Мировые религии. Возникновение христианства (кратко)

(не мировых, а всех).

Мировой религией является религия, которая получила распространение среди народов разных стран по всему миру. Отличие мировых религий от религий национальных и национально-государственных в том, что в последних религиозная связь между людьми совпадает со связью этнической (происхождение верующих) или политической. Мировые религии также называют наднациональными, так как они объединяют разные народы на разных континентах. История мировых религий всегда тесно связана с ходом истории человеческой цивилизации . Список мировых религий невелик. Религиоведы насчитывают три мировые религии , которые мы кратко рассмотрим.

Буддизм.

Буддизм - древнейшая мировая религия , которая возникла еще в VI веке до нашей эры на территории современной Индии. На данный момент, по оценкам разных исследователей, насчитывает от 800 млн до 1,3 млрд верующих.

В буддизме нет бога-творца, как в христианстве. Будда означает - просветленный. В центре религии учения индийского принца Гаутамы, который бросил свою жизнь в роскоши, стал отшельником и аскетом, задумался о судьбах людей и смысле жизни.

В буддизме также нет теории о сотворении мира (никто не создавал, и никто им не управляет), нет понятия вечной души, нет искупления грехов (вместо этого - положительная или отрицательная карма), нет такой многокомпонентной организации, как церковь в христианстве. Буддизм не требует от верующих абсолютной преданности и отказа от других религий. Звучит забавно, но буддизм можно назвать самой демократичной религией. Будда является чем-то вроде аналога Христа, но при этом он не считается ни богом, ни сыном божьим.

Суть философии буддизма - стремление к нирване, самопознание, самосозерцание и духовное саморазвитие путем самоограничения и медитаций.

Христианство.

Христианство возникло в I веке нашей эры в Палестине (Междуречье) на основе учений Иисуса Христа, которые были описаны его учениками (апостолами) в Новом Завете. Христианство самая крупная мировая религия в географическом понимании (оно присутствует почти во всех странах мира) и по численности верующих (около 2,3 миллиарда, а это почти треть населения Земли).

В XI веке христианство раскололось на католицизм и православие, а в XVI веке от католицизма откололся еще и протестантизм. Вместе они составляют три крупнейших течения христианства. Более мелких ответвлений (течений, сект) больше тысячи.

Христианство монотеистично, хотя его монотеизм немного нестандартный: у понятия Бог три уровня (три ипостаси) - Отец, Сын, Святой Дух. Иудеи, к примеру, этого не приемлют; для них Бог один, и не может быть двоичным или троичным. В христианстве первостепенное значение имеет вера в Бога, служение Богу и праведная жизнь.

Главное пособие христиан - Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Заветов.

Как православные, так и католики признают семь таинств христианства (крещение, причастие, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство). Основные различия:

  • у православных нет Папы (единого главы);
  • нет понятия «чистилище» (только рай и ад);
  • священники не дают обет безбрачия;
  • незначительная разница в обрядах;
  • различие дат праздников.

У протестантов же любой желающий может проповедовать, число таинств и важность обрядов сведены к минимуму. Протестантизм, по сути, наименее строгое течение христианства.

Ислам.

В исламе также один бог. В переводе с арабского означает «покорение», «подчинение». Бог - Аллах, пророк - Мухаммед (Магомет, Магомед). Ислам занимает второе место по количеству верующих - до 1,5 миллиарда мусульман, то есть почти четверть населения Земли. Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове.

Коран - священная книга мусульман - представляет из себя сборник учений Мухаммеда (проповедей) и были составлены после смерти пророка. Немалое значение имеет также Сунна - сборник притч о Мухаммеде, и Шариат - свод правил поведения для мусульман. В исламе первостепенное значение имеет соблюдение обрядов:

  • ежедневная пятикратная молитва (намаз);
  • соблюдение поста в рамадан (9ый месяц мусульманского календаря);
  • раздача милостыни нищим;
  • хадж (паломничество в Мекку);
  • произнесение главной формулы Ислама (нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его).

Раньше в число мировых религий включали также индуизм и иудаизм . Сейчас эти данные считаются устаревшими.

В отличие от буддизма, христианство и ислам связаны друг с другом. И та, и другая религии относятся к авраамическим религиям.

В литературе и кино иногда встречается такое понятие, как «одна вселенная». Герои разных произведений живут в одном мире и могут однажды встретиться, как, например, Железный человек и Капитан Америка. Действие христианства и ислама происходит в «одной вселенной». Иисус Христос, Моисей, Библия упоминаются в Коране, причем Иисус и Моисей являются пророками. Адам и Хава - первые люди на Земле согласно Корану. Мусульмане в некоторых библейских текстах также усматривают пророчество появления Мухаммеда. В этом аспекте интересно наблюдение, что особенно жесткие религиозные конфликты возникли именно между этими, близкими друг другу, религиями (а не с буддистами или индусами); но этот вопрос оставим на рассмотрение психологам и религиоведам.

