Понятие, предмет и функции международного права. Понятие и предмет регулирования международного права 1 понятие и предмет регулирования международного права

Международное право

Международное право одна из

Источники международного права

Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право.

Основные (первичные):

· международный договор

· международно-правовой обычай (см. статью обычное международное право)

· Акты международных организаций (пример: резолюция ООН)

· общие принципы права

Вспомогательные (вторичные):

· судебные решения

· правовая доктрина

Международный договор

Международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Для квалификации соглашения в качестве международного договора не имеет значения, заключено ли оно в устной или письменной форме, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах. Статус международного договора не зависит от его конкретного наименования: соглашение, конвенция, устав международной организации, протокол. Для определения того, является ли документ договором, необходимо проанализировать его содержание, то есть выяснить, имели ли стороны намерение взять на себя международно-правовые обязательства. Бывают случаи, когда договоры именуются даже декларациями или меморандумами, хотя традиционно документы с такими названиями договорами не являются.

Объект и цель международного договора

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора.

Классификация международных договоров

· двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько);

· многосторонние

o с неограниченным числом участников (универсальные, общие).

o с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные).

· закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников);

· открытые (то есть договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств).

· договоры по политическим вопросам

· договоры по правовым вопросам

· договоры по экономическим вопросам

· договоры по гуманитарным вопросам

· договоры в области безопасности и т. д.

· письменные

· бессрочные

· срочные

· краткосрочные

· региональные

· универсальные

Субьекты международного права

Субъекты международного права - участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Субъектами международного права принято считать:

· основные субъекты:

· государства - основные субъекты

· Субьекты, являющиеся таковыми в силу своего происхождения:

· Святой Престол

· Мальтийский орден

· Международный комитет Красного Креста

· Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

· международные межправительственные организации, например ООН

· также в качестве субъектов при определенных условиях могут признаваться:

· государствоподобные образования

· народы борющиеся за независимость

· национально-освободительные движения

· правительства в изгнании

· организации, признанные как законные представители какого-либо народа

Формы и структуры международного договора

Форма и структура международных договоров

Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д.

Заключение международных договоров Стадии заключения международных договоров

· выдвижение договорной инициативы,

· подготовка текста договора,

· принятие текста договора,

· установление аутентичности текстов договора на разных языках,

· подписание договора

· выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Способы выражения согласия

· подписание

· обмен документами (нотами либо письмами)

· ратификация

· утверждение

· принятие

· одобрение

· присоединение

Органы внешних сношений

Дипломатическая деятельность государств реализуется через сис­тему органов внешних сношений. Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.

К внутригосударственным органам внешних сношений относятся глава государства, парламент, правительство, министерство ино­странных дел, другие ведомства и службы, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.

Президент РФ в соответствии с Конституцией России и федераль­ным законодательством определяет основные направления внутрен­ней и внешней политики РФ, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отноше­ниях. Президент РФ, в частности˸ осуществляет руководство внеш­ней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем диплома­тических представителœей; назначает и отзывает дипломатических представителœей в другие государства и международные организации; присваивает высшие дипломатические ранги.

Государственная Дума принимает законы, в т.ч. о ратифи­кации и денонсации международных договоров РФ, о вступлении РФ в межгосударственные союзы и организации и др.
Размещено на реф.рф
Совет Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за предела­ми ее территории, рассматривает законы о ратификации и денонса­ции международных договоров РФ.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики нашего государства, принимает решения о проведении переговоров и заключении межправительственных и межведомствен­ных договоров.

Министерство иностранных дел РФ в соответствии с Положением о МИД РФ 1995 ᴦ.˸ разрабатывает общую стратегию внешней поли­тики РФ и представляет предложения Президенту РФ; обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными госу­дарствами, международными организациями, представительство и защиту за рубежом интересов РФ, прав и интересов российских фи­зических и юридических лиц, ведение переговоров от имени РФ, разработку проектов международных договоров РФ, наблюдение за выполнением договоров РФ и др.

Помимо вышеназванных, к органам внешних сношений РФ отно­сятся˸ Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная по­граничная служба и др.

Зарубежными органами внешних сношений являются дипломати­ческие и консульские представительства, торговые представительст­ва, представительства государств при международных организациях, делœегации на международных совещаниях и конференциях, специ­альные миссии.

Понятие, предмет международного права.

Международное право - это совокупность международно-правовых норм, самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

Роль международного права в современном мире постоянно растет в связи с появлением ряда проблем и процессов, которые государства не в состоянии урегулировать с помощью внутригосударственного права и в рамках территории одного государства.

Международное право одна из наиболее сложных отраслей права . Ряд проблем международного права получают неоднозначную трактовку. Кроме того, международное право тесно связано с международной политикой, что существенно осложняет его применение. Особенности международного права проявляются прежде всего в сфере действия норм международного права, особенностях отношений, регулируемых международным правом, источниках международного права, специфике правового регулирования данной отрасли, особенностях системы международного права. В отличие от любой отрасли внутригосударственного международное право в первую очередь направлено на урегулирование межгосударственных отношений нескольких суверенных государств.

Как любая отрасль права, международное право имеет свой предмет и метод.

