Как и чем питается морская звезда: особенности, описание и интересные факты. Презентация на тему "Морские ежи и морские звёзды" Ёж морской береговой

В России больше ста природных заповедников, но только один из них, Дальневосточный, – морской, он создан в 1978 году для сохранения генофонда морских и прибрежных сообществ, 98% его территории – акватория.

В заливе Петра Великого, где расположился Дальневосточный морской заповедник, холодные (бореальные) воды смешиваются с теплыми водами субтропиков, это создает благоприятные условия для появления богатой и разнообразной морской флоры и фауны. Акваторию населяет более пяти тысяч обитателей, растений и морских гидробионтов.

Плотность морского населения максимальна на глубине 5-10 м. Здесь часто встречаются заросли ламинариевых , саргассовых и других водорослей и морских трав, где живут многочисленные беспозвоночные.

На дне живут небольшие водорослевые крабы, раки-отшельники, морские звезды, попадаются шаровидные морские ежи.

На камнях – морские желуди, актинии, иглокожие: морские ежи и морские звезды. Здесь расселились также дальневосточные трепанги , а в песчаных расщелинах – актинии.
По предварительным оценкам ученых, видов беспозвоночных в заповеднике свыше двух тысяч, и среди них множество уникальных древних существ, в полной мере это относится к морским ежам и трепангам.

Морской еж

Класс морских ежей состоит из 7 отрядов, включающих 950 разных видов.

Живут они только в сильносоленой воде, поэтому в сравнительно малосолёных Каспийском, Чёрном и Балтийском морях морские ежи не водятся.

Размеры ежей самые разнообразные: от размеров теннисного мячика до 30 см в диаметре. Тело морского ежа покрыто плотным известковым панцирем и иголками, с помощью которых он передвигается, а также защищается от хищных обитателей морских глубин.

Иглы у большинства видов содержат яд, вызывающий острую боль и даже временный паралич конечностей.

Несмотря на защитный панцирь и острые колючки, морского ежа употребляют в пищу и хищные рыбы, и птицы, и млекопитающие. Они научились добираться до вкусного содержимого: птицы сбрасывают пойманного ежа на камни, разламывая его панцирь и колючки, морские раки колют панцири ежей своими клешнями, а морские звезды способны достать своими лучами мягкое содержимое ежа между иголок и съесть его, не "раздевая".

Большинство жителей Средней полосы России, живущих вдали от мест обитания морских ежей, впервые знакомятся с ними «с плохой стороны», на заграничных пляжах, нечаянно наступив на острые иглы во время купания.

Однако эти древние создания (они появились на Земле свыше 500 миллионов лет назад) могут приносить и большую пользу. В частности, хорошо исследованы целительные свойства икры морских ежей .

Масштабными исследованиями морских ежей занимаются и зарубежные биологи. Английские ученые обнаружили у морских ежей пептид, сходный с человеческим гормоном кальцитонином, который отвечает за прочность костей. С возрастом ежи не теряют способность к размножению, и у них практически не обнаруживается признаков старения. У морских ежей, как выяснили ученые, самая сложная иммунная система среди всех изученных на сегодня животных, это, возможно, объясняет существование ежей-долгожителей, у берегов Калифорнии обнаружили 200-летнего «аксакала».

Специалисты Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО) успешно занимаются исследованием полезных свойств морских обитателей и разработкой на их основе продуктов для здоровья. Не остались без внимания и морские ежи. Исследования распространенных в Японском море морских ежей семейства strongylocentrotus показали, что «благодаря содержанию уникальных биологически активных веществ (фосфолипиды, полиненасыщенные жирные кислоты Омега 3 и Омега 6, каротиноиды, витамины, макро- и микроэлементы, незаменимые аминокислоты, нуклеиновые кислоты) икра морских ежей широко известна, как продукт для повышения защитных свойств организма, обладает мощным антиоксидантным действием, препятствует естественному старению организма».

Ученые детально изучают уникальные свойства морских ежей, надеясь в будущем раскрыть секрет вечной молодости и для людей.

