Об иконе всевидящее око. Молитва перед иконою всевидящее око

БЛАГОСЛОВИ, ДУШЕ МОЯ, ГОСПОДА.

Икона "Всевидящее Око" – это Божественная защита Всевидящего Ока Господня!!!
На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (Притч.15:3)

Всевидящее Око - в иконописи сложная символико - аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Изображение проникло из католической иконографии и является неканоничным. Догматическим основанием такого изображения являются слова: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18).

Икона «Всевидящее Око Божие» находится в музее Императорской академии художеств. На ней изображен круг, концентрически слагающийся из четырех, различной величины, или трех кругов.

Круг первый, центральный и самый меньший, с четырьмя исходящими из него лучами к краям последнего круга. Здесь изображен Иисус Христос Эммануил, благословляющий обеими руками или, скорее, десницей, а в левой держит свиток; кругом головы нимб крещатый с надписью. Лучи, исходящие от круга с Иисусом Христом, кончаются вне большого круга, перед изображениями четырех евангелистов или их символов.

Круг второй, больший, представляет собою как бы лицо человека, на котором помещены четыре глаза, один нос и одни уста. Надпись на окружности: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем».

Круг третий – более обширный. Над вышеописанным вторым кругом и надписью изображена с воздетыми руками Пресвятая Богородица с надписью над Нею «МР ФУ». Самый же круг пересекается множеством густым лучей, исходящих из центра главного Солнца Правды – Иисуса Христа, направо и налево от Которого написано: «Очи мои на верным земли посадите и с собою». Надпись на окружности: «Угль Исайи проявляли солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая».

Круг четвертый, самый большой, изображает звездное небо с тремя серафимами и надписями на окружности против них: «Серафим слово Бог», или изображены четыре ангела на поле иконы, из которых два внизу имеют свитки. Над третьим кругом и главою Божией Матери находится еще как бы в венце всей иконы круг, усеченный внизу, в котором олицетворено «Небо небес» с тремя в нем серафимами, со страхом и трепетом взирающими на Господа Саваофа, который благословляет обеими руками; Дух Святой, от Него исходящий, спускается в виде голубя на главу Приснодевы Марии. Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена ореолом, по краям которого надпись: «Бог с небесе сияние своего сподоби мя». На всей же окружности четвертого круга надпись: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

На иконе Господь, окруженный облаками, сидит на радуге, подножием ему служит серафим с распростертыми крылами; Господь благословляет обеими руками; на персях у Него Дух Святой в виде голубя. На углах всей иконы расположены четыре круга, начинающиеся от третьего и выступающие за четвертый: в них изображены символы евангелистов с объяснительными на окружности надписями следующего рода: «Матфей писан ангел». Толкование: «посол Господень». «Марко писан орлим». Толкование: «возлете на небеса». «Лука писан телчим». Толкование: «Мир». «Иоанн писан лев». Толкование: «во гробе положиша».

Кроме сего, внизу помещены два ангела, поддерживающие рамку для надписи иконы. Как показывает само название иконы – Всевидящее Око, она выражает идею всеведения Господа, Который уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения – нашему высшему органу – глазу: Око Божие, это – ум Божий. Образ солнца, с лицом человека на иконе, имеет большое значение, ибо в его центре изображен Богочеловек Иисус Христос, это праведное солнце от недр Пречистой Девы, наитием Святого Духа; как человек, Он родился на земле, как Бог – рожден прежде век от Отца. Вочеловечение и Предвечное рождение от Господа и Отца светов выражены на иконе изображениями в не бесах Бога Отца и Святого Духа, сходящего на главу Пресвятой Девы, и образом Иисуса Христа, просвещающего весь мир и до скончания века вечно пребывающего с Церковью, Им основанною на земле.

Русский ученый Александр Виноградов писал об иконе "Всевидящее Око Божие": "Изображение двойного лица человеческого в виде четырех или двух глаз, одного носа и губ без сомнения указывает на тесное сближение солнца стихийного и Солнца Духовного - Иисуса Христа Богочеловека, в обоих же вместе макрокосмос и микрокосмос, ибо человек есть малый образ великого образа - мира".

Символический лик окружают фигуры четырех евангелистов: это и четыре стихии, и четыре стороны света, и - если угодно - четыре человеческих темперамента. Ну, а звездное небо, на фоне которого изображен Христос, не нуждается в толковании: это "Небо небес", царство добра, истины, красоты.

Икона выражает идею всеведения Господа, который уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения - нашему высшему органу - глазу.

На иконе изображен круг, концентрически слагающийся из трех или четырех кругов:

Круг первый, центральный, самый меньший, с четырьмя исходящими из него лучами, заканчивающимися за большим кругом изображениями евангелистов или их символов.

(ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО БОЖИЕ со свв. архангелом Салафиилом(Селафиил - молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве) и Спиридоном)

Круг второй, больший, представляет собой как бы лицо человека, на котором помещены 4 глаза, нос и уста. Надпись на окружности: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем».

Над вторым кругом и надписью изображена с воздетыми руками Богородица.

Третий круг пересекается множеством густых лучей, исходящих из центра главного Солнца Правды - Иисуса Христа, направо и налево от Которого написано: «Очи мои на верныя земли посадити и с собою». Надпись на окружности: «Угль Исайи проявляяй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая».

Круг четвертый, самый большой изображает звездное небо с тремя серафимами и надписями на окружности против них: «Серафим слово Бог», или изображены 4 ангела, из которых два внизу имеют свитки.

Над третьим кругом и главой Богородицы венчает всю икону круг, усеченный внизу, в котором олицетворено «Небо небес» с тремя в нем серафимами, окружающими Господа Саваофа, благословляющего обеими руками; Св. Дух, от Него исходящий, спускается в виде голубя на главу Богородицы. Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена ореолом, по краям которого надпись: «Бог с небесе сияния своего сподоби мя». На всей же окружности четвертого круга надпись: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Господь, окруженный облаками, сидит на радуге, подножием ему служит серафим с распростертыми крылами; на персях у Господа Св. Дух в виде голубя.

На углах всей иконы расположены 4 круга евангелистов, начинающиеся от третьего круга и выступающие за четвертый; в них на окружностях приведены объяснительные надписи, содержащие имя и толкование: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко писан орлим, возлете на небеса; Лука писан Телчим, Мир; Иоанн писан лев, во гробе положиша.

Кроме сего, внизу помещены два ангела, поддерживающие рамку для надписи названия иконы.


("ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО БОЖИЕ" Поволжье, первая половина - середина XIX в.)

Образы Бога Отца, Святого Духа, Богоматери и Эммануила, расположенные на вертикальной оси, объединяющей все уровни мироздания, отражают догмат Боговоплощения. Истоки этой загадочной иконографии с точностью не известны. Особенность представленной иконы - помещение "Ока" в восьмиконечную Cлаву. Образ "шестикрылой Богоматери" - редкая деталь, возможно, единственная в своем роде.

Философ князь Евгений Трубецкой в своих воспоминаниях детства показывает, как влияло на восприимчивость души сознание всевидящего, везде присутствующего ОКА БОЖИЯ, - "пронизывающего тьму, проникающего в душу, и в самые глубины морские", пишет кн. Трубецкой, - "навсегда оставшееся для меня одним из центральных - самых сильных - (религиозных) ощущений"

(цит. по книге Н.С.Арсеньев. ИЗ РУССКОЙ КУЛЬТУРНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ. Лондон, 1992)(а то ведь понаписано, что-де: и "масонский символ" и "чуждый" нашей культуре и пр.)

("Всевидящее Око Божие" Cовременная икона)

Не очень традиционные по стилю и композиции иконы, являющиеся результатом народной религиозной рефлексии, сегодня очень интересуют как коллекционеров антикварной религиозной живописи, так и музеи, которые используют их в качестве экспонатов постоянных и непостоянных экспозиций. Такие иконы становятся темами научных работ и популярными в обсуждениях на различных форумах и конференциях. Один из подобных образов (а именно икона «Всевидящее око») станет темой и для данной статьи.

Происхождение иконы

Означенный образ является удивительным примером того, как народное творчество в сфере религии стало примером столь серьезного обсуждения и востребованного в культе продукта. Икона «Всевидящее око» появилась впервые во Владимирских землях из под кисти местных мастеров. Соответственно, первые и наиболее ранние образцы выдержаны в традициях Владимирского иконописания. Это действительно очень простая и в то же время красивая композиция. Сложность ее заключается в символизме, который она несет, так как, во-первых, он несколько расходится с концепцией канонической иконографии в области, касающейся способа подачи символических ключей. А во-вторых, будучи относительно новоделом (впервые образ появился около трехсот лет тому назад, то есть во времена заката традиций русской иконописи), икона «Всевидящее око» заключает в себе концептуальный смысл автора, который со стороны может быть проинтерпретирован неоднозначно.

Традиции исполнения

Традиционный образ, о котором мы говорим, исполнен в традиционных для Владимирской школы охряных тонах. Необычна композиция иконы, которая свидетельствует о стремлении автора передать через внешнюю простоту всю мощь и глубину образа.

Икона «Всевидящее око» является одной из самых таинственных, полных загадок образов. На этой почве, как и следует ожидать, рождается множество домыслов и разного рода предположений, от вполне себе убедительных версий до фантасмагорических гипотез, могущих посоперничать по своей остроте с лучшими образчиками конспирологических теорий. Однако образ действительно приковывает к себе внимание и заставляет погрузиться в него, сконцентрировавшись на сокрытых смыслах. Его мистичность и загадочность обеспечили ему популярность среди верующих даже вопреки неприятию со стороны значительной части духовенства.

Описание иконы

Основное изображение состоит из кругов, вписанных друг в друга в соответствии с особой схемой. Центральное место отводится сфере, в пространстве которой изображены четыре глаза, нос и рот. Из антропоморфных фигур на иконе присутствуют сразу как минимум три - Спаситель в традициях Спаса Эммануила, Богоматерь - нечто среднее между изображением Оранты и Покровы, а также фигура Бога-Отца, Господа Саваофа, которого, к слову сказать, вообще-то изображать нельзя. Все они расположены в различных круга, так что Икона «Всевидящее око», значение которой в общем и целом сводится к понятию всеведения, всезнания и предвидения Бога, приобретает своеобразный объем и определенные богословские акценты.

Почитатели образа настаивают на том, что при долгом его созерцании возникает эффект купольности, изменяющий в некоторой степени сознание и приоткрывающий перед молящимся дверь в духовный мир. Кроме того, если всматриваться со спокойным умом в икону при ровном освещении, то вскоре возникнет эффект вращение сфер. Икона «Всевидящее око» значение свое приобретает также благодаря общей согласованности всех ее элементов - их колористической и композиционной гармонии. Смотрящему на нее человеку она внушает, что Бог постоянно видит каждого человека насквозь, знает все его мысли, чувства, слова и поступки, как добрые, так и дурные. Четыре никогда не усыпающих глаза как бы символизируют это постоянное молчаливое наблюдение, побуждают верующего к практике непрестанного хождения в Божьем присутствии.

История образа

Если более подробно углубиться в историю образа, то можно узнать, что он появился впервые в XVIII веке, как считается, под влиянием западного искусства. Первоначально он, если не лгут исторические свидетельства, наносился под куполом храма. Собственно, композиция, которую мы видим на иконе, представляет собой репрезентацию архитектуры крестово-купольного храма с точки зрения наблюдения ее из нижнего центра под куполом так, как если бы взгляд был направлен вверх. Чуть позже распространившиеся образцы икон стали так популярны, что икона «Всевидящее око» Божие в доме стало вполне привычным делом.

Современное распространение

Когда-то будучи популярным, сегодня данный тип иконографии представляет собой крайнюю редкость. Такие иконы чрезвычайно трудно отыскать в храмах и даже купить в церковной лавке. Эта ситуация усугубляется тем, что многие священнослужители считают этот образ не вполне каноническим и предостерегают свою паству от увлечения им.

Икона «Всевидящее око»: где вешать в доме

Тем не менее в эпоху стремительного технического прогресса и вседоступности интернета нет ничего невозможного. Купить такую икону легко можно в интернете. Она может быть относительно дешевой, отпечатанной на бумаге, либо же дорогой, написанной настоящим мастером иконописного дела. Есть, однако, один вопрос, волнующий тех, у кого уже есть икона «Всевидящее око».

Где вешать этот образ? Потому что не все почему-то могут поставить его в один ряд с привычными иконами, то ли в силу его необычности, то ли в силу какого-то особенного ожидания. Ответ будет самый простой - стоит повесить эту икону там, где она будет видна вам и таким образом сможет оказывать должный эффект - напоминать о всеприсутствии Бога и его всезнании. Если вы собираетесь созерцать ее в течение длительных периодов времени, то лучше расположить образ так, чтобы вам самим было удобно работать с ним.

Выпуск 25

Время от времени в жизни каждого из нас наступает миг, когда этот мир кажется нам юдолью скорбей и болезней. Причины могут быть разные: собственная болезнь, недомогание близких или их кончина. Мало ли препон подстерегает нас от рождения к могиле. И день оборачивается ночью: мы погружаемся в беспросветный мрак, над которым, кажется, никогда не встаёт солнце. Холод и отчаяние лишают сил, и мы в беспокойстве оглядываемся по сторонам в поисках сочувствия. И находим их у всесвятой и всеблагой Божией Матери. Она осушает наши слёзы и посылает лучик тепла и надежды, что разгоняет самую беспросветную, самую холодную мглу.

О, сколько православных икон Божией Матери хранятся почтительно и любовно по бескрайним просторам Руси. И в каждом пребывает частичка благодати Царицы Небесной. К Её иконам несут православные свои беды и радости, к Ней обращаются за помощью и поддержкой. Среди сонма богородичных образов есть один, о котором практически ничего не известно — кто его написал и когда. Но трогательное, поэтическое название иконы наполняет душу особым светом и теплом: вслушайтесь — православная икона Божией Матери «Недремлющее око». Имя это радостно, как улыбка, слетевшая с горних высот.

Суровые испытания, выпавшие на долю нашей страны, не позволили сохраниться множеству документов. Они сгорели в горниле революций и войн. Вместе с этими документами безвозвратно исчезли факты, и теперь мы можем лишь догадываться, додумывать. Что нам известно о православной иконе Божией Матери «Недремлющее око»? Увы, практически ничего. Можно лишь сказать, что тот, кто писал этот образ, был приверженцем итальянской школы живописи. Зато народная память сохранила чудеса, явленные Божией Матерью ради Её иконы «Недремлющее око».
Подавляя в себе предательскую жалость, товарищ Трухин вёл хрупкую измождённую женщину для исполнения приговора. Он давно знал эту контру, но не это мешало ему. Мало ли знакомых он ставил к стенке и исполнял справедливый приговор революции. Смущало другое. Впервые он увидел Ирину Константиновну цветущей женщиной, которая сидя за праздничным столом, приветствовала его: «Христос, воскресе!». И даже сейчас, как и тогда в душе откликнулось: «Воистину воскресе». Трусливо оглянувшись — не подслушал ли кто контрреволюционных мыслей, Трухин ударил женщину. Ударил, чтобы выбить из себя эти ненужные и опасные воспоминания. Женщина поскользнулась, но не упала. Она оглянулась на мучителя и тот удивился: Ирина Константиновна не кричала, не плакала, не просила. Такое самообладание редко, но случалось видеть Трухину. Но эта женщина… улыбалась, не блуждающей улыбкой сумасшедшей, а радостной улыбкой встречи с родными. При этом она смотрела на купола собора, стоящего неподалёку. Трухин оглянулся и увидел, как в безоблачном небе, на фоне куполов, проступает икона Богородицы. Ирина Константиновна перекрестилась, шепча молитву, а Трухин в злобе и панике выстрелил в образ. Икона вспыхнула нестерпимым светом. Обезумевший от страха Трухин, бросил оружие и с жалобным криком прикрыл ослепшие глаза: теперь он был беспомощнее котёнка, а о расстреле забыл и думать.

Православна икона Божией Матери «Недремлющее око» известна не так широко, как Казанский или Владимирский образы, но ежедневно сотни паломников стекаются в Спасо-Преображенский собор г. Рыбинска, чтобы поклониться дивному образу, дабы попросить Царицу Небесную ради Её образа «Недремлющее око» о том, чтобы не оставила неразумных чад в опасности телесной и духовной. Сей чудотворный образ прославлен также благодатными исцелениями. Перед этой иконой читается следующая молитва: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец».

Особое внимание верующих сегодня привлекают необычные разновидности церковного искусства. Достаточно редкой, уникальной по композиции является икона «Всевидящее око», которую можно приобрести как у коллекционеров, так и в интернет-магазинах. Каков смысл данного образа, о чем можно перед ним молиться?


Значение и смысл иконы Всевидящее око

Впервые глядя на данное изображение, можно даже не понять, что это - икона. «Всевидящее око Божие» - образ Господа, как видно из названия. Чтобы в него вникнуть, необходимо иметь хотя бы приблизительное представление о творении мироздания согласно идее креационизма. Об этом написано в книге Бытия, если коротко - христиане придерживаются мнения, что все на свете, включая Вселенную, является результатом личного творения Бога.

Живописный язык в данном случае глубоко символичен. Сама идея взята из Псалма Давида (32, стих 18). Считается, что здесь речь идет о конкретном лице Святой Троицы - Иисусе Христе. Первые изображения такого типа относятся к концу 18 - началу 19 в.

  • Хочется исправить ошибочное мнение - это не масонский символ. Глаз в треугольнике имеет гораздо более древнее происхождение. Действительно, многие оккультные и прочие группировки используют христианские символы. Поэтому нужно быть осторожней в вопросах веры, твердо придерживаться православных традиций.
  • Ни в коем случае нельзя попадаться на уловки «магов», которые заманивают доверчивых людей при помощи церковной атрибутики. Они используют свечи, образа, символику и даже молитвы. Но обращаться к оккультным течениям, колдунам - очень большой грех. Последствия от него могут быть намного серьезней той проблемы, которую человек пытается решить.

На иконе «Всевидящее око» каждый символ имеет глубокое богословское значение. Глаз символизирует одно из качеств Бога - всеведение. Не надо думать, что Господь днем и ночью «следит» за человеком. Он просто знает, ведает все, что происходит в каждый момент времени в каждой точке Вселенной. Также не стоит воспринимать эту композицию как часть «портрета» Бога и думать, что у Него - две пары глаз. Большинство изображений - просто символы. Никому из смертных лицезреть Бога не дано.

Основой изображения является круг - он повторяется несколько раз. Круг - символ бесконечности, совершенности, самодостаточности Бога. В центре изображается Христос Эммануил. От центрального круга расходятся лучи, по количеству евангелистов. На их концах также изображаются окружности, в которые заключены различные символы.

Между вторым и первым кругом - две пары глаз, нос и губы. Между крайними окружностями - херувимы. Сами окружности имеют различные надписи. Сбоку могут изображаться святые.

  • Господь Саваоф - Творец вселенной. Изображается в виде Старца. Вероятно, именно эта часть композиции смущает часть духовенства, поскольку изображать первое Лицо Троицы в православии запрещено.
  • Эммануил - Христос в возрасте подростка. Имеет зрелое выражением лица, чтобы подчеркнуть изначальное божественное происхождение Иисуса. Правая рука в благословляющем жесте. Над головой крестообразный нимб.
  • Богородица - женщина, ставшая связью между божественной и человеческой природой Христа. Некоторые ошибочно принимают Всевидящее Око за икону Богородицы.
  • Иисус Христос - Спаситель людей и Царь мира, Судья - ему вверено вершить людские судьбы.
  • Глаза - символ Всевидящего Ока, напоминание о том, что Бог все видит и Сам творит суд.


Особенности святого образа

Важную роль в иконе занимает изображение Книги - Священного Писания, как проводника воли Божией в человеческом мире. Также написаны фигуры четырех авторов Евангелия, которое возвещает миру Благую весть. Через него более полно открывается и тайна Святой Троицы.

  • Евангелист Матфей - в виде коленопреклоненного ангела.
  • Евангелист Марк - в виде существа с четырьмя крылами.
  • Евангелист Иоанн - лев с крыльями, держащий Книгу.
  • Евангелист Лука - в виде крылатого тельца, также с Книгой.

Также есть и другие символы, которые могут отсутствовать в некоторых вариантах изображения. Образ может показаться загадочным, но упорному исследователю он будет постепенно показывать сокрытые в нем Истины. Внимание наблюдателя поначалу приковано к изображению глаз. Вся композиция вряд ли сразу сможет уложиться в голове неподготовленного зрителя, над ней следует поразмышлять.

Каждый круг имеет собственный цвет. Это придает всей иконе перспективу, наблюдатель как будто смотрит на свод высокого здания, а может и в окно, через которое видно Небеса. Образ призван успокаивать молящегося, который понимает, что Бог постоянно рядом с ним, и одиночество - это миф. В любой нужде человек может довериться Богу, переложить на Него свои заботы, единственное, мешает этому лишь закрытость души и разума.


Чем помогает икона Всевидящего Ока Божьего

От чего может защитить икона, где изображено Всевидящее око Господа? Особых рекомендаций нет - человек не может ограничивать Самого Творца. Он всесилен - способен избавить человека от любых неудач, подарить здоровье, бодрость и духовную радость. Библейский царь Давид был простым пастухом, пока Господь не возвысил его над всеми. Не стоит опасаться, перед этим образом можно молиться о любой проблеме.

Есть мнение, что образ покровительствует служителям закона. Но Господь дарит Свою защиту всем, независимо от места работы, возраста, пола или национальности. Также Он видит не только внешнюю сторону жизни, поступки и дела, но знает все, что творится в сердце человека, даже мысль не укроется, по словам святых отцов. Напоминая об этом, икона способна удерживать человека от греха. Надо следить даже за мыслями, ведь любой грех сначала начинается как помысел, который подбрасывает бес.

Грешнику икона «Всевидящее око» помогает утвердиться в вере, родителям - в воспитании детей. Перед любым ответственным решением, началом важного дела следует помолиться и провести время в размышлениях. Не стоит слишком много говорить на молитве, желательно подойти к самой сути - какие именно события человек видит желанными и почему? Не хочется ли переделать близких или окружающий мир «под себя»?

Господь - не волшебная палочка, не надо относиться и к иконам, как к инструменту, с помощью которого исполняются желания. Прежде всего Господь желает покаяния человека, ждет изменений в сердце. Только тогда личность находит Бога, когда начинает искать Его. Насильно Творец никого не заставляет поступать правильно, потому что такая свобода ничего не стоит. Если же покаяния нет, надо о нем просить, читать Евангелие, стараться понять, что нужно делать, чтобы стать лучше.

Если же молитвы полны упреков и требований, они останутся без ответа. Не потому, что Господь «не хочет» отвечать, а потому, что Он не может идти против законов мироздания, которые Сам создал. Заповеди - это не какие-то ограничители свободы, а предупреждающие знаки на пути к пропасти. Как в мире видимом правят законы физики, так они - в духовном.

Расположение икон

Изначально композиция «Всевидящее Око» не являлась иконой, а находилась на стенах, куполах храмов, в качестве росписи. Только со временем ее стали изображать на досках, ставить в домах. В храмах, построенных в 18-19 вв. такие росписи сохранились до сих пор, многих они удивляют необычным видом, поскольку в современных церквях их не встретишь.

Сегодня старинные редкие иконы можно приобрести у частных лиц, но и современные иконописцы используют этот сюжет. Некоторые священники считают его неканоническим, поэтому икону «Всевидящего ока» довольно редко можно увидеть в храмах. Но приобрести в магазине ее не возбраняется.

По поводу каноничности изображения ведутся споры, тут надо принять обдуманное решение. Не повлияет ли образ на духовное состояние, не поселит ли сомнение? Если ответ положительный, стоит воздержаться. Но если покупка сделана, куда вешать икону «Всевидящее око»? К ней применимы те же рекомендации, что и к другим образам.

Раньше каждый дом изначально имел специальный «красный угол». Он был с восточной стороны, по обеим сторонам прорубались окна, чтобы святое место хорошо освещалось. Сегодня это правило для большинства людей невыполнимо, но это не значит, что надо отказаться от святынь. Если есть возможность - расположить их вдоль восточной стены. Если нет - это не критично.

Повесить образа надо подальше от телевизора, книжных полок. Хотя вместо специально полки можно использовать книжную, но кроме икон туда ставить ничего нельзя. Поблизости не должно быть ярких отвлекающих предметов, картин, тем более разжигающих какие-либо страсти. К украшениям тоже предъявляются определенные требования - это могут быть только живые цветы или ветки вербы. Если хозяйка дома занимается рукоделием, она может вышить специальное полотенце.

На открытую полку можно ставить лампаду, возжигать ее во время молитвы, по воскресеньям. Центральное место в иконостасе должны занимать образы Спасителя (Христос Вседержитель) и Богородицы (на выбор). Они должны быть и самыми большими по размеру. По бокам уже можно разместить остальные иконы, которые выберут хозяева. Это образы святых, церковных праздников, Ангелов. Иконостас должен быть расположен таким образом, чтобы ничто не отвлекало от молитвы.

По причине неоднозначного отношения к образу, специальной молитвы иконе «Всевидящее око» не написано. Однако, если возникает желание обратиться к Творцу, можно прочитать одну из молитв Господу - «Отче наш», покаянный канон, акафист Иисусу Сладчайшему. Подойдут хвалебные и покаянные псалмы. В сугубой молитве можно попросить о том, чтобы Господь открыл очи духовные, помог в усвоении Писания, постижении его смысла.

Недопустимо использование любых икон в магических ритуалах! Духовный мир сложен и даже опасен для тех, кто ступает туда неподготовленным. Многие «подвижники» жалели о своих необдуманных шагах. Лучше придерживаться традиционных молитв, посещать храм, ходить на исповедь - тогда никакой духовный враг не будет страшен. Благослови вас Господь!

Молитвы перед иконой «Всевидящее око»

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Молитва Иисусу Христу

«Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Празднование: 11 июня.

Икона Божией Матери "Недремлющее Око"

В городе Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско-Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, именуемая «Недремлющее око». Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий.
Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю. Пресвятая Дева изображена в половину роста; Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета. Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца. Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песн.5:2). Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы «Недремлющее око» имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.


Икона Божией Матери "Недремлющее Око"

Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А.В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной.
Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью. Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу. Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз. Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами. Другие украшения на сей иконе - три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой.


Икона Божией Матери "Недремлющее Око"

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Недремлющие Око» молятся при бессоннице детей.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Недремлющее Око»

О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевныя язвы наша греховныя; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас, с верою к Нему прибегающих, от тяжкаго сна греховнаго и от всех навет вражиих, да спасет души наша, яко Человеколюбец.
Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Икона «Спас Недремлющее Око»


Икона «Спас Недремлющее Око»

Икона «Спас Недремлющее Око» - чудотворная икона пожертвована монастырской часовне в городе Рыбинске дочерью известного в прошлом проповедника Родиона Путятина. Известен также другой древний чудотворный образ Божией Матери «Недремлющее Око», находившийся ранее в городе Угличе в Богоявленском монастыре.

На иконе изображён юный Иисус, возлежащий на красном (цвет Воскресения) ложе. Путь Его страданий ещё не начался. С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается к Нему Богородица. Справа стоит ангел и держит крест. Жертва ради спасения людей должна свершиться. Юный Спаситель не забывает об этом, чему соответствует надпись под изображением: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Книга Песнь песней: 5, 2).


Икона «Спас Недремлющее Око»

Copyright © 2015 Любовь безусловная