Предмет правового регулирования - это то, на что направлено правовое регулирование отрасли. Предметом международного права выступают международные отношения, складывающиеся между субъектами международного права (государствами, международными организациями, псевдо-государственными образованиями, народами). Метод правового регулирования - это способ воздействия отрасли на предмет ее регулирования. В международном праве применяются как императивные, так и диспозитивные методы. Международное право является публичной отраслью права. Понятия «международное право» и «международное публичное право» синонимичны. Международное право представляет собой самостоятельную и цельную правовую систему. В то же время согласно ст. 15 ч. 3 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ служат частью правовой системы РФ. Это положение порождает дискуссии в науке международного права.

право международный внутригосударственный

Международное право - обширный и разветвлённый комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Для его более полного понимания необходимо учитывать и другие признаки, прежде всего участие в создании норм наряду с государствами некоторых других субъектов права, своеобразные способы реализации и обеспечения исполнения международно-правовых норм посредством коллективных или индивидуальных действий самих государств.

Международное право по его изначальным характеристикам - совокупность юридических норм и регулятор определённых отношений - родственно праву государства внутригосударственному, национальному праву, являющемуся традиционным объектом юриспруденции, начиная с теории государства и права.

Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сложившийся и принятый в государственных и межгосударственных актах, иных официальных документах, в научных изданиях и учебных курсах термин "международное право" не вполне адекватен истинному значению понятия. Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов"), под которым первоначально понимался некий свод правил, применявшихся ко всем свободным в пределах территории Римского государства независимо от их принадлежности к определенному роду или национальности. Позднее этот термин приобрёл более широкое значение в качестве комплекса общепризнанных норм во взаимоотношениях Рима с другими государствами, т.е. стал "общим для всех народов правом". Идентичными являются обозначения на других языках: на английском - "International Law", на французском - "Droit international", на немецком - "Volkerrecht" и т. д.

Таким образом, международное право - самостоятельный нормативный комплекс (правовая система), совокупность юридических норм, создаваемых государствами с целью регулирования их взаимоотношений и иных отношений в сфере их общих интересов. Реально существующее современное межгосударственное право создается не непосредственно народами, а главным образом государствами как суверенными международными субъектами для регулирования межгосударственных отношений во всех их взаимосвязях и обеспечивается преимущественно усилиями самих же этих государств.

Международные отношения представляют собой конкретные связи между государствами по поводу обмена материальными и духовными ценностями, существующие на данный момент.

Основная особенность международного права состоит в том, что в качестве его субъектов выступают, главным образом, суверенные государства. Из этого, в частности, следует, что на международной арене государства выступают как равноправные участники международного общения и над ними нет какой бы то ни было верховной власти. Субъектами же внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства.

Международное право отличается от национального и по объекту регулирования, каковым для него являются отношения между государствами, отношения независимых друг от друга суверенных образований. Национальное же право регулирует отношения, которые возникают между субъектами этой системы права в рамках государственных границ того или иного государства.

Международное право характеризуется и особым по сравнению с национальным правом процессом нормообразования. В такой системе общения не может быть центральных, стоящих над государствами законодательных органов, а нормы, регулирующие подобное общение, могут создаваться только самими участниками общения, т.е. государствами.

В международном праве отсутствуют исполнительные органы. Нормы права в международном общении применяют и обеспечивают выполнение сами участники общения - государства.

Отсутствие обязательной юрисдикции. Поскольку участниками международного общения являются суверенные государства, то и спор между ними о нарушении норм международного права может быть рассмотрен в том или ином международном суде только с согласия спорящих государств.

Связи между элементами системы международного права в сфере нормотворчества и нормоприменения носят преимущественно координационный характер.

Функции международного права - это основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.

Социальное назначение международного права заключается в организации международных отношений, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации.

Рассмотрим юридические функции международного права:

Стабилизирующая - состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться улучшить его, сделать более стабильным.

Регулятивная - устанавливая международный правопорядок и соответственным образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная - состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.

Международное право Правовая система – Элементы:

Предмет международного права

Международное право – особая система права

МП как система права – это совокупность принципов и норм, создаваемых определенными субъектами МП и регулирующих международные отношения.

Международное право имеет сложную систему, что обусловлено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и общеправовых нормативных комплексов, с одной стороны, и отраслей как однородных комплексов норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институтов - с другой.

1) основные принципы международного права , составляющие его ядро и имеющие определяющее значение для всего механизма международно-правового регулирования;

2) общие для международного права институты , каждый из которых включает комплекс норм определенного функционального назначения, - комплекс норм о международной правосубъектности, комплекс норм о международном правотворчестве, комплекс норм о международном правоприменении (реализации правовых предписаний), комплекс норм о международно-правовой ответственности.

Ко второй категории относятся отрасли международного права , т. е. комплексы однородных и сложившихся, согласно предмету правового регулирования, норм. Они классифицируются как по тем основаниям, которые приняты во внутригосударственном праве (с некоторыми коррективами), так и по признакам, присущим именно международно-правовому регулированию. Перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. К общепризнанным можно отнести (не затрагивая пока вопроса о наименованиях) такие отрасли: право международных договоров, морское право, международное космическое право и др.



В пределах отраслей существуют подотрасли и правовые институты как нормативные мини-комплексы по конкретным вопросам регулирования. Так, в международном морском праве - группы норм, регламентирующих режимы территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, открытого моря, района морского дна за пределами национальной юрисдикции.

Признание государств.

В МП под признанием понимается акт, по которому одна сторона констатирует существование и правосубъектность другой.

Способы образования государств:

1) В результате коренных изменений в экономическом и политическом строе.

2) Объединение нескольких государств в одно.

