателями того, насколько роль религии в современном обществе отличается от роли ее, скажем, в средние века.

Сегодня авторитет Церкви уже не имеет прежней силы. Во всем мире проводятся акции протеста против действий священнослужителей. Все большее распространение получает атеизм: придерживаясь здорового во всех смыслах образа жизни, люди отрицают религию как явление, способное сделать человечество лучше. Однако для многих Церковь в мире, полном войн и ненависти, является единственным духовным убежищем, а потому значительную роль религии в современном обществе отрицать глупо.


Французский писатель рассматривает в своем высказывании проблему религиозной веры в человеческой жизни, а именно связь религии и нации. Данная проблема актуальна в условиях преодоления нравственного кризиса в обществе.

Публицист убежден, что религия имеет приспособленческие свойства, позволяющие ей быть нужной для любого народа.

Не могу не согласиться с мнением Франса, так религия на протяжении всего развития человечества претерпела существенные изменения, тем самым подстраиваясь под нравы и быт современного поколения.

Религия представляет собой способ объедения людей, сплочения против общей беды или невзгоды.

Она всегда несла как положительные, так и отрицательные последствия, например, религия помогает сформировать собственное мировоззрение и восприятие. С помощью религии, то есть по критерию принадлежности к определенному религиозному объединению, люди образовывали государства, страны. Именно в этот и проявляется свойство "хамелеона" религии, в способности подстроиться под определенный уклад жизни, трансформироваться.

Религия меняется в соответствие со временем, местом и, конечно, с событиями. Так, в военное время религия обретает всеобщее значение и обеспечивает подъем национального духа и сознания. Во время войны православие стало еще более популярным, потому что матери не могли пережить уход на войну сыновей, и в молитвах видели смысл своей жизни. Надеясь на помощь бога в спасение их детей.

Еще одним примером является язычество у древних славян, когда они специально выбирали соответствующих тотемов, которые им были нужны, и им поклонялись.

То есть, раньше был один бог, потом его переименовали и стали молиться ему. Главное - вера, а вера во что именно не так важно.

Таким образом, мы можем говорить о способности религии перевоплощаться.

Обновлено: 2017-12-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему:

«Религия в современном мире. Функции религии».

Выполнил: студентка Э-2728 гр.

Воробьева А.А.

Проверил: преподаватель

Янович Г.В.

Курган 2010

Введение……………………………………………………………………………….....3

Религия в современном мире

1. Изменения религиозной области жизнедеятельности общества……………4

2. Численность последователей современных религий……………………….10

Функции и роль религии………………………………………………………………..11

1. Функции религии………………………...…………………………………...11

2. Роль религии………………..……...………………………………………….13

Вывод…………………...………………………………………………………………..16

Список используемой литературы……………………………………………………..17

Введение

Еще каких-нибудь десять лет назад, получая знание и воспитание с материалистических позиций, мы предполагали, что такие специфические институты, как религия и ее организации перестают быть факторами национальной общественной жизни, утрачивают свои позиции в оказании воздействия на мировоззрение людей.

Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность выводов данного рода. Сегодня даже непрофессиональным взглядом обывателя можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно стараются участвовать в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания. Не обошло явление активизации религиозной деятельности и Россию, а смутное время так называемых реформ еще в большей степени способствовало усилению этой деятельности.

Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно-исторической ситуацией, определенные функции.

Религия (от лат. religo - связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я".

Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не всякая вера религиозна. Вера - это признание какой-либо информации достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Вера может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиозная же вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры религиозной являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается как тяжкий грех.

Религиозную веру следует отличать от суеверий-предрассудков и заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развивающихся и в современности.

Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно связана с культом и поклонением, почитанием божеств при помощи конкретно устанавливаемых действ-ритуалов.

Религиозной области жизнедеятельности общества современного мира присущи важнейшие изменения.

1.Секуляризация

В XX веке завершился процесс секуляризации общественной жизни, вытеснения из нее религии, начало которого совпадает с началом Нового времени. Это значит, что религия – и как институт, и как мировоззрение – окончательно утратила свою роль и значение в тех случаях, когда речь идет о принятии решений в политической, социальной или культурной сферах. Если вспомнить знаменитые высказывания из эпохи Просвещения, то, с одной стороны, "гипотеза Бога" так и осталась излишней, но, с другой стороны, не нужно и "выдумывать Бога", поскольку даже Его символическое присутствие не работает в современном социально-политическом пространстве.

Современное общество ориентировано, прежде всего, на ощутимый результат всякого усилия и всякой деятельности. Более того, в нем существует своеобразный культ эффективности. Побеждают ценности прикладной науки: любая идея ценна настолько, насколько она может быть реализована в производственной практике. В конечном счете, все сводится к технологии, у которой один критерий – технологичность.

Часто говорят об утилитаризме современного человека, озабоченного материальной выгодой, одержимого потребительством. Вместе с тем потребление – не что иное, как оборотная сторона эффективного менеджмента. Быть может, главное социальное последствие не в том, что люди превратились в "потребителей", а в том, что для общества определяющей стала сама эффективность "машины" – экономической, финансовой, политической, научной, социальной и т.д.

Подобное положение называют дегуманизацией. Это, в частности, означает, что сегодня профессиональная деятельность и социальный статус человека сплошь и рядом не зависят от мировоззрения, религиозной веры, нравственных ориентиров, особых талантов, личных пристрастий. Прежде всего другого они зависят от способности "вписаться" в существующие механизмы.

Надо иметь в виду, что в досекулярном прошлом религия выполняла двойную функцию. С одной стороны, она, конечно же, участвовала в социальной "прагматике", выполняя роль общественного интегратора: религия давала сакральную санкцию общественному устройству, определяла мораль, мотивировала поступки, а также направляла мысль, "одушевляла" общество. Но, с другой стороны, религия указывала человеку (как члену общества) на сверхвременные, духовные истины и тем самым придавала его существованию в мире внутреннюю глубину, а также нравственный смысл, далекий от "разумного эгоизма". Она учила, что человек человечен настолько, насколько он превышает простую "человеческую данность" – потому что вечный Бог призвал его к духовному росту и свершению по ту сторону здешней, земной "результативности".

Когда же появились другие социальные интеграторы и "мотиваторы", религия превратилась в "частное дело" отдельных индивидуумов. Это касается того исторического периода, когда множество членов общества все еще остаются христианами, но "прогресс человечества", то есть ориентация на эффективность, никак не связанную с религиозной верой, не имеет ничего общего с Церковью; скорее, наоборот. Подобная ситуация, когда "христианские ценности" еще в какой-то мере определяют жизнь общества, характерна и для части стран современного времени.

Однако можно утверждать, что с завершением процесса секуляризации христианская религия перестает быть "частным делом" отдельных людей. Если раньше она еще могла укрываться в душах и умах тех, кто в обыденной жизни следовал законам "новой прагматики без Бога", то теперь – и именно теперь – христианство по существу становится принципиальным оппонентом современной постхристианской культуры.

Религия перестала быть социально полезной, "функциональной" – и поэтому секуляризация совершилась. Но религия имеет дело с "вечным в человеке" и через человека присутствует в обществе и истории. Религия – социальна, даже если она "социально неэффективна". Место религии в жизни человека и общества не может занять ничто другое, потому что она отвечает на особые вопросы человека: об отношении к Богу и об отношении к другому – перед лицом Бога.

2. Фундаментализм.

Фундаментализм религиозный - тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней.

Под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный, прежде всего для так называемых авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном фундаментализме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов и связано с такими явлениями, как рост христианского фундаментализма в протестантских церквах США и Латинской Америке, с типологически схожими католическими движениями (например, Opus Dei), с "исламским фундаментализмом" аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др.

Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает "веру помимо интерпретации", что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции.

Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного фундаментализма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).

Особенность религиозного фундаментализма заключается в том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является, в отличие от консерватизма в обычном понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком, как в духовном, так и в политическом отношении.

Не раз и не два наблюдаю по телевидению и в жизни такое явление, как, например, православные коммунисты. Это понятие уже не приходится даже брать в кавычки. Интересно, как к подобному явлению отнеслись бы основоположники коммунизма? Сейчас, кажется, стало модно посещать храмы даже людям, заведомо далеким от любой религии. И это уже никого не удивляет. И наводит это на размышления о той роли, которую религия играет в жизни современного общества.

В не столь давние времена религия была оплотом общественного мироустройства. Или одним из оплотов. Но что же сейчас? Внешне религии процветают: в городах любой страны можно найти множество храмов, причем религии и конфессии – на выбор. Однако если посмотреть поближе, окажется, что глубинная религиозность людей изменилась. Да, внешне все прекрасно. Во славу Творца и Господа поются прекрасные гимны, строятся великолепные и просторные храмы, люди приходят на проповеди, издания Библии расходятся все так же уверенно. Но…

Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову.

Недаром в проводившемся в 2009 году всероссийском исследовании на тему религии выяснились парадоксальные факты – процент причисляющих себя к православию выше процента собственно верующих в Бога! К тому же доля соблюдающих хоть какие-то религиозные предписания и того меньше.

Вообще, религиозность можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, это – личные опыты и переживания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации, в качестве культурной традиции. Сейчас религия начинает восприниматься все больше именно во втором качестве. Это тоже, конечно, важно, но все же… к чему может привести подобный подход?

На основе изучения результатов ряда переписей населения, в девяти странах мира исследователи сделали вывод, что религия в них обречена на полное или частичное исчезновение.

Анализ статистических данных за последние 100 лет, полученных в Австралии, Австрии, Ирландии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Финляндии, Чехии и Швейцарии показал, что число неверующих там неуклонно растет (например, 40% в Нидерландах и 60% в Чехии).

В основе метода исследования лежит представление о конкуренции между группами людей, говорящих на разных языках, а также понятие «полезности» каждого из этих языков. «Идея крайне проста. Во-первых, люди стремятся присоединиться к более многочисленным социальным группам. Во-вторых, социальной группе присущи такие свойства, как престиж и степень полезности», – прокомментировал эти выводы один из исследователей.

Вот так, религиозный опыт людей низводится до уровня «престижа и уровня полезности». Интересно было бы проанализировать жизнь святых прошлого, насколько их вера помогла им лучше устроиться в обществе. Кстати, интересно, что упомянутые в исследовании Чехия и Нидерланды являются «лидерами» в Европе в части различного рода сексуальных услуг и секс-туризма. Одно тянет за собой другое – неверие приводит к блуду, блуд приводит к неверию.

Гюстав Лебон, основатель социальной психологии, писал: «Если в настоящее время старое общество колеблется в своих устоях и видит все свои учреждения сильно пошатнувшимися, то это потому, что оно все более и более теряет свои старые верования, которыми люди жили до сих пор. Когда человечество их совершенно потеряет, новая цивилизация, основанная на новой вере, необходимо займет ее место. История показывает нам, что народы не переживают долго исчезновения своих богов. Родившиеся с ними цивилизации умирают также с ними. Нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов».

Из истории мы знаем, что страны, которые сохраняли веру и религию, смогли выжить и пройти через различные исторические катаклизмы. Те нации, которые утратили веру, исчезли с исторической сцены. Причем часто бывало так, что религию сохраняли отнюдь не государственные институты, более того, государство всячески стремилось уничтожить веру. Пример СССР в этом смысле очень показателен. Оплотом веры становились люди – народ в целом и отдельные личности, которые несли огонь веры не потому, что это было престижно, а потому, что пережили глубочайшие опыты единения с Творцом.

Именно здесь и кроется ответ на вопрос, какова же роль и в современном обществе. Религия должна помогать людям приходить к Богу, испытывать личные переживания и формировать мировоззрение, опирающееся не на изменчивые приоритеты современного общества, а на нравственные законы, которые Бог давал людям с начала сотворения.

Конечно, можно спросить: «Так почему бы не верить каждому тихонько у себя дома, зачем современному обществу нужна религия?» С тем же успехом можно спросить: «А зачем нужно учиться в университете, ведь можно просто учиться дома, имея все нужные учебники?»

Настоящая религия – это не просто набор знаний, не только догмы и правила. Люди созданы так, что иногда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. И Иисус не зря говорил, что Он будет там, где двое или трое соберутся вместе во имя Его.

Таким образом, самая необходимая роль, которую религия должна играть сейчас – это служить тренировочной площадкой для тех, кто строит отношения с Богом, кто учится жить по-Божьи. И тогда не нужно будет опасаться, что религия станет в чем-то непопулярной или не престижной. Ведь самое большое счастье, которое может испытать человек, приходит от ощущения любви Бога. К ней и должна вести нас наша вера и религия.