Родился беринг. Краткая биография витуса беринга

Удивительна судьба этого человека: он родился с одним именем, а большую часть жизни прожил под другим. Местом его рождения была Дания, а родной державой - Россия. Он всю жизнь плавал по моря м, открывал новые земли, но умер во время зимовки на острове, ныне носящем его имя. Его именем названо море и пролив на севере Тихого океана. Российский историк писал, что он “подобно Колумбу, открыл россиянам новую и соседственную часть света, которая доставила богатый и неисчерпаемый источник промышленности”. Звали этого человека Витус Беринг, а по-русски - просто Иван Иванович.



Удивительна судьба этого человека: он родился с одним именем, а большую часть жизни прожил под другим. Местом его рождения была Дания, а родной державой - Россия. Он всю жизнь плавал по морям, открывал новые земли, но умер во время зимовки на острове, ныне носящем его имя. Его именем названо море и пролив на севере Тихого океана. Российский историк писал, что он “подобно Колумбу, открыл россиянам новую и соседственную часть света, которая доставила богатый и неисчерпаемый источник промышленности”. Звали этого человека Витус Беринг, а по-русски - просто Иван Иванович.

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) - мореплаватель, исследователь Камчатки, Тихоокеанского побережья России и западных берегов Северной Америки, капитан-командор русского флота. Родился в Херансе (Дания) 12 февраля 1681 года. В 1703 - 1724 служил на Балтийском и Азовском флотах. На службе в России провел 37 лет. В 1725 по поручению Петра 1 возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан с целью выяснить, соединяется. ли Азия с Америкой. Первым помощником Беринга был назначен А. И. Чириков. Экспедиция прошла по суше через Сибирь до Охотска. В Нижнекамчатске было построено судно <Св. Гавриил>, на котором Беринг обошел берега Камчатки и Чукотки, открыл о. Св". Лаврентия и проливом, который носит ныне его имя, вышел в Чукотское море и достиг широты 67"18". Ледовая обстановка не позволила ему продвигаться дальше. Было установлено только, что береговая линия Азии круто поворачивает на запад.



В 1730 Беринг возвратился в Петербург. В 1733 ему было поручено руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережий Азии и ознакомлении с побережьями Северной Америки и Японии. В состав экспедиции входило пять отрядов, действовавших почти самостоятельно. Беринг возглавил отряд, который направился к берегам Америки. Выехав из Петербурга в 1733, отряд достиг Охотска в 1737 и только в l?41 на построенных там кораблях <Св. Петр> и <Св. Павел> (которым командовал первый помощник Беринга Чириков) отправился в море. Вскоре во время бури корабли разошлись.
Беринг достиг Аляски, обследовал и нанес на карту ее побережья, несколько островов из группы Алеутских, ряд островов из групп Курильских, Японских.
На обратном пути пристал к неизвестным островам (ныне Командорские о-ва). На одном из них (ныне о. Беринга) команда судна зазимовала. Здесь многие, в том числе Беринг, умерли от цинги. Оставшаяся часть команды летом 1742 возвратилась на Камчатку. Результаты открытий были опубликованы Чириковым.

Имя Беринга носит море, остров, пролив, мыс на побережье Охотского моря.
В его честь названы также Командорские острова.

Найден Витус Беринг!
Север ревниво хранит свои тайны. Людям приходится докапываться до них годами, десятилетиями, а иногда и веками. До одной из таких тайн докопались - в буквальном смысле этого слова-участники русско датской экспедиции, работавшей в июле - августе -1991 года в бухте Командора на острове -Беринга в Беринговом море.
Произошла научная сенсация, которую так долго ждали: ученые нашли останки знаменитого капитана-командора Витуса Беринга


В последние десятилетия немало экспедиций работало в бухте Командора, где в 1741 году, достигнув на пакетботе <Святой Петр> берегов Аляски, вынужден был высадиться на обратном пути больной Витус Беринг (подробнее об этом см. в статье <Искать, где оная сошлась с Америкою> в # 1/2 нашей газеты). Десять лет назад работал здесь и Андрей Станюкович.
Теперь, в 1991 году, он как председатель Совета программы <Колумбы Русской Америки> возглавил экспедицию <Беринг-91>. Она была организована международным обществом <Подводный мир> и клубом <Приключение> при участии десяти датских ученых. Спонсорами экспедиции стали творческо-производственное объединение <Темп> и московский кооператив <Форт>.
Экспедиция была вооружена современной техникой; новейшей методикой поисков, а археологи, - в частности, датчане - были специалистами высочайшей квалификации.
19 декабря 1741 года капитан-командор Витус Беринг скончался и был похоронен на берегу бухты. Давно на острове стоял крест, который некоторые считали надмогильным, но найти место захоронения Беринга и тринадцати других скончавшихся членов экипажа не удавалось. А с поисками надо было спешить.
Причины для спешки были. Во-первых, шло соревнование со временем, которое ведет наступление на бухту Командора: ежегодно поверхность суши в бухте погружается на 90 миллиметров, отнимая навеки все, что не удалось спасти Возможно, именно в 1991 году у ученых был последний шанс найти останки капитана-командора: через три-четыре года от могильника не осталось бы ничего. Во-вторых, случайные люди, <туристы с лопатой>, зачастившие на остров, вносили свои изменения, грозившие - непредсказуемыми последствиями памятникам истории русских землепроходцев.



  • Участники экспедиции <Беринг-91> пришли на остров во всеоружии науки и с комплексным подходом к исследованиям. Опираясь на известные письменные источники, они проверяли каждое сохранившееся свидетельство, в том числе легенды и предания алеутов о Беринге, исследуя всевозможные места стоянки.
  • Для того чтобы не нанести непоправимого вреда уязвимому почвенному слою археологическими раскопками, впервые был применен оригинальный геохимический метод поиска могил, разработанный сотрудниками, кооператива <Форт>. Он основан на фосфатном анализе грунта, позволяющем с предельной точностью определить местонахождение костных останков.
    В результате раскопок были найдены пять погребений членов экипажа <Святого Петра> с шестью останками (в одной могиле были похоронены двое). И наконец обнаружена могила самого капитана-командора. Его останки были обложены четырьмя досками: из документов экспедиции известно, что только Витус Беринг был похоронен в гробу из-за дефицита древесины.

    13 августа 1991 года земляной монолит с останками Витуса Беринга был извлечен из захоронения и отправлен для, исследований в Петропавловск - Камчатский.
    Было решено, что через восемь месяцев будут подведены итоги исследований, а затем останки всех найденных членов экипажа <Святого Петра> возвратятся -на остров Беринга, где и предстоит их захоронение.
    Результатами деятельности экспедиции <Беринг-91> были также находка и поднятие на поверхность четырех пушек пакетбота; обнаружены остатки кузницы, построенной мореплавателями из частей своего корабля; собрано около 39 килограммов болтов, гвоздей и других предметов.
    Сделано и еще одно сенсационное открытие: найдены свидетельства неолитических стоянок на острове, которые говорят о том, что он посещался древними мореплавателями задолго до Беринга.
    По окончании работы экспедиции на месте найденноro могильника был водружен крест, который одновременно является навигационным знаком и издалека виден с моря.