3) Разделение одного государства на несколько государств.

4) В результате отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельных государств.

5) Образование нового государства на месте бывшей колонии.

Момент, с которого новое государство становится субъектом МП.

Теории:

1) Конструктивная теория – только после признания всеми (большинством) существующими государствами.

Признание в современном МП не играет существенной роли. Факт признания со стороны существующих государств важен только для осуществления прав в качестве субъекта МП.

Способы признания государства:

1) Де-Юре (полное) – установление дипломатических отношений с новым государством, обмен дипломатическими представительствами и консульствами.

2) Де-Факто – заключение международных договоров по различным вопросам.

Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народом от 1960 года (все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют своё экономическое, социальное и культурное развитие)



В данном акте принцип самоопределения является морально-политическим.

Принцип самоопределения охраняется международным правом.

Единственным условием для самоопределения нации является наличие специального политического органа. (право от государств уважать)

10. Правосубъектность индивидов: в МП нет норм, которые препятствовали бы индивидам приобретать права, представляемые МП. Современные нормы МП устанавливают права, обязанности, ответственность индивидов. Разрабатывается проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Сегодня применяется статут международного трибунала в правонарушениях, связанных с судебным преследованием лиц, ответственных за нарушения гуманитарного права на территории бывшей Югославии. Существует множество конвенций о предотвращении и наказаниях преступлений международного характера. Расширился круг международных норм, предоставляющих индивиду юридические возможности их обеспечения и защиты. В договорах защищаются также гражданские, семейные, трудовые отношения. Европейская конвенция по защите прав и свобод человека, ч.3 ст.46 Конституции РФ: каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.

Объекты правопреемства

Международные договоры

Государственная собственность

Государственные долги

Членство в международных организациях (теория продолжительства)

РФ является продолжателем СССР в членстве международных организациях. А также в других ситуациях РФ является правопреемником (по договорам, обязательствам и так далее).

Существуют неписаные (обычные) нормы в соответствии с которыми есть вопросы которые решаются уставами международных организаций.

Генеральная Ассамблея ООН.

Сессионный орган (каждый 3 вторник сентября). М. созываться спец сессии, по треб СБ ООН или больш-ва членов ООН (в теч 15 дней). М.б чрезвыч сессии – в связи с угрозой миру, акт агрессии, по требованию СБ или больш-ва членов (в теч 24 часа). Каждое гос-во направляет своего представителя, каждая делегация – 1 голос.

Компетенция:

а) любые вопросы в пределах устава, даже отнесённые к комп-ции др органов.

г) избир-ет непостоянных членов СБ, членов ЭКОСОС и совета по опеке,

д) назн-ет судей м/н суда,

е)назн-ет генсека ООН по реком-ции СБ,

ж) утвержд-ет бюджет,

з) рассмат-ет вопросы о взносах членов ООН. Процедура принятия реш-я: по важн? - квалиф больш-во (2/3), др? – простым (1/2+1).

Совет безопасности ООН.

Постоянно действ-щий орган. Состоит из 15 гос-в (5 постоян+10 непост), избир-ся на 2 года. СБ действует от имени и в интересах всех гос-в-членов ООН.

Компетенция:

а)отвечает за м/н мир и безоп-сть;

б)расследует любые ситуации к-ые м. привести к прениям или спорам м/у гос-ми, квалиф-ет ситуацию как угрозу миру или нарушение мира или акт агрессии.

В завис-сти от квалиф-й принимает меры:

1) временные (резолюции, в к-ых напоминает о необх-сти соблюдать принцип мирного разрешения споров, процедуры, методы);

2) меры, не связ-ые с использ-ем вооруж-х сил (санкции – полный/частичный перерыв в экон отнош, прекращение сообщений ж/д, возд, морск). Резолюции носят обязат-ый хар-р, создаётся комитет по санкциям. Если ф/л, ю/л под юрисд-й гос-ва –члена ООН нарушает резолюцию, то комитет информирует гос-во, а оно принимает меры;

3) меры, связые с использованием воор-х сил (объед-е воор силы ООН).

Принятие решений: важные – 9 членов (постоянных 5), др – любые 9. Если гос-во воздерживается, то голосование м. пройти, а если оно против, то накладывается вето.

Международный суд ООН.

Главный суд орган ООН в Гааге. Осущ-т свою деят-ть на основе устава, к-ый вкл-ет в себя статут м/н суда. Споры м/у гос-ми: нарушение МП, возмещение ущерба, наруш-е конкретных м/н дог-в. Суд дает консультативные закл-я. 15 независимых судей, к-ые избир-ся и работают в личном кач-ве, не явл представителями гос-в.

Юрисдикция: споры м.б рассмотрены только когда стороны признают юрисдикцию суда.

Признание м.б выражено:

1) в любое время гос-во может заявить, что признают юрисдикцию суда обяз-ной, но м.б искл некот споры,

2) в конкретном м/н дог-ре могут предусмотреть, что споры по поводу принятия м/н дог-а будут рассм-ся м/н судом. Гос-во может сделать оговорку, что не признает, но она м.б снята,

3) по конкретному спору. Любой спор с согласия сторон м.б передан в м/н суд. Юрисд-я факульт-я, т.е не все споры, а только с согласия. Решение суда обязательно.

Распад СССР 8.12.1991 г. Белоруссия, Украина, Россия. В тот же день было принято соглаш-е о создании СНГ, к-ое подписано т. 3-мя гос-ми.

