Методическая разработка интеллектуальной игры-путешествия для старшеклассников на тему "этот удивительный этикет". Классный час "личная гигиена"

Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанск Тамбовской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ»

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Закреплять знание правил общегражданского этикета: по культуре речи, элементарной вежливости, умению вести себя в общественных местах и в разных ситуациях, умению поддерживать беседу при общении людей друг с другом, умению управлять своими эмоциями (как отрицательными, так и положительными);

Воспитывать вежливость, учтивость, манеру поведения в обществе;

Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, умение самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;

Формировать готовность к саморазвитию и непрерывному образованию.

Формы и виды деятельности: интеллектуальная игра-путешествие; мультимедийная презентация, разгадывание анаграммы, просмотр видеоролика, анализ и объяснение этикетных ситуаций, выполнение конкурсных заданий, работа в группах.

Необходимое оборудование: ТСО (компьютер, экран, мультимедийная презентация, видеоролик); раздаточный материал – жетоны, листочки с записью различных ситуаций, чистые листы бумаги, анкеты, ручки; грамоты, медали победителям.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    Организация, мотивация

Здравствуйте, уважаемые старшеклассники! На экране перед вами – анаграмма. Решив её, вы узнаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие: ИЭТТКЕ.

- Этикет.

- Умение знать правила этикета и применять их в общении – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья. Известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Самая большая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения».

В этикете нет «мелочей», точнее, он весь состоит из «мелочей», нанизанных на единый стержень вежливости, внимания к людям. Сегодня мы вспомним и подытожим знания о всех проявлениях общегражданского этикета, изученных на предыдущих занятиях.

Что такое этикет?

Перечислите его виды.

Для чего нужны знания этикета?

Ответы учащихся.

    Целеполагание

Наше занятие будет проходить в форме игры: мы отправимся в путешествие в удивительную страну ОПЭ – Объединённые Правила Этикета. Чтобы начать игру, разделимся на 2 команды – «Леди» и «Джентльмены» (деление на команды – по половому признаку).

Теперь обратите внимание на названия станций, которые нам предстоит сегодня посетить во время путешествия, и сформулируйте цель нашего сегодняшнего занятия.

Ответы учащихся.

Запись цели на доске.

Как правильно приветствовать друг друга, делать комплименты, разговаривать по телефону, вести себя в гостях и принимать друзей у себя дома - этим и другим вопросам норм поведения в обществе посвящена наша игра.

За каждый правильный ответ команде будет выдаваться жетон, а победителем игры станет та команда, у которой окажется наибольшее количество жетонов. Итак, мы начинаем!

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Станция «Этикет приветствия»

В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и комфортно, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя в обществе. Начнём с приветствий.

1) Блиц-опрос «Как было принято приветствовать друг друга в разных странах и в разные века?»

Капитаны команд отвечают, выбирая соответствующую картинку в презентации. Если ответ неверный, право отвечать переходит другой команде.

- У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.

- В 17-18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.

- Тибетцы , здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.

- У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - самый низкий, средний поклон - с углом 30 градусов и лёгкий - с углом в 15 градусов.

- Пожимание рук. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен сейчас всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

- А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам.

- Лапландцы трутся носами.

2) Конкурс «Ситуационная пантомима»

Сейчас - конкурс пантомимы. Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

Выходят 2 пары: по 1 паре от каждой команды, вытягивают вариант ситуации.

А) Ситуация 1. На улице

Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему?

Подсказка для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой.

Б) Ситуация 2. На уроке

Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?

3) Конкурс «Вы сказали «здравствуйте»…

Сейчас вам будут предложены несколько ситуаций встреч и прощания.

Задание: внимательно прослушать заданную ситуацию и правильно ответить на вопрос, аргументируя свой ответ.

А) 1-я ситуация

Вы входите в помещение. Кто должен поздороваться первым?

В этикете учитывается «неравенство», поэтому всегда молодые обязаны первыми приветствовать старших, входящие – присутствующих, запаздывающие – ожидающих и т.д. В гостях, в первую очередь, приветствуют хозяйку и хозяина, после них – женщин, (сначала пожилых, затем молодых), затем – более пожилых и старших по положению мужчин, а затем - остальных гостей.

Б) 2-я ситуация

Вы идёте по улице и встречаете знакомых. Какие требования этикета необходимо соблюдать при встрече?

На улице идущий молодой человек первым кланяется стоящему. Девушка первой приветствует юношу, если она его обгоняет. Приветствуя знакомого на улице, мужчина приподнимает шляпу или кепку (но не берет, шапочку или зимнюю шапку). Если приветствие сопровождается рукопожатием, мужчина должен снять перчатку, а женщина может её не снимать, поскольку перчатки являются частью дамского туалета. Однако варежку или тёплую перчатку рекомендуется снять и женщине.

В) 3-я ситуация

Молодой человек сидит. Как ему следует приветствовать входящую девушку или старшего по возрасту человека?

Сидящий молодой человек, приветствуя женщину или старшего по возрасту и положению человека, должен обязательно встать. Если он приветствует лиц, проходящих мимо, не вступая с ними в разговор, он может не вставать, а лишь приподняться.

Г) 4-я ситуация

Общение знакомых закончено и говорящие расходятся. Какие формулы используются при прощании?

В конце общения используются следующие формулы: «До свидания», «Всего доброго», «До скорой встречи», «До завтра». Все они означают окончание разговора и прощание, хотя имеют разную смысловую окраску - пожелание, предчувствие новой встречи, а то и вовсе сомнение в ней («Прощайте»).

    Станция «Искусство комплимента»

    Блиц-опрос

Что такое комплимент? (Похвала, выражение одобрения, восхищения внешним видом, его манерами, удачно сказанным словом.)

Для чего произносят комплименты? (Чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё дружелюбное отношение, чтобы доставить удовольствие. Иногда – чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: каждому нравится слышать приятные слова в свой адрес.)

Какие комплименты говорят люди друг другу? (Как прекрасно ты выглядишь, как ты правильно поступила, как хорошо сказала, подумала...)

- Какими комплиментами можно награждать сильный пол? (Между мужчинами комплименты не приняты, это - неприлично. Женщины, девушки также не должны говорить комплименты мужчинам.)

    Конкурс комплиментов

Предлагается выйти 2 участникам - по 1 от каждой команды. Задание: Сказать комплимент, учитывая предложенную ситуацию.

Участники вытягивают листочки, зачитывают предложенные ситуации и выполняют задания:

Ситуация 1.

После летних каникул вы обратили внимание, что ваша одноклассница заметно изменилась: загорела, повзрослела.

Ситуация 2.

Ваша мама чем-то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который мог бы поднять ей настроение.

3. Станция «Телефонный этикет».

Просмотр 1-й части видеоролика «Разговор по телефону». Анализ

Посмотрите видеоролик. Прослушав разговор по телефону, дайте ответы на вопросы:

    Что не так сделал герой видеоролика?

    Какие правила телефонного разговора следовало соблюдать?

    Что такое культура телефонного общения?

    Что нужно сделать после того, как вам ответили по телефону?

    Как следует поступить, если телефон взял не тот человек, которому вы звонили?

    Как пригласить к телефону того, кому адресован звонок, если позвонили по городскому телефону?

    В какое время можно звонить по телефону?

4. Станция «Гостевой этикет»

Культурный и воспитанный человек, соблюдая приличия, будет понят и принят обществом лучше, чем невежа. Как же вести себя в гостях?

    Ситуационный анализ

Попробуйте поставить себя на место героев маленькой истории и подумайте, как бы вы себя повели.

Команды вытягивают задания из предложенных и зачитывают ситуации:

Ситуация 1.

Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в грязных ботинках он протопал в комнату, стал всё осматривать и хватать в руки.

Это ваза? Ну-ну!

Это лампа? Ну-ну!

А это сушки? – спросил он, загребая в карман горсть сушек.

Ну, ладно, - сказал он, - я пошёл…

«Для чего он, интересно, приходил? – подумал(а) я. – Ведь кроме грязных следов на полу, он ничего не оставил».

Вопрос: Как бы вы повели себя на месте хозяина квартиры?