Христианство является наиболее значительной мировой религией нашего времени, в которой различают три главных направления: православие, католицизм и протестантизм, а также многочисленные более мелкие разновидности. Главным объектом почитания христиан есть Иисус Христос, которого большинство христианских религий считает одновременно и Богом, и человеком, а некоторые - только Богом или только божественным посланником. Все христиане верят или только думают, шо праведников после смерти ждет вознаграждение в виде вечного блаженства в раю, а грешников - наказание, которое они представляют себе по-разному. Христианство возникло во второй половине 1 в. в одном из восточных районов Римской империи - Палестине. Главной социальной причиной возникновения христианства было бессилие угнетенных в борьбе с угнетателями. Угнетенные неоднократно поднимались на борьбу за свое освобождение. Однако все восстание неизбежно терпели поражение. Жестокие расправы с повстанцами усиливали настроения общей апатии, отчаяния и безнадежности, а чтобы продолжать жить в таких условиях нужно было иметь некую перспективу в жизни. И часть рабов и угнетенных, которая отказалась от борьбы, нашла утешение в религии. В формировании конкретных особенностей новой религии сыграл свою роль также целый ряд других социальных обстоятельств. Существование имперской власти способствовало выработке представления о единого Бога на небе. Усиление экономического, политического и идейного общения между народами (как следствие образования Римской империи) породило в сознании людей представление о наднационального Бога, который обещал спасение всем людям независимо от их национальности. Расписание рабовладельческого общественного строя требовал от властей идеологических средств влияния на массы и привел их в связи с этим к поддержке христианской религии. Античное христианство имело свои идейные источники, главными из которых были иудаизм, религиозно-философские учения Филона и Сенеки, идеология кумранской общины, религии восточных народов Римской империи. Христианство возникло как ответвление иудаизма, у которого оно спадкувало, прежде всего, признание Ветхого завета (у иудеев он называется Танах) - древнейшей части Библии. Из Ветхого завета было взято много сюжетов и образов для создания "библиографии" нового Бога Иисуса Христа. Даже самая важная часть термина "мессия" (буквально "помазанник", в переводе - посланник божий, спаситель людей). Из иудаизма христианство перенесло в свой идейный арсенал учение о едином Боге, пришествие мессии, сотворение мира за шесть дней, о конце мира. Большое влияние на христианство имели идеи Филона и Сенеки. Александрийский философ Филон выдвинул идеи о врожденной греховности человека, о необходимости спасение души с помощью аскетизма и страдания. Им было разработано учение о Логосе, которое развивает взгляды иудейской религии на мессию. Филон учил, что мессия должен имя Логос (в переводе с греческого - слово), что мессия сам является Богом. Вслед за Филоном христиане дали имя и своему мессии и также признали его Богом. Они приняли и идеи Филона о врожденной греховности людей, аскетизм и страдания как путь спасение души. В римлянина Сенеки христиане позаимствовали этические идеи о равенстве людей перед Богом, спасение души как цель жизни, презрение к земной жизни, о любви к врагам, покорность судьбе. Кумранской общиной называют иудейскую религиозную секту, одним из районов деятельности которой был древний город Кумран. Кумраніти по-своему развивали учение

ТЕМА : «ХРИСТИАНСТВО»

Урок №3 «Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа»

Тип урока : урок-лекция.
Цель урока : дать общую картину истории христианства.
Задачи: 1. Обучить: формировать целостность знаний учащихся о личности Иисуса Христа, о великих христианских праздниках, основах христианского вероучения и культа, этапах превращения христианства в мировую религию.
2. Развить: развивать способности учащихся к усвоению знаний о христианстве, познавательной активности, самостоятельности и инициативы, критического мышления, умения выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать и отличать ценности христианства от других религий.
3. Воспитать: воспитание у учащихся интеллектуальной культуры (трудолюбия, внимания, культуры общения и речи, умения работать с информацией в области религии); воспитание эмоционально-ценностного отношения учащихся к культурно- нравственным ценностям христианства.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, приложение, рабочие тетради учащихся.

ХОД УРОКА

1 слайд – тема урока «Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа»
Учитель сообщает учащимся, что продолжает знакомить учащихся с новым предметом и знакомит с планом урока. Перед учениками ставится цель: дать общую картину истории христианства, превращения религии в мировую.

2 слайд

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания:
2. Лекция учителя «Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа».
3.
Домашнее задание:
1. На тему «Христианство» составить СИНКВЕЙН.
2. Подготовиться к обобщающему уроку по теме «Христианство».
ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня очередной раз мы с вами встречаемся на уроке «Религии России». Какую большую тему мы с вами изучаем?
Ответ: Мы изучаем религию христианство – одна из древнейших живых монотеистических мировых религий.
Учитель: Что мы с вами изучили на прошлых уроках?
Ответ: Мы изучили более подробно историю возникновения христианства, что священная книга библия состоит из Ветхого завета и Нового завета, Ветхий завет состоит из четырех Евангелие, которые написали ученики Иисуса – апостолы, деяния апостолов, пророчество о будущем.
Учитель: Сколько новых слов появилось в нашем словаре. Что помогло нам их запомнить?
Ответ: Разбирая темы, мы смогли понять смысл многих слов и понятий.

Учитель: Еще вчера нам был непонятен смысл многих слов, а сегодня мы свободно понимаем значение Новый завет, Старый завет, Евангелие, апостолы. А теперь вопрос: Зачем мы изучаем курс «Религии России»?
Ответ: Среди нас живут люди разных национальностей и вероисповедания и мы должны друг друга лучше знать, и поэтому должны знакомиться с культурой, традициями людей, населяющими нашу многонациональную, многоконфессиональную страну. Тем более, мы православные. А православие – это одна из ветвей христианства.
Учитель: Тема нашего урока «Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа»

3 слайд: Учитель: На столе у вас лежит расчерченная таблица
(Приложение №1) :


ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

И мы сейчас её будем заполнять. Эта форма работы нам очень знакома. Что мы внесем в первую колонку?
Ответ: В первую колонку внесем все, что мы уже знаем по теме «Христианство» - ключевые слова.
Учитель: Что вписываем во вторую колонку? Что мы хотим узнать?
Ответ: Конечно это тема урока.
Учитель: Сегодня на протяжении урока роль учителя будут выполнять некоторые ваши одноклассники
(домашнее задание на опережение).

4 слайд: Этапы становления христианства. Ученик: Христианство как мировая религия формировалось тысячу лет. Исследователи выделяют в нем три основных этапа. Первый этап (первые три десятилетия I в. н.э.)- появление первых христиан. Второй этап (30-е гг. – 325 г. н.э.)- распространение христианства по всей территории Римской империи и официальное признание его государственной религией. Третий этап (325 – 1054 гг.)- организационное оформление христианства как мировой религии, унификация христианского учения и культа и раскол христианской церкви на западную (католицизм) и восточную (православие). Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.

5 слайд: I этап. Ученик: Основными событиями I этапа следует считать формирование начал христианского вероучения, создание первой христианской общины в Палестине, начало активной проповеди Иисуса Христа нового религиозного учения. Этот этап заканчивается мученической смертью основателя христианства.

6 слайд: II этап. Ученик: Второй этап характеризуется преследованием христиан со стороны официальной римской власти, ростом авторитета христианской религии среди народа и в дальнейшем – превращением ее в государственную религию Римской империи.
В это время христианство постепенно распространяется по всей территории империи, включая Европу, Северную Африку и Азию. В первые три века новой эры римские власти препятствовали распространению христианства, так как видели в этой религии угрозу для существующего государственного строя. Римские императоры были язычниками и придерживались образа жизни, прямо противоположного заповедям Христа. Христиан жестоко преследовали: распинали на крестах, отдавали на растерзание диким животным на аренах римских цирков, сжигали живьем. Были казнены апостолы Петр и Павел. Во время этих гонений погибли тысячи христиан. Но репрессии не смогли подавить распространение новой религии. Она находила все больше сторонников, которые тайно собирались в лесах, катакомбах, слушали проповеди, оказывали друг другу помощь во всем. Со временем отношение римских властей к христианству меняется. Гонения на христиан прекратились, а в IV веке христианство превращается в официальную религию Рима. В 324 году христианство было окончательно признано государственной религией Римской империи.

7 слайд: Словарная работа. Учитель: На этом этапе христианские общины объединяются в централи-зованные церковные организации и постепенно формируются культовые обряды и правила: коллективные трапезы, которые в последующем превратились в обряд причащения хлебом и вином; читались молитвенные тексты, ставшие прообразом литургии; практиковалось крещение; стали соблюдаться посты; формируется обособленная группа священнослужителей.
Пресвитеры – «старейшины» общин.
Диаконы (греч. «прислужники»)- люди, помогающие пресвитерам выполнять богослужебные ритуалы.
Епископ (букв. : «надзиратель») – высшее должностное лицо (представлял общину во внешних связях с другими общинами; руководил богослужебной деятельностью и посвящал в сан пресвитеров и диаконов; отпускал грехи и прощал оступившихся членов общины; распоряжался имуществом общины и руководил ее хозяйственной деятельностью. Епископ постепенно превратился в полновластного главу церковной организации в пределах определенной территории).
Митрополит (греч. «человек из главного города») – епископы главных городов провинций, за которыми закрепилось право назначать других епископов.
Миряне – простые верующие.
Клир (греч. «жребий», что может означать особое апостольское призвание, которое дано не каждому) - священнослужители (митрополиты, епископы, пресвитеры, диаконы).
Иерархия (букв. с греч. – «священная власть»). с назначением митрополитов были созданы пять митрополий – Иерусалимская, Антиохская, Александрийская, Рпимская и Константинопольская. В восточном христианстве (православии) такая структура сохранилась до наших дней. В IVвеке появилось монашество. Некоторые христиане еще ранее стали удаляться от мира, превращаясь в пустынников, отшельников. Идея воздержания, самоограничения во имя духовного совершенствования стала характерной для христианского учения. Постепенно зародилась идея коллективного, общего жития монахов и стали возникать монастыри.
Монах (от греч. монос) – один.
Монастырь (от греч. монос – один; букв. «уединенное жилище»).

8 слайд: III этап. Ученик: Третий этап знаменовал унификацию, утверждения единства христианского вероучения и культа. Это происходило на Вселенских соборах, которые стали регулярно созываться с 325 года. Принцип соборности, то есть свободного «собирания» людей в единый церковный организм, становится важнейшим в жизни раннехристианской церкви. Все важнейшие вопросы вероучения и управления церковью решались коллективно на Вселенских соборах. Самыми значимыми вехами в процессе унификации стали два первых Вселенских собора – Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.).

Учитель: На этих соборах был принят христианский Символ веры.

9 слайд: Словарная работа. Символ веры - краткое изложение основных догматов.
Догмат - положение, не подлежащее изменению.

10 слайд: Символ Веры. Учитель: христианский Символ веры состоит из 12 пунктов (вера в единого рожденного от Бога-Отца и пришедшего на землю ради спасения всех людей; в то, что Христос умер мученической смертью, как человек, принявший страдания за всех людей; в то, что он воскрес на третий день, а затем вознесся на небеса; в то, что Христос придет на землю во второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут, и т.д.); - одобрены семь основных христианских таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, елеосвящение (являются обязательными для всех христиан), а также брак и священство (необязательные); - утвержден канонический Новый Завет, определен состав его книг.

На Халкидонском (451 г.) и II Константинопольском (533 г.) соборах был установлен культ Богоматери, имеющий огромное значение как для католичества, так и для православия. Решения последующих пятого, шестого и седьмого Вселенских соборов были направлены против религиозных ересей и их распространения, касались преодоления споров в сфере религиозных догм и обрядовых культов. После первых семи Вселенских соборов в середине XI века произошел раскол христианства: оно разделилось на два направления – восточное (православие) и западное (католицизм).

Задание (Приложение №2): Учитель : Перед вами Приложение №2. Внимательно прочитайте текст. Скажите, что вы сейчас прочитали? Какие чувства вызвал у вас этот текст? С чем вы согласны, а с чем вы не можете согласиться? Почему он назван СИМВОЛ ВЕРЫ? Что такое СИМВОЛ ВЕРЫ? Считаете ли вы себя верующими? В чем это проявляется? Какой вывод мы можем сделать по тексту СИМВОЛ ВЕРЫ? А теперь вернулись к приложению №1.
Задание: Заполните таблицу до конца.

Закрепление:

Учитель : Закрыли тетради, отложили их в сторону. Перед вами на столе лежит текст. Приложение № 3, в котором предложены определения религии.
ЗАДАНИЕ: Найдите соответствие.(Приложение № 3)

Подведение итога урока. Домашнее задание: 1. На тему религия составить СИНКВЕЙН. 2. Выучить определения.