21.12.1991. – протокол, к-ый был подписан, кроме Грузии, всеми бывшими респ-ками СССР (12).

22.01.1993 г. – принятие Устава СНГ, вступил в силу 22.01.1994 г. Состав – 12 респ-к.

Осн. цели:

· сотруд-во во всех сферах;

· создание единого эк-го простр-ва;

· обеспечение и защита прав чел-ка;

· обеспечение своб. общения м/у гражданами гос-в – членов СНГ;

· поддержание м/н мира и безоп-сти, включая меры по разоружению;

· мирное разреш-е споров и конфликтов м/у гос-ми содруж-ва;

· осущ-ние правовой помощи м/у гос-ми-членами СНГ.

Структура СНГ:

1. Совет глав гос-в – сессионный орган. На ур-не глав гос-в СНГ решает принцип. вопросы, касающиеся д-ти СНГ.

2. Совет глав прав-в – сессионный орган. На ур-не глав прав-в координирует сотруд-во ОИВ гос-в- членов СНГ.

3. Совет министров ин. дел – сессионный орган. Осущ-ет координацию внешнепол-кой д-ти гос-в-членов СНГ.

4. Координац.-консультационный комитет действует постоянно. Осущ-ет текущую д-ть СНГ. Подготавливает предложения и проекты док-тов в рамках д-ти СНГ.

5. Экон. суд рассм-ет споры м/у гос-ми-членами СНГ, вытекающие из дог-ров эк-го хар-ра, и даёт толкование положениям такого дог-ра.

6. Комиссия по правам человека разрабатывает проекты м/н дог-ров в области прав чел-ка. М. рассм-ть инд. обращения → рекомендат-ый хар-р реш-ий.

7. Межпарламентская ассамблея – сессионный орган. Работают делегации нац-х парламентов. Ввели только в 1994 г. Заседания – в С-П.

8. Секретариат – адм.-тех. орган. Обеспечивает работу всех остальных органов СНГ. Возглавляет секретарь. Выступает от имени и в интересах СНГ с др. м/н орг-циями и др. гос-ми. Он нах-ся в Минске.

Офиц-ый язык – русский.

Совет Европы.

Создан зап-евр гос-ми в 1949, открыт для др евр гос-в. Осущ-т д-ть на основе устава. Компетенция: рассмат-ет вопросы, представляющие общий интерес, посвящённых соц-эк, культурной сфере, вопросы науки, образования, прав сфера, адм-ые вопросы, обеспечения защиты прав чел-ка, любые вопросы, кроме военных. Могут входить гос-ва, к-ые принимают обяз-ва по уставу.

Требования к кандидатам: 1) должен признавать верховенство права, 2) каждое гос-во обеспечивает всем лицам, находящимся на его тер-и права и свободы, т.е подписать конвенцию о правах и осн свободах чел-ка. Гос-во м.б исключено из СЕ, если нарушает обяз-ва по уставу, если не гарантирует права и свободы на своей тер-и. Членство в СЕ м.б приостанов-но. РФ – член СЕ 1992.

Процедура принятия гос-в: заявление на вступление, изучение гос-ва.

Стр-ра органов СЕ:

Комитет министров

Парламентская ассамблея (ПА)

Конгресс местных и региональных властей

Уполномоченный по правам чел-ка

Секретариат.

ПА СЕ инициировала вопрос о приостановлении членства РФ в СЕ, но реш-е не было принято комитетом министров.

1. ПА СЕ – напр-ся делегация (2-18 чел-к, в РФ – 12). Орган сессионный, широкая компетенция, принимает декларации по любым вопросам.

2. Комитет министров – непол-кий орган, наблюдает за гос-ми-участниками по выполнению ими обяз-в перед СЕ. Контролирует исп-ие реш-ий Евр.суда по правам чел-ка.

3. Конгресс местных и регион-ых властей (создан в 1994г., не был предусмотрен в стр-ре СЕ изначально). Координирует д-ть, способствует сотруднич-ву в данной сфере у S-ов - гос-в-членов СЕ и АТЕ.

4. Уполномоч-ый по правам чел-ка – введён с 1995 г., изучает ситуации грубого и массового наруш-я прав чел-ка в гос-вах-членах СЕ, оформляет доклад и напр-ет в ПА СЕ. Если было нарушено, то:

Прекратить членство

Приостановит членство

Погрозить пальцем.

5. Секретариат – адм.-тех. орган, обеспечивающий работой всех остальных органов, возглавляемый ген. секретарём.

Офиц-ые языки СЕ – фр., англ.

Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.

Разработка может быть по дипломатическим каналам (без встреч) или путем переговоров (с небольшим количеством участников), в рамках международных организаций или международных конференций каждое государство направляет своего представителя для участия в различных МД. Ему даются полномочия - документ, удостоверяющий право лица участвовать в заключении МД. Полномочия не требуются главе государства, главе Правительства, министрам иностранных дел – им не требуются полномочия для осуществления всех действий по заключению МД. Главе дипломатических представительств, главе представительств при международных организациях, главе делигации на конференции не требуются полномочия лишь при разработке и принятии текста МД. Перечень лиц - в Венской конвенции 1969 г. В ФЗ РФ «О МД РФ» перечень расширен (руководитель ФОИВ при межведомственных договорах).

Конференция начинается со сдачи полномочий, например, главному секретарю; лицу, определяемому регламентом конференции, генеральному секретарю (в рамках международной организации).

Способ принятия текста:

2) консенсус – может затянуться на долгие годы, пока не достигнут соглашения.

Толкование м/н дог-ров.

Это выяснение действительного смысла и содержания.

ВК 1969 уст-ет принципы толкования:

1. должны толковаться добросовестно,

2. терминам д. придаваться их обычный смысл,

3. для толк-я использ-ся контекст, включая преамбулу и все док-ты, принятые к данному дог-ру.

Венская Конвенция дает доп. ср-ва толк-я: обст-ва заключения м/н договоров, подготовительные мат-лы. Но эти вспомогательные ср.-ва использ-ся, если толкование приводит к двусмысленным или абсурдным выводам.

Виды толкования:

1)аутентичное – то, к-ое дается гос-ми, закл-ми дог-р (в спец соглашениях, протоколах). Данное тол-е обладает наивысшей силой.

2)тол-е м/н орг-ми,

3)одностороннее толк-е – в толковательных заявл-х – разл гос орг-ми.

4) научное толк-е осущ-ся отдел ученые, научными коллективами.

Война и международное право

Война - это феномен организованного коллективного насилия. Война это одно из проявлений конфликтов между человеческими обществами и структурами власти обществ. Война или ведение военных действий регулируется правом вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов – это подотрасль международного гуманитарного права. Процесс кодификации вооруженных конфликтов занял сотни лет. Право вооруженных конфликтов опирается главным образом на концепцию войны 19 века, когда были закреплены нормы для регулирования конфликтов международного характера и для защиты прав военнослужащих. Последнее время мало что меняется. В настоящее время международное гуманитарное право продолжает развиваться в направлении улучшения защиты гражданского населения и усиления роли норм права применимых к конфликтам не международного характера.

Вообще, сейчас, слово «война» не употребляется в международном праве. Война между двумя государствами называется, в соответствии с международным правом, вооруженный конфликт международного характера. Гражданская война соответственно называется вооруженный конфликт немеждународного характера.

Буквальное и доктринальное различия между данными конфликтами не совпадает, но единым для обоих подходов является различие в правовом регулировании. Если международный вооруженный конфликт регламентируется всей совокупностью норм международного гуманитарного права, то конфликт немеждународного характера подпадает под действие всей общей для всех женевских конвенций статьи 3 и второго дополнительного протокола.

Буквально толкуя положения женевских конвенций, под международным конфликтом мы понимаем любой межгосударственный вооруженный конфликт, а также борьбу народов против колониального господства, иностранной оккупации или расистских режимов.

Под немеждународными конфликтами понимается конфликт на территории одного государства между вооруженными силами этого государства и антиправительственными вооруженными формированиями или другими организованными вооруженными группами, которые находясь под ответственным командованием осуществляют такой контроль над частью её территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.

В ситуации войны наблюдается массивное применение насилия вооруженными силами в организованном и согласованном порядке. Наличие ряда норм позволяет отличить вооруженный конфликт от хаоса, например комбатанты должны быть организованны в боевые подразделения, подчиняться вышестоящему командованию, а командование отдает приказы, обеспечивает поддержание дисциплины и в том числе подчинение нормам гуманитарного права.

Ещё в 1928 году война в международных отношениях была поставлена вне закона, было установлено что термин этот не применим и применяться должен термин вооруженный конфликт.

Устав ООН ограничивает применение силы между государствами и только в случае агрессии для самообороны можно использовать вооруженную силу. Вооруженный конфликт это лишь переходный период, методы его ведения не должны делать восстановление мира невозможным. Избегать лишних или несоразмерных конкретному военному преимуществу страданий или разрушений.

Важно проводить отличия между военными и гражданскими конфликтами. Военная операция законна лишь в том случае, когда служит средством достижения конкретной военной цели. Используемое оружие должно соответствовать этой цели и не причинять бессмысленных разрушений и страданий. Запрещенные виды оружия к примеру: ядерное, химическое, противопехотные мины, саморазрывающиеся пули.

Тактика ведения боевых действий должна позволять не только позволять проводить различия между гражданскими и военными действиями, но и оказывать помощь пострадавшим из числа военных лиц во время боя.

Женевские конвенции подписали все государства мира.

Статут международного уголовного суда, предусматривающий ответственность за преступления против человечности, которые могут быть совершены государствами персонифицировано, но Россия не подписала и не ратифицировала этот статут.

Открытое море.

ОМ – все части моря, к-ые не входят в искл. эк-кую зону, тер-ное море или внутр. морские воды к.-л. гос-ва. Правовой режим устан-ся т. конв-цией 1982г. ОМ – простр-во, к-ое относится к м/н тер-ии, → , все гос-ва м. осущ-ть свободы: судоходство, полеты, прокладка кабеля и трубопровода, возведение искусственных островов, установок и сооружений, руболовство, научные исследования. ОМ д. исп-ся т. в мирных целях, т.е. запрещ-ся осущ-ть испытание оружия, проводить военные маневры и учения. Морские суда в ОМ подчин-ся юрис-ции гос-ва флага. Если судно имеет нес-ко национальностей, то оно признается как неимеющее нац-сти. Это судно м.б. остановлено и досмотрено любым военным кораблем, к-ый м. осущ-ть д-ть по отн-ию к судам св. гос-ва. Военные корабли обладают иммунитетом. Военный корабль в отн-ии любого судна м. осущ-ть действия, если есть достаточные осн-ия полагать, что судно занимается пиратством или работорговлей, либо несанкционированными вещами, если неподнят флаг и отказ-ся это сделать. Любое прибрежное гос-во м. осущ-ть преследование по горячим следам, если прибрежное гос-во имеет основание считать, что судно нарушило законы и правила данного гос-ва. Такое преследование д. начаться во внутр. морских водах или тер-ном море или в прилежащей зоне, если судно нарушило з-ны и правила прибрежного гос-ва, регламентир-щего правовой режим искл эк зоны и конт-го шельфа. Преследование д. вестись непрерывно, до захода судна в тер-ное море др гос-ва. Это право осущ-ся т. военными кораблями или летательными аппаратами.

Моря и океаны.

Правовой режим уст-ся конв-цией 1982г. Дно =район, нач-ся после конт-го шельфа. Район и его ресурсы (все твердые, жидкие или газообразные минеральные рес-сы, включая полиметаллин, конкреции в состоянии недвиж-сти, находящиеся на поверхности дна и в его недрах) явл-ся общим достоянием всего чел-ва. Ни 1 гос-во не м. претендовать на суверенитет части дна; ни 1 гос-во, ф/ю/л не может присваивать части дна; от имени чел-ва действует орган по морскому дну. Порядок его создания и д-ти рег-ся конвенцией по морскому дну 1982г. Орган – орг-ция, члены к-ой – участники конвенции 1982г., в рамках к-ой гос-во осущ-ет и контролирует д-ть в районе. Ресурсы морского дна не подлежат отчуждению, однако полезные ископаемые м.б. отчуждены на условиях, предусмотренных договором м/у органом и соответствующим гос-вом, ф/ю/л. В стр-ру органа входит предприятие, к-ое осущ-ет текущую д-ть, контроль за д-тью, к-ая осущ-ся на дне. Дно открыто для научных исследований. Дно частично демилитаризировано: запрещ-ся размещение на дне и его недрах ядерного оружия и любого оружия массового уничтожения. Гос-ва несут ответ-ть за сохранение ресурсов дна. Для этого заключают м/н дог-ры. Посвящен раздел IX конвенции 1982г.

69. Правовой режим косм-го прост-ва и небесных тел:

дог-р « о принципах д-ти гос-в по исследованию и использованию космич-го простр-ва, включая Луну и др небесные тела» 1967 г., соглаш-е «о д-ти гос-в на Луне и др небесных телах» 1979. Но РФ только в первом. Космич-е простр-во – м/н тер-ия, она открыта для использования и исслед-я для всех гос-в, свободна для научных исслед-й, к-ые д. осущ-ся во благо и интересах всех гос-в, а рез-ты – достояние всего чел-ва. Косм-е простр-во – является, частично, демилитаризованной тер-ей, и там нельзя осущ-ть испытания ядерного оружия и др массового уничтожения на осн-ии дог-ра «о запрещении испытаний яд-го оружия в атмосфере, косм-м простр-ве, под водой» 1963. РФ в нем участвует. Луна и др небесные светила явл полностью демилитаризованными. Нельзя размещать воен базы и проводить воен учения (соглаш-е «о Луне» 1979). По демилитар-и действует двустор-й м/н договор СССР и США «по ограничению систем противоракетной обороны» 1972.

70. Международно-правовой режим природных ресурсов включает режим живых ресурсов и режим минеральных ресурсов.

Согласно Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. любой их промысел проводится в соответствии с принципами: 1) предотвращения сокращения численности любой популяции до уровней ниже таких, которые обеспечивают их устойчивое положение; 2) поддержания экологических взаимосвязей между вылавливаемыми и связанными с ними популяциями морских живых ресурсов; 3) предотвращения изменений в морской экосистеме, которые являются принципиально необратимыми на протяжении двух или трех десятилетий. Для осуществления целей и принципов Конвенции из ее участников учреждается Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. обязывает не забивать и не отлавливать в этом районе определенные виды тюленей, за исключением строго оговоренных в Конвенции случаев.

Действие Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. было отложено, поскольку предусмотренные ею меры по обеспечению экологической безопасности были признаны недостаточными.

В Мадриде 4 октября 1991 г. был подписан Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Его участники характеризуют Антарктику как природный заповедник, предназначенный для мира и науки. Протокол запрещает в Антарктике любую деятельность в отношении минеральных ресурсов, за исключением научных исследований (ст. 7). Запрет будет действовать до разработки нового режима в отношении освоения минеральных ресурсов с учетом приемлемости такой деятельности в интересах всех государств.

В компетенцию предусмотренных Договором консультативных совещаний входит обмен информацией, взаимные консультации, разработка рекомендаций правительствам стран-участниц о принятии мер, содействующих реализации принципов и целей договора, включая меры относительно: 1) использования Антарктики только в мирных целях; 2) содействия научным исследованиям в Антарктике; 3) содействия научному сотрудничеству в Антарктике; 4) содействия осуществлению инспекций; 5) вопросов, касающихся осуществления юрисдикции; 6) охраны и сохранения живых ресурсов Антарктики. Рекомендации подлежат утверждению всеми странами - участницами Договора. Вступившие в силу рекомендации являются составной частью международно-правового режима Антарктики.

Статья V Договора об Антарктике запрещает проведение в Антарктике ядерных взрывов и удаление в этот район радиоактивных материалов. Первое Консультативное совещание государств - участников Договора рекомендовало правительствам своих стран обмениваться информацией относительно применения ядерного оборудования и техники в указанном районе.

Каждое государство - участник Консультативных совещаний имеет право назначать неограниченное число наблюдателей, которые должны быть гражданами государств, их назначающих. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики в любое время.

Территория этого континента, а также станции, установки и оборудование в его пределах, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки снаряжения, материалов или персонала всегда открыты для инспекции. Наблюдение с воздуха может проводиться во всякое время над любым районом Антарктики. О результатах контроля наблюдатели составляют доклады, которые направляются государствам - участникам Консультативных совещаний.

Государства обязаны заблаговременно информировать друг друга о всех экспедициях на этот континент, совершаемых их судами или гражданами, а также о всех экспедициях, организуемых на их территории или направляющихся с их территории, о всех станциях в Антарктике, занимаемых их гражданами, о любом военном персонале или оснащении, предназначаемом для отправления в Антарктику.

Наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающий их персонал находятся в Антарктике под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются.

71. Международное воздушное право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности гражданской авиации. Оно охватывает два аспекта: 1) правовое регулирование международных полетов в воздушном пространстве того или иного государства; 2) правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.

Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством, находящимся в пределах его сухопутной и водной территории. Иначе говоря, воздушное пространство в указанных пределах является неотъемлемой частью территории государства. Правовой режим воздушного пространства государства определяется национальным законодательством. Однако при этом государство учитывает и те международные обязательства, которые касаются международных воздушных связей. Государство должно следовать общепризнанным принципам международного права, в частности принципам суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела и сотрудничества, что обязывает его распоряжаться своим воздушным пространством с учетом интересов других государств, т. е. не нарушать их прав в пределах их суверенной территории и в пределах международного воздушного пространства.

Основным источником международного воздушного права являются международные договоры. Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международного права, стала Парижская конвенция 1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством. В то же время Конвенция установила право «мирного пролета» иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств.

72. Международное право окружающей среды - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны природной среды, ее рационального использования и воспроизводства, регламентирующих сотрудничество государств в этой сфере в целях обеспечения благоприятной для жизни человечества экосистемы.

Государства обладают суверенитетом над природными ресурсами в пределах своей территории. Принцип неотъемлемого суверенитета был отражен в ряде международных документов, в частности в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» 1962 г., в принятой на Стокгольмской конференции 1972 г. по проблемам окружающей человека среды Декларации об окружающей среде: «Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды».

Государства должны рационально использовать природные ресурсы, учитывая их потенциальные возможности, необходимость воспроизводства, не допуская необратимых негативных последствий. Они не должны изменять естественные природные условия на своей территории, если это оказывает вредное воздействие на природу других государств. Данное требование является конкретизацией общего принципа права «пользуйся так своим, чтобы не вредить другому». Применительно к международному праву окружающей среды этот принцип был сформулирован в Стокгольмской декларации 1972 г.: «Государства несут ответственность за то, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции». Он выражен также в международных договорах, в частности в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

Государства несут международную ответственность за экологический ущерб. Воплощением такой ответственности стали арбитражные и судебные решения по межгосударственным спорам об ущербе в результате загрязнения.

В международном праве закреплены также такие положения, как свобода исследования окружающей среды, содействие международному природоохранному сотрудничеству, оценка трансграничных экологических последствий, обмен информацией и взаимные консультации.


Международное право: понятие и предмет регулирования.

Международное право – совокупность юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.

Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

· между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

· между государствами и международными межправительственными организациями;

· между государствами и государствоподобными образованиями;

· между международными межправительственными организациями.

1. Понятие, предмет регулирования, функции, принципы и источники международного права.

2. Субъекты международного права. Правопреемство в международном праве.

1. Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

Межгосударственные - отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.

Международное право регулирует и отношения немежгосу­дарственного характера - т.е. отношения, в которых государ­ство является лишь одним из участников либо вообще не уча­ствует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охра­нительную.

Стабилизирующая функция состоит в том, что междуна­родно-правовые нормы призваны организовывать мировое сооб­щество, устанавливать определенный международный правопо­рядок и стабилизировать его.

Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников междуна­родных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении меж­дународных обязательств субъекты международных правоотно­шений вправе применить меры ответственности и санкции, пре­дусмотренные международным правом.

Основные принципы международного права:

1. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу, все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что все государства юридически равны и должны уважать правосубъектность других участников международных отношений. Все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях, организациях и международных договорах. Принцип суверенного равенства означает, что территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, а государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права.

2. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств.

Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются международным правом законными.

3. Согласно принципу мирного разрешения международных споров, государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами и таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами.

4. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

5. Принцип территориальной целостности государств предполагает, что государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории, таким образом, не признаются законными.

6. В соответствии с принципом нерушимости границ государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

7. Одним из фундаментальных принципов международного права является принцип уважения прав человека, которые рассматриваются как составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимым для дружественных отношений и сотрудничества.

8. Принцип права на самоопределение народов и наций означает, что все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение. Однако государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

9. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

Нормы международного права - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов.

В сфере международных отношений отсутствуют специаль­ные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего, государствами. Процесс создания норм международного права представляет собой согласование позиций государств, включающее две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Нормы международного права зафиксированы в виде опре­деленных правовых источников. Источником международного права принято считать форму выражения и закрепления меж­дународно-правовой нормы.

В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.

2. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права. Важнейшим признаком субъекта меж­дународного права является его право совершать самостоятель­ные международные действия, включая создание согласованных международно-правовых норм.

Международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъекты международного права - государства и борющиеся нации - в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями меж­дународно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (госу­дарственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет воз­можность самостоятельного участия в международных отно­шениях.

Юридическим источником правосубъектности для несуве­ренных субъектов международного права служат их учредитель­ные документы. Такими документами для международных орга­низаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора.

Государства являются основными субъектами международного права. Международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъект­ность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли.

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Международные межправительственные организации не об­ладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суве­ренными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетен­цией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. К данной категории субъектов относятся Ватикан и Мальтийский орден поскольку больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства.

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юри­дически значимого события, факта или поведения субъекта меж­дународного права. Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и в международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права. Дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.

Признание де-факто - это признание официальное, но не­полное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить поч­ву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Се­годня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре - признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международ­ного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном при­знании и установлении дипломатических отношений.

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств, субъектами право­преемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопре­емник (государство, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или раз­деление государств, передача части территории другому госу­дарству.

    Понятие международного права. Предмет регулирования международного права.

    Основные черты современного международного права.

    Система международного права. Международное публичное право и международное частное право.

1. Понятие международного права

Международное право - это комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем заключения соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

Прообразом международного права является сложившийся в римском праве термин jus gentium («право народов»). Но реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами как суверенными политическими организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.

Монистическая теория, дуалистическая теория.

Международное право как особая правовая система

В отечественной науке сложилась характеристика международного права как особой правовой системы. Имеется в виду реальное сосуществование двух правовых систем: правовой системы государства (внутригосударственной правовой системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).

В основе разграничения лежит, прежде всего, метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, международное право - в процессе согласования интересов различных государств.

Существенное значение имеет и предмет правового регулирования : у внутригосударственного права это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

Итак, в принятом понимании международное право - это самостоятельная правовая система. Согласно же ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Таким образом, в конституционной трактовке принятые Российской Федерацией международно-правовые нормы - это составная часть правовой системы государства.

Как разрешить это разноречие? Дело в том, очевидно, что формулировка Конституции исходит из широкой трактовки правовой системы, не ограничивая ее совокупностью юридических норм, т. е. правом, если иметь в виду сложившуюся терминологию.

В юридической литературе есть попытки усеченного восприятия и ограничительного толкования ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» применительно; к отдельным отраслям, которые будто бы в силу своей специфики не допускают прямого действия международно-правовых норм и их приоритетного применения в случаях расхождения с нормами соответствующих законов. Наиболее распространенным стал такой подход к уголовному законодательству, что обусловлено тем, что Уголовный кодекс РФ, как сказано в ч. 2 ст. 1, лишь «основывается» на нормах международного; права, и тем, что в нем отсутствует положение о применении правил международного договора в случаях иного, чем в УК РФ, регулирования.

Не согласуется такой подход с проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. В этом документе, одобренном Комиссией международного права ООН и ожидающем конвенционного воплощения, принцип уголовной ответственности выражен достаточно четко: «Преступления против мира и безопасности человечества являются преступлениями по международному праву и наказываются как таковые, вне зависимости от того, наказуемы ли они по внутригосударственному праву» (п. 2 ст. 1).

Такое положения исходит из того, что Комиссия по международному праву ООН признала общий принцип прямой применимости международного права в отношении личной ответственности и наказания за преступления по международному праву.

В теории разработаны аргументы в пользу концепции разграничения создаваемого государством права, т.е. внутригосударственного, национального права, и применяемого государством и в государстве права. Второй комплекс значительно шире и сложнее первого, ибо наряду с собственным правом государства он охватывает те находящиеся за рамками национального права нормы, которые подлежат применению или же могут быть применены в сфере внутригосударственной юрисдикции. Имеются в виду нормы межгосударственного права, принятые государством и предназначенные для внутреннего регулирования, и нормы иностранного права, применение которых в предусмотренных ситуациях допускается отдельными законами и международными договорами.

Предмет регулирования международного права

Отношения, регулируемые международным правом, определяют международные правоотношения, которые включают отношения :

а) между государствами - двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;

б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;

в) между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;

г) между международными межправительственными организациями.

Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения, поскольку каждая международная межправительственная организация - это форма объединения государств. Политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.

Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера - между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения «с иностранным элементом» или «с международным элементом»), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

При рассмотрении международных межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом.

Утверждается, что нормы международного права обязывают государство в целом, а не отдельные его органы и должностные лица, а компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются нормами внутригосударственного права. Здесь необходимо уточнение: нормы международного права не только обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомочивают. Что же касается существа проблемы, то в реальной международно-правовой практике адресатом этих норм становится не только само государство. Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, указывают вполне конкретных исполнителей договорных норм, именно на них непосредственно возлагая ответственность за реализацию обязательств. Более того, существуют международные договоры, отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.

Международное право существует как бы в двух измерениях и поэтому может быть охарактеризовано в двух аспектах .(1) Оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества. Соответственно такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений, внешнеполитических действий государств как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе и только в ней.

(2) Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика международного права как составной части формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т. е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений, непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.

Исторически сложилось разграничение двух категорий - международного публичного права и международного частного права. Международное публичное право – это регулятор межгосударственных отношений. К международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношений участников международных отношений негосударственного характера, имея в виду прежде всего частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Такие правила содержатся как во внутреннем праве государств, под юрисдикцией которых находятся соответствующие физические и юридические лица, так и в международных договорах и международных обычаях.