Принцесса диана кто ее убил. Принцесса Диана: тайны жизни и смерти

Десять лет назад произошла самая громкая автокатастрофа прошлого века. В парижском тоннеле погибла легендарная леди Ди, английская принцесса, женщина-символ (Смотрите фотогалерею «История жизни принцессы Дианы»). 27 и 28 августа на канале РЕН ТВ покажут документальный фильм «Чисто английское убийство». Авторы провели собственное расследование и попытались выяснить, была ли эта трагедия случайностью.

31 августа 1997 года, в 0 часов 27 минут автомобиль, в котором находились принцесса Диана, ее друг Доди аль-Файед, водитель Анри Поль и телохранитель Дианы Тревор Рис-Джонс врезается в 13-ю опору моста над туннелем Альма. Доди и водитель Анри Поль погибают на месте. Принцесса Диана умрет около 4 часов утра в госпитале.

Версия 1) Папарацци-убийцы?

Первая версия, высказанная следствием: в аварии виноваты несколько репортеров, которые передвигались на мотороллерах. Они преследовали черный «Мерседес» Дианы, и один из них, возможно, помешал автомобилю принцессы. Водитель «Мерседеса», пытаясь уйти от столкновения, врезался в бетонную опору моста.

Но в тоннель, согласно показаниям очевидцев, они въехали спустя несколько секунд после «Мерседеса» Дианы, а значит, не могли спровоцировать аварию.

Адвокат Виржини Барде:

— На самом деле нет никаких доказательств в виновности фотографов. Судья сказал: «В действиях фотографов нет признаков непредумышленного преступления, которое привело к смерти Дианы, Доди аль-Файеда, Анри Поля и нетрудоспособности Тревора Рис-Джонса».

Версия 2) Таинственный «Фиат Уно»

Следствие выдвигает новую версию: причина аварии - автомобиль, к тому времени уже находившийся в туннеле. В непосредственной близости от разбившегося «Мерседеса» сыскная полиция обнаружила осколки «Фиата Уно».

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции: «Обнаруженные нами осколки заднего фонаря и частицы краски позволили в течение 48 часов вычислить все характеристики «Фиата Уно».

При опросе очевидцев полицейские якобы выяснили, что «Фиат Уно» белого цвета через несколько секунд после произошедшей аварии зигзагами выехал из туннеля. Причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида, как будто увидел что-то, например, разбившийся автомобиль.

Сыскной полицией были определены точные характеристики машины, ее цвет и год выпуска. Но даже располагая сведениями об автомобиле и описанием внешности водителя, следствию так и не удалось отыскать ни машину, ни шофера.

Френсис Жиллери, автор собственного независимого расследования: «Были проверены все автомобили этой марки в стране, но ни один из них не имел следов похожего столкновения. Белый «Фиат Уно» как сквозь землю провалился! А очевидцы аварии, видевшие его, начали путаться в показаниях, из которых так и не стало ясно, был ли белый «Фиат» в злополучный момент на месте трагедии».

Интересно, что версия о белом «Фиате», ставшем якобы причиной аварии, как и информация о найденном на месте трагедии левом поворотнике, была обнародована не сразу, а только спустя две недели после произошедшего.

Версия 3) Британские спецслужбы

Лишь сегодня становятся известны подробности, о которых почему-то было принято не упоминать. Как только в туннель въехал черный «Мерседес», внезапно полумрак разрезала яркая вспышка света. Она настолько сильна, что все, кто ее наблюдал, на несколько секунд ослепли. А еще через мгновение ночную тишину взрывают визг тормозов и звук страшного удара. Франсуа Лавист в это время только выезжал из туннеля и находился всего в нескольких метрах от места трагедии. Сначала следствие приняло его показания, а затем признало единственного свидетеля ненадежным.

Версия получила распространение с подачи бывшего сотрудника МИ-6 Ричарда Томплисона. Бывший агент рассказал, что обстоятельства гибели принцессы Дианы напоминают ему план покушения на Слободана Милошевича, разработанный британскими спецслужбами. Югославского президента собирались ослепить в туннеле мощной вспышкой.

Полицейские неохотно заносят упоминание о вспышке света в протоколы. Очевидцы нервничают и настаивают на правдивости своих показаний. А спустя несколько месяцев британские и французские газеты напечатали сенсационное заявление бывшего агента британских спецслужб Ричарда Томплисона о том, что в туннеле Альма, возможно, было использовано новейшее лазерное оружие, которое находится на вооружении спецслужб.

Вновь «на сцене» «Фиат Уно»

Но как могли появиться на месте происшествия осколки машины, которая так и не будет найдена? Версия СМИ - осколки «Фиата» подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП. Пресса настаивает на том, что это британские спецслужбы.

Спецслужбы знали, что белый «Фиат» обязательно будет этой ночью рядом с машиной принцессы Дианы. Именно на белом «Фиате» передвигался один из самых известных и удачливых папарацци Парижа Джеймс Андансон. Он не мог пропустить такой случай заработать на снимках интересующей всех звездной пары…

СМИ высказали предположение, что доказать причастность фотографа и его машины к аварии службы просто не смогли, хоть и очень надеялись. Андансон действительно был в ту ночь в тоннеле. Правда, по словам некоторых его коллег, находившихся вечером 30 августа 1997 года у отеля «Ритц», это был редкий случай, когда фотограф прибыл на работу без машины. И, возможно, поэтому разработанная кем-то версия о виновности Андансона в аварии лишилась центрального звена еще до того, как Доди и Диана вышли из отеля. С другой стороны, Андансон действительно мог быть причастен к аварии. Он неоднократно попадал в поле зрения службы безопасности семьи аль-Файеда, и для них, конечно, не было секретом, что Андерсен является не только удачливым фотографом. Доказательства того, что фотограф - агент британской спецслужбы, якобы удалось раздобыть службе безопасности аль-Файеда. Но отец Доди по каким-то причинам сейчас не считает нужным предъявлять их следствию. Джеймс Андансон был не случайной фигурой в этой трагедии.

Андансона видели в туннеле, причем там он действительно оказался одним из первых. Видели на месте трагедии и машину, очень похожую на его автомобиль, правда, с другими номерами, возможно, фальшивыми.

А вот дальше начинаются вопросы, на которые ответа нет. Почему фотограф, который ради сенсационного снимка провел несколько часов у отеля «Ритц», вдруг не дождавшись Диану с Доди аль-Файедом, ни с того не с сего покинул свой пост и отправился прямо к туннелю. После аварии Андансон, даже не дождавшись развязки, когда в туннеле только стала собираться толпа, внезапно исчезает. Буквально среди ночи - в 4 часа утра - улетает из Парижа ближайшим рейсом на Корсику.

Спустя некоторое время во Французских Пиренеях его труп найдут в сгоревшем автомобиле. В то время когда полицейские устанавливают личность погибшего, в офисе его парижского фотоагентства неизвестные похищают все бумаги, снимки и компьютерные диски, связанные с гибелью принцессы Дианы.

Если это не роковое совпадение, то Андансон был устранен либо как нежелательный свидетель, либо как исполнитель убийства.

В сентябре 1999-го в одном из госпиталей Парижа скончался еще один репортер, бывший в ту злополучную ночь рядом с искореженным черным «Мерседесом». Репортер Джеймс Кит готовился к легкой операции на колене, но заявил друзьям: «У меня предчувствие, что я не вернусь». После выписки из больницы репортер собирался опубликовать документы о причинах аварии на мосту Альма, но уже через несколько часов после его смерти и веб-страница Интернета с подробностями расследований, и все материалы были уничтожены.

Кто выключил камеры?

Работавшие на месте происшествия полицейские решают приобщить к делу записи дорожных камер видеонаблюдения. Именно по ним можно точно установить, как произошла авария и сколько было в туннеле автомобилей в момент столкновения. Вызванные работники дорожной службы не понимают, к чему такая спешка, и только удивляются, почему пленки нельзя отсмотреть завтра с утра. Но когда они вскрывают боксы, в которые вмонтированы видеокамеры, то удивляются еще больше. Система видеонаблюдения, исправно работающая во всех остальных точках Парижа, по странному стечению обстоятельств, именно в туннеле Альма вышла из строя. Кто или что явилось тому причиной, можно только гадать.

Версия 4) Пьяный водитель

5 июля 1999 года, спустя почти два года, газеты всех стран мира печатают сенсационное заявление следствия: главная вина за случившееся в туннеле Альма лежит на водителе «Мерседеса» Анри Поле. Он был шефом службы безопасности отеля «Ритц» и также погиб в этой катастрофе. Следователи его обвиняют в том, что он сел за руль пьяным.

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Официально было объявлено, что он вел машину на скорости 180 км/час. Очень быстро. Теперь же в деле приписано мелким шрифтом: «Авария произошла на скорости 60 (!) километров в час». Не 180 км/час, а 60!»

Заявление о том, что водитель был пьян, прозвучало как гром среди ясного неба. Чтобы это доказать либо опровергнуть, необходимо всего лишь взять кровь погибшего на анализ. Однако именно эта простая операция обернется самым настоящим детективом.

Жак Мюлес, который первым из представителей следственных органов прибыл на место трагедии, заявил, что анализ крови показал истинное положение дел, а значит, Анри Поль действительно был сильно пьян.

Жак Мюлес, начальника бригады сыскной полиции: «Перед отъездом из «Ритца» принцесса Диана и Доди аль-Файед нервничали. Но главное, что указывает на несчастный случай, это наличие алкоголя - 1,78 промилле в крови шофера господина Анри Поля. Вдобавок он принимал антидепрессанты, что тоже повлияло на манеру вождения».

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Съемка доказывает, что Анри Поль адекватно вел себя в отеле в тот вечер, он разговаривает с Доди вот на таком расстоянии, говорит с Дианой. Если бы обнаружились хоть малейшие признаки опьянения, Доди, а он был очень придирчивым в этом отношении, никуда бы не поехал. Он вообще бы его уволил».

Чтобы иметь в крови столько алкоголя, Анри Поль должен был выпить примерно 10 бокалов вина. Такое опьянение не могли не заметить находящиеся у отеля фотографы, но ни один из них не указал на это в своих показаниях.

Данные экспертизы, указывающие на состояние сильного опьянения, были готовы уже через 24 часа после вскрытия. Но официально об этом было заявлено лишь спустя два года. 24 месяца следствие отрабатывало заведомо более слабую версию виновности папарацци или присутствия «Фиата Уно». А спустя два года вряд ли кто из видевших в тот вечер шефа службы безопасности отеля Анри Поля с уверенностью сможет сказать, был ли он абсолютно трезв.

Спустя сутки после аварии эксперты-токсикологи Жильбер Пепен и Доминик Лекомт только что закончили анализ крови Анри Поля. Пробирки помещают сначала в бокс, а затем в холодильник. Результаты заносят в протокол. Согласно написанному, водителя можно признать не просто чуть выпившим, а просто пьяным… Но цифры, написанные в графе ниже, вызывают еще большее удивление: уровень оксида углерода равен 20,7%. Если это на самом деле так, водитель просто не смог бы стоять на ногах, не говоря уже об управлении автомобилем. Лишь человек, покончивший с собой, надышавшись газами из выхлопной трубы автомобиля, мог иметь в крови такое количество оксида углерода, которое было обнаружено в крови Поля…

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Более чем вероятно, что случайно или преднамеренно образцы крови были переставлены. Их так или иначе перепутали. В морге было много ошибок с бирками, что на сегодняшний день доказано…»

Спецслужбам Франции тоже есть что скрывать в этой истории. В связи тем, что остальные трупы все равно не найти, уже не столь важно - подменили пробирки случайно или это была специально подготовленная акция. Важно другое. Кому-то очень нужно было, чтобы следствие шло как можно дольше. Чтобы путаницы в нем было как можно больше. Пробирки с кровью Анри Поля вполне могли заменить на кровь другого человека, покончившего с собой.

В течение долгого времени органы следствия настаивали на том, что ошибки быть не может. Это действительно кровь Анри Поля. Однако съемочной группе канала РЕН ТВ в результате собственного расследования удалось доказать, что кровь, в которой обнаружили следы алкоголя и угарного газа, не принадлежит водителю принцессы Дианы.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции, признался нашей съемочной группе, что собственными руками забирал пробирки с кровью Анри Поля и действительно перепутал номера, отдав под именем водителя принцессы Дианы пробирку с кровью совсем другого человека.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции. «Это моя промашка. Дело в том, что я работал двое суток подряд, ночь не спал. Из-за усталости перепутал номера пробирок. Я сразу же известил об этом судью, но тот сказал, что это не существенно».

Несущественно в том случае, если ошибка тотчас была исправлена. А если нет? Если по простому недосмотру или - того хуже - преднамеренно результаты анализа так и остались сфальсифицированными? На этот вопрос ответа по-прежнему нет

Кто такой Анри Поль?

Анри Поль, глава службы безопасности отеля «Ритц», - единственный официальный виновник трагедии. В отчетах следствия он предстает законченным неврастеником и пьяницей. Эксперты-таксологи указывают на наличие в крови Анри Поля наряду с алкоголем еще и значительного количества антидепрессантов. Врач подтверждает, что выписала Полю препараты для лечения депрессии. И для снижения тяги к алкоголю, поскольку, со слов врача, пациент злоупотреблял спиртным.

Мы решили проверить, на самом ли деле глава службы безопасности элитного отеля был алкоголиком и наркоманом.

Кафе-ресторан «Ле гран Кольбер». Сюда Анри Поль на протяжении многих лет ходил ужинать.

Джоэль Флеури хозяина ресторана: «Я купил ресторан в 1992 году. Анри Поль был здесь уже завсегдатаем… Он бывал здесь каждую неделю. Нет, он не был алкоголиком. Выяснилось, что мы занимаемся в одном летном клубе - он летает на легких самолетах, я - на легких вертолетах».

Накануне трагедии Анри Поль, для того чтобы продлить летную лицензию, проходит строгий медицинский осмотр. Врач осматривает его и берет кровь на анализы за сутки до катастрофы.

Врачи не нашли у Анри ни следов скрытого алкоголизма, ни следов каких-либо медикаментов.

После смерти Анри Поля на его счету обнаружились очень большие суммы денег, которые, по идее, он не мог заработать. В общей сложности у него было 1,2 млн. франков.

Борис Громов, историк спецслужб: «Анри Поль, по утверждению некоторых британских разведчиков, являлся штатным агентом МИ-6. Его фамилия часто упоминалась в досье этой службы. Понятно, что здесь ничего нет случайного, и понятна его роль. Потому что в отеле «Ритц» часто останавливаются высокопоставленные государственные деятели различных стран… И служить там руководителем службы безопасности чрезвычайно выгодно для любой разведки…»

За 40 минут до трагедии принцесса Диана еще не знает, что за рулем их машины окажется не личный телохранитель Доди Кен Уингфилд, а начальник службы безопасности отеля Анри Поль.

По версии, которой располагало следствие изначально, его машина оказалась неисправной. И потому пара отправилась на автомобиле Анри Поля. Однако через восемь лет Уингфилд заявил, что его автомобиль был исправен. Просто Анри Поль, как руководитель службы безопасности отеля, приказал Уингфилду остаться и самостоятельно повез Диану и Доди на своей машине и по другому маршруту. Почему Уингфилд столько лет молчал? Чего он боялся?

Охранник Дианы Тревор Рис-Джонс, выезжая из отеля «Ритц», сел на свое обычное место - на сиденье рядом с шофером, которое называют «местом покойника». Из-за того, что во время аварии оно наиболее уязвимо. Но Рис-Джонс уцелел. А находящиеся на заднем сиденье Диана и Доди аль-Файед погибли. Сегодня единственный из выживших не может сказать ничего о том, что произошло в туннеле. Он потерял память и не помнит ничего, что пролило бы свет на события той ночи. Остается только надеяться, что со временем Рис-Джонс вылечится. Но вот успеет ли сказать все, что вспомнит, неизвестно…

Охранник Доди аль-Файеда уже давно был на операционном столе. И несмотря на более тяжелое ранение, врачи уже не сомневались: пациент будет жить. Принцессу Диану в это же время почему-то пытаются спасать в карете скорой помощи.

Машина стоит. В движении процедуры делать невозможно.По сути, как утверждают специалисты.

Сегодня исполняется 15 лет со дня гибели принцессы Уэльской Дианы. Урожденная Диана Френсис Спенсер погибла в возрасте 36 лет, через год после развода со своим первым и единственным законным супругом принцем Чарльзом. Принцесса Диана была одной из самых популярных женщин мира. Ее называли "Леди Ди", "народной принцессой", "королевой сердец". В ночь на 31 августа 1997 года в автомобильной аварии, произошедшей в подземном тоннеле под площадью Альма в Париже, "народная принцесса" погибла. Было ли это убийство или случайность? До сих пор ответ на этот вопрос будоражит сердца и умы многих людей.

Папарацци

Первая версия гибели принцессы Дианы, которая была высказана следствием: в аварии виноваты несколько репортеров, которые передвигались на мотороллерах. Они преследовали черный "Мерседес" Дианы, и один из них, возможно, помешал автомобилю принцессы. Водитель "Мерседеса", пытаясь уйти от столкновения, врезался в бетонную опору моста.

Но в тоннель, согласно показаниям очевидцев, они въехали спустя несколько секунд после "Мерседеса" Дианы, а значит, не могли спровоцировать аварию.

По словам адвоката Виржини Барде, на самом деле нет никаких доказательств виновности фотографов.

Таинственный автомобиль

Следствие выдвигало и другую версию: причина аварии - автомобиль, к тому времени уже находившийся в тоннеле. В непосредственной близости от разбившегося "Мерседеса" сыскная полиция обнаружила осколки "Фиата Уно".

При опросе очевидцев полицейские якобы выяснили, что "Фиат Уно" белого цвета через несколько секунд после произошедшей аварии зигзагами выехал из тоннеля. Причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида, как будто увидел что-то, например, разбившийся автомобиль.

Сыскной полицией также были определены точные характеристики машины, ее цвет и год выпуска. Но, даже располагая сведениями об автомобиле и описанием внешности водителя, следствию так и не удалось отыскать ни машину, ни шофера.

Френсис Жиллери, автор собственного независимого расследования гибели Леди Ди как-то писала: "Были проверены все автомобили этой марки в стране, но ни один из них не имел следов похожего столкновения. Белый "Фиат Уно" как сквозь землю провалился! А очевидцы аварии, видевшие его, начали путаться в показаниях, из которых так и не стало ясно, был ли белый "Фиат" в злополучный момент на месте трагедии".

Интересно и то, что версия о белом "Фиате", ставшем якобы причиной аварии, была обнародована не сразу, а только спустя две недели после произошедшего.

Британские спецслужбы

Уже позже стали известны другие подробности аварии и выдвигались все новые и новые версии гибели принцессы Дианы.

Например, как писали многие СМИ, когда в тоннель въехал черный "Мерседес", внезапно полумрак разрезала яркая вспышка света, настолько сильная, что все, кто ее наблюдал, на несколько секунд ослепли. А еще через мгновение ночную тишину взрывают визг тормозов и звук страшного удара.

По словам СМИ, версия получила распространение с подачи одного бывшего агента британских спецслужб, который рассказал, что обстоятельства гибели принцессы Дианы напоминают ему план покушения на Слободана Милошевича, разработанный британскими спецслужбами. Югославского президента собирались ослепить в тоннеле мощной вспышкой.

Спустя несколько месяцев британские и французские газеты напечатали сенсационное заявление бывшего агента британских спецслужб Ричарда Томплисона о том, что в тоннеле Альма, возможно, было использовано новейшее лазерное оружие, которое находится на вооружении спецслужб.

После этого заявления СМИ предположили, что осколки "Фиата" подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП. Пресса настаивала долгое время на том, что это британские спецслужбы.

"Удачливый" фотограф

Существует еще одна версия, связанная с таинственным "Фиатом". Версия СМИ - осколки "Фиата" подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП.

В прессе ходили слухи, что спецслужбы знали, что белый "Фиат" обязательно будет этой ночью рядом с машиной принцессы Дианы. Именно на белом "Фиате" передвигался один из самых известных и удачливых папарацци Парижа Джеймс Андансон.

СМИ высказали предположение, что доказать причастность фотографа и его машины к аварии службы просто не смогли, хоть и очень надеялись. Андансон действительно был в ту ночь в тоннеле. Правда, по словам некоторых его коллег, находившихся вечером 30 августа 1997 года у отеля "Ритц", это был редкий случай, когда фотограф прибыл на работу без машины. Андансон неоднократно попадал в поле зрения службы безопасности семьи аль-Файеда, и для них, конечно, не было секретом, что Андансон является не только удачливым фотографом. Доказательства того, что фотограф - агент британской спецслужбы, якобы удалось раздобыть службе безопасности аль-Файеда. Но отец Доди по каким-то причинам сейчас не считает нужным предъявлять их следствию. Джеймс Андансон был не случайной фигурой в этой трагедии.

Принцесса Диана и Доди аль-Файед

Андансона видели в тоннеле, причем там он действительно оказался одним из первых. Видели на месте трагедии и машину, очень похожую на его автомобиль, правда, с другими номерами, возможно, фальшивыми.

После аварии Андансон, даже не дождавшись развязки, когда в тоннеле только стала собираться толпа, внезапно исчезает. Буквально среди ночи - в 4 часа утра - улетает из Парижа ближайшим рейсом на Корсику.

Спустя некоторое время во Французских Пиренеях его труп найдут в сгоревшем автомобиле. В то время когда полицейские устанавливают личность погибшего, в офисе его парижского фотоагентства неизвестные похищают все бумаги, снимки и компьютерные диски, связанные с гибелью принцессы Дианы.

СМИ предполагали, что если это не роковое совпадение, то Андансон был устранен либо как нежелательный свидетель, либо как исполнитель убийства.

Пьяный водитель

5 июля 1999 года, спустя почти два года, газеты всех стран мира печатают сенсационное заявление следствия: главная вина за случившееся в тоннеле Альма лежит на водителе "Мерседеса" Анри Поле. Он был шефом службы безопасности отеля "Ритц" и также погиб в этой катастрофе. Следователи его обвинили в том, что он сел за руль пьяным.

Заявление о том, что водитель был пьян, прозвучало как гром среди ясного неба. Данные экспертизы, указывающие на состояние сильного опьянения, были готовы уже через 24 часа после вскрытия. Но официально об этом было заявлено лишь спустя два года. 24 месяца следствие отрабатывало заведомо более слабую версию виновности папарацци или присутствия "Фиата Уно".

Жак Мюлес, который первым из представителей следственных органов прибыл на место трагедии, заявил, что анализ крови показал истинное положение дел, а значит, Анри Поль действительно был сильно пьян. По его словам, перед отъездом из "Ритца" принцесса Диана и Доди аль-Файед нервничали. Но главное, что указывало на несчастный случай, это наличие алкоголя - 1,78 промилле в крови шофера господина Анри Поля и вдобавок то, что он принимал антидепрессанты.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

31 августа 2017 года исполнилось ровно 20 лет со дня трагической гибели принцессы Уэльской Дианы, матери двоих наследных принцев и жены единственного сына королевы Елизаветы II.

Эта печальная дата была окружена британским скандалом национального масштаба, так как всплыли неизвестные ранее видеозаписи принцессы Дианы, которые не только вносят подробности в историю ее брака с наследником престола Чарльзом, но и, возможно, проливают свет на причины ее гибели.

Слухи о том, что правящий дом Виндзоров имеет прямое отношение к загадочной смерти Дианы возникли сразу же после трагедии. И вот только теперь, похоже, был назван мотив для убийства.

Ко дню годовщины смерти леди Ди вышел документальный фильм, в который попали пленки с длинными монологами принцессы Дианы о личной жизни, до сих пор хранившиеся британским телеканалом Channel 4 в тайне.

И возможно именно личные рассказы Принцессы Дианы о самом личном сможет пролить свет на одну из самых загадочных смертей знаменитостей.

Принцесса Диана в 1991 году (на десятом году жизни с принцем Чарльзом) начала брать уроки риторики. Ее брак трещал по швам, муж почти в открытую изменял ей с Камиллой Паркер-Боулз. Диане нужно было научиться держать себя в руках и элегантно, спокойно и уклончиво отвечать на вопросы журналистов. Кроме того, ее недолюбливали в королевской семье — сама Елизавета II не питала к Диане особенно теплых чувств, и огорчение принцессы по этому поводу тоже требовалось скрывать.


Принцесса Диана рассказала на камеру о самом личном

Педагог Питер Сеттерин, который занимался с Дианой, решил записать ее речь на видео, чтобы потом вместе с ученицей поправить ошибки и разобрать особенности, с которыми она говорит. Сеттерин попросил принцессу Диану рассказать что-нибудь о себе, как вдруг она начала говорить о личном — о том, что ее брак практически развалился, несмотря на двоих детей, принцев Гарри и Уильяма. Кроме того, Диана рассказала, что и сама вступила в новые отношения.

Выходу этого фильма предшествовала шумная кампания в прессе, а брат Дианы – граф Спенсер – и друзья королевской семьи категорично требовали от руководства Channel 4 не показывать скандальные свидетельства, не эксплуатировать светлый образ «народной принцессы» и не травмировать ее сыновей.


Принцесса Диана с мужем и сыновьями

Но телевизионщики этих требований не услышали, и фильм «Диана: Своими словами» вышел в эфир за 25 дней до 20-летней годовщины со дня трагической гибели принцессы.
Причина по которой королевская семья была против фильма понятна – иногда Принцесса говорит очень жесткие вещи, например, когда рассказала, сколь неуклюже принц Чарльз за ней ухаживал: «Когда он налез на меня и начал целовать и всякое такое, я подумала: «Фу-у-у! Так же не делается!»

Не менее шокирующее выглядят рассказы про то, что в первые годы супружеской жизни они занимались сексом всего раз в три недели. Причем в последние семь лет муж вообще перестал делить с ней постель и проводил освободившееся время со своей любовницей Камиллой Паркер-Боулз.

Диана рассказала Сеттелену и о своей настоящей любви. Спустя четыре года после свадьбы она влюбилась в своего телохранителя – симпатичного брюнета Барри Манаки. Он был женат, и Диана утверждала, что «видела в нем отцовскую фигуру, ничего больше». Правда это или нет, но вскоре Манаки перевели на другое место работы, а через три недели после этого он насмерть разбился на своем мотоцикле.

«Все открылось, и его уволили, а потом убили. Это был самый страшный удар в моей жизни», – так рассказала об этом Диана.

Впоследствии Сеттелен признавался журналистам, что был «по-настоящему испуган» этими откровениями, но быстро понял цель Дианы.
Она уже думала о разводе и хотела заранее отрепетировать, как будет держаться перед журналистами.

Грубо говоря, Сеттелен помог ей наметить «линию защиты». Обвинения в адрес Чарльза и его матери, королевы Елизаветы, они репетировали до конца 1993-го, а в 1996 году знаменитая пара действительно развелась.

При жизни Дианы все видеозаписи Сеттелена хранились в ее доме.

Сразу после ее гибели (31 августа 1997 года) они пропали, но нашлись несколько лет спустя у ее дворецкого. Право владения ими оспаривали между собой брат Дианы граф Спенсер и Сеттелен как автор записей. Выиграв дело, он продал пленки телеканалу Channel 4.

Публикация этих пленок вновь поднимает вопросы, чрезвычайно болезненные для британской королевской семьи. Признание в любви к Манаки напоминает и о других любовниках Дианы, сопровождавших ее неудавшийся брак. Там был и инструктор по верховой езде Джеймс Хьюитт, и придворный офицер Дэвид Уотерхауз, и бизнесмен Джеймс Гилби.

Это с неизбежностью порождает сомнения, что настоящим отцом принцев Уильяма и Гарри был наследник британского престола.

Жутковато выглядят и воспоминания Дианы о гибели Манаки. Подозрения о том, что он был целенаправленно убит из-за своего романа с принцессой, возродились после загадочной гибели самой Дианы. Автокатастрофа, в которой также погибли ее любовник Доди Аль-Файед и их водитель, порождала разнообразные теории заговора все эти 20 лет.

Странным казалось практически все. Почему высокопрофессиональный водитель Аль-Файеда не смог справиться с управлением? Почему молчит единственный выживший пассажир – телохранитель Риз-Джонс, сидевший на переднем сидении?

Версия о том, что Диану убила МИ-6 по приказу принца Филиппа, супруга королевы Елизаветы, была запущена в публику отцом Доди, олигархом Мохаммедом Аль-Файедом.
Он участвовал в нескольких расследованиях и всегда заявлял, что королевская семья расправилась с Дианой, чтобы не допустить ее брака с мусульманином.

Впрочем, Аль-Файед также утверждал, что Диана в момент гибели была уже беременна от Доди, но вскрытие этого не подтвердило. На это миллиардер заявил, что результаты вскрытия были подделаны по требованию королевской семьи.


Фото аварии, в которой погибла Принцесса Диана

В 2007 году после многочисленных судебных разбирательств оформилась официальная версия произошедшего. Главным виновником был назначен водитель, в крови которого был найден алкоголь, версию Аль-Файеда заклеймили как безосновательную конспирологию. Тем более что олигарх сыграл в судьбе Дианы сомнительную роль, слишком уж старательно сводя ее со своим сыном.

У всех теорий заговора, сложившихся вокруг гибели Дианы, было одно слабое звено: отсутствие у заговорщиков мотива. Да, в своих скандальных интервью бывшая жена наследника престола сделала общенациональным достоянием все грязное белье королевской семьи. Но это парадоксальным образом лишь повысило популярность дома Виндзоров. Благодаря Диане они стали участниками бесконечной мыльной оперы, за которой следил весь мир.

Да, Диана не отличалась целомудрием и выставляла напоказ свои романы. Но принц Чарльз не уступал ей по части скандальности. Он ни от кого не скрывал свою многолетнюю связь с замужней Камиллой Паркер-Боулз и натурально плевал на общественное мнение.

Казалось бы, легкомысленная и очаровательная Диана не представляла никакой угрозы для дома Виндзоров. В конце концов, английская монархия переживала и не такие скандалы. Любовные похождения наследников престола – принцев Уэльских – давно вошли в традицию. Говорят, что прапрабабушка Паркер-Боулз была любовницей прапрадедушки принца Чарльза.

Но накануне выхода в эфир фильма «Своими словами» газета The Sun, принадлежащая олигарху Руперту Мердоку, объявила, что в ее распоряжении оказалось еще 12 часов видеозаписей, сделанных леди Ди незадолго до гибели.

Оператором выступил неназванный сотрудник «Би-Би-Си», проживающий сегодня в США. Эти пленки подтверждают, что бывшая принцесса имела серьезные планы на английский престол.

На записи Диана вновь разоблачает аморальное поведение своего мужа, рассказывая о том, как наследник, спрятавшись от нее в туалете, вел неприличные разговоры по телефону с Камиллой.

А потом заявляет на камеру, что «готова сделать все, лишь бы не дать Чарльзу стать королем».

В своем дневнике съемок оператор записал, что Диана планирует возвести на престол после смерти королевы Елизаветы своего старшего сына принца Уильяма: «У нее была такая романтическая идея стать «делателем королей», матерью, стоящей за спиной своего сына».

Красивая принцесса сумела понравиться публике. Она хорошо одевалась, вела себя демократично и просто, но особенно народ подкупало то, как супруга наследника престола в своих многочисленных интервью жалуется на тяжелую жизнь: муж изменяет, свекровь презирает, слезы текут рекой. Чтобы успокоиться, Диана начинает есть и не может остановиться. Любая домохозяйка узнавала себя в этом списке обид. «Богатые тоже плачут».

За эту откровенность нация «простила» Диане ее высокое происхождение. Принцесса принадлежала к одной из самых знатных семей Британии и была дочерью графа Спенсера, но в народном воображении стала бедной Золушкой, которую замучили в королевском дворце.

В то же время собственного мужа – наследника престола – «народная принцесса» изображала в самом черном свете. С ее подачи разгорались чудовищные скандалы, самым неприятным из которых стал «Камилла-гейт». Он начался с того, что кто-то слил в прессу телефонный разговор Чарльза с Камиллой. В нем принц Уэльский сказал любовнице, что хотел бы быть ее тампоном.

Осмеяв Чарльза, публика легко простила Диану. Она же была иконой стиля и «королевой сердец».

К концу их брака Чарльз был полностью скомпрометирован, а Диана выглядела невинной жертвой. После развода принцесса постаралась очернить королевскую семью еще больше.

В свете ее плана это выглядит логично: принцесса надеялась, что под давлением общественного мнения королева вынуждена будет сделать своим наследником сына Дианы принца Уильяма. После его воцарения Диана стала бы всемогущим «серым кардиналом».

Если у Дианы и впрямь был подобный план, конспирологические версии ее гибели больше не выглядят экстравагантно.

Главные герои игры престолов всегда ходят по лезвию ножа. Особенно в период, когда авторитет монархии неуклонно падает, а в Британии сейчас происходит именно это.
Некогда самой могущественной короне мира больше не сулят блестящих перспектив даже убежденные консерваторы, многие из которых в частных разговорах мрачно признаются, что падение дома Виндзоров не более чем вопрос времени.

Но как бы там не было на самом деле, нам остается только догадываться, почему 31 августа 1997 года в Париже автомобиль, в котором леди Диана и Доди аль-Файед пытались уйти от преследования папарацци, на огромной скорости въехал в тоннель перед мостом Альма на набережной Сены и врезался в опору. Доди погиб мгновенно, а Диана около часа умирала в обломках искореженного металла под вспышки камер подоспевших к месту трагедии журналистов. Жаждущие сенсаций мерзавцы даже не попытались помочь…

Принцессе ДИАНЕ УЭЛЬСКОЙ посвящается…

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Принцесса Уэльская Диана была одной из самых фотографируемых женщин в мире

Смерть принцессы Дианы в 1997 году и реакция общества на эту трагедию встряхнули дом Виндзоров.

Двадцать лет спустя во дворце произошел бескровный переворот. Все члены королевской семьи по-прежнему на своих местах, но центр влияния сместился.

В начале августа этого года со своего поста ушел личный секретарь королевы сэр Кристофер Гейдт, находившийся подле нее много лет. Это означает, что старший сын Елизаветы II теперь сможет сам во многом определять, в каком направлении будет двигаться британская монархия.

Внутренние перестановки во дворце интересны только ближнему кругу придворных, но мало заботят всех остальных.

Но все же недавние перемены должны порадовать принца Чарльза. Наследник престола, так долго дожидающийся своей очереди, выглядит гораздо более удовлетворенным и менее обеспокоенным.

Он все еще горит желанием привнести перемены, его ярая приверженность борьбе с изменением климата принята мейнстримом.

Когда-то над привычкой принца разговаривать с растениями и деревьями смеялись, сегодня его превозносят за желание спасти планету.

С каждым годом теперь его мама будет делать все меньше, а он - все больше.

На его горизонте уже не так облачно.

Когда-то этот горизонт был затянут тучами скандалов в доме Уэльсов, главными из которых стали его телевизионное признание в супружеской измене и просочившиеся в прессу комментарии о женских тампонах.

Многолетнее влияние

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Но все не так просто. Какие бы соглашения между ним и его первой женой ни были достигнуты при ее жизни, они не выдержали испытание ее смертью.

Призрак Дианы преследует Чарльза.

Недавний опрос общественного мнения, проведенный по заказу новостного агентства Press Association, показал, что число людей, считающих вклад принца Уэльского в королевскую семью положительным, упало с 60% до 36%.

Опрос этот был проведен в тот момент, когда сложно было не вспомнить о болезненном прошлом Чарльза.

Газеты и телевизионные каналы в последнее время все время говорят о том влиянии, которое принцесса Диана оказала на самые разные сферы жизни - от мира моды до британской монархии.

Плотное освещение этой темы в СМИ на протяжении целого месяца, вероятно, озадачило любого человека младше 25 лет и сбило бы с толку залетного марсианина.

Многочисленные поклонники Чарльза скажут, что тень Дианы, неблагоприятно сказывающаяся на его популярности, с каждым годом будет рассеиваться.

Но 20 лет позади, а ее влияние все еще велико.

Общественный гнев

Королева первой поняла значимость Дианы, это было за несколько дней до ее похорон в 1997 году.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Королеву порицали за ее молчание сразу после гибели Дианы

Пустой флагшток Букингемского дворца и затянувшееся пребывание королевы в ее шотландской резиденции Балморал не остались незамеченными, и продолжаться так дальше не могло.

Ее Величество вернулась в Лондон. "Она уступила. Я был удивлен", - сказал один из бывших высокопоставленных сотрудников ее секритариата в документальном фильме Би-би-си.

В своем телеобращении к нации королева обещала извлечь уроки из жизни Дианы.

Блюстительница древнего института власти старалась не оказаться по другую сторону общественного мнения. Неделя после гибели принцессы Уэльской стала худшей в правлении королевы.

Второй такой недели она не хочет.

Поклонники принцессы полагают, что поведение двора все эти годы преследовало цель не только оградить себя, но и сделать так, чтобы память о Диане улетучилась и не довлела над жизнью дома Виндзоров.

Никто из представителей королевской семьи в 2000 году не пришел не открытие сада ее памяти.

На протяжении двух десятилетий само собой подразумевалось, что эта женщина, погибшая в 36 лет, не может быть высечена из камня.

Но теперь за дело взялись ее сыновья. Скоро будет открыт памятник Диане. Принцы, наедине с собой оплакивавшие ее будучи детьми, теперь став взрослыми, делают все, чтобы память о ней жила.

Уильям и Гарри в многочисленных интервью , и как она боролась за справедливость и за свои убеждения, которые ее сыновья также разделяют.

"Исключительная и незаменимая"

Те, кто ищет признаки неослабевающего влияния Дианы и ее значимости сегодня, находят их в том, насколько цельными людьми стали ее дети и как комфортно они чувствуют себя на публике.

Но за все надо платить. Принцы, которые живут во дворце, но в детстве ели с мамой гамбургеры за его пределами, с трудом могут принять, что обычная, нормальная жизнь уже не для них.

Правообладатель иллюстрации PA Image caption Принцам Уильяму и Гарри было всего 15 и 12 лет соответственно, когда они потеряли мать

Когда-то королева смирилась с тем фактом, что ее частная жизнь может протекать только в пределах ее обширных поместий. Но ее внуки периодически бунтуют против таких ограничений.

Помимо желания изведать жизнь за пределами дворца, сыновья Дианы также разделяют ее двойственное отношение к средствам массовой информации. Она привечала прессу и старалась ее приручить. Но у нее не получилось.

Один факт для принцев останется неизменным: фотографы преследовали их маму в парижском тоннеле, а подвыпивший шофер мчал ее к преждевременной смерти.

Влияние Дианы на британскую монархию по-прежнему очень велико. Возможно, оно несколько ослабнет к моменту вступления на престол короля Чарльза, чья жена все еще имеет шанс стать королевой Камиллой.

30-летняя годовщина смерти Дианы, быть может, не будет такой же значимой датой, как нынешняя.

Но в настоящий момент ее продолжают оплакивать и ее близкие, и те, кто никогда с ней не встречался. Как выразился ее брат граф Спенсер в панегирике, она была "уникальной, сложной, исключительной и незаменимой Дианой".

В половине первого ночи 31 августа 1997 года черный «мерседес 280SEL», мчавшийся по Парижу на скорости более 100 км/час, врезался в тринадцатую опору тоннеля Альма. Через три с половиной часа доктора в больнице La Pitie-Salpetriere зафиксировали смерть британской гражданки Дианы Спенсер, более известной как принцесса Диана, или леди Ди. В ходе недавнего опроса большинство жителей Великобритании назвали гибель Дианы главным событием ХХ века - более важным, чем победа над фашизмом во Второй мировой войне.

5 июля 1999 года cледственный судья Эрве Стефан передал дело в прокуратуру, возложив главную вину на 41-летнего шефа службы безопасности отеля Ritz Анри Поля, который был за рулем злополучной машины. Анализ, проведенный в первые часы после аварии, выявил удивительно высокий уровень содержания этилового спирта в крови водителя, погибшего вместе с Дианой и Доди аль-Файедом, - 1,87 промилле. Это эквивалентно тому, как если бы он выпил подряд две большие бутылки вина. Кроме того, было обнаружено, что Анри Поль принял несколько таблеток-антидепрессантов, которые усиливают действие алкоголя.

Но в августе этого года, накануне пятой годовщины трагедии, родители водителя, Пьер и Жизель Поль, подали иск с требованием, чтобы им передали пробу крови сына для проведения контрольного анализа на ДНК. Они убеждены, что кровь - по ошибке или умышленно - была взята у другого человека, и полны решимости добиться восстановления доброго имени и репутации Анри Поля.

На редкость высокий уровень алкоголя в крови водителя «мерседеса» - не единственный факт в этой истории, по сей день вызывающий ожесточенные споры и сомнения. В 2003 году гибель принцессы Дианы вновь станет предметом судебного разбирательства. Такое решение принял новый коронер королевской семьи Майкл Берджесс.

Плата за обручение

Заключение предыдущего следствия, длившегося 22 месяца, гласит, что речь идет о банальном ДТП: водитель потерял управление, пытаясь уклониться от столкновения с автомобилем «фиат уно».

Экспертиза показала, что «мерседес» мчался на скорости 121-123 км/час. «В тоннеле при небольшом изгибе и уклоне порядка 5-6 процентов машина на мгновение могла отклониться, что в сочетании с появлением «фиата» привело к потере управления», - объясняет ныне один из участников расследования. Водитель резко затормозил, машину пронесло юзом 32 метра, ударило о стену тоннеля, от удара она дважды перевернулась.

Итак, всю ответственность возложили на Анри Поля, находившегося якобы под воздействием алкоголя и антидепрессантов.

В прошлом Анри Поль был капитаном ВВС и имел репутацию шофера высокого класса. Личный врач Поля, близко знавшая его, рассказала следователю, что он опасался, как бы постоянные стрессы не привели его к алкоголизму. Это она прописала Полю антидепрессант и еще два медикамента, внушающих отвращение к алкоголю. Врач категорически отрицала возможность «срыва» своего пациента: за неделю до аварии Поль получил полетные права, безукоризненно пройдя авиационную комиссию, которая подвергает соискателей сверхстрогому контролю.
У следователя и поныне «нет никаких сомнений в точности уровня содержания алкоголя» в крови Поля. Но при этом он, как, впрочем, и эксперты, проводившие анализ этих проб, даже не задумываются, отчего же в них так велико содержание угарного газа?

Мохаммед аль-Файед, отец погибшего вместе с Дианой ее друга Доди, первым выдвинул идею, что катастрофа была подстроена. Он говорил: «Надо помнить, что питие - часть образа жизни французов. Многие там разъезжают с алкоголем в крови, однако это не означает неспособности вести машину. Ничто в поведении Анри Поля перед тем, как он сел за руль, не указывало на то, что он настолько пьян, что не в состоянии управлять машиной».

«Мое сердце подсказывает мне: это не была простая авария, и я не успокоюсь, пока не выясню точно, что произошло на самом деле», - не раз повторял отец Доди. По его версии, британские власти не могли смириться с мыслью о возможности брака между его сыном-мусульманином и Дианой. Этот брак уже становился реальностью: как утверждает Мохаммед аль-Файед, он заплатил 150 тысяч фунтов за обручальное кольцо с бриллиантами и изумрудами. Доди намеревался вручить его Диане в конце поездки, оказавшейся роковой. «Он позвонил мне, чтобы сказать, что они обручились», - говорит отец Доди, утверждая также, что Диана сообщила о своем обручении Уильяму и Гарри, своим сыновьям.

Впрочем, египетскому миллиардеру, до сих пор не пришедшему в себя от горя, нельзя безоговорочно доверять. Он, например, рассказывает, будто некая медсестра в больнице La Pitie-Salpetriere передала ему последние слова принцессы, пожелавшей, чтобы он отдал ей (сестре) вещи из апартаментов Доди. Однако врачи, пытавшиеся спасти Диану, утверждают, что она не могла произнести ни слова с того самого момента, как ее извлекли из искореженной машины.

МИ-6 против Дианы

Но, возможно, дело действительно не в водителе «мерседеса». Заново начатое следствие уже пришло в первому выводу: «фиат уно», сам того не желая, стал причиной аварии».

Муж и жена, ехавшие через мост Альма, видели, как эта машина выскочила из тоннеля им наперерез, причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида. «Это был «фиат уно» белого цвета, должно быть, двухдверный, старенький, хотя и вполне чистый, - показала на допросе Сабина Ф. - Он выскочил из тоннеля, точно пьяный. Нас водитель заметил, наверное, только после того, как муж нажал на гудок... Это был европеец средиземноморского типа. Глубоко посаженные глаза, коротко подстриженные каштановые волосы, лет тридцать пять - сорок... На заднем сиденье была довольно большая собака вроде немецкой овчарки».

При разборе обломков на месте аварии были обнаружены осколки левого заднего поворотника «фиата». Экспертиза позволила установить точные характеристики машины, цвет, год выпуска. Располагая сведениями о машине и достаточно точным описанием личности водителя, а также таким важным дополнительным признаком, как наличие крупной собаки, следствие проверило 3500 «фиатов». Но, как ни удивительно, не удалось отыскать ни машину, ни шофера.

Правда, установленным характеристикам соответствовала машина фотографа-папарацци Джеймса Андансона. Именно ему принадлежит знаменитый снимок Дианы в купальнике леопардовой расцветки, в свое время заставивший публику заподозрить, что принцесса беременна. Андансона долго допрашивали, но в конце концов оставили в покое, поскольку точно установили, что в вечер трагедии его не было в Париже. Однако, как ни странно, выяснить, не одалживал ли он машину кому-нибудь из коллег или друзей, следствие не удосужилось, а теперь уже и вовсе не сможет этого сделать. В мае 2000 года Андансон при загадочных обстоятельствах сгорел в своей машине (том самом «фиате») дотла.

Бывший агент британской разведки МИ-6 Ричард Томлинсон, увидев по телевидению репортаж о гибели леди Ди, сразу заявил, что обстоятельства аварии странным образом напоминают ему план покушения на президента Югославии Милошевича. Этот план, подготовленный в недрах британских спецслужб, предусматривал, в частности, вариант убийства в тоннеле в Женеве с применением сильной вспышки для ослепления водителя.

Ныне, однако, один из следователей говорит, что нет показаний, подтверждающих тезис о вспышке, которая бы предшествовала аварии. Но немногие ее свидетели ехали во встречном направлении, отделенные парапетом и опорами, и вряд ли могли заметить свет, направленный параллельно их движению. Возможно, на вопрос, была ли вспышка, мог бы ответить водитель «фиата», но его так и не нашли. Кстати, не было ли его вихляние следствием того, что и он был ослеплен? И еще один важный момент. Сиденье рядом с шофером, как известно, обычно называют «местом покойника»: во время аварии оно подвергается наибольшему риску. Но в этой аварии уцелел сидевший рядом с шофером Тревор Рис-Джонс. Он отделался лишь шрамами на лице. Согласно одной из новых версий, Тревор выжил, так как успел сгруппироваться и уклониться от удара. А успел он это сделать потому, что якобы сам и был организатором аварии.

Тридцатиоднолетний Тревор Рис-Джонс проходил службу в частях спецназа, в составе элитного парашютного полка. На боевом счету Рис-Джонса также два срока боевого дежурства в Северной Ирландии и служба в королевской военной полиции. Между тем известно, что спецназ и особенно «парашютисты» часто привлекаются для проведения операций по заданию спецслужб, прежде всего МИ-6. Бойцы этих частей сохраняют с ними тесную связь даже по окончании службы, уже на гражданке.

По некоторым сведениям, в МИ-6 были люди, усматривавшие в поведении Дианы «угрозу трону и, следовательно, стабильности государства». Не секрет, что за ней велась слежка, ее телефонные разговоры прослушивались. Для перехвата электронной почты «жучки» были установлены в компьютерах Дианы, через системы спутникового слежения прослушивались ее разговоры по мобильному телефону. Многие считают, что запись ее разговора в машине с другом детства, в ходе которого она резко отзывалась о королеве и атмосфере в Букингемском дворце, и утечка этой записи в печать - дело рук МИ-6. Американскому репортеру-расследователю Джеймсу Киту удалось добиться от ЦРУ и АНБ признания в том, что они в сотрудничестве с британскими спецслужбами МИ-6 и МИ-5 следили за Дианой и прослушивали ее разговоры, запись которых насчитывает 1051 лист. Однако оба учреждения отказались предоставить журналисту сами записи. «Документы засекречены, - объяснялось в письме Киту, - потому что их раскрытие может причинить чрезвычайно серьезный ущерб национальной безопасности».

Вернемся, однако, к самой аварии. Эксперты установили одну странную вещь: в момент аварии переключатель скоростей находился в нейтральном положении. Если бы на машине была механическая коробка передач, то можно было бы объяснить это тем, что водитель хотел резко снизить скорость перед тоннелем и пытался переключиться на более низкую передачу. Однако в «мерседесе», который вез Диану, была установлена автоматическая коробка.

Возникает подозрение: не стал ли виновником аварии бывший парашютист Тревор Рис-Джонс, подтолкнувший Поля под руку или сдвинувший рычаг передач на один шаг с D (вперед) на N (нейтральная)?

Свидетели исчезают

Журналисты, пытавшиеся глубже копнуть обстоятельства катастрофы, странным образом покинули этот мир. Так, 7 сентября 1999 года при банальной операции на колене скончался репортер Джеймс Кит, который как раз готовился опубликовать некоторые выводы о причинах гибели Дианы и Доди. «У меня предчувствие, что я не вернусь», - сказал он у дверей операционной своему товарищу Кенну Томасу. Через несколько часов после его смерти веб-страница Интернета с подробностями его расследований была уничтожена. «По техническим причинам», как объяснил оператор фирмы-провайдера.

Выжившие свидетели страдают странными провалами в памяти. Можно упомянуть ряд врачей, делившихся с журналистами информацией по горячим следам, но потом отказавшихся от своих слов. Телохранитель Тревор Рис-Джонс, давший показания следователю по выздоровлении, через восемь месяцев, оставив службу у аль-Файеда, отказался от них и заявил, что на самом деле ничего не помнит. В «Мемуарах», опубликованных в марте 2000 года, он утверждал, будто его бывший патрон оказывал на него давление, принуждая «вспомнить» факты, которые подтверждали бы теорию заговора. Фоторепортер Лоран Сола, единственный из папарацци, сумевший сфотографировать Диану в потерпевшей аварию машине, никогда не показывал эти снимки. Более того, вскоре он закрыл свое агентство и организовал рыболовную компанию в Нормандии.

На этом странности не кончаются. Как установила группа британских патологоанатомов во главе с видным специалистом Питером Вейнезисом, тело Дианы после смерти быстро забальзамировали. И теперь повторное вскрытие тела, захороненного во влажных землях усадьбы Олторп, вряд ли позволит получить надежные результаты. «Не было никакой необходимости в том, чтобы принцессу бальзамировали так быстро и до произведения посмертных обследований», - заявил профессор Вейнезис.

Джеффри Стайнберг, журналист-расследователь журнала Executive Intelligence Review, дает понять, что в Лондоне по возвращении на родину тела Дианы вскрытие все же производилось и соответствующий протокол существует. Однако он сомневается, что выводы этих исследований когда-либо будут полностью известны. «В апреле 2000 года адвокаты Мохаммеда аль-Файеда заполучили служебную записку двух французских патологоанатомов, работавших для следователя Стефана и сотрудничавших с английскими коронерами. В этой записке якобы говорилось, что британские власти ходатайствовали о том, чтобы утаить определенные аспекты официального вскрытия». Однако ныне и эти свидетели отказались от своих слов.

* * *
Нелепая и трагическая смерть Дианы продолжает приносить доход авторам многочисленных книг «про это». В пятую годовщину аварии ее близкие вспоминают о том, что привело к драматическому повороту в жизни бывшей принцессы Уэльской и матери наследных принцев. «Ее жизнь была совершенно разбита ее супругом и его любовницей Камиллой Паркер, думавшими только о себе, - считает Мэри Кларк, няня Дианы. - Когда брак распался, она утратила чувство уверенности в себе, что в конечном счете и привело ее к гибели». Ей вторит и лучшая подруга Дианы, Лусия Флеша ди Лима, жена бразильского посла в Лондоне: «Чарльз и Камилла превратили ее жизнь в ад».

Однако время лечит многие раны. Королева сумела восстановить расположение подданных, пошатнувшееся, как известно, после гибели «народной принцессы». Принца Чарльза уже открыто сопровождает Камилла Паркер-Боулс, и большинство британцев не возражают против их союза: даже строгая англиканская церковь сняла запрет на брак двух разведенных.

Но тайна аварии, происшедшей в тоннеле Альма 31 августа 1997 года, продолжает живо интересовать многих, не только британцев. И именно поэтому вряд ли она будет раскрыта в ближайшем будущем.

Совершенно СЕКРЕТНО №9/160