    В 1941 году в Дании, а в 1945 году в России был опубликован портрет капитанакомандора Витуса Беринга.
    С этим портретом он не расставался до самой смерти. Однако у ученых возник вопрос: был ли это портрет самого Беринга? Может быть, это портрет его отца? Скрупулезные исследования привели наконец к определенному выводу: это был портрет любимого им дяди и двойного тезки поэта Витуса Беринга.
    Так что же теперь, через 250 лет после смерти великого мореплавателя, мы так и не узнаем, как он выглядел?
    Нет, узнаем, и в этом нам опять поможет наука. Руководители раскопок могильника - наш географ Александр Шумилов и археолог из Дании Оле Шерринге после своего открытия передали останки Витуса Беринга профессору НИИ судебной медицины Виктору Звягину - одному из лучших в стране специалистов по анализу костных останков и пластической их реконструкции.
    Было решено провести их медицинский анализ и попытаться воссоздать скульптурное изображе- ние человека, который с бла- гословения императора Пет- ра Великого возглавлял две знаменитые камчатские экспедиции. В конце февраля я позвонил Виктору Николаевичу, чтобы узнать о ходе работы. Профессор рассказал, что практически создание скульптурного портрета капитана- командора заканчивается.



  • Вскоре станет яс но, как выглядел при жизни Витус Ионассен Беринг - Иван Иванович Берин, как звали исследователя на его второй родине, в России. В одном из ближайших номеров нашей газеты будут опубликованы интервью с профессором В. Звягиным, об итогах его работы и портрет капитана-командрама Витуса Беринга.
    Г. ДЕМИДЕНКО.

    ivki.ru ›kapustin/person/bering/bering.htm
  • (1681-1741)

    БЕРИНГ Витус Ионссен (Ионассен) (1681 – 8 декабря 1741) – мореплаватель, офицер русского флота. Выходец из Дании. В 1704 начал службу в русском военном флоте. В 1724 Петр I поручил Берингу провести морскую экспедицию в Тихом океане между северо-восточным побережьем Сибири и северо-западным побережьем Америки, поставив одной из главных задач окончательное разрешение вопроса о наличии или отсутствии пролива между Азией и Америкой . Важнейшую роль в организации и работах экспедиции, известной под назв. 1-й Камчатской (1725-30), играл его помощник Алексей Ильич Чириков. На кораблях, построенных силами экспедиции, Берингпрошел к западному побережью Камчатки, после чего по суше пересек полуостров и достиг Нижнекамчатска, где был выстроен основной экспедиционный корабль «Святой Гавриил». Помощниками Беринга на корабле были А. И. Чириков и Мартын Петрович Шпанберг. Плавание продолжалось с июля по сентябрь 1728. Беринг обошел восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, открыл о. Святого Лаврентия. Пройдя (проливом, названным впоследствии Беринговым) в Чукотское море до широты 67 0 18 / с. ш. и видя, что «земля более к северу не простирается», Беринг счел вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой разрешенным положительно и повернул назад. На обвратном пути экспедиция открыла о. Святого Диомида (в действительности два острова: Ратманова и Крузенштерна). После зимовки в Нижнекамчатске, Беринг. в 1729 обследовал море и положил на карту южный мыс Камчатки (Лопатку), после чего вернулся в Охотск.

    В Петербурге результаты экспедиции были признаны неудовлетворительными. Беринг получил инструкцию для нового плавания. Инструкция определила объем и задачи 2-й Камчатской и связанной с ней Великой Северной экспедиций, которой поручалось произвести описание всего северного и восточного побережий Сибири, ознакомиться с берегами Америки и Японии и окончательно выяснить вопрос о проливе между Азией и Америкой. Беринг официально руководил всеми отрядами этих грандиозных экспедиций, кроме того, лично на него возлагался поход к берегам Америки. Помощниками его снова были назначены А. И. Чириков и М. П. Шпанберг. Работы экспедиции продолжались с 1733 по 1743. В них участвовало 13 кораблей, свыше 600 чел. В июне 1740 была окончена постройка в Охотске двух пакетботов – «Святой Петр» (командир В. Беринг) и «Святой Павел» (командир А. И. Чириков). В сентябре 1740 суда вышли в море, посетили Большерецк и оттуда прошли в Авачинскую губу, где стали на зимовку. В июне 1741 корабли вышли в море и направились к востоку. По приказу Беринга впереди шел «Святой Павел». Вскоре пакетботы в результате бури разделились и дальнейшее плавание вели самостоятельно. «Святой Петр» достиг побережья Северной Америки у о. Каяк. На обратном пути Б. открыл о. Укамок, небольшие острова, названные Евдокеевскими, часть Шумагинских и некоторые из Алеутских о-вов. А. И. Чириков, достигший раньше Беринга побережья Аляски, также открыл некоторые из Алеутских о-вов. В ноябре 1741 корабль Беринг пристал к неизвестным островам (ныне Командорские), принятым за Камчатку, и во время стоянки был сильно поврежден. Экипаж перебрался на остров (ныне о. Беринга) и устроился на зимовку, во время которой часть людей умерла от цинги, в том числе и сам Беринг Оставшаяся часть экипажа (всего 40 чел.) следующим летом перебралась на Камчатку на боте, выстроенном из остатков корабля.

    Именем Беринга названы: море (Тихий океан), пролив между Евразией и Северной Америкой, остров (Командорские о-ва), мыс Беринга (1. побережье Анадырского залива; 2. побережье Охотского моря), гора Командора Беринга (побережье Охотского моря, о. Спафарьева), Берингия (исчезнувшая суша между Азией и Америкой), Командорские острова (север Тихого океана), озеро, полуостров, река, ледник.

    Офицеру русского флота Витусу Ионссену Берингу принадлежит почетное место в истории географии. Он возглавлял величайшую в мире географическую экспедицию – Великую Сибирско-Тихоокеанскую экспедицию. Эта грандиозная по масштабам экспедиция охватила огромные пространства всего севера Сибири и Дальнего Востока. Большое число отдельных отрядов под начальством опытных морских офицеров в течение десяти лет описывало, наносило на карты береговую черту севера Азии.

    Великая Сибирско-Тихоокеанская экспедиция, организованная по повелению Петра I, явилась логическим завершением многочисленных путешествий мореходов, землепроходцев в XVII в. За кратчайший исторический срок, менее одного столетия, русские землепроходцы сумели пройти всю Сибирь, выйти к берегам Восточного, или Тихого, океана, обосноваться на севере Сибири и завершить свои походы крупнейшим географическим открытием во время плавания С. И. Дежнева, когда было доказано, что Азия отделена от Америки проливом.

    Великая Сибирско-Тихоокеанская экспедиция была призвана завершить, поставить на научную основу все открытия землепроходцев. Кроме того, была еще одна причина, особо подчеркивавшаяся Петром I в инструкции руководителям экспедиции. Все дело в том, что величайшее географическое открытие, совершенное С. И. Дежневым, в течение длительного времени было похоронено в сибирских архивах. Несмотря на то, что сведения о нем просочились и в Европу, ясного представления о том, соединяется ли Азия с Америкой или между ними есть пролив и, следовательно, возможно плавание из Северного Ледовитого океана в Восточный, или Тихий, океан,– среди ученых России и Европы не было. Многочисленные слухи, доходившие до Европы, о Японии, Курильских, Шантарских островах, о близком соседстве Америки с российскими владениями требовали своего разрешения. Россия была жизненно заинтересована в этом. И Петр I незадолго до своей смерти 23 декабря 1724 г. подписал указ о снаряжении подобной экспедиции. В лично им написанной инструкции начальнику экспедиции капитан-командору В. И. Берингу говорилось:

    «1) Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами.

    2) На оных ботах возле земли, которая идет на Норд, а по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.

    3) И для того искать, где оная сошлась с Америкой: и чтоб доехать до какого города Европейских владений, или ежели увидят какой корабль Европейской, проведать от него, как оной кюст [берег] называют и взять на писме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и поставя на карту приезжать сюды».

    Витус Ионссен Беринг родился в 1681 г. в Дании в городе Хорсенсе. О детских и юношеских годах его сохранилось мало сведений. Известно, что на голландском корабле он плавал в Ост-Индию. Возвратившись оттуда в 1703 г. в Амстердам, В. И. Беринг был приглашен Петром I на службу в Балтийский флот с чином подпоручика. С этого момента и до конца своих дней он прожил в России, честно и беззаветно служа своей новой Родине. Здесь его называли Иваном Ивановичем.

    В 1704 г. Беринг командовал небольшим кораблем на пускавшимся с Рамонской верфи (севернее Воронежа) в Азов. В 1705 г., командуя шхуной, принимал участие в строительстве крепости на острове Котлин (будущий Кронштадт), доставляя туда строевой лес. В 1706 г. Беринг был произведен в лейтенанты (поручики), а в 1710 г. – в капитан-лейтенанты (капитан-поручики) и переведен в Азовский флот. В 1711 г. участвовал в русско-турецкой войне, командуя шнявой в Прутском походе Петра I. Повсюду он проявлял отличное знание морского дела, был исполнительным, добросовестным и честным офицером.

    Переведенный в 1712 г. снова в Балтийский флот Беринг принял активное участие в длительной войне России со Швецией, вошедшей в историю под названием Северной войны. По личному поручению Петра провел из Копенгагена в Кронштадт корабль «Перл», а из Архангелогородской эскадры из Белого моря вокруг Скандинавского полуострова в Ревель – новый корабль «Селафаил».

    В 1717 г. он был произведен в капитаны 3-го ранга, в 1720 г. – в капитаны 2-го ранга. В 1721 г. командовал шестидесятипушечным кораблем «Марльбург». В 1724 Г. В. И. Беринг по неизвестным причинам вышел в отставку, но в этом же году специальным указанием Петра был возвращен во флот с чином капитана 1-го ранга.

    Этому опытному и способному моряку Петр I и поручил возглавить экспедицию 1725-1730 гг., которая получила затем название Первой Камчатской экспедиции. Помощниками В. И. Беринга были назначены лейтенанты М. П. Шпанберг и А. И. Чириков. В составе экспедиции было свыше 60 человек, не считая офицеров.

    Отправившись из Петербурга через Сибирь в Охотск в начале 1725 г., экспедиция прибыла туда только через два года, в январе 1727 г. Следует сказать, что из Охотска, хотя еще и не объявленного официальным портом России на Восточном океане, регулярно ходили суда на Камчатку, чаще всего в Большерецк, столицу Камчатки. Такое регулярное с ней сообщение началось после похода Кузьмы Соколова и Никифора Трески в 1716-1717 гг. В Охотске, по рекам Охоте и Кухтую, а также неподалеку от Охотска, на Ураке, строились мореходные суда.

    В Охотске для экспедиции достраивался шитик «Фортуна». Летом 1727 г. его спустили на воду и на нем перевезли все грузы и личный состав экспедиции в Большерецк. Оттуда с неимоверными трудностями на собаках все снаряжение экспедиции было переправлено в Нижне-Камчатск. Здесь в апреле было заложено судно для предстоящего похода. Оно было спущено на воду 8 июня 1728 г. и названо «Святым Гавриилом».

    13 июля 1728 г. экспедиция вышла в море и направилась к устью Анадыря. Следуя далее, 1 августа она открыла губу, названную губой Св. Креста. Любопытная деталь: все вновь открываемые места В. И. Беринг называл по церковному календарю, а никогда не давал имен участников экспедиции и даже лиц царской фамилии. Так, в данном случае «поелику в сие число празднует церковь наша происхождение древ частного и животворящего Креста, то и назвал он губу, в коей находился, губою Св. Креста», – отмечает В. Н. Берх. На том же основании был назван и открытый 10 августа остров именем Св. Лаврентия.

    Войдя в пролив, называемый теперь Беринговым, и достигнув широты 65°30/ Беринг 13 августа собрал совет офицеров, чтобы обсудить, что делать дальше. Из-за густого тумана при прохождении пролива с судна не был замечен американский берег, поэтому требовалось принять решение о дальнейших планах экспедиции.

    На совете М. П. Шпанберг предложил плыть на восток до 16 августа и затем повернуть обратно, считая, что если и дальше нигде не будет видно американской земли, то, следовательно, она не соединяется с азиатской землей.

    Другого, совершенно правильного мнения придерживался А. И. Чириков, который настаивал на плавании вблизи берега до тех пор, пока судно не подойдет к устью Колымы. В этом случае было бы совершенно точно доказано наличие пролива между Азией и Америкой. Но начальник экспедиции послушался совета Шпанберга и «Св. Гавриил», добравшись до широты 67°18 / (т. е. находясь уже в Чукотском море, повернул обратно.

    В проливе между Азией и Америкой судно было опять застигнуто густым туманом, не давшим возможности и на этот раз увидеть берега Америки. В проливе был открыт остров Диомида (в самом деле там два острова и скала; другое их название – острова Гвоздева).

    1 сентября экспедиция возвратилась в Нижне-Камчатск, где и зазимовала. В следующем году В. И. Беринг предпринял еще одну попытку пройти на восток на поиски земли, о которой он слышал, будучи на Камчатке, но сильный ветер с туманом помешал осуществлению такого намерения. В. И. Беринг возвратился морем в Большерецк, а оттуда 23 июля 1729 г. прибыл в Охотск. В марте 1730 г. после пятилетнего отсутствия экспедиция прибыла в Петербург.

    Несмотря на то, что экспедиция не решила твердо и окончательно вопроса о проливе между Азией и Америкой, она имела большое значение. Помимо географических открытий, совершенных ею, В. И. Беринг представил много весьма интересных этнографических сведений о якутах, чукчах, камчадалах, коряках. Экспедиция произвела несколько точных астрономических наблюдений и составила карту Чукотки, основанную не на рассказах и вымыслах, а на достоверных данных.

    Первая экспедиция В. И. Беринга явилась разведкой, прологом к дальнейшим исследованиям северо-востока Азии. Сам Беринг хорошо это понимал и писал по возвращении, что «Америка, или иныя, между оной лежащие земли, не очень далеко от Камчатки...

    Не без пользы было, чтоб Охотской или Камчатской водяной проход, до устья реки Амура и далее, до Японских островов, выведывать...

    Ежели за благо разсуждено будет, северные земли или берег от Сибири, а именно от реки Оби до Енисея, а оттуда до реки Лены, к устьям оных рек можно свободно и на ботах или сухим путем выведывать».

    В этих словах В. И. Беринга заключается суть его проекта, поданного по прибытии в Петербург в Адмиралтейств-коллегию и озаглавленного «О мерах к устройству Охотского края и Камчатки, о проведывании пути к Америке и Японии для учреждения с оными странами торговли и о проведывании северного берега Российской империи между Обью и Леной».

    В этом проекте Беринг предусматривал многие мероприятия по устройству Охотско-Камчатского края и Чукотки и выдвигал требование о создании сильного военного и торгового тихоокеанского флота, предполагал в Охотске устройство порта.

    Большинство из пунктов программы В. И. Беринга вошло затем в инструкцию, данную Адмиралтейств-коллегией первому командиру Охотского порта Г. Г. Скорнякову-Писареву. Правительство приняло в своей основе предложения В. И. Беринга. Они были существенно дополнены и расширены в результате широкого обсуждения.

    16 марта 1733 г. состоялся именной указ об организации экспедиции, которая теперь по праву называется Великой Сибирско-Тихоокеанской (Великой Северной) экспедицией. Начальником ее был назначен В. И. Беринг, помощниками – по-прежнему А. И. Чириков, прекрасно себя зарекомендовавший по первой экспедиции и потому занявший место первого помощника, и М. П. Шпанберг. Началась длительная подготовка к экспедиции. Были написаны самые подробные инструкции для семи ее отрядов, которые должны были действовать на протяжении северного побережья от Оби до Амура. Северными отрядами экспедиции в разной время командовали доблестные русские офицеры, воспитанники петровской Морской Академии – Степан Малыгин, Дмитрий Овцын, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Петр Ласиниус, Василий Прончищев, Семен Челюскин, Федор Минин, Дмитрий Стерлегов.

    Самостоятельную группу, так называемую «академическую экспедицию», составлял отряд профессоров, адъюнктов и студентов Академии наук. В этом отряде находился будущий известный исследователь Камчатки С. П. Крашенинников.

    Главный отряд экспедиции, называемый иногда Второй Камчатской экспедицией, под непосредственным руководством В. И. Беринга и А. И. Чирикова должен был отправиться к берегам Америки и исследовать северную часть Тихого океана. Отряд, руководимый М. П. Шпанбергом. должен был отправиться для описания Курильских, Шантарских островов и Японии.

    Первые отряды такой небывалой по масштабам экспедиции начали выезжать из Петербурга в феврале 1733 г. Естественно, что руководить такой огромной экспедицией было трудно и до крайности сложно. Большей частью отряды действовали самостоятельно в соответствии с данными инструкциями. Однако руководители отрядов систематически посылали отчеты Берингу, и он, особенно на первом этапе экспедиции, находясь в Якутске, до отправления в историческое плавание, деятельно руководил работой отрядов.

    В октябре 1734 г. Беринг прибыл в Якутск, еще раньше туда прибыл Шпанберг, который вскоре отправился в Охотск для подготовки судов для экспедиции. Три года продолжалась подготовка в Якутске всего необходимого к отправлению в Охотск. Надо хорошо себе представить трудности, которыми сопровождался этот сложнейший этап экспедиции, чтобы правильно оценить такую кажущуюся медлительность. Достаточно сказать, что для пропитания экспедиции требовалось 16000 пудов различных продуктов в год. Все они привозились в Якутск, а отсюда в Охотск. Трудности доставки груза из Якутска в Охотск были чрезвычайно велики. Такие тяжелые предметы, как, например, железные якоря и бухты каната для кораблей, приходилось распиливать или разрубать на части, перевозить в таком виде в Охотск и там снова соединять или сращивать. Тысячеверстный путь от Якутска до Охотска таил на каждом шагу опасности. Дорога проходила горными тропами, по которым можно было пробираться только верхом на лошадях. Таким путем провозились все грузы. Многочисленные горные речки и реки приходилось переходить вброд. Трудные метеорологические условия и полное отсутствие малейших удобств во время отдыха дополняли тяготы пути.

    Все участники экспедиции, предназначавшейся к действиям на Тихом океане, собрались в Охотске к осени 1737 г. Тем временем там под наблюдением Шпанберга были выстроены два новых судна: бригантина «Архангел Михаил» и дубель-шлюпка «Надежда». Кроме того, были отремонтированы старые боты «Гавриил» и «Фортуна». С первыми тремя из них Шпанберг вышел в плавание к Курильским островам и к берегам Японии 18 июня 1738 г.

    На охотских верфях для главного отряда экспедиции строились суда: двухмачтовые пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» длиной по 80 футов, поднимавшие по 6000 пудов груза. В июне 1740 г. суда были спущены на воду, но смогли выйти в море только 8 сентября. Пакетботом «Св. Петр» командовал В. И. Беринг, а пакетботом «Св. Павел» – А. И. Чириков. В Авачинской губе, куда уже ранее были посланы штурман Иван Фомич Елагин и подштурман Василий Андреевич Хметевский, все было подготовлено для зимовки.

    4 июня 1741 г. суда вышли в море. У В. И. Беринга было 77 человек команды, а у А. И. Чирикова – 75. С В. И. Берингом следовали лейтенант Свен Ваксель, мастер Софрон Хитрово, натуралист Георг Стеллер и разжалованный в матросы лейтенант Дмитрий Овцын.

    Суда следовали на юго-восток, где в соответствии с инструкцией должны были выяснить существование мифической Земли де Гамы. Совместное плавание судов продолжалось до 20 июня. За это время, убедившись в том, что такой земли не существует в показанном на карте районе, суда повернули на северо-восток: 20 июня во время сильного ветра и волнения пакетботы потеряли друг друга из вида и больше не встретились.

    Некоторое время В. И. Беринг продолжал оставаться на месте, надеясь вновь встретиться с А. И. Чириковым, но затем направился на юг. Видимо, решив, что он недостаточно точно выполнил инструкцию, а также уступая настойчивым просьбам натуралиста Стеллера, В. И. Беринг решил еще раз посетить те места, где можно было искать Землю де Гамы. Наконец, 25 июня судно повернуло на северо-восток и двигалось таким, иногда подправляемым к северу курсом. После двадцатидневного перехода, 16 июля, находясь в широте 58°14", моряки увидели высокие горы на горизонте. Это была Америка. Среди гор выделялась одна, которая была названа В. И. Берингом горой Святого Ильи. 18 июля приблизились к берегу настолько, что видели великолепный лес, росший у самого моря. Дальнейшее плавание проходило медленно. Боялись наскочить на прибрежные камни.

    20 июля подошли к острову Каяк (В. И. Беринг назвал его островом Святого Ильи). На берег был послан «для сыскания гавани» Софрон Хитрово с командой из 15 человек. На другой шлюпке на остров был высажен натуралист Г. Стеллер в сопровождении казака Фомы Лепихина. Надо отдать должное Стеллеру. В течение шести часов, которыми он располагал, он сумел сделать многочисленные и богатейшие наблюдения над природой острова, его фауной и флорой, остатками строений и предметов домашнего обихода населявших остров жителей и множество других наблюдений. Он сумел за это короткое время приготовить богатые коллекции и запастись ценными находками. Важность наблюдений Стеллера очевидна. И приходится пожалеть, что В. И. Беринг не предоставил большего времени для производства описи и наблюдений. Софрон Хитрово за это же время успел запастись водой и снять план острова Каяк.

    В. И. Беринг торопился с выходом. Его беспокоило обратное возвращение, он отвечал за вверенных ему людей. Поэтому в ответ на нападки Стеллера он с горечью замечал:

    «...Мы воображаем, что все открыли, и строим воздушные замки; а никто не думает о том, где мы нашли этот берег? Как еще далеко нам до дому? Что еще может с нами случиться? А берег нам незнакомый чужой, провианта на прозимовку не хватит...».

    На рассвете 21 июля пакетбот «Св. Петр» снялся с якоря и взял курс на юго-запад, придерживаясь берегов Америки. 26 июля прошли близко от острова Кадьяк, который был виден с судна, 2 августа открыли остров Укамок. Условия плавания ухудшались. Из-за недостатка свежей пищи появились больные, началась цинга. В конце августа умер матрос 2-й статьи Никита Шумагин. Его похоронили на одном из островов группы, названных Шумагинскими. Во время стоянки у этого острова впервые встретились с жителями Алеутских островов – алеутами, которые подъезжали к судну на байдарах. Несмотря на то, что времени для наблюдений было мало, Стеллер, Ваксель и Хитрово сумели и здесь произвести достаточно точные и подробные наблюдения.

    Путь от Шумагинских островов к Камчатке становился все более трудным. Начался сентябрь, пошли штормовые погоды, суровые в это время года в северной части Тихого океана. Начиная с 8 сентября штормы почти не прекращались, а 23 сентября разразился шторм такой силы, что старый штурман Эзельберг, избороздивший все моря и океаны, признавался, что не видывал в своей жизни ничего подобного.

    Положение судна было тяжелым. Большая часть команды была больна, не хватало воды и продуктов, члены экипажа, даже не захваченные цингой, были до того измучены качкой, что не в состоянии были что-либо делать. С каждой новой волной ожидали гибели судна.

    Наступил октябрь, бури не утихали, люди умирали один за другим. К концу месяца скончались от цинги, мучений и голода двенадцать человек. Тридцать четыре человека готовились отправиться вслед за ними. Тяжело заболел капитан Беринг. Он не мог подниматься с постели, и управляли судном Хитрово и Ваксель.

    Два месяца беспрерывных мучений, когда не было возможности ни лежать, ни сидеть, ни стоять, смерти товарищей, которых едва успевали хоронить, производили гнетущее впечатление на оставшихся в живых. Мало кто надеялся на возвращение на Камчатку. Понятна была поэтому радость, когда 4 ноября увидели перед собой прямо по курсу в расстоянии около 15 миль высокую землю. Всем хотелось, чтобы это была Камчатка. Многие даже узнавали очертания берегов...

    Вечером 5 ноября пакетбот «Св. Петр» выбросило на берег. После осмотра земли выяснилось, что это был остров – теперь остров Беринга в группе Командорских островов. Стали готовиться к зимовке. Нарыли землянок, запасались топливом, которого было в избытке: у берегов валялось много прибитого к острову плавника. Остров был богат морскими зверями, больше всех пришлась по вкусу морская корова, теперь вымершее животное.

    Но такие тяжелые испытания были уже не под силу больному шестидесятилетием капитан-командору В. И. Берингу. 19 декабря 1741 г. он скончался. «В яме (землянке), в которой он больной лежал, песок со сторон всегда осыпался, заваливая у него ноги, коего он напоследок больше огребать не велел, сказывая, что ему от того тепло, а впрочем де он согреться не может. И так песку на него навалил по пояс; а как скончался, то надлежало его из песку вырывать, чтоб тело пристойным образом предать земле»,– вспоминает один из участников экспедиции Г. Ф. Миллер.

    Остальные 46 человек, оставшихся в живых, благополучно провели зиму, а весной 1742 г. из остатков пакетбота и плавника начали строить новое судно. Небольшое судно уже летом было готово. 13 августа вышли к берегам Камчатки, а 26 августа почти на веслах вошли в Петропавловскую гавань, где все считали их погибшими.

    Экспедицию после смерти В. И. Беринга возглавил и завершил A. И. Чириков, который на 1,5 суток раньше своего начальника подошел к берегам Америки. Ему, так же как и Берингу, довелось испытать все мучения и страдания в длительном плавании, он так же был тяжело больным при возвращении на Камчатку, но пакетбот «Св. Павел» пришел в Авачинскую бухту.

    Замечательное плавание русских моряков, завершившееся открытием Северной Америки со стороны Тихого океана и открытием Алеутских островов, было окончено. Многочисленные отряды Великой Сибирско-Тихоокеанской экспедиции в это время заканчивали свои работы по описи всего северного побережья Сибири. Инициатор, организатор и руководитель экспедиции Витус Ионссен Беринг до конца исполнил свой долг перед Родиной, которая по заслугам оценила его подвиг. На всех картах мира море, по которому он плавал, носит имя Беринга: пролив между Азией и Америкой, в поисках которого он принимал такое активное участие, назван Беринговым; острова, на которые выбросило пакетбот «Св. Петр», называются Командорскими, а остров, где отважный капитан-командор нашел свой вечный покой, именуется островом Беринга.

    Мужественный образ русского исследователя В. И. Беринга навсегда сохраняется в памяти русских людей. Он служит примером стойкости, твердости в выполнении своего долга, примером беззаветного служения своей Родине.

    Список литературы

    1. Алексеев А. И. Витус Беринг / А. И. Алексеев // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 290-297.

    Доклад про Витуса Беринга, русского путешественника и мореплавателя датского происхождения, капитан – командора изложен в этой статье.

    Сообщение о Витусе Беринге

    Будущий путешественник появился на свет в поселке Хорсенс в 1681 году. Известно, что в 1703 году он окончил амстердамский кадетский корпус. Его доблестная служба началась с участия в Ост-Индийской компании. Она и открыла ему путь в русский флот. Имея должность унтер-офицера, мореплаватель Витус Беринг в 1707 году командовал шхуной «Мункер», которая плавала в Азовском море. Он брал активное участие в боях с Турцией, за что получил новое звание — капитан-лейтенант. В 1712 году его перевели в Балтийский флот, и мореплаватель стал командовать фрегатом «Перл». В результате успешной службы ему присвоили очередное звание капитана ІІІ ранга. В 1713 году он женился на своей давней знакомой Анне Кристине Пильсе, в раке с которой родилось 8 детей (выжило только 3). Жена постоянно сопровождала мужа в его путешествиях, за что ее называли командоршей.

    Но основной вклад Витуса Беринга в том, что открыл пролив, соединяющий Северную Америку и Азию. Русский царь Петр I издал указ о снаряжении экспедиции из 100 человек под руководством уже известного и авторитетного мореплавателя. Команда отправилась в путь в январе 1725 года. Через 2 года она прибыла в поселок Охотск, где началась постройка корабля для плаванья до Камчатки. 13 июля 1728 года экспедиция вышла в открытое море. Путь Витуса Беринга простилался на север. Спустя месяц путешествий был открыт пролив, который показал, что Северная Америка и Азия являются двумя разными континентами. В каком году Витус Беринг открыл пролив? Это грандиозное событие произошло 26 августа 1728 года. Он исследовал его западную часть, и, решив, что миссия достигнута, повернул домой в Петербург с докладом о проделанной работе. Адмиралтейская коллегия, удовлетворенная результатом экспедиции назначила дату второго путешествия — 28 декабря 1732 года. Цель — исследование берегов Северной Америки и Северного Ледовитого океана, а также Земли Гаммы (Америки). В том же году он получил очередное звание.

    Какое звание было у Витуса Беринга? Петр І даровал ему звание капитан – командора.

    Вторая экспедиция была намного сложнее. Скудность пищи, неблагоприятные условия плаванья, недостаток воды привели к эпидемии цинги на корабле. Витус Беринг решил пополнить запасы воды и еды, остановившись на острове, который впоследствии был назван на его честь. Перезимовав здесь, мореплаватель умер в тяжелых муках 8 декабря 1741 года.

    Витус Беринг вклад в географию

    Ему принадлежит обследование и нанесение на карту Тихоокеанского побережья Камчатки, Северо-Восточной Азии. Он открыл заливы Креста, Карагинский и Камчатский, полуостров Озерный, острова Св.Лаврентия, Св. Ильи, Евдокеевские острова, Св. Иоанна, Св. Маркиана, Св. Стефана и бухту Провидения.

    мореплаватель-датчанин, капитан-командор русского флота

    Руководил 1-й и 2-й Камчатскими экспедициями. Прошёл между Чукотским полуостровом и Аляской, подтвердив наличие разделяющего их пролива (впоследствии пролив между Россией и США был назван Берингов пролив ), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

    Именем великого мореплавателя названы остров, пролив, подводный каньон, река, озеро, ледник, два мыса, улица в городе Петропавловск-Камчатский, море на севере Тихого океана, а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия .

    Краткая хронология

    1703 г. окончил Амстердамский морской кадетский корпус

    1704 г. в чине подпоручика поступил на службу в Российский флот, на Балтику

    1710-12 гг. переведен на Азовский флот, участвовал в войне с Турцией

    1715 г. произведён в капитаны 4 ранга

    1725-30 гг. возглавлял Первую Камчатскую экспедицию , обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии

    1733-41 гг. возглавлял Вторую Камчатскую экспедицию , в ходе которой удалось нанести на карту северное и восточное побережье России, внутренние территории Восточной Сибири, разведали пути в Америку и Японию, открыли побережье Северо-Западной Америки, острова Курильской и Алеутской гряд

    1741 г. в тяжелых условиях вынужденной зимовки на острове, впоследствии названным именем Беринга, капитан-командор скончался. Похоронен великий мореплаватель на острове Беринга в бухте Командор.

    История жизни

    Беринг Витус Йонассен родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году, в том же году принят в Балтийский флот в чине подпоручика, в 1707 году произведен в поручики. В 1710 году переведён на Азовский флот, произведён в капитан-лейтенанты, командовал шнявой "Мункер". В 1712 году переведен в Балтийский флот, в 1715 году произведён в капитаны 4 ранга.

    В 1716 году командовал кораблем "Пёрл". В 1717 году произведён в капитаны 3 ранга. В 1719 году командовал кораблём "Селафаил". В 1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём "Мальбург", затем - кораблём "Лесное". В 1724 году уволен по прошению со службы, а затем вновь принят на службу командиром "Селафаила" в чине капитана 1 ранга.

    С 1725 по 1730 гг. - начальник Первой Камчатской экспедиции . В середине лета 1728 года обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии. Открыл два полуострова (Камчатский и Озерный), Камчатский залив, Карагинский залив с островом Карагинским, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия.

    В Чукотском море, пройдя пролив (позже названный Беринговым), экспедиция достигла 62° 24′ с. ш., но из-за тум ана и ветра не обнаружила землю и повернула назад. В следующем году Берингу удалось продвинуться от Камчатки на восток на 200 километров, осмотреть часть камчатского берега и выявить Авачинский залив и Авачинскую бухту. Первооткрыватель впервые выполнил съемку свыше 3500 километров западной береговой черты моря, позже названного Беринговым.

    В 1730 году произведён в капитан-командоры.

    После возвращения в конце апреля 1730 года в Санкт-Петербург Беринг предложил план исследования северного побережья континента и достижения морем устья Амура, Японских островов и Америки.

    Беринг был назначен начальником Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции , его заместителем стал А. Чириков. 4 июня 1741 года Беринг и Чириков, командуя двумя пакетботами, направились от берегов Камчатки на юго-восток в поисках "земли Жуана да-Гамы", помещавшейся на некоторых картах XVIII века между 46 и 50° с. ш. Больше недели первопроходцы тщетно искали в северной части Тихого океана хотя бы клочок суши. Оба корабля взяли курс на северо-восток, но 20 июня из-за густого тумана разлучились навсегда. Три дня Беринг разыскивал Чирикова: он прошел на юг около 400 километров, потом двинулся на северо-восток и впервые пересек центральную акваторию залива Аляска. 17 июля за 58° с. ш. заметил хребет (Святого Ильи), но радости от открытия Американского побережья не испытал: чувствовал себя плохо из-за обострившейся сердечной болезни.

    В августе - сентябре, продолжая плавание вдоль берегов Америки, Беринг открыл остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на "матером берегу" (полуостров Аляска), у юго-западного края которого обнаружил острова Шумагина и впервые встретился с алеутами. Продолжая идти на запад, иногда на севере видел сушу - отдельные острова Алеутской гряды . 4 ноября волна прибила корабль к земле, оказавшейся островом. Здесь капитан-командор скончался; от цинги умерли 14 человек из его отряда. Остров впоследствии был назван именем Беринга.

    Похоронен на острове Беринга в бухте Командор . На месте гибели Беринга стоит четыре памятника. Непосредственно на месте захоронения на сегодняшний день стоят железный крест высотой 3,5 м. У его подножия чугунная доска с надписью: "1681-1741. Великому мореплавателю капитан-командору Витусу Берингу от жителей Камчатки июнь 1966 года".

    Будучи любознательным по природе и, как просвещённый монарх, озабоченным выгодами для страны, первый русский император живо интересовался описаниями путешествий. Царь и его советники знали о существовании Аниана – так назывался тогда пролив между Азией и Америкой – и рассчитывали использовать его в практических целях. В конце 1724 года Петр I вспомнил «…то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию… Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?…» и, не откладывая в долгий ящик, составил приказ об экспедиции. Её начальником был назначен капитан 1-го ранга, позднее – капитан-командор, 44-летний Витус Йонассен (в русском обиходе – Иван Иванович) Беринг, уже 21 год служивший в России. Царь вручил ему собственноручно написанную секретную инструкцию, согласно которой Беринг должен был большой массив суши, якобы протягивающийся в северо-западном направлении вблизи побережья Камчатки достичь большой массив суши, якобы протягивающийся в северо-западном направлении вблизи побережья Камчатки , пройти вдоль побережья, выяснить, соединяется ли она с Северной Америкой, и проследить побережье материка к югу до владений европейских государств. Официальная же задача состояла в разрешении вопроса, «сошлася ли Америка с Азией», и открытии Северного морского пути.

    Состоявшая вначале из 34 человек, отправилась в дорогу из Петербурга 24 января 1725 года. Двигаясь через Сибирь, шли до Охотска на лошадях и пешком, на судах по рекам. Последние 500 км от устья Юдомы до Охотска наиболее тяжёлые грузы тащили, сами впрягаясь в нарты. Страшные морозы и голод сократили состав экспедиции на 15 человек. Передовой отряд во главе с В. Берингом прибыл в Охотск 1 октября 1726 г., а замыкавшая экспедицию группа лейтенанта Мартына Петровича Шпанберга, датчанина на русской службе, добралась туда только 6 января 1727 г. Чтобы дожить до конца зимы, людям пришлось построить несколько изб и сараев.

    Дорога через просторы России заняла 2 года. На всем этом пути, равном четвёртой части длины земного экватора, лейтенант Алексей Ильич Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить истинную широтную протяженность Сибири, а, следовательно, и северной части Евразии.

    Из Охотска на Камчатку участники экспедиции добирались на двух небольших судах. Для морского продолжения странствия пришлось строить и снаряжать бот «Св. Гавриил», на котором 14 июля 1728 года экспедиция вышла в море.

    Как отмечают авторы «Очерков по истории географических открытий», В.Беринг, неверно поняв замысел царя и нарушив инструкцию, которая предписывала сначала пройти от Камчатки на юг или восток, взял курс на север вдоль побережья полуострова, а затем на северо-восток вдоль материка.

    «В результате, – говорится далее в «Очерках…», – было заснято более 600 км северной половины восточного берега полуострова, выявлены полуострова Камчатский и Озерной , а также Карагинский залив с одноимённым островом… Моряки положили на карту также 2500 км береговой линии Северо-Восточной Азии. Вдоль большей части побережья они отметили высокие горы, и летом покрытые снегом, подступающие во многих местах прямо к морю и возвышающиеся над ним подобно стене». Кроме того, они открыли залив Креста (не зная, что он уже был открыт К.Ивановым), бухту Провидения и остров Св. Лаврентия .

    Однако искомая часть суши всё не показывалась. В. Беринг, не видя ни американского берега, ни поворота на запад берега чукотского, приказал А.Чирикову и М.Шпанбергу письменно изложить свои мнения, можно ли считать доказанным наличие пролива между Азией и Америкой, следует ли двигаться далее к северу и как далеко. В результате этого «письменного совещания» Беринг решил идти далее к северу. 16 августа 1728 года моряки прошли через пролив и оказались в Чукотском море. Затем Беринг повернул назад, официально мотивируя своё решение тем, что сделано всё полагающееся по инструкции, берег далее к северу не простирается, а «к Чукоцкому, или Восточному, углу земли никакой не подошло». Проведя ещё одну зиму в Нижнекамчатске, летом 1729 года Беринг опять сделал попытку достичь американского берега, но, пройдя чуть больше 200 км, из-за сильного ветра и тумана приказал вернуться.

    Первая экспедиция описала южную половину восточного и небольшую часть западного берега полуострова на протяжении более 1000 км между устьями Камчатки и Большой, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу . Совместно с лейтенантом А.И. Чириковым и мичманом Петром Авраамовичем Чаплиным Беринг составил итоговую карту плавания. Несмотря на ряд погрешностей, эта карта была значительно точнее предыдущих и получила высокую оценку Д.Кука. Подробное описание первой в России морской научной экспедиции сохранилось в судовом журнале, который вели Чириков и Чаплин.

    Северная экспедиция не достигла бы успехов без вспомогательных походов, которыми руководили казачий полковник Афанасий Федотович Шестаков, капитан Дмитрий Иванович Павлуцкий, геодезист Михаил Спиридонович Гвоздев и подштурман Иван Федоров.

    Именно М.Гвоздев и И.Фёдоров завершили открытие пролива между Азией и Америкой, начатое Дежневым и Поповым. Они осмотрели оба берега пролива, острова, расположенные в нём, и собрали все материалы, нужные для того, чтобы положить пролив на карту.

    Вернувшись из экспедиции, Беринг предложил правительству план новой большой экспедиции и выразил готовность принять в ней участие. В 1733 году он был назначен начальником Второй Камчатской экспедиции. Его помощником («товарищем») стал А.И. Чириков , к этому времени уже капитан.

    Их задачей было исследование американских берегов от Камчатки. Одновременно М.Шпанберг должен был плыть к Японии и установить с ней связь, а несколько отрядов – нанести на карты северные берега России от Печоры до крайнего северо-востока и по возможности до Камчатки. Был также сформирован Академический отряд, задачей которого было исследование внутренних районов Сибири. Северные отряды работали самостоятельно, однако вся их деятельность контролировалась В.Берингом. Работа экспедиции была рассчитана на 6 лет.

    В начале 1734 г. В. Беринг собрал всех участников экспедиции в Тобольске. Отсюда вышли несколько сухопутных партий геодезистов для изучения побережья океана. Сам Беринг направился в Якутск , где ему пришлось провести три года. Там под его руководством были построены железоделательный завод и канатная мастерская, организованы сбор смолы, изготовление такелажа для судов и отправка в Охотск снаряжения и продовольствия для отряда М.Шпанберга.

    Всего в Якутске собралось около 800 участников экспедиционных отрядов. Местная администрация, которую раздражала неподкупность и требовательность Беринга, чинила препятствия заготовке продовольствия и снаряжения, писала на упрямого «немца» доносы в Петербург. Однако В. Беринг покинул Якутск, лишь убедившись, что команда вполне обеспечена провизией. В Охотске ему также пришлось столкнуться с беспорядком и коррупцией местных властей. Столичное же начальство, как водится на Руси, доверяло доносам бездельников и взяточников, а не рапортам честного и педантичного Беринга.

    Наконец, в начале сентября 1740 года В. Беринг отплыл из Охотска на двух 200-тонных судах с экипажами в 75 человек. Корабли были названы по именам апостолов Христа – «Св. Пётр» и «Св. Павел». Экспедиция провела зиму на восточном берегу Камчатки, у Авачинской губы. А 4 июня 1741 года, через восемь лет после отъезда из Петербурга, корабли Беринга и Чирикова вышли к берегам Америки. В составе экспедиции были молодой учёный Георг Вильгельм Стеллер и Свен (Ксаверий) Лаврентьевич Ваксель, оставившие интересные описания этого плавания.

    Как упоминалось выше, на немецкой карте, которой пользовался Беринг, была нанесена мифическая суша. В поисках этой несуществующей земли В. Беринг пошел сначала на юго-восток, к указанным на этой карте координатам. Потеряв напрасно больше недели и убедившись, что никакой суши в этой части океана нет, корабли взяли курс на северо-восток. Но 20 июня на море пал густой туман, и корабли навсегда разлучились. С этого дня «Св. Пётр» и «Св. Павел» совершали плавания в автономном режиме.

    «Св. Петр» достиг наконец американского берега 17 июля 1741 года. С палубы корабля был виден берег и – вдали – почти сливающийся с облаками снеговой хребет Св. Ильи с вершиной – горой Св. Ильи высотой в 5488 м. Цель, поставленная императором 17 лет назад, была достигнута. Но шестидесятилетний капитан-командор не разделял радости и торжества команды. Он страдал от цинги, не знал точно координат местонахождения судна; остро переживая потери и неудачи, бывалый мореплаватель видел будущее в мрачном свете.

    Не приближаясь к материку, В. Беринг 4 дня двигался на запад вдоль побережья. 21 июля он отправил людей за пресной водой и, не наполнив даже всех бочек, несмотря на штормовую погоду, взял курс на запад, к берегам Азии.

    Цинга уже свалила треть экипажа. 10 августа, отчаявшись продвинуться вперёд из-за сильного встречного ветра, В. Беринг решил идти прямо на Камчатку. 29 августа моряки открыли у юго-западной оконечности Аляски «безлесные и пустынные острова». Капитан-командор назвал их «Островами Шумагина» – в память матроса, похороненного на одном из них. Двигаясь всё время на запад в открытом море, моряки периодически видели на севере землю – это была Алеутская цепь. Там русские впервые встретились с местными жителями – алеутами.

    Когда 4 ноября вдали показались высокие горы, покрытые снегом, моряки ошибочно решили, что подошли к Камчатке. Высадившись на берег, вырыли в песке прямоугольные ямы. Чтобы приспособить их для жилья, сделали крыши из парусов. Многие болели цингой. 20 человек умерли. Только 10 моряков ещё держались на ногах. Больной Беринг лежал, не поднимаясь. Как писал в «Земном круге» С.Н. Марков, «…о том, что было дальше, знают все. Песцы глодали ботфорты Беринга, когда он ещё был жив. В предсмертных мучениях Беринг зарывался в песок, чтобы хоть немного согреться». Пролежав так целый месяц, 6 декабря 1741 г. он умер.

    Земля, к которой прибило его судно, получила позднее его имя и называется островом Беринга, а всю группу в честь погибшего капитан-командора окрестили Kомандорскими островами . «Море, открытое Ф. Поповым и С. Дежнёвым, по которому В. Беринг в 1728 г. так мало плавал, было названо Беринговым, пролив, через который не он первый прошел, а те же Ф. Попов и С. Дежнёв, нанесенный на карту не им, а М. Гвоздевым и И. Федоровым, наречён по предложению Д.Кука Беринговым проливом. К несчастливому капитан-командору Витусу Берингу… пришла исключительная посмертная слава»

    Команду принял Свен Ваксель как старший офицер экипажа. Обойдя новую землю, моряки убедились, что находятся на острове. Зимовка была тяжёлой: частые штормы ураганы, неожиданные землетрясения, цинга… К лету 1742 года в живых оставалось 46 человек, в том числе десятилетний сын К.Л. Вакселя Лоренц, будущий офицер русского флота Лаврентий Ксаверьевич Ваксель.

    Корабль «Св. Пётр» был сильно разрушен, и его пришлось разобрать, чтобы из его частей построить небольшое судно того же имени. Поскольку все три корабельных плотника умерли от цинги, судостроением занялся красноярский казак Савва Стародубцев и успешно завершил сооружение нового судна. 13 августа путешественники вышли в море и, по причине штиля двигаясь большей частью на вёслах, 26 августа 1742 г. достигли Петропавловска.

    Капитан-командор Российского флота, полярный мореплаватель и исследователь Витус Ионассен Беринг родился 12 августа 1681 года в датском городе Хорсенс.

    В 1710-1712 годах служил на российском Азовском флоте и участвовал в войне с Турцией. В 1712 году переведен на Балтийский флот, в 1715 году произведен в капитаны четвертого ранга. В 1712-1723 годах командовал различными судами на Балтике.

    В январе 1724 года Беринг подал рапорт об отставке. В феврале адмиралтейств-коллегия подписала рапорт, однако в августе мореплаватель был восстановлен по приказу Петра I в чине капитана первого ранга.

    В 1725 году Беринг был назначен руководителем первой Камчатской экспедиции . По инструкции, составленной Петром I, экспедиции предписывалось следовать на ботах вдоль побережья Камчатки на север с целью выяснения существования пролива между Азией и Америкой.

    Зимой 1725 года Беринг с группой сподвижников отправился из Петербурга к берегам Охотского моря. В конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря, а с июля по сентябрь 1728 года на боте "Святой Гавриил" работала в море. Беринг исследовал восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, открыл остров святого Лаврентия. Пройдя проливом, названным впоследствии Беринговым, до широты 67°18" и видя, что "земля более к северу не простирается", Беринг счел вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой разрешенным положительно и повернул назад. На обратном пути были открыты острова Ратманова и Крузенштерна , на карту был нанесен южный мыс Камчатки Лопатка.

    В Петербурге результаты экспедиции были признаны неудовлетворительными. В мае 1732 года сенат издал указ о начале Великой Северной экспедиции (вторая Камчатская экспедиция), руководить которой также поручалось Берингу. Работы экспедиции продолжались с 1733 года по 1743 год. В них участвовало 13 кораблей и более 600 человек.

    В июне 1740 года в Охотске были построены и спущены на воду два двухмачтовых пакетбота - "Святой Петр" и "Святой Павел". В сентябре того же года оба судна совершили переход на Камчатку и зазимовали в Авачинской губе. Гавань, где зимовала экспедиция, Беринг назвал Петропавловской, впоследствии здесь вырос город Петропавловск-Камчатский.

    В июне 1741 года пакетботы вышли из Петропавловской гавани. Беринг командовал "Святым Петром", а "Святого Павла" возглавил Алексей Чириков.

    Идя параллельными курсами, корабли спустя две недели из-за постоянных туманов потеряли друг друга. "Святой Павел" достиг берегов Северной Америки и в октябре 1741 года вернулся в Авачинскую бухту .

    Корабль Беринга "Святой Петр" достиг побережья Северной Америки в июле 1741 года у острова Каяк. На обратном пути Беринг открыл остров Укамок, небольшие острова, названные Евдокеевскими, часть Шумагинских и некоторые из Алеутских островов. Чириков, достигший побережья Аляски раньше, также открыл часть Алеутских островов.

    В ноябре 1741 года корабль Беринга пристал к неизвестным островам, принятым за Камчатку (ныне Командорские), и во время стоянки был сильно поврежден. Экипаж перебрался на остров (ныне остров Беринга) и устроился на зимовку, во время которой часть людей, в том числе и сам Витус Беринг, умерла от цинги. Выжившие 40 человек следующим летом перебралась на Камчатку на боте, выстроенном из остатков корабля.

    Ни одного прижизненного изображения Беринга не сохранилось. В 1940-х годах правнучка Беринга передала в Центральный военно-морской музей портрет, долгое время хранившийся в ее семье. Позже этот портрет стал воспроизводиться как бесспорное изображение капитан-командора. Между тем еще в 1940-х годах датские ученые заключили, что на нем изображен датский историк и поэт Витус Педерсен Беринг, дядя мореплавателя. Открытие в 1991 году могилы Беринга предоставило возможность воссоздать облик командора по черепу.

    Останки Беринга и его спутников спустя год после их обнаружения были торжественно перезахоронены в бухте Командор на Камчатке, в специально сооруженном мемориале.

    Именем Беринга названо также море на Севере Тихого океана.

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников