Как появилось крещение тремя пальцами в европе. Троеперстие

Прежде чем начать разговор о том, как крестятся старообрядцы, следует подробнее остановиться на том, кто они такие, и какова их роль в развитии российского православия. Судьба этого религиозного движения, именуемого старообрядчеством, или древлеправославием, стала неотъемлемой частью истории России и полна драматизма и примеров духовного величия.

Реформа, расколовшая российское православие

Старообрядчество, как и вся российская церковь, началом своей истории считает год, когда на берегах Днепра воссиял свет Христовой веры, принесённый на Русь равноапостольным князем Владимиром. Попав на благодатную почву, зерно православия дало обильные всходы. Вплоть до пятидесятых годов XVII века вера в стране была единой, и о каком-либо религиозном расколе речь не шла.

Началом великой церковной смуты стала реформа патриарха Никона, начатая им в 1653 году. Заключалась она в приведении российского богослужебного чина в соответствие с тем, который был принят в Греческой и Константинопольской церквях.

Причины церковной реформы

Православие, как известно, пришло к нам из Византии, и в первые годы после богослужение в церквях совершалось именно так, как это было принято в Константинополе, но по прошествии шести с лишним столетий в него были внесены значительные изменения.

Кроме того, поскольку в течение почти всего этого срока книгопечатанья ещё не было, и богослужебные книги переписывались от руки, в них не только вкралось значительное количество ошибок, но и исказился смысл многих ключевых фраз. Чтобы исправить положение, принял простое и, казалось, не сулящее осложнений решение.

Благие намерения патриарха

Он распорядился взять образцы ранних книг, привезённых из Византии, и, сделав с них заново перевод, растиражировать печатным способом. Прежние тексты он приказал изъять из обращения. Кроме того, патриархом Никоном было введено на греческий манер троеперстие - сложение вместе трёх пальцев при осенении крестным знамением.

Такое безобидное и вполне разумное решение вызвало, тем не менее, реакцию, подобную взрыву, а произведённая в соответствии с ним церковная реформа послужила причиной раскола. В результате значительная часть населения, не принявшая этих нововведений, отошла от официальной церкви, получившей название Никонианской (по имени патриарха Никона), и из неё сложилось масштабное религиозное движение, последователи которого стали называться раскольниками.

Раскол, ставший результатом реформы

Как и прежде, в дореформенные времена, старообрядцы крестились двумя перстами и отказывались признавать новые церковные книги, а также священников, пытавшихся совершать по ним богослужения. Встав в оппозицию церковным и светским властям, они в течение длительного времени подвергались с их стороны жестокому гонению. Начало этому было положено на 1656 года.

Уже в советский период последовало окончательное смягчение позиции РПЦ в отношении старообрядчества, что было закреплено соответствующими юридическими документами. Однако это не привело к возобновлению евхаристического, то есть молитвенного общения между поместными и старообрядцами. Последние по сей день считают лишь себя носителями истинной веры.

Сколькими пальцами крестятся старообрядцы?

Важно отметить, что канонических разногласий с официальной церковью у раскольников никогда не было, и конфликт всегда возникал лишь вокруг обрядовой стороны богослужения. Например, то, как крестятся старообрядцы, складывая вместо двух три пальца, всегда становилось поводом для осуждения в их адрес, тогда как никаких нареканий по поводу толкования ими Святого Писания или основных положений православного вероучения не было.

Кстати, порядок сложения пальцев для крестного знамения и у старообрядцев, и у сторонников официальной церкви заключает в себе определённую символику. Старообрядцы крестятся двумя пальцами - указательным и средним, символизирующими два естества Иисуса Христа - божественное и человеческое. Остальные три пальца при этом держат прижатыми к ладони. Они являют собой образ Пресвятой Троицы.

Яркой иллюстрацией того, как крестятся старообрядцы, может служить знаменитая картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». На ней увозимая в ссылку опальная вдохновительница московского старообрядческого движения воздевает к небу два сложенных вместе перста - символ раскола и неприятия реформы патриарха Никона.