8.1. Возникновение христианства
8.2. Эволюция христианства
8.3. Католицизм
8.1. Возникновение христианства. Христианство - самая распространенная мировая религия, насчитывающая в своих рядах более 2 млрд. человек (минимальные данные - 1,4-1,5 млрд.). Оно сформировалось вначале I в. н. э. в Палестине - исторической области в Западной Азии, на территории которой располагаются современные государства Израиль, Сирия и Иордания. Христианство, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления (конфессии, деноминации): православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. Религиозным истоком христианства было иудейское сектантство. Слово «сектантство» не должно вводить в заблуждение, оно представляло собой оппозиционное официальному иудаизму движение. Однако это было не течение из нескольких замкнутых, немногочисленных группировок. Наоборот, это было направление, опиравшееся на широкие народные массы и черпавшее свой авторитет в том пророческом движении, которое сыграло решающую роль в оформлении иудаизма в качестве монотеистической религии, Идеологии иудейского сектантства были присущи две основные черты: а) эсхатологизм (греч. конец) - учение о «конце мира» и его последующем обновлении вместе с последним Судом над всеми когда-либо жившими; б) мессианизм (мессия - букв. помазанник, посланник Божий, спаситель) - вера в божественного Спасителя, который совершит этот переворот. В Мессии народная фантазия видела «царя», «сына Давидова», основателя Иудейско-Израильского царства. О приходе посланца Божьего неоднократно возвещали и ветхозаветные пророки.
В 4 в. христианство при императоре Константине стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в., приблизительно в 988 году н. э. киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 г. раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1,5 млрд. человек.
Ева;нгелие (греч. - «благая весть» от греч. - «добро, благо» и греч. - «весть, известие») - книга или собрание книг, в каждой из которых рассказывается о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа: рождении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении. Все книги под названием «Евангелие» написаны спустя годы после завершения земной жизни Иисусом Христом. Термин же «Евангелие» употребляется в самих книгах. Евангелия входят в состав книг Нового Завета. Наиболее ранним источником, упоминающим четыре канонических Евангелия. По именам авторов называются четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи. Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях.
Три первые Евангелия довольно схожи между собой и повествуют примерно об одних и тех же фактах из жизни Иисуса, а четвертое Евангелие во многом отличается от них по своему содержанию. Поэтому первые три книги Нового Завета, из-за упомянутого сходства, называются синоптическими. Прилагательное "синоптический" происходит от греческого слова "синоптикос", которое можно перевести как "видеть сообща". Хотя Матфей, Марк и Лука ставили перед собой разные цели, их подход к описанию жизни Иисуса Христа был более или менее идентичным.
Авторы Евангелий, жившие в первом столетии, лично и подробно были осведомлены о значительной части того, что впоследствии было ими записано. Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа и в общении с Ним провели много времени. Марк мог составить свое повествование на основании слышанного им от Петра, который тоже был учеником Иисуса. А Лука многое мог узнать от апостола Павла и от других лично знавших Господа. Все эти сведения и были использованы при написании трех синоптических Евангелий и Евангелия от Иоанна. Истории, связанные с Иисусом Христом, записывались в первом веке разными людьми. Об этом свидетельствует в начале своего повествования Лука (Лук. 1:1-4). Тем не менее, это не могло гарантировать написание свидетельства о жизни Иисуса Христа, которое было бы свободно от каких бы то ни было ошибок. Из всех евангельских повествований больше всего бесед Спасителя находим у Матфея. Три главы в его Евангелии (5-7) составляют так называемую Нагорную проповедь Христа. Излагаются наставления Иисуса ученикам перед тем, как послать их на служение. Заканчивается книга поручением Христа: "Идите, научите все народы" (28:19).

8.2. Эволюция христианства. Иудейское сектантство появилось не само по себе, а имело глубокие социальные корни. Эти корни - раскол в иудейском обществе после распада единого еврейского государства, противоречия между узкой верхушкой - саддукеями и фарисеями - и широкими народными низами, представленные сектой ессеев. Ессеи жили небольшими общинами, вели аскетический образ жизни, дабы не обременять себя новыми грехами накануне Конца Света, проповедовали общность имущества, безбрачие, не допускали рабства, практиковали всеобщий труд. Основным культовым обрядом у них была коллективная трапеза. Кроме того, значительная часть ночи отводилась ессеями для чтения и изучения собственных «священных текстов». В общине существовали ритуальные омовения; важной особенностью было требование предварительного духовного покаяния. Поскольку Евангелия прослеживают жизнь Иисуса только до 12 лет (совершеннолетия), а потом возобновляют свой рассказ о его служении, начавшемся по достижении им 30-летнего возраста, некоторые религиоведы считают, что реальный Иисус значительную часть жизни провел именно в секте ессеев. Саддукеев ненавидели за то, что они обращали в свою пользу обязательную десятину в пользу храма, не считая пасхальных и других праздничных жертвоприношений. Они превратили Иерусалимский храм в нечто среднее между рынком, где продавались животные и птицы для жертвоприношений сотням тысяч паломников, стекавшимся сюда со всех уголков мира по великим храмовым праздникам, и меняльной конторой для обмена денежных пожертвований храму на местную монету. Недаром в середине І в. до н. э. римский полководец Марк Лициний Красс, победитель Спартака, дочиста ограбив храм, вывез оттуда 300 тонн золота (храмовая и общинная казна, драгоценная богослужебная утварь) (Флавий И. Иудейские древности, кн. 14, гл. 7:1).
Фарисеев же в народе презирали за их показную добродетель, за лицемерие, поскольку всем было известно, что их благочестие идет не от чистого сердца, они охотно председательствуют в синагогах, занимают почетные места на праздничных трапезах, собраниях и церемониях и благосклонно отзываются на почтительное обращение «рабе» - «учитель» (Лк. 20:46). За это их обличал Иисус Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:13-28).
Христианство привлекало все большее число своих сторонников. В начальной стадии на себя обращало внимание отсутствие в христианском учении разделения людей по происхождению. Со слов апостолов было четко и понятно, что христианство в своей основе не делает различия между эллинами, рабами, свободными, именуя всех братьями во Христе. Вначале так оно и было. Христиане составляли почти дружеские общины, в которых они сходились для молитв и бесед, как правило вечерами, памятуя о Тайной вечере Христа. В ходе братской трапезы члены общины причащались. Впоследствии причастие все чаще переносилось на утро, следующее за трапезой. Трапезы составлялись благодаря общим взносам, при этом имущие христиане прибавляли дополнительные дары, сотворив благое дело во имя Христа и ради очищения души. Спасением души считалось также и освобождение, путем выкупа, раба из неволи. В начальном христианстве было много споров и кривотолков по поводу догматов и правил, но вера в жертву во имя искупления, принесенную Христом за грехи человеческие, была единой для всех. Чем плотнее христиане обосновывались в Риме, тем яснее становилось правящей верхушке, что именно христианская церковь в состоянии дать всем жителям и новую религию со всеобщим единением, и понятную всем общую веру.

8.3. Католицизм – крупнейшая из конфессий христианства. Католицизм сейчас представляет собой самую массовую разновидность христианства. Приверженцами католицизма являются свыше 1 млрд человек. Население, крещенное по католическому обряду, составляет большинство в 50 странах мира. Географически католицизм наиболее распространен в Америке (США, Мексика, Латинская Америка) и странах Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы (Испания, Италия, Португалия, Франция, Бельгия, Австрия, Германия, Венгрия, Польша, Чехия, Литва, часть Украины и Беларуси). Большие католические общины существуют во многих странах Африки и Азии (Филиппины).
Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204; а в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр - папство, глава - римский папа, резиденция которого - Ватикан. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Католическую и православную церкви до сих пор разделяют такие догматические расхождения:
1. Догмат о «филиокве» (латин. filioque - и от Сына) - об источнике исхождения Святого Духа. Западные христиане считают, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына, тогда как православные убеждены, что он исходит только от Бога-Отца.
Именно так, как верят православные, гласила формулировка восьмого пункта Символа веры, утвержденная на II Константинопольском Вселенском соборе (381 г.). Прибавление к Символу веры о втором источнике Святого Духа было сделано в 589 г. на поместном (региональном) Толедском соборе с целью борьбы против еретиков-ариан, которые признавали не «единосущность», а только «подобносущность» Бога-Отца и Бога-Сына. В таком виде Символ веры получил распространение, начиная с IX в. в империи Карла Великого, охватывавшей территории современных Франции, Германии и Италии. Несмотря на то что Третий Вселенский Эфесский собор (431 г.) запретил дополнять хотя бы одним словом уже утвержденный Символ веры, император Карл Великий попросту приказал ввести в богослужение Credo («Верую» - изложение Символа веры латынью) с добавкой Filioque. В официальную практику Римско-Католической Церкви этот догмат вошел при папе Бенедикте VIII (начало XI в.), одобрившем исполнение Credo во время литургии. Во время Великого Раскола догмат о «филиокве» был использован константинопольским патриархом для обвинения папы римского в еретическом переиначивании Символа веры, и с тех пор он стал одним из основных расхождений между Восточной и Западной Церквями.
2. Учение о чистилище. В соответствии с православным вероучением о загробной жизни, души людей в зависимости от того, как они прожили свою земную жизнь, обязательно попадают в рай или ад. Католическая же Церковь отстаивает представление о чистилище как промежуточном месте между раем и адом, где находятся не отягченные смертными грехами души грешников. Догмат о чистилище был принят на Вселенском Флорентийском соборе в 1439 г. Собором было также определено, что «молитвы живых верных, т. е. жертвы, молитвы и милостыня, равно как другие дела благочестия, кои верные имеют обыкновение совершать для других верных, - служат этим душам к уменьшению их страданий»66.
Несмотря на то что Вселенский Тридентский собор (1545-1563), подтвердивший догмат о чистилище, запретил печатать сомнительные суждения по поводу участи душ грешников в чистилище, по наиболее распространенному мнению, в чистилище души мучаются огнем, подобным адскому огню, хотя их мучения менее сильны, чем адовы. Кроме того, в чистилище души испытывают муки от временного лишения лицезрения Бога.
3. Учение о «сверхдолжных заслугах», т. е. добрых делах, не необходимых для спасения самих совершителей, потому что они совершены сверх религиозного долга. Например, «сверхдолжными заслугами» будет считаться обет добровольной бедности, когда достаточно раздачи щедрой милостыни, или следование обету девства, когда для спасения достаточно образцового выполнения супружеских и материнских обязанностей.
Но все-таки эти сверхдолжные дела не проходят бесследно, а пополняют церковную сокровищницу заслуг. Католическая Церковь считает, что за счет деятельности святых и праведников у нее накопился запас добрых дел. Как мистическое тело Христа, его Наместник на земле, Церковь призвана распоряжаться этой сокровищницей по своему усмотрению и распределять среди тех, кому это особенно необходимо.
4. Теория и практика индульгенций (латин. indulgentio - милость). В развитие учения о «сверхдолжных заслугах» Католическая Церковь считала возможным выдавать особые папские грамоты - индульгенции об отпущении грехов их владельцам. Индульгенция обычно приобреталась за деньги. Были даже разработаны специальные таблицы, в которых каждая форма греха имела свой денежный эквивалент. Считалось, что с помощью денег, вырученных за продажу индульгенций, Римско-Католическая Церковь сможет совершить новые «добрые дела», которые покроют те издержки, которые понесла сокровищница заслуг ради спасения закоренелого грешника. Откровенные злоупотребления, связанные с предоставлением индульгенций, вынудили Католическую Церковь в XVI в. категорически запретить их продажу, как противоречащую нормам церковного права.
5. Возвышенное почитание Богородицы - Матери Иисуса Христа Девы Марии (Мадонны). Оно начинает оформляться уже в IV в. На Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. Дева Мария была признана Богородицей и Царицей Небесной в противовес некоторым еретическим мыслям епископа Нестория, который учил, что Иисус Христос родился простым человеком, а Божество соединилось с ним впоследствии, и на этом основании называл Деву Марию Христородицей.
С XII в. на Западе стала распространяться легенда о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной. В 1854 г. эта легенда нашла официальное подтверждение в соответствующем догмате, провозглашенном папой Пием IX в специальном папском послании (булле): «блаженнейшая Дева Мария была в первое мгновение своего зачатия, в силу исключительной благодати и (исключительного) изъятия, сохранена - ввиду заслуг Иисуса Христа, спасителя рода человеческого, - нетронутою от всякого пятна первородного греха». В 1950 г. Папа Римский Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Богоматери после окончания ее земного пути, что демонстрировало почти Божественную сущность Богородицы, поскольку все другие души ждала встреча с телом только на Страшном суде. В 1964 г. Папой Римским Павлом VI Пресвятая Дева Мария была провозглашена «матерью Церкви». Культ Девы Марии часто приобретал экзальтированные формы. Особую популярность получило «Фатимское чудо», по названию португальской местности, где в 1917 г. Дева Мария несколько раз явилась трем крестьянским детям, каждый раз произнося пророчества. Последние из ее пророчеств стали известны буквально несколько лет тому назад и касались предсказания Девой покушения на папу римского, действительно имевшего место в 1980-х годах. Православная Церковь тоже всегда воздавала Божией Матери особое почитание, превознося Ее выше небесных духов, но никогда не допускала догмата о непорочном зачатии.
6. Учение о верховенстве Папы Римского над всеми христианами и его непогрешимости. Догмат о непогрешимости папы был принят на І Ватиканском соборе (1869-1870 гг.) и подтвержден ІІ Ватиканским собором (1962-1965 гг.). Он гласит: «Когда Римский Первосвященник говорит ex cathedra, то есть выполняя служение пастыря и учителя всех христиан, своей верховной апостольской властью определяет учение в области веры и нравов, обязательное для всей Церкви, тогда в силу Божьей помощи, обещанной ему в лице блаженного Петра, он имеет ту безошибочность, которой Божественный Искупитель хотел, чтобы его церковь была одарена в определениях, которые касаются учения о вере и нравственности». Это учение связано с претензией католицизма (греч. - общий, всемирный) на власть над всем христианским миром. Глава Римской Католической Церкви - наместник Христа на Земле, наследник святого Петра, который был, по преданию, первым епископом Рима. Для управления католическим миром Папа Римский издает разного рода документы, прежде всего буллы (латин. bulla - свинцовый шарик, который прикрепляется к документу, как печать) и энциклики (апостольские послания, адресованные всем католикам).
7. Католики продолжают развивать свое учение и после 1054 г., руководствуясь принципом догматического развития. В основе концепции догматического развития лежало учение о праве Собора приводить традиционное положение в соответствие с «живым голосом» (т. е. существующей церковной практикой). Поэтому они продолжали созывать новые Вселенские соборы (всего 21), последний из которых состоялся в 1962-1965 гг. (II Ватиканский собор). Православные после Седьмого Вселенского собора после Седьмого Вселенского собора больше Вселенских соборов не созывали. Кроме догматических, существуют и канонические отличия католиков от православных, касающиеся обрядово-культовой стороны христианства.
