Олег янковский родился. Причина смерти Олега Янковского

"
О его многочисленных романах и связях ходили легенды. А он прожил всю жизнь с единственной женщиной. Олег Янковский и Людмила Зорина были счастливы в своей любви и в своей глубокой жизненной мудрости. Людмила до сих пор старательно оберегает светлую память о муже, она решительно отвергает любые предположения о его любовных похождениях на стороне.

Янковские женятся один раз и на всю жизнь



Первая любовь настигла Олега Янковского в саратовском театральном училище. Но их судьбой распорядился не театр, а цирк. Людмила училась на курс старше Олега. Их, студентов театрального, пригласили вести праздничный концерт в цирке. Разместили ведущих в одной гримерке, решив, что они семейная пара. Вот с этой самой общей гримерки и начался их роман.



Потом они оказались в составе одной группы в поездке в Москву. Там, в шумной, необыкновенной красивой столице, сидели они на лавочке, ели потрясающе вкусное мороженое и мечтали. О славе, о карьере, о будущей жизни. В тот момент и представить не могли Олег и Люда, что вскоре у них будет все, о чем только можно мечтать: слава, карьера и будущая счастливая семейная жизнь.

Потом он приведет свою невесту знакомиться с семьей. Ведь именно семья всегда была для Янковского высшей ценностью. Его папа был репрессирован, и мама всю жизнь воспитывала своих трех сыновей, постоянно повторяя, что Янковские женятся только один раз. Если уж решил жениться, то должен знать, что второго шанса у тебя уже не будет, брак – это не черновик, его нельзя переписать.


Олег Янковский и Людмила Зорина в постановке "Парень из нашего города", 1978. / Фото: www.kinodir.ru


Олег и Людмила расписались, когда он учился на втором курсе, а она на третьем. Жили они действительно весело и ярко. Понятно, что студентам денег не хватало, но разве можно деньгами оценить радость общения, непередаваемый дух взаимопомощи.

Муж Зориной



Людмила Зорина после окончания училища была сразу приглашена в саратовский театр. Молодая талантливая актриса очень быстро стала играть в труппе первую скрипку. На спектакли с ее участием собирались аншлаги. Когда же в театр пришел Янковский, ему доставались лишь эпизодические роли. И знаменит он был вовсе не как актер, а как муж Зориной.

Это давило на Олега, но заставляло его трудиться с утроенной силой. Он точно знал, что трудолюбие и усердие помогут ему достичь определенных высот. И удача просто не имела права не улыбнуться актеру.

Жена Янковского


Олег Янковский в фильме "Щит и меч". / Фото: www.kino-teatr.ru


Когда Олег снялся в фильме «Щит и меч», потом блестяще сыграл в картине «Служили два товарища», слава просто обрушилась на него. За славой последовало предложение о переезде в Москву. В Саратове Янковский был просто мужем Зориной, теперь же о Людмиле заговорили, как о «жене самого Янковского».



У него потом будет множество ярчайших работ в кино и в театре, а Людмила примет решение делать все для того, чтобы обеспечивать тыл своему гениальному супругу. Она станет для него больше, чем женой. Она станет его музой, самым строгим критиком, хранительницей его домашнего очага.


Олег Янковский проживал свои роли, он не играл в кино и на сцене, он жил. Он сам признается в том, что проживая любовь своего героя, он доживал ее и в жизни. Только так можно было отразить в кадре всю гамму чувство и эмоций. Но всегда, в любое время, семья оставалась для него высшей ценностью. Актер влюблялся в тех, кого любили его герои. Но любил всегда одну-единственную женщину – свою жену.


Людмила отличалась особой женской мудростью и четко разграничивала кино и жизнь. В кино он мог гореть, играть, жить с другой. Но в жизни он всегда был рядом с ней.

«Такими ценностями не разбрасываются…»


Олег Янковский был всегда благодарен своей супруге за мудрость и долготерпение. Он признавал, что Людмила сделала все для их семьи. С ним далеко не всегда было просто и легко. Были творческие метания и поиски, были периоды разлада, но никогда не возникало у него мысли оставить свою семью, жену, сына, внуков.



Актер неоднократно подчеркивал, что такими ценностями, как семья, нельзя разбрасываться. У него всегда было чувство ответственности. Наверное, были в его жизни всплески страсти, невероятной влюбленности. Но он всегда умел правильно расставить приоритеты.
Олег Янковский никогда не забывал о том, что помогла состояться ему как актеру его верная, преданная, заботливая Людмила. Она всегда немыслимым образом оказывалась рядом, если ему нужен был ее совет, ее поддержка, просто ее тихое присутствие рядом.

Он безумно любил своего сына, потом стал гордиться ним. Когда Олег и Людмила узнали о том, что его девушка ждет ребенка, они настояли на том, чтобы Филипп женился на ней. Ибо высшей ценностью семьи Янковских всегда была семья.

Дожить достойно


В одном из интервью в 2000 году Олег Янковский сам предсказал свою судьбу. В разговоре он сказал, что если человеку скажут, что у него рак, то нужно просто нормально дожить отпущенные судьбой месяцы. Когда у него самого диагностировали рак поджелудочной железы, он старался жить достойно. Он не хотел, чтобы его запомнили больным и немощным. Он хотел остаться в памяти тем самым искрометным, ярким Мюнхаузеном или бесконечно романтичным влюбленным Волшебником из «Обыкновенного чуда» или кем-то еще из своих героев. Но не больным, беспомощным, потухшим. Людмила Зорина полетела вместе с мужем в Германию на лечение. Курс терапии особых результатов не принес, Олег Янковский вернулся в Москву и продолжил выходить на сцену.


Его не стало 20 мая 2009 года. Ушел величайший артист. Людмила все время была рядом с мужем. При этом с достоинством королевы она отказывалась от любых интервью. Когда журналисты были особенно назойливы, она просила их объяснить, почему она должна что-то рассказывать о своей личной жизни. И уходила, гордо подняв голову.


И после его смерти она считает своим долгом оберегать его светлую память от слухов, сплетен и домыслов. Она добилась снятия с эфира передачи, которая могла опорочить память Олега Ивановича. Она не верит ни единому слову о его неверности. Для нее он навсегда остался не только гениальным актером, но лучшим мужем, настоящим мужчиной. Ее вечной любовью и памятью.

Олег Янковский точно знал, что самое ценное в жизни это семья. Так же уверены, что любовь не знает преград.

Олег Янковский – легендарный актер, покоривший своим талантом не одно поколение. Кинокартины с его участием с удовольствием смотрят люди разных возрастов, ведь его игра завораживает любого. Он был очень обаятельным мужчиной, который заставлял трепетать многое количество женщин, но сам был верен своей жене.

Все, кто его знал, вспоминают Янковского, как человека самоуверенного, справедливого и с долей юмора. «У него было тонкое чувство юмора», делятся коллеги, «Он мог шутить с серьезным лицом, и не сразу понимаешь его».

Олег Янковский был одним из немногих, которого так любили и уважали буквально все. На его похороны колонной шли люди, чтобы попрощаться и провести в последний путь человека с большой буквы.

Рост, вес, возраст. Причина смерти Олега Янковского

Как всегда поклонники своего героя хотят узнать как можно больше из его жизни, а самый главный вопрос «Почему же ушел из жизни любимый кумир многих». Почему иногда судьба так несправедлива, забирая таких светлых и талантливых людей.

Каким был этот человек, его рост, вес, возраст. Причина смерти Олега Янковского и сейчас волнует публику, которая не может смириться с тяжелой потерей. Ведь такие, как он, остаются в нашей памяти навсегда.

Актер был достаточно высоким и статным мужчиной, при росте 182 см весил он 78 кг. Родился он 20 мая 1944 года, и в этом году ему бы исполнилось семьдесят четыре года. Но судьба распорядилась иначе, онкология, которую диагностировали доктора, не щадит никого. В возрасте шестидесяти пяти лет великий человек с большой буквы ушел из жизни, оставив после себя неимоверный вклад в мире театра и кино.