Что же касается их оппонентов, сторонников РПЦ, то принятое ими, в соответствии с никоновской реформой, и употребляемое по сей день сложение пальцев также имеет символический смысл. Крестятся никонианцы тремя пальцами - большим, указательным и средним, сложенными щепотью (раскольники их за это презрительно называли «щепотниками»). Эти три пальца также символизируют а двойственную природу Иисуса Христа изображают в данном случае прижатые к ладони безымянный палец и мизинец.

Символика, заключенная в крестном знамении

Особый смысл раскольники всегда придавали и тому, как именно они накладывали на себя Направление движения руки у них то же, что и у всех православных, но своеобразно его объяснение. Старообрядцы крестятся пальцами, прикладывая их прежде всего ко лбу. Этим они выражают главенство Бога Отца, являющегося началом Божественной Троицы.

Далее, приложив пальцы к животу, они тем самым указывают, что во чреве Пречистой Девы беспорочно был зачат Иисус Христос, Сын Божий. Поднося затем руку к правому плечу, указывают на то, что во Царствии Божьем Он воссел одесную - то есть справа Своего Отца. И наконец, движение руки к левому плечу напоминает о том, что на Страшном Суде грешникам, отправляемым в ад, будет уготовано место ошуюю (слева) от Судии.

Ответом на этот вопрос может служить древняя, уходящая своими корнями в апостольские времена и принятая затем в Греции традиция двуперстного крестного знамения. Она пришла на Русь одновременно с её крещением. У исследователей есть убедительные доказательства того, что в период XI-XII вв. иной формы крестного знамения в славянских землях просто не было, и все крестились так, как это делают сегодня старообрядцы.

Иллюстрацией сказанного может послужить широко известная икона «Спас Вседержитель», написанная Андреем Рублёвым в 1408 году для иконостаса Успенского собора во Владимире. На ней Иисус Христос изображён сидящим на престоле и воздевшим правую руку в двуперстном благословении. Характерно, что именно два, а не три перста сложил Творец мира в этом священном жесте.

Истинная причина гонений на старообрядчество

Многие историки склонны полагать, что истинной причиной гонений были не те обрядовые особенности, которые практиковали старообрядцы. Крестятся двумя или тремя пальцами последователи этого движения - в принципе, не столь важно. Главная их вина заключалась в том, что эти люди осмелились открыто идти против царской воли, создавая тем самым опасный прецедент на будущие времена.

Речь в данном случае идёт именно о конфликте с высшей государственной властью, так как правивший в тот период царь Алексей Михайлович поддерживал Никоновскую реформу, и неприятие её частью населения могло расцениваться как бунт и оскорбление, нанесённое ему лично. А российские правители никогда этого не прощали.

Старообрядчество сегодня

Заканчивая разговор о том, как крестятся старообрядцы и откуда пошло это движение, будет нелишним упомянуть, что сегодня их общины находятся практически во всех развитых странах Европы, в Южной и Северной Америке, а также в Австралии. В России имеет несколько организаций, крупнейшей из которых является основанная в 1848 году Белокриницкая иерархия, представительства коей находятся за рубежом. В своих рядах она объединяет более миллиона прихожан и имеет свои постоянно действующие центры в Москве и румынском городе Браиле.

Второй по величине старообрядческой организацией считается Древлеправославная поморская церковь, включающая в себя около двухсот официальных общин и целый ряд незарегистрированных. Её центральным координационным и совещательным органом является находящийся с 2002 года в Москве Российский совет ДПЦ.

Кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением» , «совершать крестное знамение» , «налагать на себя крестное знамение» , «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова́ть(ся)» . Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

При совершении двоеперстия два пальца правой руки - указательный и средний - соединяются вместе, символизируя две природы Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает Божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота, правого и левого плеча. Также подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку (впрочем, этого же правила придерживаются и в новом обряде, хотя и не так строго).

Старообрядцы не признают троеперстия, считая, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы обозначает ересь, согласно которой на Кресте страдала вся Троица, а не только Сын. По этой же причине не принято произносить при совершении крестного знамения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», вместо этого обычно произносят молитву Иисусову .

Священник , благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же двоеперстие.