Но и в настоящее время уже создано много полезных продуктов из морского ежа, которые позволяют если не остановить, то существенно отсрочить старость.

Трепанг

Трепанг дальневосточный Apostichopus japonicus – еще один активно используемый для здоровья людей гидробионт, например, в Юго-Восточной Азии в первую очередь ценят его за общеукрепляющие свойства. Упоминания о чудодейственных свойствах трепанга можно найти в трактатах 16 века.

Дальневосточный трепанг – единственный абсолютно стерильный морской обитатель - ни в нем самом, ни поблизости от него нет ни одного микроба или вируса. Если отрезать кусочек трепанга и бросить его в воду, то через несколько месяцев этот кусочек превратится в полноценную взрослую особь – такова уникальная способность морской голотурии к регенерации.

Трепанг содержит тритерпеновые гликозиды, липиды, гексозамины, метионин, органически связанный йод, различные микроэлементы, витамины, простагландины. Тритерпеновые гликозиды обладают сильным антигрибковым действием. В экстрактах дальневосточного трепанга высокое содержание полиненасыщенных жирных кислот и фосфолипидов, это способствует очищению сосудов. в том числе, снабжающих половые органы кровью для .

Вызывают немало вопросов, среди которых особый интерес вызывают следующие: "Чем питается морская звезда?", "Для кого она представляет смертельную угрозу?".

Звезды на морском дне

Эти необыкновенные украшения морского дна существуют на планете достаточно давно. Они появились около 450 млн лет назад. Выделяют до 1600 видов звезд. Эти животные населяют практически все моря и океаны земли, вода которых достаточно соленая. Звезды не терпят опресненной воды, их не встретить в Азовском и Каспийском морях.

Лучей у животных может быть от 4 до 50, размеры колеблются от нескольких сантиметров до метра. Срок жизни составляет около 20 лет.

У морских жительниц нет мозга, зато на каждом лучике есть глаз. Органы зрения напоминают насекомых или ракообразных, хорошо различают свет и тень. Множество глаз помогает животным удачно охотиться.

Дышат звезды практически через кожу, поэтому им очень важно достаточное количество кислорода в воде. Хотя некоторые виды могут обитать на приличных глубинах океана.

Особенности строения

Интересно то, как размножаются, как питаются морские звезды. Биология относит их к классу беспозвоночных иглокожих. У морской звезды нет крови как таковой. Вместо нее, сердце звезды прокачивает через сосуды морскую воду, обогащенную некоторыми микроэлементами. Прокачка воды не только насыщает клетки животного, но и с помощью нагнетания жидкости в одном или другом месте помогает звезде двигаться.

Морские звезды имеют лучевую схему строения скелета - от центральной части отходят лучи. Скелет морских красавиц необычный. Он состоит из кальцита и развивается внутри маленькой звездочки практически из нескольких известковых клеток. Чем и как питаются морские звезды, во многом зависит от особенностей их строения.

Эти иглокожие имеют на своих щупальцах специальные педицеллярии в форме щипчиков на каждом кончике выроста. С их помощью звезды охотятся и чистят свои шкурки от забившегося между иглами сора.

Хитрые охотницы

Многих интересует, как питаются морские звезды. Кратко о строении их пищеварительной системы можно ознакомиться чуть ниже. Эти изумительные красавицы создают впечатление совершенной безопасности. На деле они морские хищники, прожорливые и ненасытные. Единственный их недостаток - тихоходность. Поэтому предпочитают неподвижное лакомство - раковины моллюсков. С удовольствием морская звезда питается гребешком, не прочь съесть морского ежа, трепанга и даже неосторожно подплывшую слишком близко рыбку.

Дело в том, что морская звезда имеет практически два желудка, один из которых может выворачиваться наружу. Неосторожная жертва, схваченная педицелляриями, передается к ротовому отверстию в центре лучей, затем на нее, словно сачок, накидывается желудок. После этого охотница может отпустить добычу и медленно переваривать ее. Некоторое время рыбка даже таскает за собой своего палача, но жертве уже не вырваться. Все то, чем питается морская звезда, легко переваривается в ее желудке.

Несколько иначе поступает она с раковинами: неспешно подходит к понравившемуся блюду, оплетает ракушку своими лучами, размещает ротовое отверстие напротив щели раковины и начинает раздвигать створки.

Стоит появиться хотя бы небольшой щели, в нее сразу вталкивается наружный желудок. Теперь морская лакомка спокойно переваривает хозяина раковины, превращая моллюска в желеобразное вещество. Такая участь подстерегает любую съеденную жертву, неважно питается ли морская звезда гребешком или мелкой рыбкой.

Особенности строения пищеварительной системы

У хищника отсутствуют какие-либо приспособления для захватывания добычи. Рот, окруженный кольцевой губой, соединяется с желудком. Этот орган занимает всю внутренность диска и обладает высокой гибкостью. Достаточно щели в 0,1 мм, чтобы проникнуть в створки раковины. В центре аборальной стороны открывается узкая короткая кишка, идущая от желудка. То, чем питается морская звезда, во многом зависит от необычного строения пищеварительной системы.

Любовь звезд на дне океана

Большинство морских звезд - разнополые. На время любовных игр особи настолько заняты друг другом, что прекращают охоту и вынуждены поститься. Но это не смертельно, потому что в одном из желудков эти хитрецы заранее стремятся отложить питательные вещества на все время спаривания.

Половые железы находятся у звезд возле основания лучей. При спаривании женская и мужская особи соединяют лучи, словно сливаясь в нежном объятии. Чаще всего икра и мужские половые клетки попадают в морскую воду, где происходит оплодотворение.

В случае нехватки тех или иных особей, звезды могут изменять пол для поддержания популяции на определенной территории.

Икра этих чаще всего остается предоставлена сама себе до момента вылупления личинок. Но некоторые звезды оказываются заботливыми родителями: они носят на спине икру, а затем и личинки. У определённых видов морских звезд для этого во время спаривания на спине появляются специальные мешочки для икры, хорошо промываемые водой. Там она может находиться при родителе до момента появления личинок.

Размножение делением

Совершенно необыкновенная способность морских звезд - размножение способом деления. Умение вырастить себе новую руку-луч существует практически у всех животных этого вида. Звезда, схваченная хищником за луч, может отбросить его, словно ящерица хвост. И через некоторое время отрастить новый.

Более того, если на луче сохранится небольшая частица центральной части, из него через определенное время вырастет полноценная морская звезда. Поэтому уничтожать этих хищников, разрубая на части, невозможно.

Кого боятся морские звезды

Врагов у представителей этого класса немного. Никто не хочет связываться с ядовитыми иглами морских небожительниц. Животные еще умеют выделять пахучие вещества для отпугивания особо прожорливых хищников. В случае опасности, звезда может закопаться в ил или песок, сделавшись практически невидимой.

Среди тех, кто питается морскими звездами в природе, преобладают морские крупные птицы. На берегах теплых морей они становятся добычей чаек. В Тихом океане звездой не прочь полакомиться веселые каланы.

Хищницы наносят вред подводным плантациям устриц и гребешков - тому, чем питается морская звезда. Попытки убивать животных, разрубая их на части, привели к увеличению популяции. Тогда с ними начали бороться, привозя звезды на берег и сваривая в кипятке. Но использовать эти останки оказалось некуда. Были попытки изготовить из животных удобрение, одновременно отпугивающее вредителей. Но широкого распространения и этот метод не получил.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Общая характеристика типа Иглокожие; систематика иглокожих: классы Морские лилии, звезды, ежи, класс Голотурии, класс Офиуры.

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите все правильные ответы.

1. Моллюски названы так потому, что

А. имеют несегментированное тело Б. имеют раковину

В. тело их мягкое Г. передвигаются при помощи мускулистой ноги

2. Глаза характерны для представителей классов

А. двустворчатых Б. брюхоногих В. головоногих Г. глаза имеются у всех

3. Органы дыхания моллюсков:

А. покровы тела Б. легкие В. жабры Г. сердце

4. Виноградная улитка относится к классу

А. двустворчатых Б. головоногих В. брюхоногих

5. Головоногие моллюски движутся

А. при помощи мускулистой ноги Б. задним концом тела вперед

В. реактивным способом Г. при помощи щупальцев

6. Отсутствие головы у двустворчатых моллюсков объясняется тем, что они

А. имеют двустворчатую раковину Б. ведут малоподвижный образ жизни

В. живут в воде Г. передвигаются при помощи ноги

7. Содержимое чернильного мешка осьминог выпускает

А. в случае опасности Б. в период размножения

В. в процессе питания Г. в мутной воде

8. Внутренний хрящевой скелет головоногих развивается в связи

А. с необходимостью опоры для мышц Б. с исчезновением раковины

В. с активным движением Г. с развитием присосок на щупальцах

9. Сокращение мускула, соединяющего раковину с телом брюхоногого моллюска, обеспечивает :

А. поглощение пищи Б. втягивание тела моллюска в раковину

В. выход тела моллюска из раковины Г. процесс дыхания

С. Разделите моллюсков на группы

10. Разделите моллюсков на группы, ведущие подвижный или малоподвижный образ жизни

Группы Представители

А. подвижный образ жизни 1) мидия 2) перловица 3) устрица 4) слизень

Б. малоподвижный образ жизни 5) каракатица 6) прудовик 7) беззубка

8) осьминог 9) катушка 10) жемчужница

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

КЛАССЫ: МОРСКИЕ ЛИЛИИ, МОРСКИЕ ЗВЕЗДЫ, МОРСКИЕ ЕЖИ, ГОЛОТУРИИ, ОФИУРЫ

1.Что позволяет объединить столь непохожих животных в один тип?

2.Встречаются ли иглокожие в вашей местности?

Общая характеристика. К типу иглокожих , насчитывающему бо-лее 6500 видов, относятся животные, обитающие в морях и океанах, как на больших глубинах, так и на мелководьях.

Тело иглокожих, длиной от 5 мм до 5 м, имеет лучевую (радиаль-ную) симметрию, известковый скелет, часто с многочисленными иглами, шипами и др. Все иглокожие обладают водно-сосудистой системой, с помощью которой могут передвигаться, а представители некоторых видов — осязать и даже дышать. Медленное передвижение по дну осуществляется при наполнении жидкостью ножек-трубочек, часто с присосками на концах. Форма тела иглокожих очень разнообразна. Разделения тела на отделы нет. Иглокожие обычно раздельно-полы. Отличаются высокой способностью к регенерации.

Тип Иглокожие . Урок биологии

Класс Морские лилии . Среди морских лилий есть сидя-чие и свободноплавающие формы. Ротовое отверстие этих иглокожих открывается в верхней части тела. Все морские лилии питаются мел-кими планктонными организмами. Дышат поверхностью тела. Щу-пальцев обычно 5, но они могут ветвиться до 200 и более отростков.

Морская лилия, Sea Lily

Класс Морские звезды . Это малоподвижные живот-ные, имеющие от 5 до 50 лучей. Их ротовое отверстие находится на нижней стороне тела. Питаются морские звезды в основном мертвы-ми животными, а также илом и животными, ведущими сидячий образ жизни. Некоторые хищные морские звезды уничтожают про мысловых моллюсков. Желудок этих иглокожих может выворачи-ваться через ротовое отверстие и обволакивать добычу.

Среди морских звезд есть и гермафродиты, и раздельнополые. Размножение бесполое и половое.

Плодовитость морских звезд может быть различна: на одну особь от нескольких десятков до 200 млн яиц. На мелководье север-ных морей морские звезды зимой промерзают, а весной оттаивают.

Морские звезды

Класс Морские ежи . Свободнодвижущиеся животные с жестким панцирем, покрытым подвижными иглами. Представите-ли некоторых видов могут с их помощью передвигаться по дну. Рот снабжен грызущим аппаратом и расположен с нижней стороны тела. Питаются водорослями, сидячими животными, илом. Одна самка выметывает до 20 млн икринок.

У морских ежей отдельных видов наблюдается забота о потом-стве: они вынашивают икру и молодь на теле.

Морской ёж в море Греции

Класс Голотурии, или Морские огурцы . Тело этих животных от прикосновения сильно сжимается и становится похо-жим на огурец. Относящиеся к голотуриям трепанги съедобны, их вылавливают и даже специально разводят. Длина тела голотурий обычно от нескольких миллиметров до 2 м. Рот находится на перед-нем конце вытянутого тела. Питаются голотурии в основном живот-ными, обитающими на поверхности ила, растениями и их остатками.

Почти все голотурии раздельнополы, но встречаются гермафро-диты. Некоторые виды этих иглокожих проявляют заботу о потомст-ве. Одна самка выметывает до 77 млн икринок.

Голотурии обитают в морях на различных глубинах, мало чувст-вительны к солености. Удивительной особенностью их является при-способленность к защите от врагов и другой опасности. Сильно сжи-маясь, голотурии выбрасывают через анальное отверстие свои внутренности, которые впоследствии восстанавливаются.

Галатурия , или морской огурец

Класс Офиуры . Плоские, свободнодвижущиеся иглоко-жие, диаметром до 10 см и с длинными, иногда ветвящимися лучами. Передвигаются офиуры, приподнимая тело над грунтом с по-мощью лучей. Вытягивая ветвистые лучи, офиуры улавливают и захватывают, фильтруя воду, мелкие планктонные организмы.

Офиуры в большинстве своем раздельнополы, но есть и гер-мафродиты, и размножающиеся бесполым путем.

Встречаются офиуры, обитающие на других иглокожих (ежах, лилиях), а также на губках и кораллах. Некоторые из офиур могут светиться. У многих развита способность к регенерации.

Офиура . Красное море .

Иглокожие способны к регенерации после самокалечения щу-пальцев и лучей.

В мясе трепангов в 100 раз больше йода, чем у любого другого морского беспозвоночного, и в 10 тыс. раз больше, чем в говя-дине. Кроме того, тело трепангов содержит хлор и серу, фосфор и кальций, марганец и магний, кобальт и многие другие элементы, необходимые организму человека для нор мального развития.

Морские звезды являются долгожителями среди иглокожих: живут до 20 лет. Некоторые из них могут выжить после голодания до 1,5 лет или промерзания на мелководье.

Самостоятельная работа

1.Составьте общую характеристику типа Иглокожие по плану

Среда обитания

Симметрия:

Форма и размеры тела

Особенности внешнего строения

Особенности внутреннего строения

Органы чувств

Кровеносная система

Пищеварительная система

Выделительная система

Нервная система

Способ размножения

2.Заполните таблицу

Название

класса

Питание

Размножение

Подвиж-ность

Особенности

3.Заполните схему

I ип Иглокожие

Ответить на вопросы

Почему иглокожие сумели заселить все моря и океаны на глубинах и мелководьях?

По каким признакам тип иглокожих и его классы получили свои названия?

Каково значение иглокожих?

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

10. МОРСКИЕ ЕЖИ, ЗВЁЗДЫ, ЛИЛИИ И ГОЛОТУРИИ

К акие удивительные животные обитают на дне моря! У них нет ни правой, ни левой стороны. Они могут ползать во все стороны и в каждую сторону они двигаются вперёд. Зовут их иглокожими. В их теле находятся тысячи известковых пластинок. Этот наружный скелет защищает медлительных в своём движении животных. Многие, как морские ежи, защищены ещё массой иголок, торчащих во все стороны. Морской ёж спокойно ползает по дну, не боясь прожорливых хищников. Он имеет форму слегка сплюснутого шара, на котором располагаются пять рядов тоненьких прозрачных ножек-присосок. При помощи этих ножек морской ёж медленно ползает по дну ртом книзу.

Морская звезда имеет либо форму пятиугольника, либо пятиконечной звезды. Бывают и многолучевые звёзды. Вдоль нижней поверхности лучей звезды высовываются пять рядов таких же прозрачных ножек-присосок, как у ежа. Но ёж мирное животное, а звезда - хищник. В погоне за добычей она должна быстро двигаться. На помощь ей приходят её подвижные лучи. Быстро сгибая и разгибая свои лучи, движется звезда в поисках пищи. Часто она нападает на животных, превосходящих её размером, которых она не может заглотить. Тогда звезда выбрасывает из себя желудок, обволакивает им пойманную добычу, переваривает, а затем втягивает желудок внутрь тела. Есть враги и у морской звезды. Поймает её хищная рыба, откусит один или несколько лучей. Другое животное от такой операции погибло бы. Но звезда не только выживает, она быстро отращивает новые лучи взамен оторванных. Эта способность восстанавливать повреждённые части тела прекрасно защищает морскую звезду от гибели.

Покачиваясь на тонкой ножке, похожая на цветок, живёт на дне моря морская лилия. Это не растение, а животное, но только оно прирастает к грунту. На больших глубинах, куда не достигают волнения, нет нужды и в прочных опорах. Можно жить и на тонкой ножке. Раскинув свои руки, которые служат ей не для схватывания проплывающей добычи, а для создания тока воды, загоняющего ей в рот мелкие парящие в воде организмы, морская лилия прекрасно чувствует себя на дне моря.

К иглокожим животным относятся и мешкообразные голотурии или, как их называют ещё за их форму тела, - морские огурцы. По наличию мелких известковых телец в коже, по пяти рядам ножек, мы видим, что голотурии - родственники морских ежей, звёзд и лилий. Они ползают по скалам, роются в песке и иле. В иле всегда много остатков отмерших животных и растений. Ими-то и питаются голотурии. Среди голотурий есть очень ценная в промысловом отношении порода, называемая трепангом. Трепанг живёт на дне наших дальневосточных морей. В Китае трепанг ценится как лакомое блюдо. Большие партии этих голотурий в сушёном виде отправляются в Китай и другие страны Дальнего Востока.

Иглокожие - очень древние животные. В самых глубоких пластах земли можно найти отпечатки морских ежей, лилий и звёзд. Есть среди них и такие формы, которых нет среди живущих теперь. Но есть и такие, которые живут в настоящее время.

Иглокожие - настоящие морские животные, их нет совсем не только в пресной воде, но даже в слабо солёных морях.

К аких только рыб нет в море! У одних тело, как торпеда, вытянуто в длину. Другие - плоские и лежат они на дне моря. Есть рыбы длинные, как змеи, и круглые, как шары. Всё это разнообразие форм связано с образом жизни рыб. Когда-то и рыбы были не такими, как теперь. Изменялись условия жизни в морях, изменялись и внешний вид и органы тела рыб. Они становились разнообразнее и всё больше и больше появлялось различных пород. Рыбы стали жить не только в тёплых морях, но и в холодных.

Одни рыбы питаются там, где и живут. Другие охотятся за убегающей добычей. Третьи совершают огромные путешествия в поисках пищи. Мальки часто живут в поверхностном слое воды, а взрослые на больших глубинах. Сельди всю жизнь проводят в толще воды, а икру свою откладывают на дно. Большинство рыб живёт всю жизнь в море. Некоторые входят для метания икры в реки. Трудно описать всё разнообразие рыбного населения моря.

Рыбы имеют очень большое промысловое значение. Добыча рыбы - богатейшая отрасль народного хозяйства. Тысячи судов приходят с моря, нагружённые богатым уловом. Сотни заводов на берегу морозят, солят, коптят рыбу или изготовляют из неё консервы. Мясо рыбы очень вкусно и питательно, рыбий жир спасает детей от рахита - в нём много витаминов. Из голов и костей делают рыбью муку - хороший корм для домашних животных. Даже кожа рыб находит применение.

Много рассказов слышим мы про акул. Это - прекрасные пловцы, прожорливые хищники. Одно появление их вызывает переполох в рыбьей стае. Тело акулы, вытянутое в длину, походит на торпеду. Оно в головной части шире, чем в хвостовой, и легко рассекает воду. Сильный хвост служит основным органом движения. Акула может развивать скорость до 20 километров в час. Обычно акулы имеют размер в 2–4 метра. Акулы хищны. Надо быть очень вёртким или незаметным (замаскированным), чтобы спастись от острых зубов прожорливой рыбы. Случается, что акулы нападают и на человека. Есть среди акул настоящие гиганты, достигающие 30 метров в длину, но эти акулы - мирные жители моря. Они питаются мелкими рачками, которые развиваются в морях в громадных количествах. Заплывёт такая акула в огромную стаю рачков и цедит воду. Вся эта мелочь остаётся у неё во рту. Каждый рачок весит миллиграмм (1/1000 грамма), а миллионы и миллиарды этих рачков вполне способны прокормить гигантскую акулу.

Другие хищники-рыбы, охотясь за пищей, прибегают к хитрости. Спокойно лежит на дне среди камней рыба, носящая название "морской чорт". На голове у него шевелятся усики. Набросится какая-либо рыбка на мнимого червяка и окажется в огромной пасти морского чорта. И плавать не надо, и пища сама в рот идёт!

Замаскироваться, сделаться незаметным, очень выгодно в той непрекращающейся войне, которая ведётся в глубинах моря. Среди камней, совсем прижавшись ко дну, лежит плоская рыба камбала. Верхняя часть её тела окрашена под цвет окружающего грунта. Её совсем не видно. Более того, переплывёт камбала с песчаного грунта на каменистый и сразу изменится её окраска и расположение пятен на теле. На песчаном грунте рисунок мелкий, на каменистом станет пятнистым. В коже камбалы есть особые окрашенные клетки, которые могут подниматься к поверхности или погружаться в глубину кожи. При помощи этих клеточек быстро изменяется рисунок и цвет кожи камбалы, когда с одного грунта она попадает на другой. Так спасается от своих врагов беззащитная камбала. Проплыла акула, метнулась в разные стороны, зорким взором осмотрела дно и ничего не обнаружила. Всё притаилось, замаскировалось, словно и не было здесь минуту тому назад бурной жизни.

Среди веточек кораллов плавают пёстрые маленькие рыбки, несколько напоминающие бабочек своей окраской и формой тела. Пёстрые, ярко окрашенные, они бросаются в глаза в аквариуме, но становятся совершенно незаметными среди разнообразных кораллов. Военные маскировщики могли бы многому поучиться у рыбок коралловых рифов. То, к чему пришла военная наука, выработалось у этих рыбок давно в борьбе за существование.

Что за странное явление? Точно стая воробьёв вспорхнула с волны и рассыпалась в разные стороны. Пролетели они несколько десятков метров, чуть прикоснулись к волне и быстро полетели дальше. Часть их даже залетела на палубу корабля. Это чудесные серебристые рыбки, грудные плавники которых превратились в крылья. Сколько прародителей этих летающих рыбок гибло из поколения в поколение, пока их плавники не развились в крылья, позволяющие им улететь от погони на сотню метров. Это выгодно им ещё и потому, что враг теряет направление погони. Но крыло рыбки - это крыло не птицы, а самолёта. Летающая рыбка не машет крыльями. Спасаясь от преследователя, рыбка быстро плывёт, работая хвостом, к поверхности моря. Крылышки-плавники прижаты к бокам туловища, всё тело устремлено вверх. Наконец, рыбка достигла поверхности. Как настоящий гидроплан, она быстро даёт разбег, затем расправляет встречному потоку воздуха крылья и взлетает. В воздухе она летит, как планёр. "Мотор" - её хвост, он работал в воде. Если нужно лететь дальше, рыбка коснётся волны, опять наберёт скорость и вновь взлетает.