Ситуация 2.

Однажды я был(а) у друга в гостях. Там были ещё ребята. На меня нашло такое веселье! Я ко всем приставал(а), кричал(а) во всё горло разные смешные глупости, жевал(а) конфеты со страшным чавканьем. В общем, всех смешил(а). А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется, гостеприимный хозяин не должен дуться на гостей. Всё им должен прощать.

Вопрос: Как бы вы поступили на месте хозяина?

2) Письменная работа в группах. Задания:

А) Команде «Джентльмены» записать правила поведения в гостях;

Б) Команде «Леди» записать правила поведения хозяина, принимающего гостей.

Регламент – 5 минут, после чего группы представляют свои ответы.

Подсказка для жюри:

Если ты гость:

    Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём визите. Получив приглашение, важно придти без опозданий;

    Звонить в дверь надо не более двух раз;

    Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, а особенно - делать критические замечания;

    Не принято с любопытством рассматривать предметы интерьера в комнате. Категорически запрещается брать что-либо из вещей в руки без ведома хозяев;

    Не выпытывайте, что сколько стоит и где было куплено;

    Долго засиживаться в гостях неэтично, хозяева должны отдыхать. Нетактично злоупотреблять гостеприимством культурных людей;

    Вести себя в гостях нужно так, чтобы всем было комфортно, удобно и безопасно в вашем обществе.

Если ты хозяин:

    Принимать гостей следует любезно и сердечно, одновременно держать себя просто и естественно. Если у хозяина или хозяйки плохое настроение, - постараться, чтобы гости этого не заметили;

    Если гость зашёл более, чем на несколько минут, - предложить ему раздеться, причём следует помочь повесить пальто на вешалку и дать тапочки;

    При приёме хозяева не должны отдавать предпочтение кому-нибудь из гостей. Особое внимание нужно уделять гостям, которые пришли впервые;

    Нужно постараться, чтобы гость скорее освоился и почувствовал себя комфортно: предложить ему сесть на самое удобное место, занять гостя беседой, - пусть гость сам выберет тему для разговора. Нельзя оставлять гостя надолго одного;

    Приглашая гостей, необходимо заранее подготовить развлекательную программу;

    Если гость засиделся и не собирается уходить, а у вас - неотложные дела, вы должны найти тактичную форму, как дать ему это понять;

    Заканчивая приём, хозяевам полагается проводить гостей до двери.

    Станция «Деловой этикет». Блиц-турнир

Завершается наше путешествие блиц-турниром. Вам предлагается определить название страны по некоторым национальным особенностям делового этикета. За правильный ответ команда получает жетон. Если команда затрудняется с ответом, право ответить передаётся другой команде.

Внимание, начали:

1) Для этой страны характерны: хороший настрой, энергичность, проявление дружелюбия и открытости, не слишком официальная атмосфера при ведении переговоров. Здесь ценят шутки и хорошо реагируют на них. Если вы хотите с кем-то встретиться, нужно предварительно позвонить, известить о своём приезде и ждать приглашения. Не следует обмениваться рукопожатиями при каждой встрече. Если вас куда-нибудь приглашают, нужно прибыть в точно назначенное время. Малейшее опоздание – недопустимая грубость. Эта страна - … (Америка).

2) В этой стране не уделяют особого внимания подготовке к деловым переговорам. Одновременно здесь очень тщательно соблюдают формальности и обращают внимание на детали. Здесь важно разбираться в титулах и званиях, а также строго соблюдать процедуру знакомства. Ни к кому нельзя обращаться по имени, если вы не получили на то специального разрешения. Не позволительно говорить друг другу «ты». Здесь пожимают руку весьма редко, лишь при первом представлении. Нельзя целовать руку женщине. Считается неделикатным публично делать комплименты типа: «У вас красивое платье» или « Эти пирожные восхитительны». Эта страна - … (Англия).

3) Главное отличие национальной манеры вести дела в этой стране – официальность, сдержанность и соблюдение всех формальностей. Все встречи назначаются заблаговременно. Этот народ обращает внимание на вашу пунктуальность. Когда вы говорите с представителем этого народа или пожимаете руку, нельзя оставлять руки в кармане: это считается верхом неуважения. Желательно называть титул того, с кем разговариваете. Если титул неизвестен, то можно обращаться так: «Herr Doctor!». Слово «доктор» употребляется в любом случае, независимо от специальности или профессии. Страна эта называется … (Германия).

4) Осторожность – главное, что характеризует поведение этого народа в деловых отношениях. Они не столь церемонны, как англичане, но любят соблюдать протокол. По сравнению с американцами, они менее свободны и самостоятельны в принятии окончательных решений. В этой стране широко практикуется обсуждение дел за едой. Деловой обед может длиться часа полтора-два, а ужин может занять весь вечер. Деловые увеселения чаще организуются в ресторане, а не дома. Название этой страны … (Франция).

5) Есть ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться, посещая эти страны: все дела пять раз в день прерываются для совершения молитвы (намаза). И хотя приезжим вовсе необязательно преклонять колени и молиться, вы должны уважать право хозяина всё это проделать. Здесь никогда не следует заводить беседы о религии и политике. В условленное место вы должны являться вовремя, но хозяин может задержаться. Вне помещения принято рукопожатие. В своём же доме хозяин может приветствовать вас поцелуем в обе щёки, и ваш долг ответить ему тем же. Что это за страны? (Мусульманские).

6) В этой стране при знакомстве принято называть полное имя и фамилию, нельзя ограничиваться одним именем. Обращаясь к человеку, называют его фамилию и добавляют слово «сан» (господин). Очень важно соблюдать пунктуальность. Когда приступают к налаживанию контактов с этим народом, большое значение имеет процедура обмена визитными карточками. Здесь очень соблюдают субординацию, крайне церемонны, протоколу придаётся большое значение. Шутить или прикасаться к людям во время деловых переговоров не рекомендуется. Первое приветствие – не рукопожатие, а долгий низкий поклон. Назовите эту страну. (Япония).

7) В этой стране при ведении деловых переговоров большое внимание уделяется внешнему виду партнёров и манере их поведения с целью определения статуса каждого из участников. На переговорах большое значение для этого народа имеет «дух дружбы». В национальной делегации от этой страны бывает много экспертов, что увеличивает её численность. Большое значение в этой стране придаётся выполнению достигнутых договорённостей. В деловой жизни здесь практикуется вручение подарков, но подарки принято дарить исключительно после завершения всех сделок. Нельзя дарить часы, поскольку в языке этой национальности слово «часы» и «похороны» звучат похоже. Страна называется … (Китай).

8) Эта нация характеризуется открытостью, прямотой и простотой. Она очень космополитична. Приветствуя человека в этой стране, можно сказать и «шолом» и «хелло». Почти все говорят по-английски и ещё на одном-двух языках, особенно в деловых кругах. Уже при первой встрече вам могут предложить перейти на «ты». В гости необязательно являться с подарком, хотя сувенир для ребёнка или цветы для хозяйки будут очень кстати. К своей внешности этот народ относится очень беззаботно. Эта страна - … (Израиль).

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Рефлексия

Проводится анкетирование:

На занятии я работал(а)

пассивно

Своей работой на занятии я

доволен(льна)

недоволен(льна)

Занятие показалось для меня

коротким

На занятии я

не устал(а)

Моё настроение

улучшилось

стало хуже

Материал занятия мне был

не понятен

    Итог

    Мне было трудно…

    Теперь я могу…

    Я научилась (лся)…

    Меня удивило…

    Мне захотелось…

      Оценка жюри. Награждение победителей

    Команды награждаются грамотами, самые активные обучающиеся награждаются медалями.

    3) Заключительное слово ведущего (воспитателя)

    Закончилось наше путешествие в удивительную страну ОПЭ. Мы с вами вспомнили об основных правилах приветствия и разговора по телефону, правилах поведения в гостях, закрепили знания о том, как ходить в гости и принимать гостей у себя дома, поговорили о национальных особенностях делового этикета. Смею надеяться, что эта игра по этикету была вам интересна и, возможно, какие-то сведения оказались для вас новыми и полезными.

    А пока – до свидания и до новой встречи!

    Используемые электронные ресурсы:

      http://megapoisk.com/kultura-povedenija-pravila-etiketa

      https://naparah.com/predmet/etika

      http://www.calameo.com/read/000713153b61068cb5838

      http://www.luxemag.ru/etiquette/7893/page-2.html

      http://www.styleadvisor.ru/samorazvitie/pravila-etiketa/

      http://www.wild-mistress.ru/i_am_woman/rules_decorum/everyday_decorum/

      https://youtu.be/SDOsKKvOUOw

    Тема : «Современный этикет»

    Аннотация

    Воспитание этического, культурного поведения человека является неотъемлемой частью процесса формирования личностных нравственных отношений. Современная личность для максимальной успешной социализации должна владеть необходимыми навыками культурного поведения во всех сферах жизнедеятельности.

    Форма проведения : обучающее занятие с элементами викторины

    Воспитательная цель :

      формирование у учащихся устойчивых навыков этического поведения.

    Воспитательные задачи:

      научить учащихся строить этически правильные отношения с людьми при повседневном общении.

    Оформление:

      выставка книг и учебников по деловому, дипломатическому и повседневному этикету.

      плакат № 1 «Составляющие этикета».

      плакат № 2 «Основные правила этикета».

      выставка фотографий учащихся.

    Участники мероприятия

      2 учащихся - ведущие

      1 учащихся - «знаток этикета по знакомству и приветствиям»

      1 учащийся – «знаток уличного этикета»

      1 учащийся – «знаток религиозного этикета»

      1 учащийся – «знаток этикета танцев»

      1 учащийся – «знаток театрального этикета»

      1 учащийся - «знаток этикета поведения за столом»

    Ход мероприятия

    Первый ведущий : Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство слов, но и связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно поздно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка. «Этика» - из греческого (« ethika », от « ethos »-привычка, нрав). Одно из значений слова « etiquette » - надпись.

    Второй ведущий: Этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

    По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось не приличным, становится общепринятым и наоборот.

    Первый ведущий : Нормы этикета сводятся к основному правилу: неукоснительно, везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относится к ним так, как вы относитесь к себе.

    Составляющие этикета:

      Хорошие манеры

      Умение вести себя правильно в общественных местах, в различных ситуациях

      Внешний вид

      Культура речи

    Второй ведущий : этикет – поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приёмах, церемониях, переговорах.

    Первый ведущий: Рассмотрим теоретические основы современного этикета в самых различных ситуациях. Знатоки этикета ознакомят нас с этим.

    «Знаток этикета по знакомству и приветствиям»:

    В узком кругу важно, чтобы каждый знал каждого, особенно если люди встречаются часто - у себя или в доме общих друзей. Поэтому представлять нового человека нужно обязательно.

    Мужчину представляют женщине, младшего – старшему, подчинённого - начальнику. Возраст и авторитет имеют бесспорное преимущество. Вышестоящий всегда «принимает» представление (так же как и приветствие).

    Если нужно познакомить ровесников или людей, равных по положению, лучше представить первым более близкого вам человека, например, свою сестру – своей знакомой. Знакомство с матерью и отцом – исключение из этого правила: всех знакомых необходимо представлять родителям, а не наоборот.

    Если лицо, знакомящее вас, уже произнесло вашу фамилию, повторять её, подавая руку, не следует. Первым подаёт руку лицо, которому представили другого, т.е. женщина протягивает руку мужчине, старший–младшему, руководитель – подчинённому. Человек, который был представлен, терпеливо ждет, готов протянуть руку, но не торопится это сделать и лишь отвечает на рукопожатие.

    Приветствие при встрече - это первая демонстрация вашего вежливого, учтивого отношения к окружающим. На всякое приветствие нужно обязательно ответить. Отказываясь поздороваться, вы наносите человеку публичное оскорбление.

    Если человек, в обществе которого вы находитесь, приветствует своего знакомого, вам необходимо присоединиться к приветствию. Равно как и необходимо ответить на приветствие, с которым обратились к сопровождающему вас лицу, пусть даже оно исходит от незнакомого вам человека. Если ваш знакомый окружен людьми, вы должны поздороваться со всеми: очень грубая ошибка – приветствовать одного человека из компании.

    «Знаток уличного этикета» : Чтобы не нарушать норм приличия и не привлекать к себе лишнего внимания окружающих, не следует при ходьбе слишком энергично размахивать руками, стучать каблуками, делать слишком широкие или слишком мелкие шаги (особенно это касается женщин).

    По улице не принято ходить вчетвером, а тем более в пятером в одну шеренгу, загораживая весь тротуар и мешая другим прохожим. Даже если вам этого не хочется, надо разделиться на более мелкие группы.

    Не следует пристально смотреть на прохожих, но нужно быть внимательным, чтобы никого не толкнуть или не наступить кому-нибудь на ногу.

    На улице не принято громко разговаривать и хохотать.

    Встречного прохожего на узком тротуаре пропускают, отступая назад (младший по возрасту или мужчина). Если рядом с ним молодая и пожилая женщины, то пожилая идёт посередине.

    Встретив на улице знакомого и остановившись с ним для разговора, следует отойти в сторонку, чтобы не мешать прохожим.

    Если, находясь в незнакомом месте, вы обращаетесь с вопросом к прохожему, то при этом сначала надо сказать «простите», а затем поблагодарить за помощь. В ответ должно раздаться «пожалуйста», «не стоит». В случае если вы не можете помочь тому, кто обратился к вам с просьбой или вопросом, вы должны вежливо ответить: «К сожалению, ничем не смогу вам помочь».

    «Знаток этикета поведения за столом»: Согласно правилам этикета, сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщина может ненадолго опереться на стол локтем. Не следует скатывать хлебные шарики, играть приборами, рюмкой, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.

    Во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только слегка наклоняют и на эту высоту подносят вилку или ложку. Не следует дуть на горячую еду и напитки, чавкать, причмокивать и прихлебывать. Кушать и пить нужно беззвучно.

    Сегодня "амплуа" ножа на обеденном столе стало значительно шире, чем было некогда. Люди старшего поколения с ужасом смотрят на то, как режут ножом, например, блины или блинчики. Но это допустимо. Можно также пользоваться ножом для рубленого шницеля, картофельных оладий, овощных котлет, в крайнем случае, даже для вареников. По желанию можно обойтись одной вилкой.

    Совершенно исключается употребление ножа к макаронам, вермишели, лапше, солянке, мозгам, омлетам, пудингам, желе, овощам. Эти блюда едят только вилкой.

    После еды нож и вилку складывают в тарелке параллельно, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использованы при следующем блюде, их кладут на стол.

    Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то все время держите вилку в левой руке, нож в правой, не перекладывая их из руки в руку.

    В случаях, когда к еде предложен какой-либо напиток, следует раньше проглотить то, что находится во рту и только потом запить. Хорошо до этого протереть губы салфеткой, чтобы не оставлять на стакане жирных пятен.

    Некрасиво доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предложите соседу по столу.

    Невежливо выбирать из порций, лежащих на блюде, лучшую. Берите тот кусок, который лежит к вам ближе.

    Не следует обмакивать хлеб в соус, но уж если нет сил удержаться, помогайте себе при этом вилкой, а не пальцами. В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

    Если в солонке нет ложечки, соль набирают кончиком своего ножа, но нож при этом должен быть чистым.

    Решительно нельзя садиться к столу с сигаретой, а на домашних приемах курить между блюдами. Позволить себе закурить можно только после полного угощения, во время кофе. В самом крайнем случае между последним блюдом и десертом - обычно в этот момент бывает небольшой перерыв по случаю перемены приборов. Но лучше подождать, пока не предложат хозяева.

    Приборы держат за кончик ручки, а не посередине. Ножом следует лишь резать пищу, ни в коем случае его нельзя брать в рот. Некоторые блюда, которые можно не резать, например, омлет, яичницу, едят только вилкой. Ее держат в правой руке и помогают при еде кусочком хлеба, который держат в левой руке. Закончив еду, нож и вилку кладут на тарелку рядом друг с другом параллелью в знак того, вы уже больше есть не будете. Если вы еще не закончили есть, прибор скрещивают, нож вправо, вилку влево. Рядом с тарелкой кладут салфетку, бумажную или из ткани. Обычно ее только прикладывают ко рту, делают это перед тем, как пить, чтобы на стекле не остались следы от жирных губ. Если за столом сидят некурящие, то курение за столом исключается.

    Как что следует есть?

    Сидя за столом, не режем хлеб ножом, а отламываем маленькие кусочки от куска, взятого из хлебницы.

    При закуске, например, если это ветчина, не кладем ее на кусочек хлеба. Ветчину едим ножом и вилкой, небольшие кусочки хлеба можно намазывать маслом. Масло при этом берем понемногу из масленки на край собственной тарелки.

    Более свободно обходимся с хлебом при завтраке. Можно кусок хлеба намазать маслом и откусывать от куска. Хлеб, намазанный маслом, не режем ножом.

    Во время завтрака на такой кусочек хлеба лучше положить ветчину или сыр, это будет уже бутерброд, который можно разрезать пополам, чтобы было удобнее есть. Такой бутерброд допустимо есть из тарелочки, пользуясь ножом и вилкой.

    Колбаса, если подана неочищенной, то каждый кусочек очищаем на тарелке ножом и вилкой. Сухую колбасу едим с кожицей. Сосиски в тонкой кожуре можно съесть вместе с ней. Толстую кожицу лучше снять.

    Паштет - отделяем кусочек вилкой. Намазывать паштет на хлеб можно только в семейном кругу.

    Яйцо всмятку вставляем в рюмочку, затем краем ложечки ударяем близко к верхушке и снимаем ее. Такое движение должно быть быстрым и энергичным, иначе верхушка не отскочит. Но если именно так и произошло, можно ее снять пальцами, беда небольшая. Есть яйцо ложечкой.

    Яичницу можно есть ложечкой или вилкой в зависимости от консистенции.

    Супы часто заставляют растеряться: как наклонять тарелку - от себя или к себе. Вовсе не наклоняем тарелку, просто небольшое количество супа остается в тарелке. В семейном кругу можно слегка наклонить тарелку от себя. Ни во время еды, ни после еды ложку из супа не кладем на стол, оставляем ее в тарелке.

    Бульоны, супы, которые подаются в чашках, пьем, как пили бы кофе или чай, не пользуясь ложкой. Ложку употребляем, когда хотим выловить плавающие в супе гренки, яйцо, кусочки мяса. Но если суп подан в чашке с двумя ушками, пользуемся ложкой.

    Курица в бульоне - одновременно первое и второе, так что едим ложкой из тарелки вначале бульон, затем кусочки курицы с помощью вилки и ножа.

    Рыба, как в холодном, так и в горячем виде не допускает ножа. Исключительно пользуемся ножом для маринованной селедки.

    Если к рыбному блюду поданы специальные приборы - лопатка и вилка, то лопатку берем в правую руку (играет роль ножа), вилку в левую. Вилкой придерживаем кусочек, лопаткой отделяем кости. Если подаются две вилки, то правая используется для отделения костей, левой же отправляем кусочки рыбы в рот. В крайнем случае, если в нашем распоряжении имеется только одна вилка, ее берем в правую руку, в левую - кусочек хлеба. Теперь хлеб служит для придерживания кусочка рыбы, а вилка - для отделения костей, с ее помощью подносим кусок ко рту.

    Если на нашей тарелке окажется рыба целиком (вареная или копченая), то вначале отделяем от скелета верхнюю часть филе, съедаем, потом отделяем позвоночник и косточки, откладываем в сторону, затем съедаем вторую часть. После того как мы справимся с этим блюдом, на тарелке должен остаться сравнительно эстетичный "натюрморт" в виде рыбного скелета.

    Заблудившуюся во рту рыбью косточку незаметно кладем кончиком языка на вилку.

    Раков невозможно съесть без помощи пальцев и, хотя это просто издевательство над цивилизацией, тут ничего не поделаешь.

    Птицу едим с помощью ножа и вилки. При этом не обязательно в поте лица жонглировать на тарелке приборами, стремясь, во что бы то ни стало полностью очистить все косточки. Нужно смириться с тем, что при косточке останется немного мяса. В домашних условиях можно позволить себе взять куриную ножку в руку.

    Мясо с овощами - блюдо проблемное. На сегодня в мире существуют противоречащие друг другу рекомендации, как есть такое блюдо. Согласно первой мясо следует нарезать на мелкие кусочки и отложить нож. По второй - ни на минуту нельзя выпускать из правой руки ножа, из левой - вилки. Первым правилом руководствуются американцы. В европейском понимании этот способ далек от элегантности. Придерживаясь второго, будет правильным отрезать кусочек мяса, придерживая его вилкой, повернутой выемкой вниз. На отрезанный кусочек мяса, наколотый на вилку, накладываем картофельное пюре, которое здесь держится вполне сносно. Вилку с этим гарниром несем ко рту. А если, кроме мяса и картошки, есть еще горошек или иные "беспокойные" овощи? Горошек на кусочке мяса не удержится, поэтому у каждого появляется откровенное желание отложить нож, взять вилку в правую руку, съесть немного горошка, опять взять вилку в левую руку и т. д. Что же делать?

    Первый выход: придерживая вилкой мясо, отрезаем кусочек, затем вилку с этим кусочком поворачиваем выемкой вверх, в нее накладываем горошек и, все время держа ее в левой руке, подносим ко рту.

    Второй выход: держим вилку брюшком вверх, на отрезанный кусочек мяса накладываем горошку столько, сколько удержится. Съедаем все мясо, потом, держа вилку уже в правой руке, доедаем горошек (обратите внимание: горошек не накладываем вилкой, а набираем на нее, как на лопатку). Если картофель подан целиком, его не следует раздавливать на тарелке.

    Салат, поданный к мясу на отдельной тарелочке, едим из этой же тарелочки, набирая понемногу в очередности с тем, что лежит на основной тарелке. Зеленый салат, насколько это возможно, не следует резать ножом. Если он подан так, что листья слишком велики, то разрезаем их вилкой или аккуратно наматываем на нее листья, стараясь не оставлять на подбородке ручьев сметаны.

    Спагетти, или макароны-соломку, очень сложно есть так, чтобы это выглядело красиво. Существуют три способа для того, чтобы достойно справиться с этим итальянским блюдом.

    Первый заключается в пользовании вилкой и ложкой. Ложку держим в левой руке. Край ложки опускаем в тарелку, на вилку наматываем макароны в углублении ложки. Намотав на вилку немного макарон, ложкой отрезаем эту порцию от остального.

    Второй способ: вилку держим как нож, приготовленный для разрезания. Опускаем вилку в гущу макарон и поднимаем их вверх, отделяя небольшую порцию. Затем опять опускаем вилку с макаронами в тарелку, здесь наматываем их на вилку и быстро отправляем в рот.

    Используя третий способ, накалываем макароны на вилку, которую держим вертикально, и в такой позиции наматываем на нее соответствующую нашим возможностям порцию. Основное правило: набирать на вилку не больше двух-трех ниток макарон.

    Сладкое тесто хорошо есть вилочками, специально для этого предназначенными. Если таковых нет, можно пользоваться ложечкой.

    Сухие пирожные, пряники, коврижку можно брать руками.

    Яблоки, груши, чтобы есть их красиво, требуют некоторой эквилибристики. Для этого нам нужны нож и вилочка. Фрукт разрезаем на четвертинки, а затем, взяв ломтик на вилку, снимаем ножиком кожицу, особого мастерства требует умение удержать при этом предмет нашего лакомства на вилке. Затем, очищенный кусочек едим на тарелке, пользуясь ножиком и вилкой.

    Допустимо очистить фрукты в руке, но есть на тарелочке ножом и вилкой.

    Персик разрезаем на тарелке, удаляем косточку. Затем снимаем кожицу, пользуясь ножом и вилкой, с их же помощью съедаем, отрезая по кусочку.

    Бананы очищаем от кожуры и едим ножом и вилкой, отрезая кружочками.

    Апельсины можно (теоретически) чистить ножом и вилкой, как яблоки и груши. Но в случае с апельсинами это потребовало бы таланта циркового артиста. Так что, обращаясь к практике, чистим апельсин следующим образом: надрезаем кожуру крестообразно, снимаем ее и разделяем на дольки.

    Ни апельсины, ни мандарины не чистим спиралеобразно!

    Грейпфрут подается разрезанным поперек, середина отделяется от кожуры, но остается внутри. Посыпаем сахарной пудрой и едим ложечкой.

    Черешни и вишни берем за веточку и отправляем в рот. По возможности незаметно выплевываем косточку в кулак, а затем на свою тарелку. Не выплевываем косточки прямо на тарелку! Не собираем их в пепельнице!

    Аналогично можно поступать с виноградом, если вы не любите семечки и кожуру. Но виноград, как правило, съедают целиком.

    Сливы разламывают пальцами, косточки кладут на тарелочку.

    Клубнику следует подавать очищенной, без зелени. Некрасиво раздавливать на тарелке клубнику, поданную с сахаром и сметаной. Образовавшаяся масса выглядит не очень эстетично. Сказанное относится и к землянике.

    Дыня не любит ножа. Пользуемся ложечкой. Арбуз прямо-таки просит, чтобы его ели самым примитивным способом, т.е. держа сочный ломоть двумя руками. Не поддавайтесь соблазну! Полукруг арбуза следует положить на тарелку, отрезать ножом кусочек и, освободив его от семечек, на вилке отправлять в рот.

    Компот, поданный в вазочке, едим все время ложкой. Отпивать прямо из вазочки некрасиво. Косточки фруктов выплевываем на ложечку и кладем на стоящую рядом или под вазочкой. Не класть косточки обратно в компот! И не в пепельницу!

    Сервировка обеда

    Рис. 1

    Рис 2

    Обычно первое блюдо ставят на стол до того, как гости заняли свои места. В противном случае обеденная салфетка лежит на мелкой тарелке, а не слева от вилок, как показано на рисунке. Рыбную вилку можно разместить тремя способами, один из которых показан на рисунке1.

    Необходимы также пепельницы. Меню неофициальных обедов не очень строго. Оно может включать всего два блюда, однако обычно их число ограничено пятью. Суп можно не подавать, особенно если обед начинается с закуски. На неофициальном обеде суп никогда не подают в традиционных неглубоких суповых тарелках

    Салат обычно подают вместе с промежуточным блюдом - так проще. Специальный нож используется в зависимости от вида салата и от того, подан ли к нему сыр.

    Салат можно подавать отдельно, в качестве четвертого блюда; он может также заменять десерт, особенно если вместе с ним подают различные сорта сыра.

    Сервировка десерта Рис. 3

    На неофициальном обеде десертные приборы можно положить на стол заранее, поместив их перед мелкой тарелкой. В противном случае их приносят на десертной тарелке либо хозяйка сама кладет их на десертную тарелку и передает гостям вместе с десертом. Когда десерт сервируют заранее и десертные приборы находятся на наполненной тарелке, их не перекладывают. Если же приборы лежат на пустой десертной тарелке, на которой может стоять чаша для ополаскивания пальцев, гостю следует положить десертную вилку слева, а десертную ложку справа от тарелки. Слева: как подать гостю десертный прибор: на десертной тарелке лежат десертная вилка и десертная ложка, между ними на салфеточке и (или) маленькой тарелке стоит чаша для ополаскивания пальцев (обязательная принадлежность официального обеда и ленча).

    Справа: гость раскладывает десертный прибор следующим образом: салфеточку и чашу - для ополаскивания пальцев помещают перед тарелкой слева, вилку кладут слева, а ложку справа от десертной тарелки и ждут, когда подадут десерт. На неофициальном обеде вместе с десертом можно подать черный кофе в маленьких чашечках.

    «Знаток религиозного этикета»: Присутствуете ли вы на торжественном богослужении, на одном из таинств – крещении, венчании – либо на обычной молитве в православной церкви, католическом соборе и т.д., вы должны вести себя в полном соответствии с принятыми в данном вероисповедании обычаями и обрядами.

    Поведение во время службы.

    Поведение каждого человека в храме определяется канонами его веры, однако, независимо от вероисповедания, все присутствующие на службе демонстрируют сосредоточенность, достоинство и молчаливость.

    Перед началом богослужения можно улыбнуться и кивнуть или слегка помахать рукой знакомому, а если он сидит впереди вас или рядом с вами, наклониться к нему и поздороваться. Не следует, однако, заводить долгих разговоров, перешептываться или как-то иначе привлекать к себе внимание окружающих. Если вы хотите представить кого-нибудь своему знакомому, лучше дождаться окончания службы.

    Как одеваться?

    С течением времени ограничения и запреты, касающиеся одежды для посещения церкви, ослабели, но, тем не менее, собираясь в храм, одеваться надо строго.

    В христианских храмах наличие головного убора теперь не является обязательным, однако в ортодоксальной синагоге замужние женщины должны быть в головном уборе – хотя бы в парике. Многие женщины по-прежнему предпочитают ходить в церковь в шляпе или вуали, а католички, воспитанные в те времена, когда головные уборы в церкви были обязательны, никогда не войдут в храм, не накинув на голову хотя бы шарфик или косынку. Во всяком случае, шляпа допустима, и если вам она нравиться и к лицу, вы смело можете надевать её в церковь. И не стоит огорчаться, если вы окажетесь в меньшинстве.

    Мужчины всегда снимают головной убор, заходя в христианский храм, тогда как в ортодоксальную синагогу, напротив, никогда не входят с неприкрытой головой.

    Перчатки надевают преимущественно в холодную погоду, но в любом случае прийти в церковь в перчатках всегда уместно.

    Где садиться?

    Если в храме находиться церковные служители, они провожают всех прихожан к скамьям, но на обычном богослужении женщин под руку не берут.

    Как вести себя на службе, если вы исповедуете другую веру?

    В том случае, когда богослужение не противоречит вашим религиозным убеждениям, вы должны выполнять все принятые в данной церкви обряды наравне с прихожанами этого храма – вставать, петь, молиться тогда же, когда делают они. Если же каноны исповедуемой вами религии не позволяют вам принимать участие в каких-то обрядах, просто сидите неподвижно и молча, пока этот обряд или часть службы не завершиться.

    Знаток этикета танцев

    Как приглашать на танец?

    Словом «Потанцуем?» может пригласить женщину на танец близкий товарищ, возлюбленный или муж. Незнакомый мужчина, приглашая женщину на танец, подходит к ней, слегка кланяется и просит разрешения пригласить её.

    Женщина выражает своё согласие дружелюбным взглядом и кивком головы.

    Кавалера может оскорбить, если дама делает при этом насмешливую или заносчивую мину. Ей лучше отказаться от танца, нежели идти танцевать с таким настроением.

    Если женщина уже обещала этот танец кому-нибудь другому, она приветливо благодарит пригласившего и говорит « Благодарю, этот танец уже обещан».

    В таком случае мужчина кланяется и удаляется. Если он хочет обязательно танцевать с этой партнёршей, то приглашает её вторично. После второго отказа он должен понять, что больше приглашать её не следует.

    Не стоит приглашать женщину, у которой есть спутник. Такое приглашение будет невежливым по отношению к её партнёру, которому придется остаться одному, пока его спутница танцует. Это относиться к тем случаям, когда танцевальный вечер происходит в ресторанном зале и пара сидит за столиком. На вечере в зале без столиков этого правила можно не придерживаться, но и здесь не мешает знать чувство меры.

    Дама, пришедшая в сопровождении кавалера, может танцевать с незнакомыми ей мужчинами, непременно предварительно согласовав это со своим кавалером.

    В ресторане не принято приглашать одну и ту же женщину, сидящую за чужим столиком.

    Представляться партнерше, приглашая её на танец в ресторане или на танцплощадке, не принято. Если же кавалер танцует с одной и той же дамой несколько раз, то ему следует после четвёртого или третьего танца представиться ей. Даме при этом называть своё имя не обязательно.

    После танца мужчина обязан проводить свою партнершу к её столику и поблагодарить за танец.

    «Знаток театрального этикета»: В зрительный зал после третьего звонка не впускают. Поэтому в театр желательно прийти чуть раньше, спокойно раздеться в гардеробной, привести себя в порядок.

    Вежливый мужчина поможет женщине снять пальто, возьмёт номерки.

    Старайтесь избегать резких духов, одеколонов, дезодорантов.

    В зрительный зал первым входит мужчина, а если вы в театре с детьми, то лучше пропустить их вперед. Если входят две пары, первым идёт мужчина, за ним две дамы, а за ними второй мужчина.

    Не делайте недовольного лица, если вы уже сидите, а по ряду кто-то пробирается на своё место; заранее встаньте, чтобы пропустить опоздавшего.

    Не садитесь на чужие места, так как это может вызвать много неприятностей, в особенности, если хозяева этих мест опаздывают.

    Мужчина обычно сидит по левую руку женщины, но если его место окажется удобнее, внимательный мужчина уступит его даме. Избегайте шума, когда садитесь и встаете. Оба подлокотника не занимайте. Не опирайтесь на спинку переднего кресла.

    Можно уйти, но только в антракте, не привлекая к себе внимания. Очень не прилично уходить во время действия или выступления.

    Запомните, аплодировать принято:

    На концерте джаз-оркестра можно аплодировать после выступления солиста, исполнившего свою партию, даже если оркестр продолжает играть.

    Можно аплодировать певцу в начале выступления, если он начинает петь по просьбе зрителей, в благодарность, но, как правило, эти аплодисменты не продолжительны.

    На больших симфонических концертах принято аплодировать в момент, когда дирижер поворачивается к зрителю лицом.

    Если вам представление не понравилось, не аплодируйте вовсе. Но никакими другими действиями не выражайте своего недовольства.

    В фойе, комнатах для курения, буфете, вестибюле при встрече со знакомыми вы ведете себя как при встречах на улице. Этому способствует и то обстоятельство, что во время антракта принято прогуливаться по фойе, размяться после долгого сидения. Прогуливаться по фойе под руку не стоит.

    Не следует так же перед началом спектакля или в антракте рассматривать публику в бинокль. Это не прилично. Бинокль служит лишь для того, чтобы лучше видеть происходящее на сцене.

    При посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами: стараться быть вежливым и предупредительным, не шептаться с соседкой, постоянно вертя головой, не делиться впечатлениями во время сеанса, громко не смеяться.

    Второй ведущий : Проведём конкурс по нормам этикета. Для участия в конкурсе необходимо, чтобы все присутствующие разделились на две команды и сели напротив друг друга. Я буду задавать вопросы по практическому этикету, а каждая команда, посовещавшись между собой 1 минуту, даст правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда, которой будет задан вопрос, ответ не знает, то может отвечать команда соперников и дополнительно получать поощрительный балл.

    Вопрос для 1-й команды:

    Как исторически можно объяснить, почему мужчина, входя в помещение снимает головной убор?

    Вопрос для 2-й команды:

    Как исторически можно объяснить, что, здороваясь, мы пожимаем друг другу руки?

    Вопрос для 1-й команды:

    Почему мужчина, спускаясь по лестнице, идёт впереди женщины?

    Вопрос для 2-й команды:

    Почему заходя в магазин, необходимо сначала пропустить выходящих?

    Вопрос для 1-й команды:

    Если мужчина с женщиной заходят в ресторан, то кто должен первым проходить в зал?

    Вопрос для 2-й команды:

    Вам домой позвонил преподаватель, но по техническим причинам разговор прервался. Кто должен перезвонить?

    Вопрос для 1-й команды:

    Можно ли в комнату, где собрались гости к вам на вечеринку, впустить собаку или кота и почему?

    Вопрос для 2-й команды:

    Что должен сделать мужчина, если женщина пригласила его на белый танец, а он не может по каким-то причинам танцевать?

    Первый ведущий :

    Подведём итоги конкурса. Команда, знающая лучше этикет и получившая наибольшее количество баллов, получает в подарок книгу по этикету.

    В конце нашей встречи хочу напомнить всем высказывание английского философа Джона Локка “Изящная манера и форма во всём – вот что украшает человека и делает его привлекательным”.

    Школа – то место, в котором мы проводим сначала долгие годы в качестве учеников, а потом не менее долгие в качестве родителей учеников. И в наших силах сделать так, чтобы годы эти стали не слишком мучительными ни для нас самих, ни для наших детей, ни для учителей.

    Помочь в этом нам, в том числе, может и этикет. Да-да, обычный этикет, правил которого ещё никто не отменял. А пользу от их применения в жизни сложно переоценить. Как же вести себя родителям учеников, чтобы треугольник ребёнок-учитель-родители работал продуктивно и без эксцессов?

    Зарисовки из жизни

    Зарисовка первая. Какая встреча!

    Важность того, чтобы любимая родная школа находилась подальше от не менее любимого и родного дома, я поняла буквально через пару месяцев от начала педагогической карьеры, и тут же принялась мысленно хвалить себя на все лады. Я до работы добиралась на перекладных и раньше, по наивности, считала это неудобством. Зря я так. Потому что, живи я поближе к работе, жизнь моя превратилась бы… Нет, не в кошмар, конечно. Но уж совершенно точно в непрекращающуюся комедию положений.

    Хотя… Она даже при условии того, что я жила в сорока минутах езды от работы, и то частенько поражала своей непредсказуемостью. Но обо всём по порядку.

    Одно время я имела неосторожность забегать после работы на рынок, находящийся неподалёку от школы, за продуктами. Тащить сумки с покупками (это помимо пакетов с тетрадями) на двух автобусах было неудобно и тяжело, да и рынок этот был дороже того, что имелся около моего дома. Но к тому времени, когда я заканчивала работу, в моём районе обычно уже были закрыты даже супермаркеты. А есть-то хотелось. Вот и приходилось пользоваться рынком у школы.

    Но чего мне это стоило! Проблема состояла в том, что рынок этот был единственным в районе, да к тому же располагался прямо у выхода из метро. И родители моих учеников неминуемо забегали на него после работы. А там…

    «Ба! Какая удача! И продукты купим, и с учителем пообщаемся!»

    Заботливые и неравнодушные (честь им и хвала!) родители моих многочисленных учеников, очевидно, думали примерно так. Потому что в очередях я регулярно оказывалась в центре внимания. То сзади раздавалось деликатное покашливание, то кто-то теребил меня за сумку, то тянул за локоть (а иногда и всё вместе сразу, одномоментно).

    Здравствуйте, Яна Александровна! – то и дело слышала я. И разумеется, в самый неподходящий момент. Как назло именно тогда, когда подходила моя очередь за хлебом, или я судорожно пыталась засунуть в отказывающийся растягиваться пакет колбасу, или покупала предметы личной гигиены (пожалуй, это всё же самый неудачный, но реально имевший место быть вариант). Ах, да! Ещё однажды меня буквально сняли со ступеней подошедшего наконец-то (после получаса ожидания!) автобуса (остановка была прямо около рынка).

    А как мой (моя) сегодня сочинение (изложение, диктант и т.д. и т.п.) написал(а)?

    В этом месте мне хотелось заплакать и убежать. Потому что почти каждое слово из этого невинного, на первый взгляд, вопроса могло вогнать в ступор.

    Во-первых, на тот момент я учила восемь классов. От двадцати пяти до тридцати человек в каждом. То есть не меньше двухсот человек. Даже если у каждого всего по одному родителю, а такое – слава Богу – всё же не в каждой семье, то получается, что я должна была знать в лицо и по имени ещё как минимум двести мам или пап (и понимать, кто чей родитель). А ведь у многих детей в наличии не только папа с мамой, но ещё и любящие бабушки и дедушки. К тому времени я этих детей учила не несколько лет, а всего несколько месяцев. И родителей их в лучшем случае видела по два-три раза. У меня, слава Богу, хорошая память. Но не настолько же! И поэтому милое, ни в чём не повинное притяжательное местоимение «мой» или, как вариант, «моя» вгоняли в ступор. Кабы я знала, о ком шла речь!