Биография Олега Янковского и причина смерти

В послевоенное нелегкое время родился Олег Янковский в Казахстане, где они жили семь лет. Его мать работала в бухгалтерии, а отец, когда мальчику исполнилось девять лет, умер от последствий ранений в Первую Мировую войну. У Олега было два брата, которые также, как и он, свое будущее посвятили творчеству. Именно старший брат, став работать в минском театре, забрал Олега к себе, где его первые роли потрясли режиссера до глубины души. Он сразу отметил в парне индивидуальность, породу и, несомненно, яркий талант. Когда Янковский приехал назад к матери, он решил, что пойдет учиться на актера, чтобы раскрывать свой талант дальше. Олег все-таки родился под счастливой звездой, ведь когда он узнал, что кастинг по отбору уже прошел, парень пошел к директору. А тот, узнав, что его фамилия Янковский, сказал, как отрезал, что он зачислен. Оказывается средний брат, сдав все экзамены, уступил свое место младшему брату.

Свою любовь актер встретил там, где он получал знания актерского мастерства, его девушка была не на много старше его и уже была восходящей звездой. Он работал вместе с ней, поднимался по карьерной лестнице и долго присматривался к своей избраннице. Его выбор был осознанным, осмысленным, когда он делал предложение руки и сердца, и Олег не ошибся. Они прожили долгую и счастливую жизнь вместе, проходили многие жизненные испытания, но никогда не предавали друг друга. Это были чистые отношения, искренние чувства и крепкие отношения, несмотря на то, что Янковскому приписывали множество интрижек любовного характера. Да, актер так чувственно играл любовные роли со своими партнершами по фильмам, что трудно было поверить в то, что у них не было романа. Но это была лишь игра, красивая, талантливая игра знаменитого актера.

Всем нам запомнилась богатая, насыщенная биография Олега Янковского. И причина смерти легендарного актера подвергла в шок всех близких, родных и его поклонников. Родные вспоминают, что у Олега в последнее время ухудшилось состояние здоровья, он очень сильно похудел, но врачи не сразу определили истинную причину заболевания. Уже когда было слишком поздно, доктора поставили страшный неизлечимый диагноз. Его лечили профессора в германской клинике, но лучше актеру не становилось, лишь временное облегчение приходило не надолго. 20 мая 2009 года умер Олег Янковский, причина смерти которого было рак поджелудочной железы. В тот день, когда его хоронили, пришли попрощаться неимоверное количество людей, которые любили, ценили и уважали этого великого человека.

Фильмография: фильмы с участием Олега Янковского в главной роли

Будучи студентом, актер познакомился со своей будущей женой – Людмилой Зориной, в то время она, закончив театральное училище, уже блистала на сцене, завоевав внимание и любовь зрителя. А ведь это именно она поручилась за Олега, попросив администрацию принять его в свою труппу. Янковский сразу же покорил всех своей игрой, неординарностью и внутренней харизмой.

А в 1968 году началась его фильмография, фильмы с участием Олега Янковского в главной роли делали из него звезду и кумира отечественного кино. «Щит и меч» картина, которая принесла ему славу и известность, а после фильма «Служили два товарища» актера начали приглашать все чаще и чаще режиссеры.

Актер выкладывался в полную силу и даже в не очень легкие времена, когда его коллеги, оставив профессию, начинали заниматься бизнесом, Янковский не изменял своему делу, а продолжал трудиться, как бы тяжело ему не было. «Паспорт», «Роковые яйца», «Стиляги» — фильмы, из которых трудно выделить лучший, ведь все работы актера по-своему оригинальные и глубокие.

Олег Янковский личная жизнь и его женщины

С самого детства мать Олега воспитывала мальчика и внушала ему то, что каждый уважающий себя человек, должен выбирать себе спутника в жизни один раз и навсегда. Актер это усвоил, как говорится, с молоком матери, и подходил к этому шагу со всей ответственностью. «Если ты сделал свой выбор – уважай его», говорил Олег Янковский. Личная жизнь и его женщины в ней, а вернее женщина – одна, единственная и любимая была его жена.

А все остальные были всего лишь партнершами по фильмам, с которыми он, безусловно, играл настолько искренне, что после каждого выхода картины начинались разговоры на тему — новая пассия и Олег Янковский. Биография, личная жизнь и его женщины всегда была интересна журналистам, и как бы им не хотелось найти компромат на актера, его просто никогда не было. У него были свои ценности, в которых царили уважение и любовь к своей второй половине.

Семья Олега Янковского

Вспоминая детство и свою юность, актер не без улыбки на лице рассказывал про своих домочадцев. Хотя семья Олега Янковского жила бедно, однако благородные корни давали о себе знать. В доме была огромная библиотека, в которой часто находилась бабушка Олега, именно она прививала любовь к книгам и их значимость. Но, как и все мальчишки, Олег любил погонять в мяч с детворой во дворе, и очень стеснялся своей бабушки, которая, по его словам, причудливо одевалась. Чепчики, перчатки и броши казались мальчику чем-то смешным и необычным.

Их дом часто посещали гости, такие же интеллигентные и воспитанные люди, они за чаепитием обсуждали последние новости, делились впечатлением о героях прочитанных романов и восхищались авторами этих книг. Янковский вспоминал, что всегда царила атмосфера духовности, которая исходила от взрослых и прививала детям богатый внутренний мир.

Дети Олега Янковского. Внуки Иван и Лиза

Актер жил в большой семье, где кроме него было еще два брата, поэтому мечтая о будущем, всегда надеялся, что у него обязательно будут дети. Он мечтал, чтобы детский смех всегда присутствовал в его доме, ведь это всегда праздник, веселье и радость. Но у них с женой родился один ребенок, сын – Филипп, который воспитывался в строгости.

Говорят, что внуков любишь больше своих детей, и этому есть подтверждение, актер делился, что если к сыну он относился как к взрослой личности, то к внукам уже по-другому. Хочется видеть в них маленьких деток, которых хочется оберегать и опекать. Поэтому настоящие дети Олега Янковского – внуки Иван и Лиза, которых он любил, баловал и заботился.

Сын Олега Янковского – Филипп

В двадцать четыре года актер стал самым счастливым человеком, родился его первенец, его кровиночка сын Олега Янковского – Филипп Янковский. Детство мальчика проходило в творческой атмосфере, и трудно представить, что Филипп не пойдет по стопам своих родителей. Он с малых лет начал сниматься в фильмах, и уже изначально было видно, что у парня перспективное будущее.

Филипп был гордостью своего отца, продолжением рода Янковских, который продолжил актерскую династию и стал известным не благодаря своим знаменитым родителям, а благодаря своему таланту и личностному росту. Он счастлив в браке, воспитывает сына Ивана и дочь Лизу.

Жена Олега Янковского – Людмила Зорина

Истинная любовь заключается в том, чтобы уметь отдавать, так и жена Олега Янковского – Людмила Зорина, хоть и была не менее известной актрисой, чем ее муж, возвышала его на пьедестал. Ей было гораздо важнее его успехи, нежели свои, она радовалась за него, как не радовалась за себя. В своей карьере у нее были весомые роли, но она, оставив свою профессию, отдала все внимание, любовь и заботу своему дому, своей семье.

Людмила была счастливой женщиной, потому как была уверенна в своем мужчине. Она уважала его, заботилась и любила всем сердцем. «Такие мужчины, как Олег», делилась Зорина, «Один на тысячу, за ним я была как за каменной стеной, с ним я ничего не боялась». Решительный, волевой, целеустремленный – мечта миллионов женщин был однолюбом и всю свою жизнь любил только свою жену – Людмилу Зорину.

Фото Олега Янковского до и после пластики

В сетях всемирной паутины некоторые источники гласят, что актер на свои года выглядел очень даже неплохо, поэтому не исключено, что он обращался в клинику пластической хирургии. Даже предоставлены фото Олега Янковского до и после пластики. Сразу можно догадаться, что это некачественная работа фотошопа, где подправлен овал лица, веки и нос. Многие спорили и обсуждали эту тему, но любой фотограф скажет, что с разного ракурса фотосъемки один и тот же человек получается по-разному.

Судя по всему – это фейковая дезинформация некоторых сайтов, которые зарабатывают себе рейтинг путем неправдоподобных сенсационных заявлений. Янковский был и так ярким, очаровывающий женщин мужчина, который не нуждался в корректировке лица, а тем более в пластике.

Инстаграм и Википедия Олега Янковского

Самые запрашиваемые страницы, где можно узнать все до мельчайших подробностей – это инстаграм и Википедия. Олега Янковского никогда и не было в социальных сетях, разве что группы, которые посвящаются памяти любимого кумира. Все фанаты преклоняются перед столь великим человеком, посвятив всю свою жизнь театру и кино.

Википедия – это сайт с проверенной информацией, где можно почитать все, что вас интересует в личной и творческой жизни талантливого актера. Также можно просмотреть полную фильмографию и годы выпуска, его награды и премии.

Знаменитый актер театра и кино Олег Янковский родился в Казахстане, в небольшом городке Джезказган в 1944 году, куда его семья была вынуждена переехать по приказу действующего правительства. Олег был третьим и самым младшим ребенком: в семье Янковских на тот момент уже подрастало двое сыновей – Коля и Ростислав.

Глава семейства, польский дворянин Ян Янковский, до Октябрьской революции служил гвардейским офицером, а за отвагу во время Первой мировой войны был награжден орденом Святого Георгия. В 30-х годах дважды находился под арестом из-за своей связи с Тухачевским.

Лихолетье Великой отечественной войны Янковский со своим семейством провел в тылу , в Джезказгане, где трудился на плавильном комбинате.

Чтобы не подвергать угрозе подрастающих сыновей, Янковский-старший был вынужден уничтожить все, что связывало его с прежней жизнью: документы, семейные фото и даже орден Святого Георгия.

Детство Олега пришлось на тяжелое послевоенное время, в крайней бедности, поскольку из-за репрессий Янковские потеряли все свое имущество. Но, несмотря на бытовые трудности, супруги смогли привить всем детям большую любовь к литературе.

В 1951 году Янковские переехало в Саратов, где, спустя два года, в 1953 году от давнишнего ранения скончался глава семейства . Мать постоянно испытывала нехватку денег, и ей одной было очень тяжело прокормить троих сыновей. Старший, Ростислав, переехал в Беларусь и устроился на работу в Минский театр, а вскоре забрал к себе и четырнадцатилетнего Олега. На тот момент он совершено не интересовался театром, и вскоре вернулся в Саратов.

Позже он все же решил попробовать поступить в театральный вуз, но не успел на вступительные экзамены. Как выяснилось, именно в этот же вуз втайне ото всех успешно поступил брат Коля . Но директор почему-то решил, что произошла ошибка, и сообщил удивленному Олегу, что он зачислен в ряды студентов. Поначалу учеба давалась парню сложно, и лишь в последние годы студенчества он смог заявить о себе как о потенциально сильном актере.

Творческий путь

В Саратовский драмтеатр Олег попал благодаря своей супруге, молодой актрисе Людмиле Зориной. В первое время ему не оставалось ничего другого, как довольствоваться эпизодическими ролями. Однако ситуация кардинально изменилась после того, как Янковский начал активно сниматься в кино.

Молодой актер никогда не принимал участия в кинопробах и не снимался в массовках, в тайной надежде на то, что его заметят. В очередной раз ему улыбнулась Фортуна, когда во время гастролей во Львове высокий симпатичный парень попался на глаза режиссеру Владимиру Басову, который на тот момент искал подходящего актера в свою картину «Щит и меч». Янковский идеально подходил для роли, и после выхода в прокат фильма моментально приобрел всесоюзную популярность.

Следующая кинолента – «Служили два товарища» — лишь закрепила успех молодого актера. Интересно, что в этой же картине снялся и Ростислав Янковский.

Интересные заметки:

В 1973 году талантливый актер получил предложение от режиссера а работать в знаменитом Ленкоме, и без раздумий перебрался в Ленинград. В Северной столице Янковский быстро стал востребованным актером: его буквально боготворили не только зрители, но даже критики, а постановки с его участием неизменно проходили с аншлагами.

В 1978 году актер сыграл Хозяина в фильме-сказке «Обыкновенное чудо». Проект был весьма необычным, а потому рискованным, однако он смог в кратчайшие сроки завоевать зрительскую любовь. Спустя год актер снялся еще в одной знаковой картине – «Тот самый Мюнхгаузен» , которая быстро разошлась на цитаты.

В родном Ленкоме Янковский неизменно пользовался большой популярностью. Лишь однажды он почувствовал холодность со стороны публики, когда радикально изменил образ Гамлета. Шекспировского романтика он превратил в достаточного жесткого и прагматичного мужчину, что очень не понравилось заядлым театралам. В итоге руководству Ленкома пришлось снять с репертуара прекрасную пьесу.

Ленкому Олег Иванович посвятил всю свою жизнь, и выступал только на его подмостках до последних своих дней. Ему удавалось совмещать работу в театре со съемками в кино. В 2000 году он получил предложение сыграть в совместной французско-британской картине «Человека, который плакал». Затем Янковский как всегда блестяще сыграл в картинах:

  • «Любовник»;
  • «Доктор Живаго»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Райские птицы».

Последней кинематографической работой Олега Ивановича стала картина «Царь» режиссера . В прокат она вышла уже после смерти актера, который сыграл в ней одну из центральных ролей – митрополита Московского Филиппа.

Олег Янковский до последнего трепетно относился к своей работе, и никогда не соглашался на участие в съемках откровенно халтурных картин, сериалов, рекламных роликов . Помимо творческой деятельности, Олег Иванович был президентом благотворительного фонда им. Е. Леонова.

Личная жизнь

Олег Янковский был женат только однажды. Его спутницей стала коллега по сцене Людмила Зорина , с которой он сыграл свадьбу еще в студенческие годы. Их семья стала примером крепких отношений, для которых не стали помехой даже многочисленные романы Олега Ивановича. В 1968 году у пары родился сын Филипп Янковский. Он подарил родителям двух внуков – Ивана и Елизавету, которые также решили пойти по стопам своего талантливого дедушки.

В конце 2008 года актер почувствовал сильные боли в желудке. К тому времени он перестал полноценно питаться и сильно потерял в весе. В больнице он узнал страшный диагноз – рак поджелудочной железы. Олег Янковский проходил интенсивную терапию в Германии, однако лечение не дало результатов.

Спустя месяц он вернулся домой и даже вышел на подмостки Ленкома, чтобы в последний раз сыграть в гоголевской постановке «Женитьба». Весной 2009 года самочувствие актера резко ухудшилось , и он оказался в отделении реанимации. Спасти актера, у которого была четвертая стадия рака, не удалось.

Скончался Олег Иванович Янковский 20 мая 2009 года. На церемонию прощания с великим актером пришло огромное количество поклонников его таланта, однако далеко не все желающие смогли сказать последнее «прощай» своему кумиру. Похоронен Янковский на Новодевичьем кладбище.

В 2010 году была официально утверждена премия в его честь под названием «Творческое открытие», которой награждают за весомые достижения в различных областях искусства. В 2014 году на Первом канале вышел документальный фильм «Я на свою беду, бессмертен», рассказывающий о малоизвестном периоде жизни актера.

Фильмы Олега Янковского

Год Фильм Роль
1968 Щит и меч

Генрих Шварцкопф

1968 Служили два товарища

Андрей Некрасов

1969 Жди меня, Анна

Сергей Новиков

1969 Я, Франциск Скорина

Франциск Скорина

1970 О любви

Андрей, друг Николая

1970 Расплата

Алексей Платов

1970 Сохранившие огонь Семён
1970 Белая земля Франц Риттер
1972 Гонщики

Николай Сергачёв

1974 Нечаянные радости
1974 Гнев

Леонте Чеботару

1974 Зеркало

Александр, отец

1974 Под каменным небом

Яшка, шофёр-одессит

1974 Премия

Лев Алексеевич Соломахин, секретарь парткома

1974 Сержант милиции «Князь»
1974 Пир во время чумы (телеспектакль) священник
1975 Доверие

Георгий Пятаков

1975 Звезда пленительного счастья

Кондратий Рылеев

1975 Мой дом -театр

Дмитрий Андреевич Горев, провинциальный трагик

1975 Полковник в отставке

Алексей, сын полковника

1975 Чужие письма Женя Пряхин
1976 Семьдесят два градуса ниже нуля

Сергей Попов, штурман

1976 Длинное, длинное дело…

Владимир Воронцов, следователь

1976 Сентиментальный роман

Илья Городецкий

1976 Сладкая женщина

Тихон Дмитриевич Соколов

1976 Слово для защиты

Руслан Шевернёв

1977 Обратная связь

Леонид Александрович Сакулин

1978 Мой ласковый и нежный зверь

Сергей Петрович Камышев

1978 Обыкновенное чудо

Хозяин (Волшебник)

1978 Поворот

Виктор Веденеев

1978 Парень из нашего города (телеспектакль)

Аркадий Бурмин

1979 Тот самый Мюнхгаузен (телефильм) Мюнхгаузен
1979 Открытая книга (многосерийный телефильм)

Раевский, издатель писем профессора Лебедева

1981 Мы, нижеподписавшиеся (телефильм)

Геннадий Михайлович Семёнов, член комиссии

1981 Повести Белкина. Выстрел (телеспектакль) Граф
1981 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей (телефильм)

Джек Стэплтон / Хьюго Баскервиль

1981 Шляпа

Дмитрий Денисов

1982 Ностальгия

Андрей Горчаков, русский писатель

1982 Влюблён по собственному желанию Игорь Брагин
1982 Дом, который построил Свифт (телефильм)

Джонатан Свифт, декан

1982 Полёты во сне и наяву

Сергей Иванович Макаров

1982 Попечители (телеспектакль)

Вадим Григорьевич Дульчин (по пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва»)

1983 Поцелуй

Михаил Рябович, штабс-капитан

1983 Вечера на хуторе близ Диканьки

Повествователь

1984 Два гусара

Фёдор Иванович Турбин, граф

1986 Храни меня, мой талисман Алексей
1987 Крейцерова соната

Василий Позднышев

1987 Филёр Воробьёв
1988 Убить дракона Дракон
1989 Мой двадцатый век (Az én XX. századom) Z
1990 Мадо, до востребования

Янковский, как и положено человеку, родившемуся под знаком Рыб, склонен воспринимать мир мистически. Он запоминает сны, верит в приметы: обходит черных кошек стороной, по дереву то и дело стучит. У него есть все основания доверять знакам судьбы, ведь его и вправду ведет по жизни нечто... Что нужно человеку, чтобы стать знаменитым артистом? Прежде всего, конечно, талант... А еще, наверное, поддержка близких людей и... Его Величество Случай. В жизни Янковского был и этот самый Случай, и самоотверженные люди были. Впрочем, случай ли это и случайны ли те жертвы, на которые нужно было пойти его родным, чтобы Янковский стал Янковским? Пожалуй, дело тут не в случае, а в судьбе...


В свое время Евгения Глушенко, утвержденная на главную роль в фильме "Влюблен по собственному желанию", уговорила режиссера Сергея Микаэляна прекратить нескончаемые поиски героя и пригласить Янковского: "Кого вы все ищете? Ясно же, что только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!" А сейчас... Его коллеги утверждают, что Олег Иванович - чуть ли не единственный человек в России, которому не нужно учиться носить смокинг или фрак...

Сын сгинувшего в лагерях бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Павловича Янковского, он родился в 1944 году в казахском городке Джезказгане: рудник, специфический контингент - семьи ссыльных интеллигентов и уголовников. Олег гонял в футбол с оборванной дворовой шпаной и ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, е

е элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке... Дворянские корни были тогда не в чести... Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи, не уцелели ни дворянская грамота, ни отцовский Георгиевский крест. Жили впроголодь (Марина Ивановна выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей и свою мать), ходили в обносках, впятером ютились в четырнадцатиметровой комнатушке, но при этом держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию. Со временем Янковские перебрались в Саратов - город с богатыми культурными корнями, город театралов...

В юности Марина Ивановна просто бредила балетом, но родители запретили ей и думать о балетной карьере. Зато своим детям она сумела передать тягу к с

Старший из братьев Олега - Ростислав - окончив саратовское театральное училище, уехал в Минск играть в Русском театре (там он служит до сих пор). 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных (в семье остался один кормилец - средний брат Николай) хотя бы часть материальных забот. Там Янковский-младший дебютировал на сцене - нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица". Правда, Олег не сразу осознал всю ответственность - куда больше театра его волновал футбол, он спал и видел себя вратарем или нападающим. Однажды он просто проспал свой выход в спектакле. Рассерженный Ростислав категорически запретил брату на пушечный выстрел подходить к футбольному полю.

Марина Ивановна тосковала в разлуке со Славиком и Олежкой, и, как только появилась

озможность, младшего вернули домой, в Саратов. Школьные годы подходили к концу, пора было решать, что делать дальше. Засобирался он в медицинский институт, чтобы выучиться на стоматолога и со временем хорошо зарабатывать, помогать матери. Олег всегда был маминым сыном, и похож он на нее - такой же спокойный, мягкий. Он с удовольствием помогал по хозяйству: стирал, гладил, готовил, ходил по магазинам. И вот в один из таких походов словно чья-то невидимая рука снова направила Олега на театральную дорогу.

Как-то летним днем покупая на рынке картошку, он увидел на столбе затертое объявление о приеме в театральное училище. Вспомнил свой минский опыт и решил: "Зайду-ка, посмотрю".

В училище произошла совершенно фантастическая и судьбоносная история. Узнав о том, что экзамены давно закончены, Олег осмелился

зайти к директору - узнать об условиях приема. Тот, не дав юноше объяснить цель визита, спросил:

Как ваша фамилия?

Янковский.

Директор заглянул в какие-то списки у себя на столе:

Хорошо. Вы приняты. В сентябре приходите учиться.

Олег вернулся домой ошарашенный: его судьба сама собой определилась. Почему его приняли без экзаменов - он не знает, наверное, в театральном недобор... А в медицинский, может, он еще и по конкурсу не пройдет...

Осенью он просто пришел на занятия. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается, брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечта о сцене не давала ему покоя. Вот он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав, - сдал все экзамены, прошел все туры... А когда узнал о том, что Олега в училище приняли

а него, он просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью - маму и бабушку. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.

В училище Олег особенно не выделялся, а после попал в Саратовский драмтеатр, где ему не доверяли ролей сложнее, чем "кушать подано". И тут... Опять вмешалась судьба.

Театр гастролировал во Львове. Олег зашел в гостиничный ресторан, уселся обедать. А недалеко за столиком случилось сидеть Владимиру Басову с женой Валентиной Титовой и другими членами съемочной группы будущего фильма "Щит и меч". Обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: "Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша". Басов согласился, что этот человек подошел бы ему идеально, но... "Он, конечно, какой-ни

будь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом". Слава Богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому...

Благодаря фильму "Щит и меч" и следующему - "Служили два товарища" - Олег стал суперзнаменитым. В театре пошли серьезные большие роли, в кино - масса предложений. На съемках одного из фильмов - "Гонщики" - он попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины.