1. В отношении католического духовенства существует принцип целибата (латин. сaelebs - неженатый) - обязательного безбрачия: Кодекс канонического права, канон 1037). Принцип целибата был утвержден в практике католической церкви Папой Римским Григорием VII (1073-1085) для сохранения в неприкосновенности своей земельной собственности и не допущения ее раздела между наследниками священнослужителя, кроме того, в качестве предупредительной меры против создания «духовных династий». Специальной энцикликой «О целибате священников» 1967 г. Папа Римский Павел VI подтвердил незыблемость обязательного безбрачия. Православное же духовенство, как было уже сказано, делится на черное, придерживающееся этого принципа, и белое - состоящих в браке священников.
2. Для католиков таинство брака считается незыблемым: «Одобренный и завершенный брак не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти» (Кодекс канонического права, канон 1141). В этом отношении Католическая Церковь следует заповеди Христа: «…Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Нерушимый характер брака подчеркивается теми супружескими обетами, которые дают молодожены во время венчания: «Я (имя) беру тебя (имя) в жены (в мужья) и обещаю тебе хранить верность в счастии и в несчастии, в здравии и болезни, а также любить и уважать тебя во все дни жизни моей». Православие же допускает возможность развода и повторного бракосочетания.
3. Таинство крещения в католицизме осуществляется над детьми чаще всего через троекратное окропление, в православии же это таинство осуществляется посредством обливания или троекратного погружения в водную купель.
4. Для таинства евхаристии (причастия) в православии используется квасное тесто в виде просфоры, которая олицетворяет тело Христа, в католицизме печется из пресного теста облатка в форме плоской круглой лепешки. В православии причащаются хлебом и вином и миряне, и духовенство, в католицизме же миряне причащаются только хлебом. Хотя после II Ватиканского собора было разрешено мирянам по их желанию причащаться и хлебом, и вином.
5. Католики крестятся пятью пальцами, делают крестное знамение сверху вниз и слева направо. Православные же крестятся тремя пальцами - большим, указательным и средним, что символизирует христианскую Троицу. Другие два пальца прижимаются к ладони, символизируя два естества Христа - божественное и человеческое, соединенные «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», как гласит соответствующий догмат Четвертого Вселенского Халкидонского собора (451 г.). Крестное знамение делают они сверху вниз и справа налево.
6. Католическое монашество имеет собственные организации - ордена, которых сегодня насчитывается более 150. Монашеские ордена имеют свои уставы, выполняют свои функции, подчиняются непосредственно Папе. Православное монашество орденов не имеет.
8.4. Католические монашеские ордена. Самый крупный и древний монашеский орден - бенедиктинцы (VI в.). Их устав требует постоянного пребывания в монастыре, обязательного труда. Бенедиктинцы занимаются и литературным творчеством. Следуя своему девизу «ora et labora» - «молись и трудись», они заложили основы всей западной европейской цивилизации. Бенедиктинцы ввели в употребление кофе, изобрели шампанское, создали нотную грамоту. Францисканцы (XII в.) - нищенствующий орден. Основное их требование - бедность. Францисканцы жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали, занимались благотворительностью и уходом за больными. Орден иезуитов (латин. Societas Jesu - Общество Иисуса) был основан в XVI в. Для иезуитов характерна жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение начальству и Папе. С самого начала иезуиты стремились дать своим членам всестороннее образование. До сих пор иезуитские школы считаются самыми лучшими в Европе. Орден доминиканцев возник в XII в. и ставил главной своей целью борьбу с ересями. Доминиканцы широко привлекались в качестве экспертов к деятельности инквизиции, много занимались миссионерством.
католическое духовенство, по данным 1989 г., это 4 тыс. епископов, 400 тыс. священников, 1 млн монахов, из которых свыше 90% - женщины.
Распространенным повседневным облачением римско-католического духовенства является сутана (итал. sottana - юбка, ряса). Сутана ведет свое происхождение от одеяния, которое традиционно носили ученые люди - врачи, адвокаты и т. д. Церковная сутана представляет собой длинное платье, которое застегивается впереди сверху донизу и перехватывается на талии широким поясом из ткани. Священники носят черную сутану, епископы - фиолетовую, кардиналы - красную, Папы - белую. Так повелось с XVI в.
Само слово «папа» происходит от греч.- отец. Так первые христиане называли своих руководителей. C конца III в. так стали почтительно величать и римского епископа. В официальных документах и церковном праве папа именуется не иначе, как «Pontifex maximus» - «Верховный Первосвященник». Среди остальных официальных титулов важнейшим является «Викарий (наместник) Иисуса Христа». Официальная церковная история католической церкви насчитывает 261 Папу и несколько десятков «антипап». Из общего количества пап более 200 были по национальности итальянцами, остальные - других национальностей (преимущество французами и греками). Самый длительный понтификат (правление) длился 32 года, самый короткий - три дня. Папа Стефан II (752 г.) умер, даже не успев «вступить в должность», поэтому его имя в официальном реестре пап не фигурирует. Самому молодому Папе на момент избрания было 12 или 15 лет (Бенедикт IX,1032-1044) самому старому - 80 (Климент X, 1670-1676). Среди Пап, по преданию, была одна женщина - папесса Иоанна (Иоанн VIII, 855-858). Большинство историков отрицают этот факт, но до XV в. было принято проверять принадлежность новоизбранного Папы к мужскому полу, усаживая его в специальное кресло с широким вырезом в сиденье.
Папа - глава всей католической иерархии, которая включает в себя, как и у православных, три степени священства: диаконов, священников и епископов. Избирается Папа с XII в. на конклаве, специальном закрытом собрании, двумя третями голосов высших должностных лиц Католической Церкви - кардиналов (латин. cardinalis - главный), причем до сих пор формально сохраняется право выбора на эту должность любого католика-мужчины (фактически с 1378 г. Папами избирались только кардиналы). В 1978 г. на папский престол был избран поляк - кардинал Кароль Войтыла, который принял имя Иоанн Павел II (род. 1920 г.).
Наглядным признаком папской власти с X в. служила тиара, которую папа до недавнего времени надевал в особо торжественных случаях. Она представляла собой головной убор в виде стогообразного шлема из белой плотной ткани и щедро украшалась золотой вышивкой. Со временем на тиаре появились три короны, символизировавшие духовную и светскую власть Папы, власть над всем миром. Последнюю тиару Папа Павел VI (1963-1978) продал в один из американских музеев, а вырученные миллионы передал на благотворительные цели.
Вместе с Папой Римским действует собрание кардиналов - Святая Коллегия. Сначала она состояла из пресвитеров города Рима и его окрестностей и не превышала по численности 25 человек. Со временем, когда в коллегию стали включаться все кардиналы, количество ее членов начало постоянно возрастать. Сегодня в католицизме насчитывается приблизительно 200 кардиналов из более чем 50 стран, из которых 120 имеют право голоса при выборе Папы. Большая часть кардиналов исполняет «служебные обязанности» в странах проживания, меньшая - осуществляет общее руководство Католической Церковью.
Для управления Церковью Папа имеет собственную систему органов власти - Святой Престол. Существовал в церковной организации Католической Церкви и свой репрессивный аппарат - раньше это была Св. Инквизиция. Кроме верховного руководства Церковью папе принадлежит высшая законодательная, судебная и исполнительная власть в границах его резиденции - Ватикана. Это сравнительно небольшая территория (44 га) с населением 1 тыс. чел. - все, что осталось от Папского государства, которое когда-то занимало значительную часть Северной и Центральной Италии. Ватикан включает в себя собор Св. Петра и близлежащую площадь, Ватиканский и Латеранский дворцы с садами и несколько церквей, расположенных на Капитолийском холме в Риме, а также загородную папскую резиденцию в 25 км от Рима. Ватикан имеет все атрибуты независимого государства - герб, флаг, гимн, армию из сотни швейцарских гвардейцев, жандармерию, почту, телеграф, собственных наблюдателей практически во всех больших международных организациях, включая ООН, своих представителей (нунциев) в 125 странах мира. Годовой бюджет Ватикана превышает несколько миллиардов долларов.