Иконография

В православной иконографии рука, сложенная в крестное знамение, является достаточно распространённым элементом. Обычно так изображают священнослужителей, с рукой, поднятой для благословения, но иногда крестное знамение, как символ исповедания своей веры, изображают и на иконах святых без священного сана. Обычно святые изображаются с двоеперстием или с именословным перстосложением, крайне редко - с троеперстием.

Католицизм

На Западе, в отличие от православной Церкви, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как в Русской Церкви, и поныне существуют различные его варианты. Так, католические молитвословы, говоря о крестном знамении, обычно приводят лишь произносимую при этом молитву (In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti ), ничего не говоря о сочетании пальцев. Даже католики-традиционалисты , обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов. В польской католической общине принято совершать крестное знамение пятью пальцами, открытой ладонью, в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм , он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой . Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии , позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения . Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.

Священник , благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении, а руку ведёт так же, как и православный священник, то есть, слева направо.

Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест . Он совершается во время мессы , перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Игумен Кирилл (Сахаров) : «Пора бы возвращаться к нашему исконному двоеперстному крестному знамению» // Портал Кредо.ру, 30 апреля 2009

Литература

  • Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики - слева направо? - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 160 с.
  • Новицкий И. А. Клятва Стоглава. - М.: Героника, 2010. - 192 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Крестное знамение" в других словарях:

    Крестное знамение - КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ. Устар. Знак креста, молитвенный жест христиан. Кузнец, поднял руку для крестного знамения (Гоголь. Ночь перед Рождеством). Господь сохранит его [Серебряного] от рук твоих! сказал Максим, делая крестное знамение, и не попустит… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Крестное знамение - Совершить (сотворить) крестное знамение – перекреститься. Осенить крестным знамением (крестом) – перекрестить. В Православной Церкви крестное знамение совершается правой рукой. При крестном знамении складывают вместе большой, указательный и… … Православие. Словарь-справочник

    Изображение креста рукою на себе или на какой либо вещи. В первоисточниках церковной истории о нем говорится как об обычае, ведущем свое начало от времен апостольских. Древнейшие письменные свидетельства о нем принадлежат Тертуллиану и Киприану.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Крест самый главный символ для христиан, не только как орудие всемирного спасения, на котором был распят Христос, но и как постоянное напоминание, что люди не могут стать христианами, не приняв крест в основу жизни. «Кто хочет идти за Мною,… … Русская история

Разница в нанесении крестного знамения разными вероисповеданиями/

Религия – в это слово каждый человек вкладывает свой смысл и понимает его по-разному. На сегодняшний день насчитывается огромное количество религий, которые схожи или различны между собой.

Наиболее распространенными и исповедуемыми, пожалуй, являются христианство, иудаизм и ислам. Несмотря на то, что в век информационных технологий каждый человек имеет доступ к практически любой информации, многие люди не знают в чем суть каждой религии, что между ними общего и чем собственно они отличаются друг от друга. Сегодня мы предлагаем поговорить о различии наложения крестного знамения в разных религиях.

Как крестятся католики, какой рукой, как складывают пальцы: схема как правильно креститься

Прежде чем говорить о вопросе наложения крестного знамения, давайте немного поговорим о самой религии.

  • Католицизм или же католичество является христианским вероисповеданием, которое на сегодняшний день имеет огромное количество приверженцев.
  • Само слово «католицизм» означает не что иное, как «всеобщий», «всеохватывающий».
  • Стоит также сказать, что именно католическая церковь, которая сформировалась на протяжении I тыс. до н.э. в Западной Римской империи имела огромное влияние на развитие Западной цивилизации.
  • Относительно крестного знамения. Большинство людей не знают, что это такое, а все потому, что мы привыкли называть этот процесс немного иначе – «креститься», «перекреститься».
  • Крестное знамение – это не что иное, как молитвенный жест, во время которого люди совершают движения руками и как бы выводят ими крест.
  • Нужно также отметить и тот факт, что крестное знамение присутствует практически во всех направлениях христианства.

Итак, как же происходит наложение крестного знамения у католиков?

  • Сразу нужно сказать, что католицизм не имеет единого правильного варианта данного действия. Существует множество вариантов, как можно перекреститься и все они считаются правильными. Все потому, что католики большее внимание уделяют не способу, с помощью которого это делается, а цели. Перекрещиваясь, они как бы еще раз доказывают, что веруют именно во Христа.
  • Крестятся католики той же рукой, которой и православные, то есть правой. Отличие заключается в другом – в направлении движения кисти рук и то не всегда.
  • Изначально и католики Запада, и католики Востока совершали нанесение креста на себя практически одинаково. Крестились от правого плеча к левому, при этом используя 3 пальца правой руки. Чуть позже процедура изменилась, и креститься начали от левого плеча к правому, при этом использовалась вся кисть руки.
  • Так называемые «византийские католики» совершают действие традиционным способом. Для этого 3 первых пальца руки соединяются вместе, а 2 остальных прижимаются к ладони. При этом крещение осуществляется правой рукой, справа налево. 3 пальца, которые соединены вместе, это не что иное, как Троица, а 2 других пальца означают двойное происхождение Христа. Под двойным происхождением имеется в виду его божественная и человеческая сущность.

Если же показать общую классификацию вариантов, которые используют католики при совершении крестного знамения, то выглядит она примерно так:

  1. Первый и четвертый пальцы правой руки соединены в пучок, при этом указательный и средний пальцы так же держаться вместе. Указательный и средний пальцы в этом случае означают двойную сущность Христа, о которой упоминалось немного ранее. Такой вариант характерен для католиков Запада.
  2. Еще один вариант сложения заключается в соединении 1-го и 2-го пальцев.
  3. Католики Востока чаще всего пользуются таким вариантом. Большой, указательный и средний пальцы соединены вместе, а 2 последних прижаты к руке. При этом 3 соединенных пальца означают святую Троицу, а 2 прижатых – двойную природу Христа.
  4. Также католики очень часто крестятся всей ладонью. Для этого необходимо держать правую руку полностью открытой, все пальцы кроме 1-го выпрямлены. Руку можно чуть-чуть согнуть, а большой палец немного прижать к ладони. Такой вариант крещения означает раны Христа, которых было 5.

Почему католики крестятся слева направо, двумя пальцами или ладонью?

Для ответа на вопрос, пожалуй, углубимся немного в историю:

  • В древние времена левое и правое чаще всего несло в себе ассоциации относительно разного рода богов, которые находились по разные стороны.
  • Если же говорить о христианстве, то тут понимание левого и правого немного иное. Левое и правое при этом, это что-то совершенно разное, что-то, что имеет явно противоположный смысл. Например, как борьба добра и зла, света и тьмы, греховного и праведного. В христианстве принято считать, что правая сторона является территорией Бога, а левая – Зла.
  • Еще один факт – православные наносят крест от правого плеча к левому, но когда они крестят кого-то, то делают это наоборот. В любом из этих случаев изначально рука, того, кто крестит, оказывается на правой стороне. Почему так? Осенение крестом, которое осуществляется слева направо, означает нечто исходящее от человека к Богу, а вот справа налево – прямо противоположно, от Бога к человеку.
  • Католики же, независимо от того крестят себя или кого-то, делают это всегда только слева направо.
  • И в первом, и во втором случае верующие обращаются к Богу, однако в свое обращение и общение с ним вкладывают разный смысл.
  • То есть вопрос: «Почему католики крестятся слева направо?» можно считать закрытым. Крестятся они именно так, по причине того, что накладывая крестное знамение им важно общение с Христом, и они сами взывают к нему. Именно такой смысл вкладывается в это действие.
  • Также не лишним будет сказать о том, что движение руки слева направо может означать путь от мрака к свету, от зла к добру, от ненависти к миру, от греха к раскаянию.
  • Движение справа налево можно трактовать, как победу над всем греховным, в частности Диаволом. С давних времен принято считать, что именно с левой стороны у нас «сидит» нечистый. Поэтому подобные движения справа налево говорят о нейтрализации злой силы.