Евгений Леонов, тоже снимавшийся в этом фильме, был так поражен, что, приехав в Москву, без конца рассказывал всем о "счастливчике Янковском". Так это имя услышал режиссер театра "Ленком" Марк Захаров... Вскоре Янковский вышел на сцену "Ленкома" - сцену, со времене

ставшую ему ближе родного дома.

На сегодняшний день артист Олег Янковский - обладатель всех мыслимых и возможных регалий. Но особенно ему дорого... звание народного артиста СССР. Так звезды сошлись, что Янковский получил это звание за неделю до того, как перестала существовать страна СССР. Его фамилия стояла последней в последнем списке на эту награду. Тогда Олег Иванович даже возмущался: что это за звание такое, когда страна разваливается? А теперь с улыбкой говорит о том, что Константин Сергеевич Станиславский в 30-е годы стал первым народным артистом, а он сам - последним.

В тот момент Янковский работал в Париже. Пришел однажды с репетиции, уставший, хмурый, и с удивлением обнаружил на столе бутылку виски - его любимого горячительного напитка. Удивился: что за праздник? Тут-то жена и огорошила извест

ем. Уж кто-кто, а она-то знает, как поздравить своего мужа... За тридцать пять лет супружеской жизни Людмила Зорина в мельчайших деталях изучила характер Янковского.

Когда-то мать учила сыновей: "Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо". Все трое братьев Янковских женились до 21 года - и именно на всю жизнь. Олега его недремлющая судьба настигла на втором курсе училища (Людмила училась на курс старше). Она была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой. Однажды за хорошую учебу их обоих премировали поездкой в Москву. Олег Иванович с удовольствием вспоминает, как они вышли тогда из поезда, купили на Павелецком вокзале саечки по шесть копеек... Они сидели на скамейке, ели булочки и мечтали о будущем. Они и не думали тогда, что их будущее - здесь, в Москве!

чилища Зорину сразу пригласили в Саратовский драмтеатр, и она мгновенно выдвинулась в звезды. Смотреть на нее ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: "Это - муж самой Зориной". Да только однажды Людмиле, как когда-то Николаю Янковскому, пришлось пожертвовать своей карьерой ради Олега. Бросив все, она последовала за мужем в Москву, с головой ушла в семью - развитию таланта такого ранга, как у Янковского, требовались "крепкие тылы". Олег Иванович - приверженец семейных ценностей - говорит о том, что, если бы ему пришлось выбирать между семьей и творчеством, он не задумываясь пожертвовал бы карьерой. Слава Богу, что выбирать ему не пришлось. Слава Богу, и спасибо Людмиле Зориной.

Кроме жены самые близкие люди для Янковского - сын Филипп, невестка Оксана Фандера и, конечно, внуки. Их у него двое - Ваня и Лиз

нька. Олег Иванович признается: "Вообще-то, я плохой воспитатель. Но я безумно люблю внуков. И то свободное время, которое у меня есть, пытаюсь отдать им. Мы уже весь детский театральный репертуар пересмотрели. Скоро потихонечку перейдем на балет и серьезные драматические спектакли. А еще нас с внуками можно встретить на роллердроме или в "Мире пиццы" на Садовом. И в компьютерные игры мы с Иваном любим поиграть. Сам я - сущий дикарь и не знаю, с какой стороны подойти к компьютеру. А внук в этом хорошо разбирается. И на английском Иван изъясняется ловко, не то что я сам".

Олег Иванович гордится тем, что построил для своей семьи дом, похожий на тот, о котором рассказывали ему когда-то бабушка и мама... Он, которому судьба улыбалась столько раз, по-прежнему считает, что семья - самая большая удача в его жизни.

Олег Янковский
Имя при рождении: Олег Иванович Янковский
Дата рождения: 23 февраля 1944
Место рождения: Жезказган,
Карагандинская область,
Казахская ССР, СССР
Дата смерти: 20 мая 2009
Место смерти: Москва, Россия
Гражданство: СССР → Россия
Профессия: актёр, кинорежиссёр
Карьера: 1965-2009

Олег Иванович Янковский (23 февраля 1944, Джезказган, Казахская ССР, СССР - 20 мая 2009, Москва, Российская Федерация) - советский, российский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1987), двух Государственных премий Российской Федерации (1996, 2002).
Наибольшую известность актёру Олегу Янковскому принесла работа в фильмах «Щит и меч», «Служили два товарища», «Тот самый Мюнхгаузен», «Полёты во сне и наяву», «Ностальгия». На театральной сцене его самыми яркими работами стали роли в спектаклях «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Синие кони на красной траве» М. Ф. Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского, «Чайка» А. П. Чехова, «Шут Балакирев» Г. И. Горина.

Олег Иванович Янковский родился в городе Джезказган Казахской ССР (ныне Казахстан) 23 февраля 1944 года в семье Ивана Павловича и Марины Ивановны Янковских. Род Янковских имеет белорусские и польские корни.
Отец актёра Ян Янковский (позднее закрепилось имя Иван) до революции 1917 года был гвардейским офицером, штабс-капитаном лейб-гвардии Семёновского полка, в Первую мировую войну награждён офицерским Георгиевским крестом. Во время Брусиловского прорыва был тяжело ранен. Служил вместе с Тухачевским который тоже начинал карьеру в Семёновском полку. В начале 1930-х был арестован, а в 1936 году освобождён. В 1937 году Иван Павлович был снова арестован, - как утверждал сам Олег Янковский , - «погорел» за то, что «был другом Тухачевского». Вскоре освобождён. Во время Великой Отечественной войны работал в тылу - на строительстве в Джезказгане и Ленинабаде. В 1951 году семья перебралась в Саратов, где в 1953 году Иван Павлович скончался (дало знать о себе ранение, полученное в Первую мировую войну).

Иван Павлович любил театр, искусство, музыку; Марина Ивановна в юности мечтала стать балериной. У них была большая библиотека, которую собрал отец и сумела сохранить мать. Когда семья переехала из Джезказгана в Саратов, увлечением сыновей стал театр - старший Ростислав занимался в кружке художественной самодеятельности, средний брат, Николай, - в театральном кружке. Братья обожали спектакли местного ТЮЗа. Ростислав, окончив театральную студию в Ленинабаде, стал работать в местном театре. В 1957 году он перебрался в Минск, где начал играть на сцене Минского русского драматического театра им. М. Горького. Чтобы избавить мать от части материальных забот (в семье остался один кормилец - средний брат Николай), через год Ростислав забрал к себе 14-летнего Олега, который как раз закончил седьмой класс. В Минске Янковский-младший дебютировал на сцене - нужно было заменить заболевшую травести - исполнительницу эпизодической роли мальчика Эдика в спектакле «Барабанщица» А. Д. Салынского. Олег не ощущал важности своего участия в спектакле - однажды он заснул в гримёрке и не успел к своему выходу[. Олег любил футбол, которым увлёкся, ещё живя в Саратове. Перебравшись в Минск, он играл какое-то время вместе с Эдуардом Малофеевым. Но это увлечение отрицательно отразилось на учёбе, и старший брат запретил Олегу играть в футбол.

Марина Ивановна переживала в связи отъездом сыновей, и как только появилась возможность, Олег вернулся в Саратов, где окончил школу № 67. После школы Олег собирался поступать в медицинский институт, но случайно увидел объявление о приёме в Саратовское театральное училище. Вспомнив свой минский опыт на сцене, он решил попробовать свои силы. К его разочарованию, приёмные экзамены уже закончились, но Олег решил всё-таки узнать о правилах приёма на следующий год и зашёл в кабинет директора. Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября. Как выяснилось спустя несколько месяцев, брат Олега - Николай - втайне от семьи решил поступать и с успехом прошёл творческий конкурс. Искренне любящий Олега Николай не стал разлучать его со сценой. Учился Олег не без проблем. Как вспоминал педагог по сценической речи: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжёлым, рот открывал неправильно». Но в роли Тузенбаха в дипломном спектакле «Три сестры» Олег Янковский сумел показать себя многообещающим, интересным актёром, и это развеяло сомнения мастера курса.
На втором курсе училища Олег познакомился с Людмилой Зориной, которая училась на курс старше. Вскоре они поженились. Когда после училища Зорину пригласили в Саратовский драматический театр, она настояла, чтобы Олега тоже взяли туда. После окончания в 1965 году Саратовского театрального училища (педагог - А. С. Быстряков) Олега зачислили в труппу Саратовского театра. Людмила быстро стала звездой театра, на неё ходил смотреть весь Саратов. Олегу же доставались лишь эпизодические роли.

Дебют в кино
«Щит и меч» - Генрих Шварцкопф

В кино Олег Янковский попал почти случайно. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Олег зашёл в гостиничный ресторан, чтобы пообедать. В этом же ресторане расположился режиссёр Владимир Басов и члены съёмочной группы будущего киноромана «Щит и меч». Они обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Жена Басова, Валентина Титова, заметив за соседним столиком Олега, сказала режиссёру: «вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?». Встретив вновь Олега на Мосфильме и узнав, что он актёр, Наталья Терпсихорова, ассистентка Басова, предложила его кандидатуру режиссёру. Она нашла Олега в саратовском театре и пригласила на пробы. Станислава Любшина, который был уже утверждён на роль разведчика Иоганна Вайса (Александра Белова), вызвали подыгрывать молодому артисту. Олег очень волновался. У него совсем не было опыта в кино, а в театре его опыт состоял из крошечных эпизодов. Станислав Любшин рассказывал:

Играем и, как все артисты на кинопробах, играем ужасно. Мне это не страшно, я уже утверждён, а Олег так стал переживать! У нас там стояла белая колонна, мраморная, и он был бледнее, чем эта колонна. Всё трагическое состояние было выражено на его благородном лице. И чем дольше Олег держался за колонну, тем становился краше. Я тогда Басову говорю: «Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста». Оператор Паша Лебешев меня поддерживает: «Действительно, он всё интереснее и интереснее делается». И Басов согласился: «Да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем».
Так Олег Янковский был приглашён в свой первый фильм. Труппа театра отправилась после Львова в Ялту, там Олег читал сценарий фильма «Щит и меч». В этом же году Олег сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова «Служили два товарища». Вначале он пробовался на роль поручика Брусенцова, но режиссёр, увидев на пробах Олега, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим». На съёмках этого фильма Янковский встретился сразу с двумя звёздами - Роланом Быковым, который играл Ивана Карякина, и с Владимиром Высоцким, сыгравшим поручика Брусенцова. С Роланом Быковым молодой актёр подружился. Совет Быкова стал пророческим для Янковского и запал ему в память:

Ты не рвись сразу в Москву, Олег. Москва задыхается, ей не хватает талантливых людей. А ты будешь популярным, как только выйдет этот фильм. Звать будут многие театры - и московские и ленинградские.

В роли Некрасова Янковский научился молчать и научился смотреть. Валерий Фрид, один из авторов сценария, вспоминал, как к нему прибежал режиссёр фильма Евгений Карелов и обеспокоенно спросил, почему у Некрасова, которого играл Янковский, так мало текста, все его реплики уместились на половинке печатной странички.

Как же так, главная роль и столь мало текста? Может, добавите? Не надо, сказали мы режиссёру, пусть молчит, пусть Быков разговаривает, а у Янковского и так всё ясно, без текста, и молчит он так выразительно, так много говорит его молчание.

После выхода фильмов «Щит и меч» и «Служили два товарища» Янковский стал знаменитым. Саратовские зрители стали ходить в театр на Олега Янковского. Олег Иванович стал получать серьёзные роли, как классического («Стакан воды» - Мешем, «Таланты и поклонники» - Мелузов, «Идиот» - Мышкин, так и современного репертуара («Человек со стороны» - Чешков).

1970-е годы

В 1972 году Олег Янковский сыграл в фильме «Гонщики» Игоря Масленникова. Фильм был снят как реклама экспортного варианта автомашины «Москвич-412». Как и в первых двух его фильмах, у Янковского был великолепный партнёр Евгений Леонов. Они были двумя раллистами: Леонов играл умудрённого опытом Ивана Кукушкина, а Янковский - молодого, удачливого красавца Николая Сергачёва. В салоне машины они фактически прожили несколько месяцев, выезжая на съёмки в Абхазию, Прибалтику, Финляндию. Янковский преклонялся перед Леоновым. Леонов тоже приметил «саратовского самородка». Именно Леонов порекомендовал вновь назначенному главному режиссёру Ленкома Марку Захарову присмотреться к Янковскому. Марк Захаров специально съездил в Ленинград и посмотрел спектакли «Идиот» и «Таланты и поклонники» с участием Олега Янковского (в августе 1973 года Саратовский академический театр драмы гастролировал на сцене Большого драматического театра имени М. Горького). Работа Олега Янковского была отмечена ленинградской прессой. Ленинградская газета «Смена» в 1973 году писала:

Мешем в «Стакане воды» - классический герой-любовник, да ещё у Скриба - и вдруг, простак! Неплохо придумано. И блистательно сыграно.
… если говорить о роли, определяющей главное в творчестве актёра, то это князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского.

После успешных гастролей в Ленинграде Олегу стали поступать предложения играть в различных московских и ленинградских театрах, но он ждал предложения от Марка Захарова. На встречу с Олегом Марк Захаров не пришёл, что не обескуражило молодого актёра, который сам позвонил режиссёру и напомнил о встрече. В 1973 году по приглашению Марка Захарова Олег Янковский перешёл в московский театр имени Ленинского комсомола (Ленком) и начал репетировать там главную роль - Горяева, молодого секретаря парторганизации на стройке гигантского автозавода в «молодёжно-музыкальном» спектакле «Автоград XXI», первой постановке Марка Захарова в качестве главного режиссёра этого театра. Пьеса была написана им в содружестве с Юрием Визбором. Спектакль недолго просуществовал в репертуаре, был прохладно принят критиками, но актёр вспоминал о нём с добрым чувством, как «совместный с Захаровым дебют в Ленкоме». Олег Янковский вспоминал о том времени: «Мой переход в Москву был труден в основном в бытовом отношении. Пятиметровая комната в общежитии, маленький сын… Но профессионально я не чувствовал никаких опасений».

В кино в эти годы Олег Янковский создаёт много интересных образов: бескомпромиссного парторга Соломахина в «Премии» по пьесе Александра Гельмана и весёлого схолара Франциска Скорину («Я, Франциск Скорина»), следователя Воронцова («Длинное, длинное дело») и декабриста Рылеева в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», полярника («72 градуса ниже нуля») и спецкора столичной газеты («Жди меня, Анна»).

Заметной работой Олега Янковского середины 1970-х годов стала роль Отца в фильме Андрея Тарковского «Зеркало». Актёр попал в фильм благодаря своему сходству с Арсением Тарковским, отцом режиссёра. Для Янковского роль Отца была расширена. Также в фильме сыграл маленький Филипп, сын Олега Янковского (он играл самого Андрея Тарковского в детстве). Тарковский мечтал экранизировать пьесу Уильяма Шекспира «Гамлет» и предложил роль Гамлета Олегу Янковскому, но снять фильм Тарковскому не дали. И тогда он решил поставить эту пьесу на подмостках сцены. Олег Янковский принёс эту пьесу в Ленком, уговорил Марка Захарова, ждал два года, но за пять дней до начала репетиций (премьера состоялась в 1977 году) Тарковский сказал: «Ты, Олег, герой романтический, твоя роль - Лаэрт, а Толя Солоницын сыграет Гамлета» (также в постановке сыграли Инна Чурикова и Маргарита Терехова). Янковский обиженно отказался от участия в спектакле. Это охладило отношения между режиссёром и актёром.