    Во-вторых, сочинение (изложение, диктант и т.д. и т.п.) мы написали за несколько часов до исторической встречи с родителями. И проверить их я просто физически не успела бы.

    В-третьих, даже если и успела бы, то вспомнить, кто из моих двухсот учеников что получил, точно не сумела бы. И никто бы не сумел. Нереально это.

    Поэтому на рынок тот я вскоре ходить перестала. Нашла ещё один, у той остановки, где пересаживалась с одного автобуса на другой. И долгие годы очень радовалась, что живу далеко от школы. Потому что не хотела бы, чтобы родители моих учеников, да и сами дети, видели, как я почти каждое утро галопирую, догоняя автобус (на каблуках и с пакетами, полными тетрадей) или еле живая, и не в силах вымолвить ни слова, гуляю с собакой по вечерам.

    Зарисовка вторая. «У меня зазвонил телефон. – Кто говорит?»

    Телефон учителя звонит гораздо чаще, чем телефон любого другого среднестатистического человека. Хотя нет, есть, есть, конечно, профессии, представители которых пользуются не меньшим, а, пожалуй, даже большим спросом – врачи, например. Но факт остаётся фактом – телефон учителя звонит очень часто. И даже если не упоминать о том, что частенько он делает это в то время, когда уже давно положено спать, то остаётся ещё несколько причин, по которым многие учителя не любят телефонные звонки.

    Первая причина очень проста – мало кому нравится гадать, с кем имеешь удовольствие общаться. А запомнить голоса всех двухсот родителей (это как минимум, помните?) невозможно. И чтобы вбить в память телефона номера двухсот человек, требуется много времени. Но почему-то мало кто считает нужным представиться. И приходится учителю слушать монолог родителя, гадая, кто же это, и пытаясь по смыслу разговора вычислить абонента. Ну, или ждать момента, чтобы вклиниться в разговор и напрямик поинтересоваться тем, кто звонит.

    Вторая причина в том, что вести диалог, например, об оценках, не имея перед глазами классного журнала (не важно, бумажной его версии или электронной), очень сложно. И отвечать, почему у ребёнка за сочинение три, не видя его тетради, затруднительно. Да и делать это, разрываясь между кастрюлей с борщом, глажкой рубашки мужу и проверкой тетрадей собственных детей – неудобно.

    Третья причина – учителю тоже хочется иметь хотя бы немного свободного личного (!) времени. Понятно, что тот, кто идёт в учителя, должен понимать, что соглашается на круглосуточную работу и непрекращающуюся заботу о своих учениках. Но хотя бы чуть-чуть, совсем немного времени у него должно быть что называется «для себя».

    Зарисовка третья. Человек из комитета

    Школа – это не только учителя и ученики. Это ещё и родители. В том числе – и родительский комитет. Мало кто идёт в него из любви к процессу. В основном – от безысходности: никто не хочет, а промолчать и не вызваться помогать учителю совесть и активная жизненная позиция не позволяют.

    За годы работы в школе я видела много родительских комитетов. Более того, теперь, когда наш старший сын пошёл в первый класс, я тоже – человек из комитета. У нас прекрасная школа, очень хороший классный руководитель и изумительные родители: понимающие, чуткие, неравнодушные, готовые помочь. Но всё равно быть членом родительского комитета, а уж тем более его председателем, – это непростой труд. К счастью, большинство наших родителей это понимает, ценит и старается не осложнять и без того непростую жизнь людей из комитета.

    Однако иногда случается непредвиденное.

    Сумму, необходимую на удовлетворение классных нужд, мы обсудили заранее. Возражавших не было. Многие сдали деньги сразу. Другие – в течение года. Но однажды членам родительского комитета вдруг предложили стать коллекторами. Да-да, именно так. Оказалось, что в семье одного из детей сложились отношения, когда все финансовые вопросы решал отец. Мама права голоса не имела, во всяком случае, по её словам. Она отказалась сама обсуждать ситуацию с мужем и попыталась переложить это неблагодарное дело на членов родительского комитета. При содействии классного руководителя этот вопрос был решён, но неприятный осадок остался.

    Зарисовка четвёртая. «Как много на свете жестоких разлук. Поссорились как-то Морковка и Лук…»

    Ссоры детей и вмешательство в них родителей – отдельная тема. Ссоры были, есть и будут, и никуда от этого не деться. Но вот наше отношение к ним можно и нужно менять.

    В одном из классов Л. толкнул М. Тот упал, ударился (к счастью, несильно) и рассказал об этом родителям. Те отправились к классному руководителю с требованием поставить Л. на внутришкольный учёт. Буквально через день М. порвал пиджак Л. И тогда родители М. то ли в отместку, то ли из принципа затребовали с родителей обидчика оплатить починку пиджака. Вскоре Л. снова задел М., папу и маму того с трудом отговорили от похода в полицию. Родителям Л. эта ситуация стоила многих неприятных минут. А потом М… А после Л…

    Вам ещё не надоело? Вот и всем в классе это тоже порядком надоело, потому что родители с обеих сторон в каждой конфликтной ситуации раздували из мухи слона, принимались давить на классного руководителя (которая и так очень внимательна ко взаимоотношениям детей и дисциплине), привлекали сторонников, пытались делить класс на два лагеря… В общем, из обычных детских ссор раздули масштабную войну и средств её ведения не выбирали – били изо всех доступных орудий. К счастью, классному руководителю удалось направить их энергию на мирные цели. Но надолго ли?

    А давайте по-другому

    Вот такие совершенно реальные зарисовки из жизни тех, чьи жизни связаны со школой. А ведь всех этих комичных и не очень ситуаций легко было бы избежать, если бы мы, родители, помнили несколько самых простых правил этикета и следовали им.

    Ита-а-а-а-ак… Барабанная дробь… Позвольте представить вашему вниманию плод многих лет жизни, так или иначе связанных со школой…

    Правила этикета для родителей школьников

    1. Обязательно представляться во время личной встречи или телефонного звонка (особенно звонка!) хотя бы первые полгода-год при редких встречах и не меньше месяца – при регулярных. А во время телефонного разговора лучшее представляться всегда, даже если учитель знает вас уже не первый год.

    Это ведь так просто сказать: «Здравствуйте, Людмила Ивановна! Я мама Кости Васильева Екатерина Анатольевна». И всё – учитель понимает, с кем говорит, и занят только тем, что внимательно слушает вас, а не гадает, кто же его собеседник и как к нему обращаться. Родителям несложно, а для учителей – огромное облегчение понимать, с кем они имеют удовольствие беседовать. Поверьте.

    2. По возможности не звонить поздно вечером или рано утром.
    Учителя тоже люди и у них есть семьи. Статья эта адресована адекватным людям, поэтому не стану писать про то, что не стоит звонить в состоянии, далёком от трезвого. Думаю, это и так всем понятно. Хотя жизнь показывает, что, увы, не всегда.

    3. Спорные вопросы (почему «три», а не «пять») решать в школе, а не по телефону или в ходе случайной встречи на улице.
    Тогда учитель сможет показать вам работу ребёнка и аргументированно объяснить свою позицию (ну, или не объяснить, такое тоже бывает, ошибаются все, даже учителя).

    4. Ценить совершенно бескорыстный труд представителей родительского комитета и не перекладывать на них решение своих семейных проблем.

    5. Если родительский комитет не оплачивает телефонные разговоры учителя (родители одноклассников моего сына приняли решение выделять средства на оплату рабочего телефона классного руководителя), то или звонить самим, или не затягивать беседу.

    6. Относиться друг к другу не как к врагам. А по всем конфликтным вопросам в первую очередь обращаться не в полицию и даже не к директору, а к классному руководителю.

    Учителя видят и знают многое, и могут точнее нас, родителей, оценить ситуацию, расспросить всех участников конфликта и выяснить, кто и в чём виноват.

    7. Не решать конфликты с чужими детьми лично. Только через их родителей и/или в присутствии последних.
    Сцены, когда папа под два метра ростом на полном серьёзе выясняет отношения с семилетним мальчишкой, отвратительны. Даже в крайне взволнованном состоянии нельзя опускаться до этого.

    От души надеюсь, что эти правила помогут нам всем и облегчат жизнь учителям. Глядишь, и конфликтов и недопонимания станет меньше, а взаимоуважения и желания помочь – больше. А ведь ради такой радужной перспективы можно немного и постараться.

    Беседа о речевом этикете «Как слово наше отзовется…»

    Цели: привлечь внимание детей к речевой культуре; познакомить с правилами общения, которые позволят достичь успеха.

    Ход мероприятия

    I. Вступительная часть

    Ведущий 1. Речевой этикет - один из важнейших элементов человеческой культуры. Мы еще не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре. Или бескультурье.

    Корней Иванович Чуковский, писатель, литературный критик, замечательный знаток русского языка, в книге «Живой как жизнь», посвященной русскому языку, приводит примеры варварского отношения к языку, «извращения речи» (по его выражению).

    Какая-то дама с собачкой, одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у нее дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно: «Ляжь!» Одного этого «ляжь» оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень ее духовной культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности.

    Что, например, я мог думать о любящей матери, которая на великолепнейшей даче закричала дочери с балкона: «Не раздевай пальта!»

    С глубокою тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:

    Возьми эту: ценная вещь. Там один так дает копоти!

    Эту не бери! Лабуда! Пшено!

    Вот это жутко мощная книжка!

    С острой, пронзительной жалостью гляжу я на этих юнцов.

    По мнению Чуковского, этот жаргон свидетельствует о духовном убожестве говорящего.

    Ведущий 2. Этот язык, похожий на язык Эллочки-людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», распространен и в языковой среде современного молодого человека. Эта вульгарная, «людоедская» речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и отвыкнуть от нее не так-то легко. А отвыкать надо!

    Русский язык

    Могуч и велик!

    Из уважения к предкам

    Не позволяйте

    Калечить язык

    Эллочкам-людоедкам!

    К. Чуковский

    Ведущий 1. Культура слова - это культура чувств, культура человеческих отношений. Истинно вежливый человек, по мнению французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо, всегда благожелателен к людям. А грубую, невежественную речь многие мыслители прошлого оценивали как отражение различных пороков развития личности.

    А как чудовищно выглядят те из нас, которые засоряют свою речь нецензурными словами, т. е. сквернословят. Как больно слышать мат из милых девичьих уст. Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель считал, что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Обратите внимание, как тесно, по мнению великих мыслителей, переплетены грубая, вульгарная лексика и склонность к дурным поступкам.

    Ведущий 2. Нецензурная речь оскорбляет слух, она унижает и того, кто слушает, и того, кто говорит. Я призываю вас, ребята, быть непримиримыми противниками мата. Выберите такую манеру поведения, когда при вас никто не осмелится произнести нецензурные слова.

    Что с нами происходит? На мальчика, который не ругается матом, смотрят как на ненормального. У девочек - то же самое. Ругнуться последними словами в обществе парней у нас считается хорошим тоном. Что делать? Многие уже не могут объяснить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям. Еще немного, и мы совсем разучимся нормально разговаривать.

    Ведущий 1. Человек культурный — это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой Жизни каждого. Русский писатель Александр Иванович Куприн сказал: «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение родного языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной Необходимостью». Это высказывание является актуальным и в наши дни.

    Ведущий 2. Интонация разговора очень важна, ведь порой не только сами слова, но и тон, каким они произносятся, обижает оскорбляет окружающих. Предлагаем посмотреть сценки и обсудить умение героев общаться. Поможет в этом нам школьный психолог.

    II. Театрализованная часть

    Сценка 1

    Прохожий 2.0, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.

    Прохожий 1. Спасибо большое.

    Прохожий 2. Пожалуйста, не стоит благодарности.

    Сценка 2

    Прохожий 1. Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

    Прохожий 2. Чего?

    Прохожий 1. Простите, я спросил, как пройти на улицу Горького.

    Прохожий 2. Первая направо.

    Психолог. Резкий тон есть признак грубости и невоспитанности. Ничто не дает нам право быть невежливым в разговоре - ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком - спокойный, доброжелательный, тактичный.

    Сценка 3

    Юноша. Девушка, а можно с вами познакомиться?

    Девушка. Хам!

    Психолог. Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость и привлекает внимание окружающих. А реакция окружающих однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.

    Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?

    А теперь посмотрите и оцените несколько ситуаций знакомства. Вы услышите только первые слова, которые помогут начать разговор. В ситуации знакомства будьте предельно вежливы, не допускайте никакой развязности и помните, что чувство юмора выручает в очень многих жизненных ситуациях.

    Сценка 4

    К девушке подходят молодые люди, и каждый начинает беседу.

    Юноша 1. Добрый день! Всем известно, очень неприлично обращаться к человеку, не зная его имени. Давайте мы с вами познакомимся, и тогда разговаривать нам будет легче. Меня зовут Дима. А как зовут вас?

    Юноша 2. Мне нужна ваша помощь. У моей сестры день рождения. Я хочу что-нибудь купить, а что не знаю. Посоветуйте!

    Юноша 3. Добрый день. У меня к вам совершенно традиционный вопрос. Меня интересует: как бы вы отказали тому молодому человеку, который подошел бы к вам, улыбнулся и сказал: «Здравствуйте. Давайте познакомимся».

    Ведущий 1. Предложите, пожалуйста, ваши варианты ситуации знакомства.

    Ведущий 2. Еще одна ситуация, связанная с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнении ваших товарищей инсценировку из рассказа Н. Носова «Телефон». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы будем обсуждать Речевые ошибки действующих лиц.

    Сценка 5

    Мишка. Алло! Алло!

    Колька. Алло!

    Мишка. Слышно что-нибудь?

    Колька. Слышно. А тебе хорошо слышно?

    Колька. Хорошо. А тебе?

    Мишка. И мне хорошо! Давай разговаривать.

    Колька. Давай. А о чем разговаривать?

    Мишка. Ну, о чем... О чем-нибудь... Хорошо, что есть телефон, правда?

    Колька. Правда.

    Мишка. Вот если бы не было, было бы плохо... Ну...

    Колька. Что «ну»?

    Мишка. Чего ты не разговариваешь?

    Колька. А ты почему не разговариваешь?

    Мишка. Да я не знаю, о чем разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь...

    Ведущий 1. Как вы думаете, ребята, в чем заключалась главная ошибка Мишки и Кольки? (Это был разговор ни о чем)

    Психолог. Есть ситуации, в которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Следует при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на свадьбу. Начиная телефонный разговор, назовите себя и не вопрошайте запросто: «Кто говорит?», «А кто у телефона?..» В ответ вы, скорее всего, услышите: «А кто вам нужен?» Для того, чтобы избежать этого нелепого разговора, нужно после того, как вы представитесь, сразу сказать, с кем и по какому вопросу вы хотите поговорить.

    При пользовании домашним телефоном соседей старайтесь не злоупотреблять их добрым к вам отношением и отнеситесь с уважением к их времени. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей как свой собственный. Добрососедские отношения могут быть омрачены одним- единственным неумным или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.

    А если по вашему телефону спрашивают то прачечную, то мясокомбинат, то неведомую бухгалтерию? Вам это может порядком надоесть, но все-таки неучтиво грубить, бросать трубку или проявлять «остроумие» с помощью фраз типа «Нет, это зоопарк». Лучше спокойно объяснить, что человек ошибся номером, ведь чаще всего в таких случаях виноваты не люди, а автомат.

    Даже если вы очень разгневаны, не стоит по телефону кричать, угрожать, грубить. Любой разговор по телефону должен быть предельно вежливым.

    Ведущий 1. Современные представления об умении общаться с людьми во многом основываются на рекомендациях современного американского специалиста в этой области Дейла Карнеги. Его система известна всему миру. Самая популярная книга Д. Карнеги называется «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Давайте познакомимся с 6 правилами, соблюдение которых позволяет понравиться людям.