Теперь несколько слов относительно того, почему католики крестятся двумя пальцами или же всей ладонью:

  • Как уже было сказано ранее, у католиков нет единого верного варианта складывания пальцев или руки при перекрещивании. Именно поэтому иногда можно увидеть наложение крестного знамения и двумя пальцами, и даже всей ладонью.
  • Когда католики крестятся 2-мя пальцами, они еще раз подтверждают то, что веруют в двойную суть Христа. То есть они осознают и признают тот факт, что Христос имел в себе и божественное и человеческое начало.
  • Открытая ладонь символизирует раны Христа. Если быть точнее, то не сама ладонь, а пальцы руки, которые при таком варианте нанесения креста находятся в выпрямленном положении.

Как крестятся греко-католики, евреи?

Говоря о католиках необходимо отметить тот факт, что существуют римо-католики и греко-католики. И те, и другие имеют нечто общее между собой и различное.

  • Греко-католики признают Папу Римского, как видимого главу Церкви и относят себя к Римской Католической Церкви.
  • При этом стоит сказать, что греко-католиков многое объединяет с православными, в том числе и способ нанесения креста.
  • Крестятся они правой рукой, при этом кистью руки выводят крест таким образом: сверху вниз, справа налево.
  • Также у греко-католиков и у православных общее сложение пальцев. При крещении пальцы складываются таким образом: 3 первых пальца соединены вместе, а мизинец и безымянный прижаты к ладони.
  • Представители данного течения, проживающие на Западе Украины, часто при крещении совершают и другие движения. Например, совершается движение рукой, которое отмечает пронзенное ребро Христа.
  • Если же для сравнения взять римо-католиков, то они наносят крестное знамение иначе. Движения выводятся от головы к чреву, а затем от левого плеча к правому. При этом пальцы складываются по-разному. Это и двухперстное, и трехперстное сложение.


Теперь поговорим о евреях:

  • Начнем с того, что традиционной религией, которую исповедует этот народ, является иудаизм.
  • Слова «еврей» и «иудей» очень схожи и на сегодняшний день во многих языках мира имеют одинаковое значение. Однако в нашей стране принято считать, что «еврей» — это все-таки национальность, а «иудей» — исповедуемая религия.
  • Прежде чем ответить на вопрос «Как крестятся евреи?» поговорим немного о том, что значит для них сам символ «крест». К слову, целесообразнее было бы задаваться вопросом «Крестятся ли евреи вообще?».
  • Так вот, в давние времена крест ассоциировался у иудеев со страхом, наказанием и собственно смертью. В том время, как у христиан крест – это главный символ, который может защитить и оберечь от несчастья и бед.
  • На сегодняшний день евреи признают священный крест, однако вкладывают в него немного иное значение. Для них это символ возрождения Спасителя. По-большому счету крест не несет в себе такой важности (как у христиан), поэтому соответственно нет необходимости накладывать знамение и на себя. Из этого напрашивается вывод, что иудеи не крестятся вообще.

Почему православные и католики крестятся по-разному: православные справа налево, а католики слева направо?

Ранее мы немного затрагивали данный вопрос. Все дело в том, что католики и православные вкладывают в знак креста немного разный смысл, соответственно и осуществление процедуры разное.

  • Также уточним, что длительное время католики могли креститься по-разному, то есть и слева направо и справа налево. Однако в 1570 г такая свобода выбора была пресечена. С тех пор католикам ввели некий запрет на использование одного из вариантов. Разрешенным остался вариант слева направо.
  • Перемещая руку при нанесении креста справа налево, православные просят божьего благословения. Движения в таком направлении всегда означают что-то, что исходит от Спасителя. Поскольку правая сторона человека принимается за сторону божью, то движения с этой стороны считают победными над злом и нечистым.
  • Католики же, делая движения слева направо, как бы выражают свое обращение к Богу. Более того, их нанесение креста по такой схеме означает не что иное, как движение от всего греховного, темного и злого к светлому, доброму и нравственному.
  • Оба варианта процедуры несут в себе только положительный посыл, однако трактуются немного по-разному.

В чем разница между тем как крестятся католики и православные?

Исходя из информации, которая изложена ранее, ответить на этот вопрос можно довольно просто.

  • И те, и другие являются христианами. Несмотря на это между ними существует много чего общего и отличающегося. Один из моментов, который различный для этих двух верований, это способ нанесения крестного знамения.
  • Православные всегда во время выведения креста делают это только от правого плеча к левому, в то время как представители иного верования делают это наоборот. Почему происходит именно так, мы разобрались немного ранее.
  • Далее, если православные складывают пальцы в основном одним способом – три пальца соединены пучком и два прижаты к внутренней части ладони, то католики могут делать это совершенно иными способами. Варианты подобных сложений пальцев и руки мы так же обсудили ранее.
  • То есть разница заключается лишь в том, по какой траектории движется рука и каким способом при этом сложены пальцы.


Данная тема весьма актуальна и интересна, рассуждать о различиях наложения креста можно очень долго, ровно, как и спорить о правильности данного процесса. Однако нам бы хотелось обратить внимание немного на другой момент, который по нашему мнению является не менее важным: запомните, важно не только то, каким образом вы креститесь, но и то, какой смысл вы вкладываете в данное действие.

Видео: Почему православные и католики крестятся по-разному?

Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием », потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.

Для чего христиане крестятся?

Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.

Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.

Как слагать пальцы во время крестного знамения?

Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.). Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными - это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения» .

Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек ». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св. Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников - ошуюю (по левую руку). Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).

Откуда пошло двуперстие?

Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и у них хранился неизменно от времени апостолов. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие находим мы и на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI-ХIV веков).

Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой».

Почему не трехперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа - двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы

На это можно ответить следующее:

  • Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
  • Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят »;
  • Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры - распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе - человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение.
    Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями ». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий » ».

Два перста или три?
На сей раз речь про то, как крестятся. В нашей РПЦ крестятся щепотью, сложив три пальца. До реформы Никона в 17 веке крестились двумя перстами. (Это старообрядцы). Католики вообще совершают все по другому, открытой кажется ладонью. И наоборот. Если наши кладут крест сверху вниз и справа налево, то католики слева направо.
Насколько я наблюдателен и начитан, то заметил, что есть малые и большие кресты. Так в чем тут дело. Почему же так различаются «наложения» креста?.
Ответ в энергетике человеческого организма. И ее отличии в зависимости от региона проживания. В книге Рогожкина «Эниология» есть интересная информация про тип энергетики человека восточного и западного. А мы вернемся к нашим пальцам. Есть общепринятая или модная на данный момент теория о чакрах. Это особые зоны распределения энергии. Самых главных 7, расположены вдоль позвоночного столба и напоминают воронки направленные вперед и назад. По крайней мере так уверяют и даже приводят данные замеров. Повторюсь, эта модель энергетики и не все ее разделяют. Кроме этих 7 чакр –чакрамов есть еще 2 на плечах. Вот здесь то и «порылась собака» (Горбачев). Оказывается крестообразный перекрест (крест животворящий) как то прочищает энергетические линии каналы.
Ну, допустим, скажет септик. А причем тут пальцы особым образом сложенные или даже ладони?
Ладони то и причем, именно в центре ладони и есть чакры и довольно сильные. То есть из этих мест и выходит какая-то энергия. И пальцы тоже при чем. Там «заканчиваються» (в чем не уверен) энергетические каналы. То есть кажный пальчик связан с каким, то меридианом или как их там обзывают.
Теперь то и подойдем к двум перстам.
Вот что пишет в своей книге Литвиненко (Энциклопедия биолокации):
Цитирую -«Серией исследований белорусского ученого (Вейника) было доказано, что так называемые жизненные линии тела или каналы представляют собой хрональные каналы, а биологически активные точка, расположенные на этих каналах, являються излучателями соответсвующего хронального поля. При этом особый интерес представляют точки, расположенные на кончиках пальцев рук и глаза.
Статистический анализ полученных данных позволил выделить 4 типа людей., различающихся знаками излучаемых пальцами и глазами хрононов –плюс или минус. Основным характерным знаком человека служит знак хрононов, излучаемых его глазами. По этому признаку различаються два типа людей – с плюс или минус глазами, причем первых больше, чем вторых.
Вторым признаком являеться характер излучения пальцев рук. У обычных людей знак глаз совпадает со знаком хрононов, излучаемых указательными пальцами обеих рук. Остальные пальцы чередуют свои знаки, начиная с указательного. У этих людей в связи с разнонаправленностью знаков излучений хрональное поле практически гаситься в пределах ладони.
Другая группа людей, значительно меньшая, отличаеться тем, что у них знак глаз совпадает со знаками излучений всех пальцев правой руки, а все пальцы левой излучают хрононы противоположного знака. Эти склонности регистрируються у экстрасенсов.» Конец цитаты (Литвиненко, 1998, с.20).
Подитожим…Что такого знал Никон, если заставлял креститься (крестить СЯ –себя) тремя перстами?
Если мы возьмем модель уравновешивания энергетики двух пальцев, то есть «хрональная» по Вейнику энергия уравновешиваеться при сложении двух пальцев у старообрядцев, то тогда у Никоновской щепоти (кукиша как ее обзывали) остаеться один не уравновешенный канал хрональной энергии. Очень может быть это приводило к изменениям в организме, нарушая баланс энергии.
Ну ладно, скажет умник, а вот на Востоке совсем не крестяться. Дак на Востоке и энергетика другая. Если западный чел принимает энергию сверху вниз, то восточный снизу вверх. Даже мы на Руси принадлежая к западному типу энергетики (вернее они к нашему) всеже отличаемся от Запада. Потому то там и католики крестяться по своему. Потому то так и различаються религии. Энергетика разная. Ну и конечно МЕТА-код местности, куда же без него. А мы то думаем, что воплощаемся там где хотим…ага. Счас.
Кстати о хитросложенных пальцах. Различные комбинашки из них называют мудрами. Вот одна от боли в сердце, если начало щемить. Положите средний палец на подушку-основание большого пальца, а безимянный, то есть №4 соедините с кончиком большого. Помогает. Получается эдакая бандитская распальцовка с рожками. Можно конечно и просто потереть подушку- основание большого пальца.

Рецензии

Зря Вы это!.. Как можно Крестное знамение совсем в отрыве от метафизики рассматривать? Это ведь единственное оружие души! ЕДИНСТВЕННОЕ, что нечистый не может съобезьянничать, чтобы навести мару!

Энергетика энергетикой, но эти вещи куда важнее!..

Простите меня, пожалуйста!

Здраствуйте. вовсе не рассматриваю в отрыве от метафизики, очень даже вместе. это модель.всего лишь.
по маре....он же морок. ныне лишь копируют знамение. кое быааеь разных типов, и два или три перста просто вариации, но мы эти ньюансы не знаем, хотя можно поработать по тем же каналам и все проясниться.
кресное знамение мы кстати применяем (хоть и не крещены людской иерархией). это как бы обнуляет частично вирусы сознания, мыслеграммы, коими полны мегаполисы, да и любые населенные пункты.
согласитесь, ЗНАЯ КАК работает Знамение в два или три перста (а их гораздо больше, чем вы представляете. достаточно посмотреть "индийские мудры" передраные из РУСских Вед, как я полагаю), то можно достаточно хорошо поработать. Вопрос только в том, НАСКОЛЬКО далеко вы зайдете и каким боком вам это обернется.
ваш взгляд религиозного человека, который доволен тем, что ему обьсняют (крохи с барского стола) религиозные обрядоверцы. возможно есть и часть религиозного зомбирования через эгрегор.
что могу сказать...каждому свое.
я вот очень критически относился к религии вообще, пока не пообщался с Большим Боссом. те не менее я не ударился в религию и не стал истово молится и ходит в церковь, ЗНАЯ для чего надо то или иное и кому. просто стал лояльней и как бы исправляю прежние ошибочные убеждения.
насчет единственного оружия...не думаю. что единственного...
кстати...где то вычитал "день проведенный в учебе (познании Бога) -ценней дня проведенного в молитве", еще "богу угодны не посты с молитвами, а благие ДЕЯНИЯ".