Становление христианства как мировой религии

Греческая мифология

Христианство утвердило себя в качестве мировой религии не в той культуре, в которой возникла, а в греко-римской. Как подчеркнул русский философ Вл. Соловьев, «двумя путями – пророческим вдохновением у евреев и философской мыслью у греков – человеческий дух подошел к идее Царства Божия и идеалу Богочеловека» (Соловьев B.C. Соч.: в 2 т. М., 1988. Т. I. С. 271). Поэтому начнем главу с рассказа о греческой мифологии, составившей затем духовную основу римской мифологии и философии, в которой и произошло становление христианства как мировой религии.

Мифология Греции и Рима важна для нас не только сама по себе, но и потому, что христианство как мировая религия сформировалось именно в Древнем Риме, который перенял в основном греческую мифологию, хотя деятельность Христа проходила в Палестине. В этом смысле на становление христианства повлияло не только то, что Ветхий Завет монотеистичен – в нем один Бог, но и то, что в древнегреческой мифологии присутствует верховный бог Зевс, переименованный римлянами в Юпитера.

Представления греков о происхождении мира сходны с имеющимися у других народов. Раньше всего зарождается хаос, а следом широкогрудая Гея и сумрачный Тартар, «в земных залегающий недрах глубоких», сообщает Гесиод в поэме «Теогония», написанной в VII в. до н. э. В «Теогонии» систематизированы местные мифологии многочисленных городов-государств. Получилось четыре поколения богов. Исходная пара – бог Неба Уран и его жена богиня Земли Гея. От них происходит поколение титанов. Младший из сыновей Крон (от него время – хронос) и его сестра Рея порождают новое поколение богов. Наиболее известны из них Зевс, ставший верховным богом Олимпа, его жена Гера – покровительница брака, их братья Посейдон и Аид, сестра Деметра – богиня Плодородия. Вселенная была поделена между Зевсом, Посейдоном и Аидом. Зевсу досталось небо, Посейдону – море, Аиду – подземное царство.

Следующее поколение: Аполлон – бог света и искусства, Афина – богиня мудрости, Афродита – богиня красоты, Арес – бог войны и т. д. К этому же поколению относятся титан Атлант, державший на своих плечах небесный свод, и Прометей, давший огонь людям и за это прикованный к кавказской скале по приказу Зевса.

От Мнемозины – богини памяти – у Зевса родилось 9 муз: Урания – муза астрономии, Клио – муза истории, Каллиопа – муза эпоса, Эвтерпа – муза лирической поэзии, Полигимния – муза гимнов, Эрато – муза любовной поэзии, Терпсихора – муза танца, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии.

В «Теогонии» встречаем непорочное зачатие Геей Урана, нимф, Понта. Зевс рождал богов, имея помимо жены многочисленных любовниц, но при желании мог справиться и один, как было с Афиной, которая родилась из его головы. Боги появлялись на свет и без посторонней помощи – Афродита родилась из пены морской после оскопления Зевсом своего отца Крона.

Есть в греческой мифологии не являющиеся богами герои, такие, как полубог Геракл. Знаменитые 12 подвигов совершены им с целью достичь того, о чем мечтал Гильгамеш, – бессмертия.

У греков сформировалось представление о золотом веке, который существовал в прошлом, когда появились первые люди. «Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом, который капал прямо с деревьев, пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон» (Хрестоматия по истории мировой культуры… С. 196). Затем были люди серебряного века, которые жили до 100 лет и не воевали друг с другом; люди медного века, которые любили воевать, были грубы и жестоки. Люди нынешнего железного века – нечестивые, злобные, несправедливые и лживые. Впрочем, не сами они во всем виноваты. Как Ева в Библии, так Пандора в греческой мифологии ответственна за человеческие неурядицы. Первая женщина, сотворенная Гефестом по повелению Зевса, из любопытства открыла сосуд, в котором заключены людские пороки, болезни и несчастья и выпустила их на волю, отчего до сих пор страдает род человеческий. По мнению Вико, название золотому веку дала пшеница, что свидетельствует о том значении, которое придавалось возделыванию земель. Золотом называли и шерсть («золотое руно»), а дальше идут золотые яблоки, золото как металл и золотые монеты.

Греческая мифология была гораздо более развита по сравнению с предыдущими, хотя многие сюжеты повторяются. Так, миф о Деметре, вынужденной ежегодно спускаться в Аид, заменяя свою дочь Персефону, напоминает мифы об Осирисе и Инанне. Штайнер интерпретирует миф о Деметре как символ души и ее вечного превращения в смене рождений и смертей.

Греческие боги совершали огромное количество деяний, которые копировались с человеческих поступков, что привело к «заземлению» божественного и не понравилось Платону, советовавшему правителям брать пример с египетской культуры. Этот совет оказался утопическим, но мифология уступила свое лидирующее положение философии. Значение мистерий (элевсинских, посвященных богине Деметре и др.) постепенно сходило на нет, и вместе с тем миф покидали мистические силы, ослабляя его.

То, что греки и вслед за ними римляне не проводили резкой границы между богами и людьми, допускали свободное общение между ними и у них существовал особый разряд полубогов (например, Геракл), а другие герои – Менелай, Агамемнон, Одиссей – становились божествами и имели свои культы, облегчало принятие римской цивилизацией христианства с его Богочеловеком. В Древней Греции «богом делалось данное лицо за человеческие свойства, но только усиленные, достигшие божественных размеров, поэтому боги характеризуются красотой, силой, ведением, и одно только свойство качественно отделяет их от людей – их бессмертие. Боги Греции – человекобоги, и религия греков – чистейший антропоморфизм» (История религии… С. 50). Но человекообразие греческих богов имело и отрицательную сторону, которая также способствовала замене греческой мифологии христианством. Эта замена была вызвана дальнейшим усилением морального аспекта религии.

Греческая мифология – самая четкая, логичная, последовательная и яркая, и поэтому не случайно именно она прорвала собственные рамки и стала предпосылкой философии. Психея превратилась в понятие души, Афродита – в понятие любви и т. п. Но и в философии, особенно на ее первом этапе, остается много мифологических представлений, например, представление о посмертном суде доходит до Платона и описывается им в «Федоне». Совершившие преступления мучаются в Тартаре до тех пор, пока не вымолят прощения у своих жертв. «В этом состоит их кара, назначенная судьями» (Платон . Федон. 114Ь).

Основные элементы греческой религии – молитвы, жертвы, гадания. «Храмы строились фасадом на восток и содержали в себе изображения богов и иногда священные реликвии вроде якоря аргонавтов, плеча Пелопса, крови Геракла и т. п. Тот или иной храм приобретал влияние и популярность в зависимости от каких-либо чудотворных изображений, хранившихся в нем, статуй, источавших миро… и т. д.» (История религии… С. 55).

Из книги Жизнь Иисуса автора Ренан Эрнест Жозеф

Глава I. Место Иисуса в мировой истории Главным событием всемирной истории является тот переворот, при посредстве которого благороднейшие расы человечества перешли от древних религий, известных под общим неопределенным названием языческих, к религии, основанной на идее

Из книги История дзэн-буддизма автора Дюмулен Генрих

Глава 4 Становление китайского дзэн-буддизма (чань) История Дзэн – это учение о просветлении, зародившееся на основе буддийского мистицизма. Несмотря на то что практика дзэн лежит вне пределов рациональных категорий, это не избавляет нас от необходимости прибегнуть к

Из книги Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства автора Ранович Абрам Борисович

Из книги Смысл жизни автора Трубецкой Евгений Николаевич

ГЛАВА I. Мировая бессмыслица и мировой смысл

Из книги История Русской Церкви. 1700–1917 гг. автора Смолич Игорь Корнильевич

Глава I. Становление государственной церковности

Из книги Малая история византийской эстетики автора Бычков Виктор Васильевич

Глава 2. Становление византийской эстетики. IV–VII века Первый этап собственно византийской эстетики приходится на период укрепления государственной самостоятельности новой империи и утверждения в ней новой системы миропонимания - христианской. IV–V вв. по праву

Из книги Две тысячи лет вместе. Еврейское отношение к христианству автора Полонский Пинхас

5.2. Создание Павлом христианства как нееврейской религии на основе примата веры Согласно иудаизму, первостепенный долг человека - привести свое поведение в соответствие с библейскими заповедями и законами. Христиане, сначала стремившиеся к соблюдению еврейских

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

XVIII Монархия как верховенство нравственного идеала. - Значение религии и христианства. - Независимость монархии от народной воли. - Подчинение монархии народной вере Итак, для того, чтобы единоличная власть могла получить значение Верховной, то есть чтобы могла

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

Из книги Крещение Руси автора Духопельников Владимир Михайлович

Из книги Как воспитать замечательного ребенка автора Таунсенд Джон

Из книги Религиоведение [учебное пособие для студентов ВУЗов] автора Аринин Евгений Игоревич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

3.1. Становление представлений в динамичном основании явлении религии Переход исследовательского интереса от «характеристик» вещей к «функциям» стал характерным признаком научной методологии последних десятилетий. Функциональный подход в современной общенаучной

Из книги автора

4.1. Становление представлений о целостности религии Субстанциональный подход предполагает выявление абсолютных, предельно глубоких и всеобщих оснований любых форм статичности и динамичности, субстратности и функциональности исследуемых явлений. Термин «субстанция»