В 1976 году Марк Захаров должен был приступить к съёмкам фильма «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Руководству «Мосфильма» понадобилась картина, которая могла бы подойти для показа в новогоднюю ночь. Это должна была быть лёгкая, милая комедия. Снять её предложили Марку Захарову, театральному режиссёру, на счету которого была только одна картина - «12 стульев», снятая для телевидения и признанная неудачной. Существовала черно-белая экранизация сказки Шварца, которую снял в 1964 году Эраст Гарин. Несмотря на то, что в роли Медведя был признанный секс-символ Олег Видов, а в роли Короля - сам Гарин, фильм был забыт. Марку Захарову не нравилась эта пьеса, он считал её легковесной, не видел в ней философского подтекста. Но, решив по-своему изложить эту историю, он всё-таки согласился. В роли Волшебника Марк Захаров видел только Олега Янковского. Его легко утвердил худсовет, памятуя об его большом послужном списке в кино. Но перед началом съёмок актёра сразил сердечный приступ, и он оказался в реанимации. Когда Марк Захаров пришёл в больницу к Янковскому, актёр сказал, что готов отказаться от роли. Но режиссёр ответил: «Нет. С вами я не расстанусь. Будем ждать». Съёмки были приостановлены. И начались только после того, как актёр вышел из больницы. Марк Захаров вспоминал, как Янковский помогал ему своим киноопытом на съёмочной площадке. И на этот раз фильм получился. Медведя сыграл совсем юный Александр Абдулов, а Принцессу, которая влюбилась в него - Евгения Симонова. А виновным во всей этой истории был Волшебник - Олег Янковский. Марк Захаров противопоставлял Волшебника всем остальным персонажам своего мира. Он единственная фигура с философским характером. Остальные - или лирические, или сатирические. Он - главное лицо, и именно он поведал мораль этой сказки: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны». Волшебник Олега Янковского не потерялся на фоне мужественного обаяния Медведя-Абдулова, фееричной гротескности Короля-Леонова и нежного очарования Принцессы-Симоновой. Несмотря на то, что средств для создания его образа режиссёр отпустил Янковскому меньше, скупыми красками он сумел показать сущность Творца - он обладал способностью творить чудеса, но при этом был вполне реальным человеком - эгоистичным, властным, подчас жестоким, и в то же время мудрым. Марк Захаров потом признался: если бы не было Волшебника, потом не было бы и Мюнхгаузена, Свифта и Дракона. Благодаря оглушительному успеху «Обыкновенного чуда», режиссёр наконец смог доказать, что он «не случайный человек в кинематографе».

В 1978 году Олег Янковский сыграл следователя Камышева в фильме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте». «Красивый человек в белом костюме», как написал об этом Марк Захаров. Эту роль Олег Янковский посвятил своей маме, Марине Ивановне. Фильм был плохо принят критикой из-за вольного обращения с первоисточником, но имел оглушительный успех у зрителей (особенно зрительниц), а Янковский после фильма стал, что называется, «секс-символом». В киноконцертах, которые так любили показывать на нашем телеэкране в советское время, сцена, где Камышев - Олег Янковский кружит на руках Оленьку - Галину Беляеву под звуки гениального вальса Евгения Доги, была обязательной.
Также в 1978 году Марк Захаров поставил в Ленкоме спектакль «Синие кони на красной траве» по пьесе Михаила Шатрова. Это был смелый эксперимент - Олег Янковский сыграл не просто Ленина, но Ленина без грима, без привычной картавости вождя, сыграл его не бронзовым памятником, а обычным человеком, больным, уставшим, мучающимся от того, что ему мало осталось. Даже те, кто не принял спектакль, восхищались работой Янковского, который смог отойти от традиционного отображения Ленина. Актёр играл не реального Ленина, а его романтическое представление в умах людей, не того человека, каким он был, а каким его хотели видеть.

«Тот самый Мюнхгаузен»
В 1979 году Марк Захаров приступил к съёмкам фильма «Тот самый Мюнхгаузен», в основу которого легла пьеса Григория Горина «Самый правдивый», изначально написанная для театра Советской армии. В этом спектакле главные роли исполняли Владимир Зельдин и Людмила Касаткина, было бы логично пригласить их в фильм, но Марк Захаров видел в образе Мюнхгаузена только Олега Янковского, несмотря на то, что это было в определённом смысле смелое решение. Марк Захаров вспоминал:

В приглашении Олега Янковского на эту роль был элемент риска. Он всё-таки сложился как актёр совсем не комедийного толка. Но к чести Олега, в его актёрской палитре нашлись комедийные краски, которые в фильме, в первой части особенно, но и во второй тоже, получили достойное воплощение.

Худсовет не утверждал актёра, мотивируя тем, что он слишком молод для роли барона, у которого есть взрослый сын. Григорий Горин был тоже против кандидатуры Янковского. Он писал в своих воспоминаниях:

Он до этого играл прямых, жёстких, волевых людей - волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, и он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актёра!

Правда, затем вновь возникли проблемы. Как вспоминал потом Горин - «во время озвучивания фильма выяснилось, что великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то саратовским акцентом и с большим трудом выговаривает некоторые слова и выражения, присущие германской аристократии». Горин не присутствовал во время озвучения в тон-студии финальной сцены, где барон Мюнхгаузен говорит фразу, ставшую впоследствии знаменитой: «Умное лицо - это ещё не признак ума, господа». В сценарии фраза звучала так: «Серьёзное лицо - это ещё не признак ума, господа», но Олег Янковский оговорился, и так эта фраза, к неудовольствию Горина, стала крылатой.

31 декабря 1979 года состоялась премьера. Этот фильм стал визитной карточкой Олега Янковского. Несмотря на большое количество великолепных ролей, сыгранных актёром после этого фильма, его лучшей ролью часто называют роль барона Мюнхгаузена. В исполнении Олега Янковского Мюнхгаузен предстал вовсе не тем бароном-вралём, который знаком по книге Эриха Распе и каноническим иллюстрациям Гюстава Доре. Это притча о мужестве человека, который способен остаться самим собой, не пасуя перед лицемерами и ханжами. Олег Янковский часто вспоминал в своих интервью о «формуле роли», которую нашёл для него Марк Захаров.

Когда мы с Марком обсуждали, как играть Мюнхгаузена, он вспомнил такую притчу: Распяли человека и спрашивают: «Ну, как тебе там?» - «Да ничего… Только улыбаться больно». Мюнхгаузен идёт обходным путём, и, наверное, в этом его сила. Выйти на площадь и кричать о своих убеждениях - не самый сложный путь.

Марк Захаров подвёл черту:

Глаза у Олега Янковского оказались умными, а внешний облик - хотя и не слишком комическим, но достаточно забавным. Янковский очень тонко, очень трепетно аккумулировал в себе нашу общую печаль. И восторг сочинителя. И пафос истинного правдолюбца.

1980-е годы

В 1982 году Олег Янковский сыграл главную роль в фильме Сергея Микаэляна «Влюблён по собственному желанию». Янковский попал в этот фильм благодаря Евгении Глушенко, которая была уже утверждена на главную роль Веры. Глушенко уговорила режиссёра Сергея Микаэляна прекратить поиски главного героя и пригласить Янковского: «Только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!» Сергей Микаэлян согласился, несмотря на то, что главному герою фильма по сюжету 27 лет, а Олегу Янковскому было уже 38, и уже не видел другого актёра в этой роли. Когда Ленком должен был уехать на съёмки в Среднюю Азию, Микаэлян настоял, чтобы всю киногруппу отправили вслед за Янковским. Фильм посмотрело почти 25 миллионов зрителей, а Олег Янковский был признан лучшим актёром года по опросу читателей журнала «Советский экран».

