История пионерии. Пионеры во время ВОВ

До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, но после смерти Ленина Всесоюзной организации дали имя вождя. Принято считать, что у истоков советского пионерского движения стояла Надежда Крупская, и это действительно так, но большую роль сыграл также советский педагог Иннокентий Жуков.

Он был идеологом скаутизма, и во многом благодаря ему пионерская организация переняла так много от бойскаутов. Например, была позаимствована структура движения и игровой метод воспитания детей. Именно Жуков предложил девиз «Будь готов!», который стал приветствием каждого советского пионера. Сама Крупская была не в восторге от скаутского движения, считая его частью капиталистического строя.

«Бойскаутизм является в руках буржуазии средством пропитать подрастающую молодежь чувствами патриотизма, религиозными настроениями, чувствами покорности перед королем, родителями, хозяевами.

Пункт 2 «закона скаутов... гласит: «Скаут верен королю, начальникам, родителям, своей родине и своим хозяевам. Он должен стоять за них при всяких обстоятельствах против любого из их врагов и даже против того, кто дурно о них отзывается», — писала жена Ленина в своей брошюре «Бойскаутизм и РКСМ» от 1922 года.

Несмотря на это, Крупская признавала, что бойскаутское движение очень эффективно воспитывает детей в нужном государству духе, и предлагала перенять некоторые методы воспитания.

«Имеет значение и то, что от бойскаута при поступлении требуется известная подготовка, хотя крайне незначительная и элементарная. Это является как бы символом того, что принятие в бойскауты надо заслужить. Мне кажется, что РКСМ следовало бы внести в свой устав, что в члены РКСМ могут быть приняты только те юноши и девушки, которые, скажем,

1) докажут свое знакомство с целями РКСМ, 2) знают содержание двух-трех определенных книжек, 3) принимали участие в «субботниках молодежи» в течение, скажем, 5 раз и т. д.

Вступление следует обставлять тоже известной торжественностью. Принимать в РКСМ на торжественном заседании ячейки или комитета, начинающемся пением «Интернационала», на котором делается, скажем, общий отчет о деятельности союза и пр.».

Партия последовала этому совету, и принятие в пионеры с тех пор стало одним из самых торжественных и волнующих событий в жизни десятилетних мальчишек и девчонок по всему Советскому Союзу.


Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год

РИА «Новости»

С начала 1930-х годов пионерские объединения стали создаваться на базах школ: отряды состояли из школьных классов, внутри могли образовываться отдельные звенья, пионерской дружиной становилась целая школа. Кстати, институт пионерских вожатых тоже позаимствовали у скаутского движения.

До пионерии в царской России тоже существовало детское движение скаутинга. В 1909 году полковник Олег Пантюхов создал в Павловске под Петербургом скаутский патруль «Бобры». Интерес к таким объединениям быстро возрос, так что к 1917 году в России насчитывалось около 50 тыс. скаутов в 142 городах. В такие отряды вступали дети любого общественного положения и вероисповедания начиная с 12 лет. Интересно, что эти отряды также сделали своим главным девизом призыв «Будь готов!».

Значок пионеров — красная звезда на фоне костра — тоже преемник символа скаутов.

Три лепестка лилии, которые обозначали долг перед собой, перед ближними и перед Богом, заменили три языка пламени.

Знаменитые посиделки у костра тоже впервые придумали не пионеры. Кстати, первый пионерский костер был проведен еще до создания официального пионерского движения в Союзе: он прошел 7 мая 1922 года в сокольническом лесу в Москве, и на него собрались дети из тогда еще экспериментальных пионерских объединений столицы.



Пионеры у вечернего костра в пионерском лагере для детей работников Слюдянского рудоправления, 1961 год

Юрий Абрамочкин/РИА «Новости»

Наконец, обязательный и самый узнаваемый символ пионеров, красный галстук, тоже переняли у мирового детского движения, правда, у скаутов цвет мог различаться в зависимости от страны или организации.

Галстук пионера был не просто тряпочкой на шее. Считалось, что это — частица революционного Красного знамени, соответственно, для пионера беречь честь пионерского галстука значило хранить честь Красного знамени. Так детей готовили к ответственности и вступлению в комсомол. Была введена преемственность: октябрята — пионерия — комсомол, — с 7 лет у советского ребенка была заранее подготовленная карьерная лестница.

В 1957 году был принят новый свод пионерских законов. Вместе с ними были прописаны обычаи пионеров, в них говорилось не только об общественном долге, но и о привычках, которые выдают настоящего пионера. Среди них, в частности, «пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька»;

«пионеры стелют постели своими, а не чужими руками»; «пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы — друзья желудка».

Среди других законов были следующие: «пионер — всем ребятам пример»; «пионеры точны и аккуратны»; «пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь»; «пионеры не боятся предлагать свои услуги людям»; «пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер»; «пьяный пионер позорит дружину». Также обязательным считалось, что «пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов»; «пионеры охраняют полезных животных»; «пионеры помнят всегда свои обычаи и законы».

Такое внимание к личной гигиене и бытовым привычкам не должно нас удивлять. Пионер обязан был быть не только патриотичным, талантливым и трудолюбивым, но и здоровым. Например, в турпоходах почти всегда носили шорты (которые тогда назывались трусами), в холодную погоду под них могли надевать шерстяные колготы или чулки-гольфы, которые к тому же предохраняли ноги от травм. Спортивные трусы также старались надевать в погоду теплее +10°C. Считалось, что советский пионер должен быть не только выносливым, но и закаленным.

Каждый атрибут пионера, будь то клятва перед товарищами или ношение формы, использовался как метод воспитания нужных качеств характера.



Прием в пионеры на Красной площади, 1965 год

Давид Шоломович/РИА «Новости»

Знаменитые военно-спортивные игры, такие как «Зарница» и «Орленок», до сих пор пытаются возродить во многих лагерях и детских объединениях. Игра «Зарница» проводилась по всему СССР с 1967 года. Игроков разделяли на две команды «Красных» и «Синих», и почти всегда побеждали «Красные». Возможно, давало свои плоды патриотическое воспитание, вспоминают бывшие пионеры.

Надежда Крупская утверждала, что воспитывать будущих коммунистов, преданных Родине и партии, надо без отрыва «от производства». Поэтому с самого начала своего существования пионеры занимались общественно-полезной деятельностью. Направления этих занятий менялись в зависимости от запросов страны в разные годы.

Например, в 1920-1930-е годы пионеры активно помогали бороться с безграмотностью и беспризорностью. Последнее прекрасно отражено в фильме «Республика ШКИД», где один из воспитанников детского приюта орал пионеру-барабанщику: «Эй, голоногий, бубен потеряешь!» А, например, в 1950-е страна восстанавливалась после войны, и тяжелой промышленности не хватало металла. Соответственно, все советские пионеры по заданию вожатых и учителей бросились собирать металлолом.

Среди пионеров всегда были передовики, герои и ударники труда. Имена большинства из них сейчас нам ни о чем не говорят, а в то время они были примерами служения стране, о них постоянно писали в газетах. Например, настоящей стахановкой стала 11-летняя пионерка из Таджикской ССР Мамлакат Нахангова. На сборе хлопка девочка стала брать его двумя руками и за день приносила 70-80 кг, взрослые в среднем собирали по 15 кг. В 1935 году в Кремле Мамлакат наградили высшей советской государственной наградой, юная пионерка встретилась со Сталиным, который вручил ей фотокарточку с личной подписью. В следующем году пионерка поехала в лагерь «Артек», мечту всех советских пионеров.

Интересно, что труженицу чествовали везде, кроме родного кишлака Шахмансур. Многие сборщики хлопка не радовались перевыполнению плана и угрожали ей, чтобы она «не смела превышать выработку».



Церемония открытия комплекса Московского городского Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах, 1962 год

Василий Малышев/РИА «Новости»

В 1940 году в школе №2 города Клина образовался первый тимуровский отряд, который состоял из шести пионеров. Именно в этом городе Аркадий Гайдар написал свою повесть «Тимур и его команда». Сам автор рассказывал, что тимуровскую организацию он создал в реальности, когда был ребенком, став командиром дворовой команды, которая тайно делала добрые дела и не просила за них награды. После публикации повести в стране возник настоящий бум детского волонтерства.

При этом пионеры и тимуровцы — не совсем одно и то же. По словам историка Алексея Балакирева, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят.

В тяжелых условиях детьми в школах и семьях занимались меньше, и им приходилось воспитывать себя самим, поэтому тимуровское движение возникло очень кстати: за пять лет войны в Советском Союзе появилось три миллиона подростков, которые считали себя тимуровцами. Дети и подростки сами, без участия старших наставников, организовывали собрания и помогали городу или фронту так, как могли и умели.

Одной из самых знаменитых тимуровских команд в годы войны стала организация в городе Пласт Челябинской области. В 1941 году около сотни местных ребят объединились, чтобы помочь фронту: собирали лекарственные растения, металлолом, проводили концерты в госпиталях. Некоторые даже работали в шахтах недалеко от Пласта: в них добывали золото, за которое СССР покупал у Америки и Британии военную технику и продукты.

В 1942 году пионерское и тимуровское движение стали активно соединять, потому что последнее грозило вытеснить пионерию.

Вскоре тимуровцы стали одним из «подвидов» советских пионеров, и после войны они занимались помощью ветеранам и пенсионерам, поисками братских могил, воспитанием младших товарищей.



Болгарские и советские дети на 111-ом Всесоюзном слете пионеров в лагере «Артек» имени В.И. Ленина, 1967 год

Александр Макаров/РИА «Новости»

Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина закончила свое существование 28 сентября 1991 года. Сегодня в России есть некоторые аналоги пионерских организаций, которые носят негосударственный общественный характер: Российское движение школьников, Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций. Собственные детско-подростковые движения, кажется, мечтает создать каждое ведомство. Из недавнего — 15 мая 2017 года СК РФ сообщил о планах создать молодежное движение «Юные следователи», чтобы воспитывать будущих криминалистов. Но единой массовой детской организации в стране с советских времен так и не появилось.

Это прошлое нашей страны. Но мы все знаем, что новое, это хорошо забыто старое. И хочется сказать, что у пионерской организации, с ее историей и прошлым есть много хорошего и в первую очередь, это наши воспоминания о молодости.

История пионерской организации

До сих пор, мы, поколение 80-х, наши отцы и матеря, деды и бабушки помнят о том, что организация образовалась по решению Конференции комсомола СССР 19 мая 1922 года. До этого пионерская организация именовалась «Спартак», а после смерти вождя пролетариата Ленина получила его имя.

Пионерия в СССР на ее начальном этапе создавалась в качестве организаций при Домах культуры городов, что уже тогда по суди было прообразом будущих Домов пионеров. Набор детей осуществлялся индивидуально.

С 1925-1926 годах пионерия уже организовывалась повсеместно на базе школ, о чем говорит убедительная статистика тех лет. В СССР уже насчитывалось до полутора миллионов пионеров.

Пионерия в СССР была повсеместной. Пионерами, как правило, становились дети начиная с 9-летнего возраста. И если мы вспомним нашу молодость, то это было обычно в 3-4 классе и до 3-14 летнего возраста. До того момента, пока не начинался прием в комсомол.

Здесь я думаю многие улыбнутся, если мы вспомнит о том, что в первую очередь пионерами становились дети с хорошей успеваемостью, ну а затем все остальные. Изначально при создании пионерии приём осуществлялся на добровольной основе, однако на рубеже 1980-х годов фактически все учащиеся по достижению вышеуказанного возраста принимались в пионеры. Не принимали в пионеры редко, за исключением только отпетых хулиганов.

Чем занималась пионерия

С пионерами в СССР были связаны многое. Давайте вспомним пионерлагеря - места массового летнего отдыха детей (самые известные «Артек» — Крым, «Орленок» — Кавказское побережье).

С пионерами проводились различные массовые мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Всесоюзную популярность завоевала военизированная игра для детей — «Зарница». И сегодня, уже в наше время, «Зарница» возрождается в регионах.

Отличительная форма пионерии

У пионерии была своя форма. Отличительная особенность - это обязательное ношение красного пионерского галстука и пионерского значка. Кроме того, была и форма, которая состояла из белой пионерской рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве, темно-синих брюк для мальчиков и темно-синей юбки. При посещении школы пионеры обычно ограничивались ношением только галстука и пионерского значка вместе со школьной формой.

После Октябрьской революции 1917 года во многих городах Советского союза стали возникать детские организации, группы и объединения. Компартия поручила комсомолу создать единую детскую коммунистическую организацию..

Пионерский отряд армянского села на Ставрополье, 1924




19 мая 1922 года Вторая Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. И в октябре того же года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах СССР, в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году ей было присвоено имя В. И.Ленина. А после 7-го съезда комсомола в 1926 году, на котором было принято постановление о переименовании РКСМ в ВЛКСМ, пионерская организация стала именоваться «Всесоюзная пионерская организация имени В. И.Ленина».



Первый пионерский отряд Раненбурга, 1925 год

Первые пионерские отряды работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений, участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности. В начале 1930-х годов объединения пионеров стали создаваться в школах. Всесоюзная пионерская организация строилась по так называемому школьному принципу: класс — отряд, школа — пионерская дружина.


Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год



Первый слёт пионеров и пионерработников, 1926 г.


Первые пионеры Красного Перекопа, 1923 г.

В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа, создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры. В годы Великой Отечественной войны организовалось массовое тимуровское движение. Пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. День же создания Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, 19 мая, официально отмечался в СССР как праздник пионерского движения — День пионерии.


Клара Цеткин выступает перед артековцами, 1925 год


Гатчина. Колонна пионеров на фоне здания бывшего Сиротского института, 1923

В 1991 году пионерская организация, как и ВЛКСМ, закончила свое существование. Сперва предпринимались попытки ее реформирования, но в прежнем масштабе создать детскую и юношескую организацию не удалось. Появилось множество других общественных организаций — преемников пионерской, образованных с участием детей и в их интересах.

Новый Союз пионерских организаций появился в 1992 году как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений. А День пионерии в настоящее время неофициально отмечается некоторыми детскими организациями и компаниями, занятыми в сфере организации детского досуга. Ряд мероприятий для пионеров по всей стране проводятся также силами КПРФ.

Сегодня все больший интерес начинает вызывать история СССР. Кто-то пытается найти в ней отрицательные моменты, кто-то положительные. В этой статье мы говорим об истории пионерской организации, которая в наше время вызывает бурные дискуссии. Особенно когда возникают вопросы, чем занять детей или почему нынешнее поколение выросло таким безответственным. О том, насколько эта организация была полезна или вредна, речи идти не будет, эти выводы для себя надо сделать самостоятельно.

Истоки пионерского движения

Удивительно, но корни этого, казалось бы, чисто коммунистического движения уходят в скаутинг. Мало кто знает, что к 1917 году в России было сформировано немало детских скаутских объединений. В целом эта организация насчитывала около 50 тысяч участников. В преддверии Гражданской войны скауты оказывали различную социальную помощь, были организаторами отрядов детской милиции, устраивали поиски беспризорных детей.

Когда к власти пришла Советская власть, скаутское движение начало распадаться по направлениям в зависимости от территории нахождения. Например, в Казани и Петрограде возникли объединения «Лесных братьев», а московское общество строилось на принципах Баден-Пауэлла. Также возникло течение «юкизм», т. е. «юные коммунисты». Они пытались объединить коммунистическую идеологию с принципами скаутизма. Основателем движения юкистов была партийный функционер Вера Бонч-Бруевич. Но в 1919 году на съезде РКСМ приняли решение распустить все скаутские отряды.

Предложение Крупской

С этого момента начинается история пионерской организации в том виде, в каком она запомнилась. Итак, после запрета скаутских отрядов остро началась ощущаться нехватка организаций по работе с детьми. Первой идею сформулировала Н. К. Крупская, выступившая в ноябре 1921 года с докладом, который назывался «О бойскаутизме». Вскоре это выступление было издано в виде небольшой брошюры, в которой говорилось о том, что необходимо в кратчайшие сроки создать детскую организацию, которая была бы «скаутской по форме и коммунистической по содержанию».

Сначала руководители комсомола, негативно воспринимавшие скаутизм, настороженно отнеслись к данному предложению. Ведь, вступая в ряды такой по сути, сохраняли традицию, заведенную еще при царизме, что не могло не вызывать опасений. Однако все изменилось, когда после очередного выступления Крупской была сформирована специальная комиссия. На ней И. Жуков представил свой доклад, который был положительно оценен членами Бюро. Сразу после этого началось обсуждение организаторской стороны дела.

В самом начале 1922 года на рассмотрение комиссии было выдвинуто предложение о включении в скаутские организации детей, а не комсомольцев, как предлагалось изначально. В это же время И. Жуков предложил назвать новую организацию «пионерской». Само название он позаимствовал у Сетона-Томпсона. Кроме того, пионерская организация многое взяла у скаутизма. Например, игровую форму обучения, организацию по отрядам, управление детьми с помощью вожатых, элементы символики, сборы у костра. Даже девиз «Будь готов!» не является оригинальным.

Первые группы

2 февраля 1922 года был сделан следующий шаг на пути развития истории пионерской организации. Именно в этот день в областные центры были разосланы письма из бюро ЦК о создании детской группы при комсомольской ячейке. Уже было создано специальное бюро, в которое входил Валерий Зорин, бывший скаутмастер. Именно он организовал первую детскую группу в одном из интернатов Замоскворечья. Отряд назвали «Юные разведчики», но долго он не просуществовал. И в скором времени Зорин взялся за организацию детей при заводе «Каучук».

Параллельно с Зориным начал работать в этом же направлении Михаил Стремяков, еще один скаутмастер. Он организовал группы в школе фабрично-заводского ученичества при бывшей типографии Машистова. Обычно именно эту детскую группу называют первым пионерским отрядом. Там же в апреле начинает выходить «Барабан», первый пионерский журнал, а затем и «Пионерская правда».

2 марта было создано бюро детских групп, в задачу которого входила разработка устава. Рассмотрен и принят он был на II Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая. День пионерской организации - именно так позднее будет названа эта дата. Конференция не только согласовала устав, но и приняла решение начать повсеместное распространение пионерских организаций. После этого было создано специальное бюро для работы с детьми, в которое вошло семь человек. Среди них были И. Жуков, а также Крупская, в роли наблюдателя от партии, и Луначарский как наблюдатель от правительства.

Повсеместно распространение и выбор названия

С этого момента начинают активно формироваться пионерские отряды по всей территории страны. Одновременно с этим распространяется и создается пионерская символика. Именно в 1922 году был сочинен текст одной из известнейших пионерских песен - «Взвейтесь кострами, синие ночи». В Петрограде первая детская группа появилась только 3 декабря. Организатором ее стал комсомолец Сергей Марго. Первые четыре пионерских отряда были созданы из российских групп юных разведчиков.

В октябре на очередном съезде РКСМ было принято решение об объединении всех пионерских отрядов в единую организацию, которой было присвоено название «Юные пионеры имени Спартака». В день смерти Ленина организации присвоили имя вождя. В 1926 году было выпущено специальное постановление, где указывалось новое название детского объединения, сохранившееся до последних дней его существования. Звучало оно как «Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина».

Пионеры во время ВОВ

Год образования пионерской организации стал годом начала новой эпохи в жизни многих детей. После 1922 года быть пионером стало так же почетно, как быть комсомольцем. Да и попасть в комсомольцы, не побывав пионером, позднее стало практически невозможно.

Постепенно пионерская организация стала неотделима от социальной жизни страны. Не удивительно, что и во время страшной беды, постигшей весь Советский Союз, она не осталась в стороне.

С момента объявления о начале войны пионеры во всем старались не отставать от взрослых и помогать бороться с врагом не только в тылу, но и на фронте. Многие дети присоединялись к подполью и партизанским отрядам. Пионеры становились юнгами на военных кораблях, разведчиками, помогали скрывать от вражеских солдат раненных, приносили провизию партизанам, скрывающимся в лесах. Детей редко воспринимали всерьез, поэтому им легче было пробраться через или разузнать секретную информацию.

Однако не всегда боевое задание оканчивалось для детей благополучно. Так, посмертно были награждены званием Героя Советского Союза четверо ребят - Зина, Портнова, Леня Голиков, Валя Котиков и Марат Казей.

После окончания войны все имена погибших детей были вписаны в официальный список тех, кто получил звание пионеров-героев.

Послевоенный этап

История пионерской организации в послевоенное время также тяжела, как и история всей страны. Необходимо было восстанавливать разрушенное, и здесь имела большое значение даже детская помощь. Городские дети собирали металлолом и макулатуру, занимались посадкой зеленых насаждений. На сельские пионерские отряды легла более сложная задача - они выращивали мелких домашних животных, например, птиц и кроликов. Лучшие из маленьких тружеников были награждены различными орденами. Дети также принимали участи в сборе урожая, шли работать на завод. В общем, везде, где не хватало рук, брали на работу пионеров. Огромное число здоровых мужчин погибло на войне, поэтому не было возможности отказываться ни от какой помощи. Тем более что дети, сознавая необходимость, трудились наравне со взрослыми, стараясь ни в чем им не уступать.

Сейчас подобное кажется негуманным, но в то время пионеры сами хотели помогать. Никто не принуждал детей работать. Многие сами брались за тяжелый труд.

Дальнейшие годы

В 1953 году пионеры СССР едва не были переименованы. После смерти Сталина многие предлагали дополнить название организации. И если раньше Всесоюзная пионерская организация были только имени Ленина, то теперь вносились предложения добавить сюда недавно почившего вождя. Однако после разоблачения культа личности Сталина этот вопрос был полностью исчерпан, и организация так и не была переименована.

С 1955 года появилась традиция вносить имена выдающихся детей в специальную книгу почета. В 1958 году претерпела небольшое изменение структура организации. С этого года были введены три уровня развития, на каждом из которых ребенок получал особый значок. Чтобы достичь следующего этапа, пионер должен был заниматься по специальной индивидуальной программе. При этом вся пионерская работа была объединена в план, рассчитанный на два года, который был ориентирован на помощь страшим в выполнении их семилетнего плана.

В 1962 году изображение было изменено - на него добавили профиль Ленина. Это было знаком того, что государство признает огромные заслуги пионерской организации. Событие было вызвано вручением ордена Ленина Всесоюзной пионерской организации за успехи в деле социалистического воспитания подростков. Черед десять лет, в 1972 году, детская организация была повторна удостоена этой же высокой награды.

К этому времени в пионерах состояли более чем 23 миллиона детей по всему Советскому Союзу.

Прекращение существования

Первые изменения пионерская организация претерпела в период перестройки и начала либеральных реформ. В это время И. Н. Никитин, председатель Центрального союза пионерской организации, предложил внести изменения в пионерскую структуру с целью ее демократизации. И уже 1 октября 1990 года на 10 Всесоюзном пионерском слете, который проходил в Артеке, детскую организацию переименовали в СПО-ФДО (Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций). Председателем нового учреждения был назначен Е. Е. Чепурных. Однако самостоятельно вносить изменения и проводить реорганизацию СПО-ФДО не мог. Дело в том, что он все еще оставался в составе ЦК ВЛКСМ. Поэтому никаких коренных изменений проведено не было.

После запрета КПСС, провозглашенного в сентябре 1991 года, прошел чрезвычайный съезд ВЛКСМ, на котором было объявлена, что историческая роль ВЛКСМ была исчерпана, комсомольская организация была распущена, а также прекратила свое существование и Всесоюзная пионерская организация. С этого дня 19 мая, день пионерской организации, больше не считался праздником. В стране произошли коренные изменения, которые повлекли за собой распад множества государственных учреждений.

После окончательного распада СССР, имущество пионерской организации было изъято. Все Дворцы пионеров в регионе были перепрофилированы и стали «Домами детского и юношеского творчества». Большая часть пионерских лагерей оказалась в руках частников, которые превратили их в пансионы и турбазы. Только небольшая их часть оставила за собой статус детского оздоровительного лагеря.

Чем занимались пионеры?

Деятельность пионерской организации всегда была направлена на помощь комсомолу и взрослым. Но это не всегда были мирные действия. В начале 30-х годов пионеров решили привлечь к борьбе с противниками советской власти. Это позиционировалось как гражданский долг каждого верного Советам человека, включая и детей. Образцом для всех пионеров был избран Павлик Морозов. Согласно официальной версии, он донес власти на родного отца, который помогал кулакам, а затем выступил против него в суде. За это Павлик и был убит отцом.

После этого напряженного времени борьба с антисоветчиной приняла идеологический и пропагандистский характер.

Однако пионеры занимались не только идеологическим воспитанием. Также в их обязанности в разное время входило:

  • Сбор металлолома и макулатуры.
  • Участие в смотре строя и песни.
  • Участие в
  • Участие во всесоюзных спортивных соревнованиях «Кожаный мяч», «Золотая шайба».
  • Проведение спортивно-военной «Зарницы».
  • Командные игры с мячом «Пионербол» и «Снайпер».
  • Входили в ряды юных помощников инспекторов дорожного движения, а также в юношеские добровольные пожарные дружины.
  • Организовывали «Зеленый патруль» (занимались охраной лесов), «Голубой патруль» (занимались охраной водных ресурсов).
  • Занятия в спортивных секциях и кружках.
  • Выращивание служебных собак и коней.

Порядок приема

В пионеры принимали детей от 9 до 14 лет. Официально это происходило на добровольных началах. Осуществлялся прием индивидуально, голосованием на общем совете пионерского отряда. Вступивший в организацию на линейке приносил клятву пионера, затем ему повязывали красный галстук и вручали пионерский значок. Обычно церемония проходила в местах историко-революционной памяти в период коммунистических праздников. Например, у памятников Ленину 22 апреля.

Торжественное обещание, или клятва пионера, имела регламентированный текст, который заучивался вступающим наизусть. За время существования организации правки в эту клятву вносились только несколько раз и всегда согласовывались с партией. Во время принесения клятвы пионер называл свое имя и клялся, вступая в ряды пионерской организации, «перед лицом своих товарищей» любить свою Родину, жить по заветам Ленина и соблюдать Законы пионерской организации.

Устав

Устав пионерской организации, он же закон пионеров, должен был соблюдаться беспрекословно. Он был не особенно длинным и его легко можно было выучить наизусть. Согласно уставу, пионер должен был:

  • Быть предан коммунизму, партии и Родине.
  • Готовиться поступить в комсомольцы.
  • Равняться на героев труда и борьбы.
  • Чтить погибших бойцов и быть готовым самому стать защитником Родины.
  • Быть лучшим в труде, спорте и учебе.
  • Быть верным и честным товарищем, который всегда защищает правду.
  • Быть вожатым и товарищем октябрят.

Гимн

Гимном пионерской организации служил «Марш юных пионеров». Эта советская песня была написана специально для пионеров в 1922 году. Авторами марша стали поэт и пианист Сергей Кайдан-Дешкин. Некоторые строки из этой песни знакомы даже тем, кто никогда не поступал в пионеры. Например, «Взвейтесь кострами, синие ночи. Мы пионеры - дети рабочих!»

В мае 1922 года, после выступления Крупской на совещании Центрального комитета, Жарову было дано задание: придумать за две недели песню, которая могла бы стать гимном новой детской организации. Жаров обратился за советом к Д. Фурманову, который посоветовал ему взять за основу какую-нибудь уже существующую композицию. В это же время в «Большом театре» шла опера «Фауст». На спектакле Жаров услышал «Марш солдат», который и стал основой революционного сочинения.

Символика

Как у любой идеологической организации, у данной также были свои атрибуты. Символы пионерской организации были призваны вызывать уважение, как и те, кто в ней состоит. К ним относились:

  • Пионерский галстук - олицетворял собой часть пионерского знамени и был обязательной частью формы. Три конца галстука обозначали прочную связь 3-х поколений, т. е. коммунистов, затем комсомольцев, а потом уже пионеров. Завязывался этот предмет специальным узлом. У представителей дружины на красном галстуке было желтое клеймо. В довоенное время часто концы галстука закрепляли специальным зажимом. Выполнен он был в виде костра, пять поленьев которого обозначали пять континентов, а три языка пламени - третий Интернационал. Исчезновение зажима было обусловлено, во-первых, роспуском Коминтерна, а во-вторых, тем, что кто-то из глав ЦК углядел в нем схожесть с нацисткой символикой.
  • Значок - также был обязательным символом пионерских организаций в школе. Форма и вид значка были описаны в специальном Положении о детских организациях. За всю историю учреждения они несколько раз менялись.
  • Пионерское знамя - представляло собой полотно красного цвета с изображением пионерского знака и девиза. Знамена были не только у пионерских отрядов, но и школьных классов.
  • Отрядный флаг - олицетворял честь и сплоченность ребят, служил для обозначения принадлежности к какому-то пионерскому коллективу. С этим знаменем дети выходили на парады, линейки, сборы, экскурсии, походы и даже трудовые дела. Нес полотно флаговой, который шел за вожатым впереди барабанщика и горниста.
  • Горн - без этого атрибута невозможно представить пионерскую жизнь. Этот музыкальный инструмент служил для подачи различных сигналов. Должность горниста была очень почетна, на нее назначали самых ответственных и проверенных ребят. Шел он сразу же за флаговым.
  • Барабан - второй по значению музыкальный инструмент пионеров. Необходим был во время шествий, походов и парадов. Барабанщик исполнял дробь и марш, а также помогал выполнять основные строевые приемы.

Награды пионерской организации

Пионеры могли удостоиться следующих знаков отличия:

  • «Миллион Родине» - вручался за успехи в сборе металлолома.
  • «Юный следопыт» - выдавался тем, кто мог ориентироваться на местности.
  • Кроме того, было множество медалей различных наградных значков за победу в различных спортивных мероприятиях.

Пионеры СССР часто получали знаки отличия и награды общие для всех советских людей, например, орден Красного Знамени. К сожалению, в военное время множество подобных медалей было присвоено ребятам посмертно.

«Кому принадлежит молодежь – тому принадлежит будущее». Эта фраза, сказанная главным идеологом нацистского режима, вполне могла бы стать и девизом для коммунистических лидеров, строивших молодежные организации Советского Союза.

«Не нужно бросать наших младших товарищей. Вне союза они могут попасть под чуждое пролетариату влияние, и вина за это будет лежать на нас», – было написано в резолюции первого съезда комсомола. К моменту распада СССР Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина была самой огромной массовой коммунистической организацией детей и подростков в стране, она играла одну из главных ролей в идейном воспитании советской молодёжи наряду с комсомолом (ВЛКСМ ), школой, творческими, спортивными и прочими общественными организациями.

Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 г. и официально распущена в 1991 г. До 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина была переименована в его честь. Изначально при создании пионерии взяли за образец скаутскую организацию, впоследствии эта связь замалчивалась, «скаутизм» был объявлен буржуазным фашистским детским движением.

Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер – это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия – авангард рабочего класса – тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».

Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде – при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, при производственных ячейках РКСМ , сельских партийных ячейках, комсомольских или профсоюзных клубах. В советской историографии первым считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной Пресне. 13 февраля в здании 16-й типографии (бывшей типографии Машистова) комсомольцы провели сбор пионерского отряда. Организатором его стал М. Стремяков.

К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н.К. Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры – ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение».

На III съезде РКСМ В.И. Ленин возвел эту идеологическую селекцию, отрицание самого базиса «устаревшего» мировоззрения в ранг программы. «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем, – заявлял он с трибуны. – Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата… Мы говорим: нравственность – это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов»… Эта речь вождя стала фундаментом для всех последующих трудов о новой советской морали. Конечной целью воспитания пионера являлось достижение такого уровня сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные.

Пионерская организация позиционировалась как добровольная, однако таковой она была лишь в первые годы советской власти, когда в пионеры принимали только детей рабочих и сельской бедноты. Они в пионерию действительно стремились. В целом в стране шла глухая борьба с советскими организациями, в том числе и с пионерской, многие родители старались уберечь своих детей от идеологической обработки в интересах новой власти. Именно поэтому важно было оторвать детей от семьи, вырастить из них полноценных «новых людей». В деревнях отряды почти не создавались, многие отряды, созданные заезжими партийцами и комсомольцами, разваливались. Однако постепенно добровольность становилась лишь декларируемым принципом: организация превращалась в стройную систему, полностью подчинённую партийным интересам.

После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста, даже если их происхождение было «небезупречным» – пионерия должна была их перевоспитывать. Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации, арестам родителей… В детских домах, колониях, приёмниках, школах и пр. агитировать за вступление в пионеры и обрабатывать детей было легче. И многие родители понимали – лучше отдать ребенка в пионеры, чем быть обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без работы… В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от 9 до 14 лет).

Пионерская организация работала на основе уставных документов, где были определены её задачи, структура, условия приёма, обязанности и права пионеров, даны законы и торжественное обещание юного пионера. Многое из этого довольно часто менялось в зависимости от политической конъюнктуры, от изменения требований партии к пионерам, соответствующих ситуации в стране. Но основа организации, сформировавшаяся к 1940-м гг., её декларируемые цели и задачи не менялись.

Пионерское обещание, принятое после развенчания культа личности Сталина в 1957 г., гласило: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия.

«К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!»
На призыв «Будь готов!» пионер отвечал: «Всегда готов!»
Пионеры приветствовали друг друга салютом и, независимо от формы одежды, носили на шее красный галстук.

Приведём последнюю редакцию законов юных пионеров.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер держит равнение на героев борьбы и труда. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины. Пионер настойчив в учении, труде и спорте. Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду. Пионер – товарищ и вожак октябрят. Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Декларируемая самодеятельность пионеров в реальности практически отсутствовала. Под руководством комсомольцев пионеры выполняли задачи, которые перед ними ставило партийное руководство, спуская распоряжения в ВЛКСМ .

Вожатые должны были заниматься идеологическим воспитанием пионеров и руководить их общественно-полезным трудом. Основной формой работы с пионерами были сборы, которые рекомендовалось проводить не чаще двух раз в неделю. На сборах вожатые проводили беседы с пионерами, туда приглашали героев войны и труда, военных, представителей разных профессий… Сборы были как общеполитические, так и тематические. Из тематических сборов можно назвать, например, такие: «Почему мы называемся ленинцами и к чему это обязывает», «Каким должен быть пионер», «Слово пионера», «Цена времени», «Режим дня» и пр. Очень важны были для увлекательности и разнообразия пионерской жизни игровые формы: совместная полезная деятельность, занятия с младшими детьми, октябрятами, разучивание песен, военно-спортивные игры, походы, поездки в пионерские лагеря, пионерские костры и пр.

Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания. Собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства – на всё, что требовалось стране в разное время. Собирали для переработки вторсырье. Участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях – например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир… В последних от пионеров требовались, как правило, массовый сбор подписей, написание писем протеста, участие в демонстрациях и митингах, пионерские рейды, выступления на собраниях и пр.

В первые годы советской власти пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них. Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Ребята ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения и плоды. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Занятия детям старались подбирать по силам и интересам. В плане идеологического воспитания очень высоко оценивалось значение внешкольной, кружковой деятельности. Поэтому предложенные вожатыми задания пионеры выполняли если не с энтузиазмом, то с осознанием того, что делают что-то важное, полезное для всей страны. Пионеров, которые старались уклоняться от общественных работ, из организации не исключали, но всеми возможными способами старались наставить на путь истинный - «прорабатывали» на сборах, беседовали с их семьями и пр. Исключить из пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей – например, детей «врагов народа».

В конце тридцатых годов юные ленинцы активно готовились к военно-оборонной работе, занимались в кружках юных стрелков, связистов, пулеметчиков, санитаров и пр. Во время войны к задачам пионеров прибавились помощь фронту и семьям фронтовиков. Пионеры писали письма бойцам, шили белье, вязали тёплые вещи, собирали посылки в действующую армию, деньги на танки и самолеты… Дети дежурили в госпиталях, организовывали концерты для раненых, рыли траншеи, помогали строить укрепления и ремонтировать здания после бомбежек. Некоторые пионеры участвовали в боевых действиях, ходили в разведку… Словом, дети делали всё, что могли, «для фронта, для победы».

После войны пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.

Пионерская организация стала действительно массовой, однако постепенно её работа становилась всё более формализованной, ограничивалась рамками школы, несшей увеличившуюся нагрузку по воспитанию будущих коммунистов. В каждой школе работал старший пионерский вожатый на ставке, который и должен был организовывать работу дружин. Отрядные вожатые из старшеклассников-комсомольцев всё более формально относились к своей общественной работе. На практике пионерские сборы зачастую проходили под руководством учителей. При школах создавали клубы интернациональной дружбы, организовывали походы, работы по уборке пришкольных территорий, помощь ветеранам, сбор вторсырья, военно-спортивные игры, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны подросткам и часто проводилось «для галочки», для отчета.

К моменту распада СССР в школьных дружинах в пионеры принимали всех детей от 10 до 15 лет. Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией, однако при детальных беседах выясняется, что скучают последние просто по времени своего детства, вспоминают с теплом интересные события вроде походов, посадок деревьев и пр. В то же время идеологическая составляющая, пропитавшая всю жизнь советской страны, казалась им в детстве скучной, набившие оскомину лозунги и призывы они просто пропускали мимо ушей.