Также в 1982 году Олег Янковский снялся в фильме Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву». Сценарий был написан Виктором Мережко специально для Никиты Михалкова, но когда Роман Балаян случайно увидел Янковского в фильме «Мы, нижеподписавшиеся», его так поразила его игра, что он тут же позвонил Мережко и сказал: «Берём Янковского». Балаян вспоминал об этом: «Почему я так решил? Мне кажется, что у Олега было то, чего нет у многих: он в кадре и над ним. Было ещё что-то, кроме того, что он говорил, в его лице, в его глазах». Виктор Мережко позвонил актёру и предложил ему главную роль, но Янковский, узнав, что фильм будет снимать неизвестный ему режиссёр на киностудии имени Довженко, отказался. Но потом, случайно выяснив детали сюжета от самого Никиты Михалкова, Олег Янковский согласился. Этот фильм стал началом плодотворного сотрудничества актёра с режиссёром Романом Балаяном. Роман Балаян охарактеризовал главного героя фильма так: «Герой в сюжете и такой, и сякой. Вот тебе и не нравится, вот он хороший, вот он почти негодяй, вот он опять замечательный, вот он комикует, вот он плачет. В одном фильме артисту было предоставлено сыграть всё». За роль в фильме «Полёты во сне и наяву» Олег Янковский был удостоен Государственной премии СССР. В 1980-х Роман Балаян снял с Олегом Янковским фильмы «Поцелуй» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1986) и «Филёр» (1987).

«Ностальгия» - Андрей Горчаков
«По-настоящему я захлебнулся от счастья только в 1983-м году. Тогда всё совпало! Я снимался в Италии, у самого́ Тарковского, а в Москве прошли премьеры сразу двух фильмов - „Полёты во сне и наяву“ и „Влюблён по собственному желанию“», - признавался потом Олег Янковский в своём интервью.
Главную роль в фильме «Ностальгия» должен был сыграть любимый актёр Андрея Тарковского, его друг и протагонист его фильмов - Анатолий Солоницын, но он умер от рака лёгких в июне 1982 года, и Тарковский предложил главную роль Олегу Янковскому. Солоницын умер ещё до написания сценария, и поэтому сценарий был написан специально «под Янковского». Героем «Ностальгии» вначале должен был быть русский крепостной композитор (прототипом которого служил Дмитрий Бортнянский), отправленный на учёбу в Италию. Но по сценарию главным персонажем фильма стал современный писатель Андрей Горчаков. Он приезжает в Италию, чтобы найти материалы о крепостном графа Шереметева, композиторе XVIII века, Сосновском.
Тарковский решил подготовить актёра к роли. Янковского поселили в гостинице и просто бросили - без знания языка, без денег. Прошла одна неделя, другая, никто не появлялся. Восторг от встречи с капиталистической заграницей сменился тоской. Янковский был уже в отчаяньи, и тут явился наконец Тарковский. Увидев потухший взгляд актёра, он сказал: «Теперь тебя можно снимать». Олег Янковский вспоминал о первой встрече с Тарковским в Риме:

Он не вошёл - ворвался, как обычно, нервный, быстрый, худой. Мы обнялись, долго молчали. В этой паузе было всё. И ушедший Толя, и страх моего несоответствия Андрею, несмотря на переделку сценария, и незнание, чего он от меня ждёт. И радость встречи. Но главное - ощущение силы в этом невысоком поджаром человеке. «Как сценарий?» - «Прекрасный». - «Вот, все русские сразу понимают».
Фильм был снят за три месяца. В 1983 году Италия выставила фильм на Каннский фестиваль с расчётом на Гран-при. Но фильм приза не получил, Тарковский обвинял во всём Сергея Бондарчука, который входил в жюри. Руководство Госкино, особенно председатель Госкино СССР Ф. Т. Ермаш, требовало, чтобы Тарковский вернулся в страну. Режиссёр решил остаться в Италии, «Ностальгия» была запрещена к показу в СССР.

В 1983 году Марк Захаров поставил на сцене Ленкома пьесу Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия». Олег Янковский сыграл в этом спектакле царского офицера капитана Беринга - роль, которая продемонстрировала его фактурную аристократичность и его умение выразительно молчать. Марк Захаров вспоминал:
Репетируя с Янковским в театре капитана Беринга из «Оптимистической трагедии» - роль, в которой совсем немного слов, - я обратил внимание на то, как он умеет молчать. «Глаза - зеркало души», - говорят люди. У него необыкновенно выразительный взгляд. Ему вовсе не обязательно говорить слова, он умеет излучать нервную энергию, «сгорать», не двигаясь с места. Так, как умеет это делать он, пожалуй, никто другой не умеет.

В 1986 году Олег Янковский сыграл роль Гамлета в постановке Глеба Панфилова в Ленкоме. Это была первая работа кинорежиссёра в театре. Спектакль недолго продержался в репертуаре и был недооценён критиками. Они не приняли трактовку знаменитой пьесы Шекспира режиссёром-дебютантом в театре. Самую большую неприязнь вызвала роль Гамлета в исполнении Олега Янковского. Актёр играл не духовные искания, а конечный результат. Это не был безумец и не человек, притворяющийся безумцем, это был холодный, трезво мыслящий человек.
Гамлет Олега Янковского оказался, вопреки всем нашим ожиданиям, одним из самых неприятных - бесчеловечных - персонажей спектакля. Перед нами - не искатель правды, не духовная личность, которая мучается оттого, что думает, чувствует, переживает иначе, чем другие. он изжил в себе Гамлета, показал, что его Гамлет - не «другой», а такой же как все.

Несмотря на то, что Олег Янковский от спектакля к спектаклю всё лучше и лучше понимал свою роль, спектакль был снят с репертуара, и актёр считал, что эта роль была его неудачей.
Зато роль Василия Позднышева в фильме Михаила Швейцера «Крейцерова соната» (по повести Л. Н. Толстого), снятого в том же 1986 году, Олег Янковский считал своей удачей. Актёр был утверждён без проб на эту роль. Янковскому было физически тяжело играть. Большую часть фильма занимал монолог главного героя, убившего свою жену. Актёру приходилось учить огромный текст и ни на йоту не отходить от первоисточника. Жена режиссёра стояла рядом с томиком Толстого и следила, «чтобы произнесён был каждый слог и каждый предлог». За роль Позднышева Олег Янковский в 1989 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

В 1980-х годах Олег Янковский снялся ещё в двух фильмах Марка Захарова - в 1982 году в фильме «Дом, который построил Свифт» и в 1988 году - в фильме «Убить дракона». У обеих картин была непростая судьба. Фильм «Дом, который построил Свифт» цензура долго не выпускала на телеэкран из-за сложного «эзопового языка» пьесы Григория Горина. Хотя на этот раз драматург остался доволен работой Олега Янковского, в отличие от сложностей с озвучанием фильма «Тот самый Мюнхгаузен», и с долей иронии отмечал: «Зато в следующем фильме, „Дом, который построил Свифт“, Олег работал безукоризненно… поскольку на протяжении почти всего фильма декан Свифт не разговаривал, а просто молча смотрел… Молча же смотреть на этот мир не может никто лучше Янковского». Пьесу «Дракон» Е. Шварца Марк Захаров ставил ещё в студенческом театре МГУ, спектакль был сыгран всего несколько раз и потом закрыт. Но на исходе «перестройки» пьесу удалось наконец перенести на телеэкран. Олег Янковский сыграл в фильме Дракона, который держит в страхе весь город. В город прибывает странствующий рыцарь Ланцелот, который хочет освободить жителей от его господства. Но люди так привыкли к тирану, что чинят всяческие препятствия освободителю. Критики обвиняли Марка Захарова в конъюнктурности, потому что на этот раз параллели с современностью лежали на поверхности и были легко узнаваемы. Что, по мнению известного киноведа Кирилла Разлогова ничуть не умаляло игру Олега Янковского:

Победителем этого своеобразного актёрского «конкурса», безусловно, выходит Олег Янковский, который, пожалуй, второй раз после «Поцелуя» Романа Балаяна показывает, какие невиданные потенциальные возможности кроются в его даровании, как только он выходит за пределы привычного амплуа. Метаморфозы его Дракона, причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия - всё это передаётся актёром с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства.