Романтизм и реализм. Их связь и отличия

Романти́зм - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Зародился в Германии.

Общая характеристика.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины,паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствax. Одним словом, романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.

Философия романтизма.

Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована Кантом в работе Критика способности суждения. По Канту, есть позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным, бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла («Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»).

Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Тенденции к атеизму романтизм противопоставляет переосмысление религии. «Истинная религия - это чувство и вкус бесконечности» (Шлейермахер). Деистической концепции бога как высшего разума противопоставляется пантеизм и религия как форма чувственности, идея живого бога.

«Философский романтизм поднял знамя того, что иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному разуму, абстрактному интеллекту»

Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август

Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гёльдерлин, Шлейермахер.

Романтизм в русской литературе.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

К поэтам-романтикам можно отнести также К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Реализм.

Реали́зм - стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Вопрос о возникновении реализма решается исследователями по-разному: корни его видят в античной литературе, в эпохах Возрождения и Просвещения. Согласно наиболее распространённой точке зрения, реализм возник в 1830-е гг. Его непосредственным предшественником считается романтизм, основная особенность которого – изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах с особым вниманием к сложной и противоречивой личности с сильными страстями, непонятой окружающим её обществом, – так называемого романтического героя. Поэтому реализм развивался не как антогонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов. Между романтизмом и реализмом первой половины ХIX века не всегда легко провести четкие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино.

Реализм XIX века принято называть критическим . Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого в Росии. Главная цель критического реализма - обличие социальных проблем. Герои произведений критического реализма разделены по социальному критерию, они объединены сходными чертами в целые "типы", но тем не менее, типические черты сочетаются с индивидуальными, а также с глубокой формой психологизма. Все это делает критический реализм более сложным явлением. В 1932 году вводится другое понятие - "социалистический реализм" . В произведениях такого течения наблюдается следование принципу партийности, принципу революционной героики и классового сознания. К такому явлению можно отнести творчество А.Твардовского, В.Распутина, Н.Погодина.

Можно выделить следующие черты реализма как направления:

1.образы приравниваются к сути самих изображаемых явлений

2.реалистическая литература - способ познать себя и мир

3.познание действительности проходит при помощи типизации образов

4.детали в произведениях конкретны, правдивы

5.характер героев эволюционирует

6.особая роль отводится глубокому психологизму героев.

РОМАНТ́́ИЗМ И РЕАЛ́́ИЗМ в творчестве Л., одна из центральных проблем лермонтоведения; недостаточная ее разработанность объясняется сложностью, нерасчлененностью самих понятий «романтизм» и «реализм», суммарно обозначающих обычно худож. методы, направления и соответствующие им стили, а также своеобразием худож. мира Л., незавершенностью его творч. пути, переходным характером культурно-историч. эпохи. Творчество Л. принадлежит к вершинным достижениям рус. романтич. лит-ры; оно наиболее полно, целостно воплотило гл. черты романтизма как лит. направления и худож. метода, вобрало в себя традиции многообразных романтич. течений и школ - отечеств. и зарубежных. Л. выступил прежде всего как продолжатель романтич. традиции В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, поэтов-декабристов (см. Русская литература 19 века). Вместе с тем его творчество во многом отлично от романтизма 1810-1820-х гг., тесно связанного еще с предшествующими лит. направлениями (классицизмом, просветительством, сентиментализмом), с анакреонтич. поэзией. В лермонт. время романтич. начала углубляются и развиваются; в атмосфере последекабрьской реакции, крушения просветит. иллюзий и политич. доктрин передовой дворянской интеллигенции отчетливо выявляются коренные черты романтич. миросозерцания: напряженный индивидуализм, поиски абсолютных жизненных ценностей, всеохватывающее разочарование в действительности. Обществ. противоречия представляются теперь трагически неразрешимыми, стремление к свободе - бесперспективным, а сознание человека изначально двойственным - ареной беспрестанной борьбы добра и зла, «земного» и «небесного» начал. Этот мировоззренч. комплекс сближает Л.-романтика с гл. представителями идейно-лит. движения 30-х гг.: писателями-любомудрами, Н. В. Станкевичем и поэтами его кружка, В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, В. С. Печериным и др. Наконец, важную роль в формировании творчества Л. сыграли многочисл. явления западноевроп. лит-ры, в т.ч. Ф. Шиллер и Дж. Байрон, А. Ламартин и А. Виньи, В. Гюго и О. Барбье, школа франц. «неистовой словесности» (см. работы Б. Эйхенбаума). В произв. Л. явственны следы многообразных влияний, в них нетрудно обнаружить многочисл. реминисценции и прямые текстуальные заимствования из различных лит. источников - обстоятельство, к-рое не раз давало повод рассматривать его поэзию как нечто несамостоятельное, вторичное. Совр. лермонтоведение противопоставляет такого рода суждениям мысль об органич. усвоении и глубокой переработке Л. традиций рус. и европ. лит-ры, о неповторимом своеобразии Л.-художника, синтетичности лермонт. романтизма. В творчестве Л., равно поражающем беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты, достигает предельного напряжения осн. противоречие романтизма - противоречие между идеалом и действительностью. Причем оба эти начала теснейшим образом взаимосвязаны: глубина и сила разочарования выступают у Л. как прямое следствие его повышенной требовательности к людям, миру, самому себе (душа, жаждущая совершенства, «...в настоящем все не так, / Как бы хотелось ей, встречает» - «Слава»); и наоборот - доведенное, казалось бы, до предела неприятие действительности усиливает стремление к идеалу, укрепляет «веру гордую в людей и жизнь иную» («Памяти А. И. Одоевского»). Подобно героям Байрона, романтич. личность у Л. вступает в противоречие с мировым целым, она чувствует свою отчужденность по отношению не только к «неблагодарной толпе», но и ко всему мирозданию. Белинский писал, что в стихах Л. «нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства...Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце» (IV, 503). «Лермонтовский человек» мыслит себя натурой исключительной, избранной, он психологически напряженно и остро переживает неповторимость, уникальность собств. личности. Всеобщность отчуждения, «гордая вражда» с «небом» и со всем миром обрекает его на сверхмерные страдания и одиночество, бросает трагич. отсвет на его духовные искания и судьбу. Бескомпромиссно отвергая сущее, Л. жаждет абсолютного разрешения противоречий бытия, преображения несовершенной человеческой природы (см. стих. "Отрывок" - "На жизнь надеяться страшась"). Его не могут удовлетворить земные страсти, к-рые проходят и гаснут, любовь "на время", чувства "на срок". Но при всей беспощадности своей рефлексии, безотрадности итогов собств. опыта лермонт. герой готов поверить, что его "неисполнимые желанья" все же исполнятся ("Когда б в покорности незнанья"), он требует вечной любви и бессмертного бытия. Стремление к иному, лучшему миру и жажда его предвосхищения здесь, на земле, - одна из определяющих черт романтизма Л. (см. Этический идеал). Романтич. максимализм Л. не позволяет ему уйти от враждебной действительности, забыть о ней, искать спасения в сфере отвлеченно-идеальных построений. Жизнь, не отвечающая его высоким требованиям, - «пустая и глупая шутка», она кажется поэту бессмысленной, а единственно достойной целью земного существования представляется поединок героя-избранника с титанич. враждебной силой, героич. противоборство вне зависимости от исхода борьбы. «Примат воли» (В. Асмус), мечта о подвиге, требующем предельного напряжения духовно-нравств. сил (см. "Я рожден, чтоб целый мир был зритель / Торжества иль гибели моей"; см. Действие и подвиг в ст. Мотивы), характерные для романтич. миросозерцания Л., сближают его с традицией, идущей от поэтов-декабристов, и выделяют его среди поколения рус. интеллигенции 30-х гг. Если для умонастроения значительной ее части характерно стремление гл. обр. к теоретич. разрешению коренных проблем бытия - социальных, философских, нравственных, то в глазах Л. действие - необходимая форма существования идеи. Духовное могущество исключит. романтич. личности предопределяет тем самым беспредельность ее воли, готовность к «великим» свершениям. Всем этим обусловлены и особенности лермонт. романтизма как творч. метода, определяющие для него принципы худож. отражения, эстетич. преобразования мира. В отличие от писателей-реалистов Л.-романтик не стремится к непосредственному раскрытию противоречий эпохи. Действительность выступает у него опосредованно - в субъективно-преображенном виде. «Он берет лишь те противоречия, в которых с особой силой, но и односторонностью, концентрируется протест личности против гнета и безобразия окружающей жизни. Противоречия общественной действительности принимают у него абстрактный характер; это абсолютная противоположность изолированных отвлеченных сущностей: добра и зла, невинности и порока, красоты и безобразия» [Михайлова Е. (2), с. 113-14]. Субъективно такая творческая установка осознается писателем как созидание худож. мира, независимого от реальности, принципиально отличного от нее («В уме своем я создал мир иной / И образов иных существованье» («Русская мелодия»), - черта, характерная для романтич. эстетики вообще. Действительно, его романтич. персонажи - герои, злодеи, преступники, мятежники, демонич. создания, ангельски чистые души - «не походили на существ земных». Нередко они написаны без оглядки на бытовую достоверность, на социальную, национально-историч. или даже психологич. характерность. Соответственно и действие его романтич. произв. развивается на фоне явлений действительности, обозначающих обществ. зло как общечеловеческое (тюрьма, инквизиция, маскарад, жестокий крепостной быт), и переносится в обстановку, далекую от повседневной жизни совр. общества, возможно меньше похожую на нее - в Россию эпохи Грозного или Пугачева, в Испанию, на Кавказ или даже, как в «Демоне», в беспредельные космич. просторы. Романтич. личность предстает в сознании раннего Л. как абсолютно самоценная и свободная, не обусловленная социально-историч. конкретностью и жизненными обстоятельствами, неподвластная человеческим законам и принятым нравств. нормам. Единств. законом признает она свою собств. волю. Из многообразных явлений действительности Л. отбирает и художественно преобразует лишь те, к-рые способны воплотить исключительность и мятежный дух героя, высоту или силу его стремлений. Такой подход обусловил разреженность социально-бытовой и культурно-историч. атмосферы в творчестве Л., особенно по сравнению с Пушкиным (даже романтич. поры). Дело тут не только в чувстве безусловного превосходства лермонт. героя над «толпой», но и в том, что любая действительность сама по себе, в представлении Л., не заключает ничего разумного, она враждебна закону, истине, справедливости [Михайлова (2), с. 106-07]. Отсюда - отсутствие объективного обоснования поступков героя, нарочитая абстрактность и неясность в обрисовке его судьбы, обилие тайн, умолчаний, внезапных поворотов в развитии сюжета. Как и для Байрона, для Л. характерно «единодержавие» романтич. героя, выражающего абсолютную истину и единственно возможную (с т.з. автора) жизненную позицию. С этим связана монологич. структура его романтич. произведений: лирики, поэм, драм, романа «Вадим» (см. Автор. Повествователь. Герой). Примечательно построение его ранних поэм. "В центре произведения чаще всего один герой, в патетическом монологе (или несобственно-прямой речи) излагающий историю своей жизни, ведущий рассказ с нарушением хронологической последовательности, с пропусками, с включением эффектных эпизодов" [Фохт (2), с. 77-78]. Эстетич. единодержавие героя влечет за собой у Л. (как и у Байрона) гиперболичность его изображения (грандиозность деяний, возвышенность помыслов, предельность эмоц. состояний, катастрофич. столкновение противоборствующих страстей, чрезмерность их внешнего проявления). Этим определяются и др. черты романтич. стиля Л.: мелодраматичность сюжетных ситуаций, "патетика контрастов", фабульно-композиционных и стилистических, подчеркнутая экспрессивность поэтич. речи и др. (см. Антитеза, Сюжет, Стилистика). Вторая половина творчества Л. (1835-41) - время кризиса романтич. миросозерцания. Поэт все острее ощущает неразрешимость его внутр. противоречий, ограниченность и уязвимость позиции мятежного индивидуализма, все настойчивее стремится соотнести свои идеалы с реальностью. В основе его новой позиции - «сознание власти действительности...и вместе с тем несогласие с ней, отрицание ее» [Эйхенбаум (10), с. 94], Романтизм позднего Л. утрачивает свой активно-протестующий характер, лишается прежнего волевого напора, экспансии и все больше становится «оборонительным», даже «страдательным». Исчезает желание мстить людям, толпе, всему миропорядку, не отвечающим идеальным представлениям поэта. Речь идет уже не о героич. «торжестве иль гибели» мятежника-индивидуалиста перед лицом действительности: гибельной для лермонт. героя оказывается не только борьба с миром, не только гордое противостояние ему, но и всякая форма соприкосновения, контакта с ним - будь то попытка Демона «с небом примириться» или же бегство Мцыри в родной аул. Особенно безнадежно и трагично звучит эта тема в лирике Л. («Смерть поэта», «Три пальмы», «Листок», «Морская царевна», «Утес», «Пророк»). С внутренней эволюцией поэта во многом связан отказ от принципов непосредств. самовыражения, от дневниковой откровенности (см. Дневник) и исповедальности раннего творчества, поиски новых худож. форм. Для зрелого Л. характерно углубление подтекста, тяготение к иронии, к скрытым формам лирич. выражения - символич. пейзажи (см. Символ), баллады, «ролевая» лирика. Декларацией этого свершившегося перехода на новые позиции м. б. названо стих. «Из альбома С. Н. Карамзиной» («Любил и я в былые годы»). В то же время в творчестве Л. обнаруживается тенденция к объективному воспроизведению действительности, конкретному изображению социальной среды, быта, обстоятельств жизни человека («Сашка», «Княгиня Лиговская», «Тамбовская казначейша», «Герой нашего времени», «Кавказец»). Оставаясь во многом романтическим по направлению и худож. методу, оно явно эволюционирует к реализму (см. Проза, Стиль). Происшедшие в нем изменения суммарно могут быть охарактеризованы следующим образом: «...Во-первых, устанавливается моральный контроль над героями-индивидуалистами; во-вторых, приобретают значение и получают права голоса герои, являющиеся носителями народного сознания; в-третьих, изображение героя и действительности становится объективней, в конечном счете - реалистичней» [Максимов (2), с. 58]. Первостепенное значение для Л. приобретают такие духовно-нравств. ценности, как жажда единения с людьми, любовь к родине и народу («Бородино», «Родина», «Песня про...купца Калашникова»; см. Общественно-историческая проблематика в творчестве Лермонтова). При этом люди из народа нередко наделяются чертами, близкими лирическому герою позднего Л.: суровой сдержанностью, мужеством, волей, ясным сознанием долга, способностью сильно и глубоко страдать («Сосед», «Соседка», «Завещание», «Валерик»). Соответственно трагедия героя-избранника утрачивает ореол исключительности, все более осмысляется как типичная судьба мыслящей личности в современной, исполненной контрастов России (ср. «Прощай, немытая Россия» и «Родина», «Дума» и «Памяти А. И. Одоевского»). Все это приводит поэта к необходимости зорко вглядываться в жизнь, в характеры людей, постигать законы действительности. Происшедшие изменения затронули творчество Л. в целом, все его роды и жанры - лирику, поэмы, драматургию, прозу - и с наибольшей полнотой выразились в «Герое нашего времени». Если романтич. метод Л. в 1837-41 совершенствовался, изживая свои ранние формы, и во многих жанрах достиг завершения (напр., в поэмах), то черты реалистич. стиля еще только формировались, и это формирование осталось незавершенным (примечательно в этом смысле, что Л. предварил ряд худож. принципов натуральной школы). Эти процессы, противоречиво сочетавшиеся и влиявшие друг на друга, происходили в то время, когда романтизм еще оставался живым явлением, а реализм в рус. лит-ре уже набирал силу, осваивал новые сферы действительности (в т.ч. и те, к-рые преим. занимали романтиков) и проявлял интерес к глубинным противоречиям человеческой природы. Естественно, что черты реализма в творчестве Л.-прозаика складывались прежде всего в связи с худож. постижением личности совр. человека, героя времени, наделенного, однако, целым рядом психол. свойств, характерных для романтизма. Вопрос о соотношении романтизма и реализма в зрелом творчестве Л. является предметом разногласий и не утихающих споров. По мнению К. Григорьяна, оно остается всецело романтическим, включая и «Героя...». Согласно другой т.з. (С. Дурылин, В. Мануйлов), творч. путь поэта м. б. охарактеризован формулой «от романтизма к реализму», а его зрелое творчество знаменует последовательное и полное утверждение реализма. Однако большинство лермонтоведов (Л. Гинзбург, Д. Максимов, Е. Михайлова, У. Фохт и др.) говорят о переходном характере произв. 1835-41, о сосуществовании и взаимодействии в них различных худож. тенденций, реалистич. и романтич. начал. По мнению А. Журавлевой, мы имеем здесь дело с «двусоставной» идейно-худож. системой, представляющей сочетание элементов «развитого романтизма и раннего реализма в некоторое органическое единство» [Журавлева (3), с. 18]. Спор о направлении эволюции творчества Л. и его отношении к романтизму и реализму приобрел особую остроту в связи с рассмотрением худож. метода «Героя нашего времени» (см. Лермонтоведение). В результате исследований и дискуссий 1960-70-х гг. была выявлена двойственность его структуры, связанной как с романтич., так и с реалистич. принципами изображения жизни. Попытки объяснить и терминологически определить эту двойственность обнаружили, однако, существ. разногласия в понимании худож. природы лермонт. романа. Согласно одной т.з. (Фохт, Мануйлов, Д. Благой, А. Титов и др.), «Герой...» - реалистич. в своей основе произв., хотя и не лишенное элементов романтизма, еще связанное с его традициями. По мнению Мануйлова, без романа Л. - первого рус. социально-психол. романа - нельзя понять становление рус. прозы вообще; но реалистич. роман Л. вобрал в себя опыт европ. романтизма: предмет его худож. исследования - романтич. герой, романтич. характеры и ситуации. Др. исследователи выдвигают идею синтеза романтизма и реализма, видят в романе «диалектический синтез волюнтаризма и детерминизма, романтическую и реалистическую концепцию характера» [Маркович (2), с. 55]. Б. Удодов считает этот синтез настолько органичным и «равноправным», отличающимся и от романтизма и от реализма как качественно новое и самостоятельное целое, что это дает, по его мнению, основание говорить по отношению к «Герою...» о «совершенно самобытном лермонтовском методе, который типологически может быть условно обозначен как романтико-реалистический» [Удодов (3), с. 461, 469]. При рассмотрении этого сложного вопроса следует, очевидно, исходить прежде всего из самого факта движения, эволюции творчества Л., из представления о «Герое...» как о произв., стоящем на рубеже романтизма и реализма. В лермонт. романе происходит переработка и преобразование романтич. худож. принципов в реалистические, но процесс этот не завершен, не закончен. Важнейшие структурные особенности, генетически связанные с романтизмом (близость героя и автора, «верховная власть» центр. персонажа в сюжете, фрагментарность и др.), изменяют в худож. системе романа свои функции и получают в той или иной степени реалистич. наполнение и истолкование. Так, характерное для романтизма обостренное внимание к внутр. миру человека качественно отличается в романе от принципов романтич. психологизма с его установкой на самовыражение - характер Печорина предстает как объект авторского худож. изучения и критич. анализа. Роман Л. примыкает к развивающейся в лоне романтизма традиции «аналитич. прозы», нашедшей наиболее яркое воплощение во франц. лит-ре («Адольф» Б. Констана, «Исповедь сына века» А. Мюссе и др.). Но от этих образцов «субъективного» романа «Герой...» отличается большей глубиной и объективностью в обрисовке социальной среды и взаимоотношения с ней центр. персонажа, а также широтой постановки социальных проблем, что свойственно жанру общественно-психол. романа. С др. стороны, детальный анализ человеческой души и судьбы героя в его сложных, трагич. отношениях с обществом, сближающий «Героя...» с реалистич. худож. методом, имеет у Л. свои пределы. Не будучи двойником (alter ego) автора, Печорин все-таки во многом близок ему. Как отметил еще Белинский, Л. не в силах был отдалиться от своего героя (IV, 267). Характер Печорина, его горькая участь, его духовная драма выступают в романе как знамение времени, они типичны, закономерны для лучших людей 1830-х гг. А в то же время они не могут быть всецело объяснены обществ. ситуацией и историч. обстоятельствами эпохи: в натуре Печорина немало загадочного, рационально не объяснимого, психологически сходного с героями романтич. произведений. Романтич. и реалистич. начала находятся в нем, т.о., в сложном взаимодействии, в состоянии подвижного, динамич. равновесия. В целом же проблема романтизма и реализма в «Герое...» и в творчестве Л. вообще требует дальнейшего изучения.

Лит.: Белинский , т. 4; Гинзбург (1); Эйхенбаум (7); Виноградов В. В.; Дурылин (5); Соколов (3); Михайлова Е. (2); Мануйлов (8); Мануйлов (11); Григорьян (1); Григорьян (3); Максимов (2); Архипов ; Благой (2); Журавлева (3); Маркович (2); Тойбин (2); Уманская (1); Удодов (2); Усок (4); Фохт (2); Манн (2); Купреянова Е. Н., Макогоненко Г. П., Нац. своеобразие рус. лит-ры, Л., 1976; Библиография лит-ры о М. Ю. Л. (1917-1977) (сост. О. В. Миллер), Л., 1980, с. 512.

  • - I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат-ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789.  ...

    Литературная энциклопедия

  • - РОМАНТИЗМ. Историки литературы сами признают, что из всех терминов, какие употребляет их наука, самый неопределенный и расплывчатый, это - именно романтизм...

    Словарь литературных терминов

  • - художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, а также в США. Для а характерен особый интерес к...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы...

    Словарь литературоведческих терминов

  • - БОГОБ́́ОРЧЕСКИЕ МОТ́́ИВЫ в творчестве Л., парадоксально, но закономерно сосуществующие с религиозными мотивами, отражают напряженные искания поэта, стремившегося «через мышления и годы» постичь и...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - ИСТОР́́ИЗМ в творчестве Лермонтова...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА. В своих произв. Л. откликнулся едва ли не на все актуальные социально-историч. проблемы своего времени, большинство заметных событий...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - ПОРТР́́ЕТ в литературном творчестве Л. как средство худож. изобразительности приобретает тем б́́ольшую роль, что сам поэт был одаренным художником...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - ФАНТАСТ́́ИЧЕСКОЕ в творчестве Л. представлено тремя осн. разновидностями: миф. фантастика поэмы, балладная фантастика, фантастика совр. повести...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - , идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии...

    Художественная энциклопедия

  • - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре ХIII – нач. ХIХ вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном...

    Энциклопедия культурологии

  • - - художеств. течение, сформировавшееся в кон. 18 - нач. 19 вв. сначала в лит-ре, затем в музыке и др. иск-вах. Понятие "Р." произошло от эпитета "романтический"...

    Музыкальная энциклопедия

  • Новейший философский словарь

  • - сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 вв., затронувшее все сферы духовной жизни...

    История философии

  • - Это понятие ассоциируется со свободным и идеалистическим характером выражения чувств и индивидуальности и отношения к ним. Романтизм тем не менее представляет собой весьма неопределенный...

    Политология. Словарь.

  • - прил., кол-во синонимов: 1 исписывавшийся...

    Словарь синонимов

"Романтизм и реализм в творчестве Л." в книгах

Романтизм

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

Романтизм Душа - ничего не желает,Кроме покоя.Сосредоточенная и пустаяДуша оставаться желает, на все остальное -Искусство, политику, прочее там –положив с прибором.В порядке как бы что ли сомнамбулизма.Дома сидеть в полудреме,Думать дурацкие мысли,Перебирать

6. Снова романтизм

Из книги Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии автора Левченко Ян Сергеевич

6. Снова романтизм Восприятие современности сквозь историю и пристальный поиск себя уводит формалистские корни в романтическую почву. Решая в научных работах личные вопросы, формалисты демонстрировали примеры высокой рефлексии в текстах смешанного жанра. Литература

37. Романтизм. Реализм

Из книги История культуры автора Дорохова М А

37. Романтизм. Реализм Романтики стали отказываться от объективности в пользу субъективного творческого воображения.Среди писателей романтизма стоит выделить Жана Поля (1763–1825), основателя романтической этики, автора романов «Геспер», «Зибенкэз» и др., а также романтика,

7. Романтизм

Из книги Третий рейх: символы злодейства. История нацизма в Германии. 1933-1945 автора Лессер Йонас

7. Романтизм Гете когда-то сказал: «Классика – это здоровье, романтизм – это болезнь». Как он был прав! Писатель Генрих Манн, процитировав эти слова, сказал в 1946 году: «Этот великий ценитель жизни не любил их всех. Для немецких романтиков характерно самое низменное

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ РОМАНТИЗМ

Из книги СССР: логика истории. автора Александров Юрий

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ РОМАНТИЗМ Прежде чем мы обратимся непосредственно к истории СССР, полезно рассмотреть причины, побудившие основоположников марксизма связать социализм с общенародной формой собственности на средства производства.К. Маркс и Ф. Энгельс творили в эпоху

2. Романтизм разочарования

Из книги Теория романа (Опыт историко-философского исследования форм большой эпики) автора Лукач Георг

НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

Из книги Философия символических форм Э. Кассирера автора Свасьян Карен Араевич

НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ Необходимо прежде всего уточнить употребление самого термина в данном контексте. Обычное представление о романтизме ограничивает его, как правило, в рамках эстетики и искусства. Но реальный смысл этого явления вовсе не умещается в партикулярных

III. Имагинативным реализм как подлинный реализм культуры

Из книги Избранное. Логика мифа автора Голосовкер Яков Эммануилович

III. Имагинативным реализм как подлинный реализм культуры Вступление Сперва об имагинативном реализме в искусстве, мифе и сказке, когда чудесное воспринимается как реальное.Античные мифы и созданная на почве этой мифологии эллинская поэзия - эпос, драма и хоровая лирика

Романтизм

Из книги Избранное автора Доброхотов Александр Львович

Романтизм – стиль творчества и мышления, широко распространившийся в первой половине XIX в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени.Основные представители романтизма:. Германия – Новалис, Ф. Шлегель, Шлейермахер, Тик;

РОМАНТИЗМ

Из книги Мир Софии автора Гордер Юстейн

РОМАНТИЗМ …самая сокровенная тайна скрывается внутри… Хильда наконец выпустила папку из рук и позволила ей сползти на пол.По сравнению с тем временем, когда она ложилась, в комнате стало еще светлее. Хильда взглянула на часы. Без нескольких минут три. Она повернулась на

Романтизм

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Романтизм Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре, сформировавшееся в конце XVIII – первой половине XIX века. В романтизме нашло отражение то разочарование в итогах Французской революции конца XVIII века, в идеологии

Романтизм

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

РОМАНТИЗМ

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

РОМАНТИЗМ - сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 вв., затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т.д.). Сущностные черты Р. нашли свое наиболее полное выражение в творчестве немецких

Романтизм

Из книги Немецкоязычная литература: учебное пособие автора Глазкова Татьяна Юрьевна

Романтизм Сентименталисты и штюрмеры явились предтечами зародившегося в Германии на рубеже XVIII–XIX вв. нового культурного направления – романтизма. Распространению романтизма в Европе отчасти способствовала и Французская революция, провозгласившая созидание нового

2.2.3. Романтизм, символизм и «Немецкий романтизм» В. М. Жирмунского

Из книги «Валгаллы белое вино…» [Немецкая тема в поэзии О. Мандельштама] автора Киршбаум Генрих

2.2.3. Романтизм, символизм и «Немецкий романтизм» В. М. Жирмунского В процессе критики символизма Мандельштам прибегает и к привычным для акмеистов выпадам против центрального понятия символизма - символа: «Alles Verg?ngliche ist nur ein Gleichnis. Всё преходящее только подобие. Возьмем,

ВСТУПЛЕНИЕ

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

ЭПОХА РЕАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Романтизм и реализм: отличительные черты

Однако между романтизмом и реализмом существовали и принципиальные раВНОгласия. И это закономерно, ведь без отрицания старого нет утверждения нового, иначе невозможны были бы обновление и развитие литературного процесса.

Если романтизм абсолютизировал творческое воображение писателя, то реализм делал акцент на наблюдении за жизнью и исследовании его явлений. Художественное творчество в определенной степени начинала соотноситься с научной деятельностью. На первый план, как и в эпоху Просвещения, выходят не эстетическая и гедонистическая (получение удовольствия от литературного произведения, как и произведения любого другого вида искусства), а когнитивная (познавательная) и дидактическая (воспитательная) функции искусства. Так, О. де Бальзак в повести «Гобсек» опередил собственно научный анализ капитализма, нового на то время общественного строя.

Романтиков интересовал «необычный герой в необычных обстоятельствах»: непокорный бунтарь, одиночка, изгнанник, «лишний человек», отторгнута обществом, которая часто имеет загадочное прошлое или вообще «человек без прошлого» (вспомним «байронического героя»). Стоит заметить, что на переходном этапе от романтизма к реализму эта черта была присуща и персонажам реалистических произведений. Так, Евгений Онегин и Григорий Печорин, в определенной степени, тоже одиночки, отверженные обществом. Недаром Татьяна Ларина делает открытие, разоблачение, которое шокировало влюбленную девушку: не пародия Онегин? не «байронический герой» - «в плаще Гарольдовім москвин»? А Максим Максимович постоянно употребляет в отношении Печорина эпитет «странный». Однако настоящий романтический герой всегда в определенной мере «странный». Зато реалисты часто изображали жизненный путь персонажей очень подробно: от детства к зрелости (в «Приключениях Оливера Твиста» Ч. Диккенса - становления главного героя; в «Карьере Ругонов» Е. Золя - судьбы Ругон-Маккарів, особенно подробно описана судьба Сильвера). Если романтики бежали от реальности, задыхались в «серой обыденности», то реалисты отдавали предпочтение изображению конкретных людей, совсем не «героических» профессий: крестьян, рабочих, прачек, мелких служащих, ростовщиков, да еще и во время их повседневной работы. И эта черта свойственна не только литературе, но и другим видам искусства. Так, художник-реалист Г. Курбе буквально шокировал тогдашний парижский бомонд. Подумать только, на что он упустил холст и краски - на изображение обычных крестьян и каменотесов! Как это некрасиво и неромантично! А писатель Ч. Диккенс описал нищих жителей английских работных домов, их быт и ужасные условия жизни.

Ad Fontes

На протяжении XIX века художники... возводили эстетику до минимума и стремились строить художественные произведения почти целиком на воспроизведении реальности. В этом смысле все классическое искусство века было реалистичным.

Х. Ортега-и-Гассет

Г. Курбе. Каменщики

Г. Курбе. Крестьяне с Флажі, которые возвращаются с ярмарки

Ван Гог. Ужин картофелем

Ван Гог. Углекопы

Реалисты не боялись также изображать уродливых в своей тупости и низости людей разных общественных сословий. Были такие персонажи и у романтиков, достаточно вспомнить Крошку Цахеса из одноименной повістіказки Е. Т. А. Гофмана. Однако реалисты не злоупотребляли преувеличениями гротесково-фантастическими красками, находя самый настоящий гротеск в реальной жизни. Их герои настолько убедительны, что в них можно узнать черты реальных людей, которых читатель видел лично. Это, например, подлый и злобный, беспощадный к слабым и ретивый перед сильнее него бидл (самый мелкий служащий) Бамбл («Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса) или пьянчужка Мармеладов, который обкрадывает свою семью ради того, чтобы пропить деньги в ближайшем кабаке («Преступление и наказание» Ф. Достоевского). Вот это и было самым настоящим «эстетическим переворотом» реалистов - для них практически не существовало «нехудожественных», низких, запретных тем и героев.

Кроме того, в произведениях романтиков (как и класицистів, вспомним хотя бы господина Журдена) широко представлены герои как носители одной доминирующей страсти. Нужно заметить, что реалисты также использовали этот классицистический и романтический прием. Так, в повести М. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Баш - мачкін как раз и является носителем одной страсти - желание пошить новую шинель. И что с того, что некоторым это может казаться мелочью - пошив одной вещи как цель, как стремление всей жизни? Ведь Башмачкину - этому «маленькому человеку», маленькая и даже мелочная цель может показаться большим и судьбоносной.

Зато в реалистических произведениях герой изображался по-другому. Соблюдение принципа життєподібності требовало от художника - реалиста глубокого психологизма в обрисовке личности, раскрытии ее многогранности и неоднозначности. Кроме того, часто герой не мог быть носителем одной-единственной неизменной страсти хотя бы потому, что его характер был подан в развитии, постоянном движении, изменениях, в том числе и в трансформации этих самых страстей («диалектика души» героев Л. Толстого).

Особое внимание реалисты уделяли изображению человека в обществе - литература стала социальной. Среда «лепит характер человека», будто скульптор свое творение из глины или гипса. Однако здесь существует и обратная связь - «создана» обществом человек, в свою очередь, сама создает это общество, поскольку способна принимать сознательное участие в его изменении.

Ad Fontes

Прежде чем писать, писателю нужно проанализировать все характеры, проникнуться всеми обычаями, обойти всю землю, почувствовать все страсти, ведь все страсти, страны, обычаи, характеры, явления природные и моральные - все это должно пройти через его анализ.

О. де Бальзак

Так, Жюльен Сорель («Красное и черное» Стендаля) смело бросает своим судьям обвинения в том, что они судят его вовсе не за выстрелы в бывшую любовницу, а за то, что он, плебей-вискочень, решился «вылезти наверх», проникнуть к кастового высшего мира: «Я не имею чести принадлежать к вашей касте, господа, в моем лице перед вами крестьянин, который восстал против низости своего состояния... Но, хотя бы я и меньше провинился, я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает сострадания, пожелают наказать в моем лице и раз навсегда сломать тех юношей незнатного происхождения, подавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, вследствие чего они осмелились проникнуть в среду, которое на языке чванливых богачей называется высшим миром».

Изображения персонажей реалистической литературы требует от писателя хорошего знания жизни, ведь определенный тип людей чаще всего ведет себя именно так, а не иначе. Иногда персонажи даже «не слушаются» своего автора. Так, А. Пушкин как-то высказал парадоксальную мысль: мол, его Татьяна Ларина, героиня романа в стихах «Евгений Онегин», «взяла да и выскочила замуж». Казалось бы, кто может помешать автору писать о своем, часто вымышленного героя то, что он сам захочет? Однако все не так просто, ведь для того, чтобы быть реалистом, надо не нарушить логику развития образа. Именно поэтому российский писатель-реалист Лев Толстой и призвал своих коллег: «Живите жизнью изображаемых персонажей, показывайте в образах их внутренние ощущения, и они сами сделают то, что им нужно по их характерам сделать». Недаром же существовала такая мысль: чтобы написать роман, надо прожить жизнь.

В заключение следует отметить, что любимым романтиками «исключительным личностям в исключительных обстоятельствах» реалисты противопоставили изображения «типичных характеров в типичных обстоятельствах».

Тема: Общая характеристика русской литературы 19 века.

Цель: дать общее представление о русской литературе 19 века, ее основных чертах.

Задачи:

Образовательные:

Изучить понятие «русская классическая литература»;

Выявить основные литературные направления 19 века;

Познакомить с романтизмом и реализмом как литературными направлениями.

Развивающие:

Развивать умение понимать взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями;

Развивать умение сравнивать литературные направления;

Расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история);

Воспитательные:

Воспитывать понимание важности русской литературы в контексте мировой культуры; чувство гордости за родную страну, ее культуру.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

«...Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя,

поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине,

бороться с пошлостью в людях,

уметь найти хорошее в них,

возбуждать в их душах стыд,

гнев, мужество, делать все для того,

чтоб люди стали благородно сильными

и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...

М. Горький

I . Организационный момент.

II . Постановка целей урока.

Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучение литературы ХIХ столетия, который называли «золотым веком» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы ХVIII в., русская литература в ХIХ столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.

Что это было за время в истории нашей страны? Каков художественный мир литературы этого периода? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока.

III . Актуализация опорных знаний.

Русскую литературу XIX века часто называют классической. Что обозначают выражения классическая литература, классика, писатель-классик?

Классический -

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

Классик -

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература - канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика.

IV . Восприятие, осмысление и усвоение нового материала

    Общая характеристика русской литературы ХIХ века.

Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIX века и второй половины XIX века.

Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.

Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIX века, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.

Мы уже назвали основные периоды литературы XIX века и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.

    Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.

Важнейшие

исторические события

в Европе и России

Общая характеристика

развития русской

литературы ХIХ века

I половина ХIХ века (1795 - первая половина 1850-х годов)

Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821-1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение.

Реакционная политика Николая I . Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848-1849), их подавление

Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма . Зарождение и расцвет романтизма.

Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана

II половина ХIХ века (1852-1895 годы)

Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.

Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций

Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата.

Пропаганда идей марксизма.

Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I . Развитие драматургии и реалистического романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов

    Понятие о романтизме и реализме.

Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Заполнение таблицы:

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Романтизм

Реализм

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820-1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности

События и герои

Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.

Язык

Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности

V . Подведение итогов урока.

Беседа по вопросам:

    Почему 19 век литературы называют «Золотым»?

    Какие поэты и писатели относятся к «золотому веку»?

    В чем особенность романтизма и реализма? В чем их основное отличие?

Слово учителя: Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

VI . Домашнее задание - читать баллады Жуковского

Лекция 19. Романтизм и реализм как основные течения искусства и литературы 19 века

Понятие романтизма. Основные черты, подходы, хронологические рамки, предпосылки.

Эстетика романтизма.

Реализм: понятие, периодизация. Реализм во французской и английской литературе. Эстетические принципы реализма.

Литература Франции 19 века.

Романтизм (франц. romantisme) – идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом для всех видов культурной деятельности.

Основная черта романтизма как движения – стремление противопоставить филистерскому (мещанскому) миру рассудка, закона, –призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро романтизм выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.

Романтизм – одно из важнейших художественных направлений и стилей XIX века. Этим термином можно определить целую культуру, общее мироощущение исторической эпохи, начавшейся после Великой французской революции. Как почти любое значительное культурное явление, романтизм не представляет собой чего-то абсолютно цельного, обладающего постоянным набором специфических черт – он очень многообразен в своих национальных, жанровых, хронологических разновидностях. В марксистском литературоведении бытовала бинарная типология: романтизм делили на революционный и реакционный, прогрессивный и консервативный, активный и пассивный. Такой подход небезоснователен, однако он чересчур упрощает явление и сообщает ему ненаучную оценочную характеристику, поэтому его следует признать крайне условным и устарелым.

ПОДХОДЫ к романтизму :

1) исторический (ром-м как конкретное ист. движение, цельная культурная эпоха, объединенная особым типом мышления, продукт сознания);

2) внеисторический (=психологический; ром-м как бунт против эпохи).

Хронологические рамки романтизма характеризуются относительной одновременностью начала (1790-е годы) и неопределенностью завершения (1820–1830-е – в Англии и Германии, 1870–1880-е – во Франции). Для США эти даты следует сдвинуть вперед на 20–30 лет.

Социально-политические предпосылки романтизма лежат в революционных потрясениях конца XVIII века: Война за независимость в Америке и, главное, Великая французская революция 1789–1794 гг. Ее эмоциональное переживание, а затем осмысление ее опыта, ее последствий сыграли решающую роль в возникновении и развитии романтического миросозерцания. На короткое время революция создала иллюзию всеобщего освобождения от многовекового рабства в плену внешних обстоятельств, человек почувствовал себя всесильным. Почти все ранние романтики в юности были апологетами революции, однако скоро наступило отрезвление. Во-первых, многих отвратил от революции якобинский террор. Во-вторых, свободы, принесенные революцией, как оказалось, относились вовсе не к сфере духа, а скорее к повседневному бытию: они вовсе не мешали обществу становиться мещанским, филистерским . В этой ситуации для многих романтиков разных поколений роль идейного заместителя революции сыграла личность Наполеона, своими военными победами добившегося славы своего рода романтического гения в политике.

Эстетические истоки романтизма – это прежде всего сентиментализм, создавший апологию индивидуального чувства, и различные варианты предромантизма: пейзажная медитативная поэзия, готический роман и подражания средневековым поэтическим памятникам.

Необходимо сказать отдельно о философских предпосылках . Отчасти это уже Руссо с его естественным человеком, культом природы и критикой цивилизации. Прямым предшественником романтиков в этой сфере стал И. Г. Фихте, создавший в своем “Наукоучении” концепцию абсолютного “я”, чье бытие единственно бесспорно, а весь остальной мир (“не-я”) является продуктом его деятельности – мышления. Ф. В. Шеллинг создал свою систему диалектики природы уже на основании романтических идей. Один из основополагающих признаков романтизма – культ личности , т. е. героя, не просто сознающего свою самоценность, как у сентименталистов, но активного субъекта, определяющего и формирующего окружающую действительность.

Проблема личности – центральная для романтиков. Мировидение личности характеризуется романтическим двоемирием – ощущением глубокого разрыва между совершенством идеала, представление о котором принципиально субъективно, и низкой прозаической действительностью, нивелирующей индивидуальность, сводящей понятие о счастье к обывательскому комфорту. Буржуазность – явление очень агрессивное поэтому романтики различными способами стараются ему противодействовать. Иногда это проявляется в форме прямого бунта, общественной борьбы (как у Байрона). Но чаще романтический мятеж против обыденности означает просто ее игнорирование, уход от нее в древние времена (Средневековье), понимаемые как золотой век или в мистическую религиозность, или во всепоглощающую любовь. Наиболее универсальным средством спасения от противоречий бытия, воплощением идеала становится искусство, занимающее одно из важнейших мест в романтической идеологии.

3) Взгляды Руссо (руссоизм; культ личности естественного человека), Канта (кантовский дуализм) и Фихте («абсолютное Я»).

Эстетика романтизма подчеркнуто противопоставлена классицистической. Все нормы поэтики классицизма: представление об извечном универсальном идеале красоты, принцип иерархии жанров и стилей, несмешения трагического и комического, закон трех единств в драматургии – казались романтикам крайне условными, искусственными. Романтики требуют искусства естественного, свободного в той мере, в какой свободна природа и сама жизнь. Для этого художник должен опираться не на знание и разум, как классицист, а на прихотливую фантазию, творческое воображение. В романтических произведениях выразительность обычно доминирует над изображаемым, экспрессия и гротеск относятся к числу наиболее распространенных приемов. Все это не означает, что рациональное начало было совсем чуждо романтикам. Даже самые ранние энтузиасты были способны к трезвой критической оценке своих пристрастий и вполне сознавали, что их представления об идеале, о творческом потенциале личности, о безграничной свободе во всех важных для них сферах жизни не выдержат столкновения с реальной действительностью. Это противоречие они пытались смягчить с помощью романтической иронии , которой удостаивалась не только прозаическая обыденность, но и сами их протагонисты, стремящиеся к заведомо недостижимому идеалу. В отдельных случаях осознание неизбывности конфликта приводило к разочарованию и пессимизму (“болезнь века” ).

Отсюда – ЭСТЕТИКА РОМАНТИЗМА :

1) антиклассицистическая эстетика;

2) культ личности (гл. проблема; активный субъект; неординарность; всегда в меньшинстве противостоит реальности; не анализирует, а сразу отрицает мир; разрыв м/у идеалом и действительностью);

3) отношение к искусству как средству создания второй реальности (влюбиться + заняться историей + уехать в путешествие);

4) требование естественности;

5) мифологизм (переработка старых + создание новых мифов);

6) упор на воображение и фантазию + разум;

7) постановка себя выше филистеров;

8) осмеяние их и себя à юмор и ирония – основные средства от того, чтобы не сойти с ума;

9) у романтизма – много вариантов.

ИТОГ: несмотря на множество вариантов романтизма, везде есть индивидуализм, культ личности, романтическое двоемирие, антиклассицистическая эстетика и романтическая ирония.

Поэтика реалистического искусства. Реализм во французской и английской литературе

Реализм (от лат. Realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе.

Реализм (в отечественном литературоведении) – направление, сменяющее романтизм. Теперь реализм трактуется как исторический вариант романтизма à почти весь XIX век трактуется как век романтизма.

Даже было предложено изъять термин «реализм» из литературоведения. ПОЧЕМУ?

1) эстетически неудачный термин; понимается, что литература дает верный портрет реальности. У Теккерея мир – зеркало, которое возвращает каждому свое отражение à каждый видит свое субъективное à объективное изображение – невозможное.

2) этот термин критикуется как оценочный; в советской литературе реализм против романтизма, причем реализм как более совершенная форма изображения.

3) этот термин парадоксален. Он возник значительно позднее, чем появилась сама литература, которую им обозначали. 50-е гг. – этот термин появился впервые в трактате Дюранти и Шанфлери; а сама литература была написана в 30е гг. XIX века, причем все авторы называют себя романтиками. Но уязвимость, условность термина не отменяет его. ТУРЫШЕВА: «Мы будем понимать под реализмом не противоположное романтизму течение, а течение внутри него. Реализм – вообще особая эстетика»

Самое шокирующее определение реализма дал Гегель. Он начинает с определения искусства. Специфическая функция искусства – в выражении глубочайших человеческих интересов, высших потребностей и истин.

Искусство должно: 1) выражать свободу как абсолютный человеческий интерес à должны быть только «идеальные герои» (выражают идеальные устремления человеческого духа, то есть стремления к свободе);

2) такие идеальные характеры искусство должно черпать из действительности à существуют века, богатые человеческой свободой (античность, средневековье), а в новое время свобода оскудевает: человек ощущает себя менее свободным, отказывается от свободы сам, меняя её на материальное благополучие (в такой обстановке идеальные характеры исчезают).

Искусство должно идти в обход действительности и черпать идеальные характеры либо в прошлом, либо конструировать их. Это – начало XIX века (смена идеальных потребностей на практические); короче, искусство изживает себя. Оно бессильно перед наличной реальностью, à должно погибнуть. Прогноз Гегеля не оправдался. Искусство обратилось именно к этой наличной реальности.

Само представление о реализме менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. В центре внимания реализма находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни. При этом, изображая эти закономерности, реализм не отрывается от реальной почвы, с набольшей полнотой отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни, выполняет познавательные задачи. Отсюда вытекает естественный вывод, что реализм прежде всего зависит в своих конкретных особенностях от тех исторических условий, в которых развивается искусство. Реализм не есть нечто раз навсегда данное и неизменное. В истории мировой литературы можно наметить несколько основных типов его развития. В науке нет единого мнения о начальном периоде реализма. Многие искусствоведы относят его к весьма отдаленным эпохам: говорят о реализме наскальных рисунков первобытных людей, о реализме античной культуры.

В истории мировой литературы обнаруживаются многие черты реализма в произведениях древнего мира и раннего средневековья (в народном эпосе, например, в русских былинах, в летописях.

Периодизация реализма:

I . Критический реализм (30-40 гг.).

II . 50-70 гг. – значительные изменения в литературе: 1) сосредоточение на индивидуальном характере, а не на типических обстоятельствах; характеры не воспринимаются как продукт обстоятельств; уход от жесткого детерминизма; 2) уход от жесткой установки на имитацию жизни к интерпретации (предложение авторской концепции действительности).

Новый тип реализма складывается в 19 веке. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного, и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и О.Бальзака во Франции, у Ч. Диккенса, Теккерея в Англии, в России – А.С.Пушкина ("Капитанкая дочка"), Н.В.Гоголя ("Мертвые души", "Ревизор"), И.С.Тургенева ("Записки охотнка"), Ф.М.Достоевского ("Братья Карамазовы", "Преступление и наказание"), Л.Н.Толстого ("Воскресенье", "Война и мир"), А.П.Чехова (рассказы, пьесы).

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Главная фигура – человек среднего класса. Мир пребывает в постоянном изменении. Герой постоянно думает о том, как он выглядит в глазах других, т.е. – мир-зеркало даже для писателя, для которого важен писатель. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Герой сочетает индивидуализм и типичность.

Реалисты отказались от создания необыкновенных характеров, т.к. это делало психологически неудобными характеры типичных героев. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл РОМАНТИЗМ, стремившийся проникнуть в тайны человеческого "я". Становление реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Все они близки творческим объединениям романтиков и активно участвуют в борьбе против классицистов. Классицисты первой половины 19 века являются в эти годы главными противниками формирующегося реалистического искусства.

Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во Франции очень велико.

Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Именно они открыли новый тип героя, вступающего в противоборство с обществом. Они открыли психологический анализ, неисчерпаемую глубину и многосложность индивидуальной личности. Этим они открыли дорогу реалистам (в познании новых высот внутреннего мира человека).

Стендаль использует это и свяжет психологию индивида с его социальным бытием, а внутренний мир человека представит в динамике, эволюции, обусловленной активным воздействием на личность среды.

Принцип историзма (в романтизме был важнейшим принципом эстетики) – реалисты его наследуют.

Этот принцип предполагает рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса.

У романтиков принцип историзма имел под собой идеалистическую основу. Принципиально иное наполнение обретает он у реалистов – материалистическое прочтение истории (основной двигатель истории – борьба классов, сила, решающая исход этой борьбы, - народ). Именно это стимулировало их интерес к экономическим структурам общества, так и к социальной психологии широких народных масс.

Романтики изображают жизнь давно прошедших эпох, реалисты – современную буржуазную действительность.

Реализм I этапа : Бальзак, Стендаль : имеет еще черты романтизма (художник вовлечен в художественный мир, им описываемый).

Реализм II этапа : Флобер : окончательный разрыв с романтической традицией. На смену ярким индивидуальностям приходят обыкновенные люди. Художники декларируют полную отстраненность от неприемлемой ими действительности. Реализм второй половины 19 века, представленный творчеством Флобера, отличается от реализма первого этапа. Происходит окончательный разрыв с романтической традицией, официально декламированный уже в « Мадам Бовари» (1856). И хотя главным объектом изображения в искусстве по-прежнему остаётся буржуазная действительность, меняются масштабы и принципы её изображения. На смену ярким индивидуальностям героев романа 30-40х приходят обыкновенные люди, мало чем примечательные. Принципиальными изменениями отмечены, по сравнению с реализмом первого этапа, и взаимоотношения художника с миром, в котором он избирает объектом изображения. Если Бальзак, Мериме, Стендаль проявили горячую заинтересованность в судьбах этого мира и постоянно, по словам Бальзака, « щупали пульс своей эпохи, видели её болезни», то Флобер декларирует принципиальную отстраненность от неприемлемой для него действительности, которую он рисует в своих произведениях. Одержимый идеей уединения в замке слоновой кости писатель прикован к современности, становясь суровым аналитиком и объективным судьей. Однако, при всей первостепенной значимости, которую приобретает критически анализ, одной из важнейших проблем великих мастеров реализма остаётся проблема положительного героя.

К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

(1) Аналитизм. Установка на анализ социальной действительности. Установки на анализ у поздних романтиков нет.

(2) Установка на имитацию жизни, на правдивость изображения. Поздние романисты исходят из референциальной иллюзии (вера в то, что литература может дать правдивое изображение действительности). Отсюда – метафора зеркала (у Стендаля). Бальзак: «Я – секретарь действительности». НАИБОЛЕЕ СКАНДАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП для 30-40 гг.: романисты обвинили реалистов в натурализме, в интересе к грязной стороне жизни, приблизительно порнография сегодня.

(3) Универсализм. Стремление к максимальному охвату в изображении социального мира, к изображению всего общака и социальной структуры. Бальзак – наиболее типичен: у него, например «Человеческие этюды», в которых «Сцены из сельской жизни», «Сцены из военной жизни» è роман - наилучший жанр.

(4) Принципиально новое изображение человека: человек как существо, включенное в социальный процесс. Реалисты: «Человека формирует среда, которой он принадлежит, à социальный детерминизм».

(5) Критицизм. Буржуазный миропорядок уничтожает общак и свободу человека. Человек мыслится как жертва общества.

(6) Изображение типического. Эта литература обращается к типам: обычный, массовый, а не исключительный человек.

(7) Научность. Литература принимает вид научного дискурса, исследования. Художник мыслит себя как естествоиспытатель, психолог, исследователь.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей- реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ РЕАЛИЗМОМ И РОМАНТИЗМОМ?

– нет четких хронологических границ между реалом и ромом (1827 – трактат «Расин и Шекспир»).

– общая тематика (романтики до реалистов почувствовали враждебность действительности человеку).

– общая философская проблематика (проблема взаимоотношения свободы и необходимости).

– сходство в области поэтики (реалы используют приемы романтической литературы).

Литература Франции . Образцом реалистической поэзии Франции в XIX веке был поэт Пьер Жан де Беранже (1780 1857) Он выступил еще в период наполеоновской монархии и в 1813 г. в песне «Король Ивето» осуждал военные авантюры Наполеона и его налоговую политику. В период Реставрации он стал настоящим поэтом-борцом. Его задорные песни в этот период высмеивают богачей и преуспевающих мещан. Политическая песня Беранже насыщена демократизмом, отмечена печатью живого национального юмора.

Блестящим представителем критического реализма был Стендаль (собст. Анри Бейль, 1783-1842). Преклонение писателя вызывали люди с активным, сильным характером. Таких героев он увидел среди деятелей Возрождения («Итальянские хроники»), у Шекспира, среди современников.

Один из замечательнейших романов Стендаля – «Красное и черное» (1830). Герой романа Жюльен Сорель, страстный поклонник наполеоновской эпохи, человек с возвышенной и чувствительной душой, стремящийся победить косную общественную среду. Однако это ему не удается, так как господствующие классы не приняли его плебея по происхождению. В романе «Пармская обитель» писатель осуждает реакционную эпоху, предопределившую трагизм умных, талантливых, глубоко чувствующих людей.

Вершина, высшая точка развития западноевропейского реализма - творчество Оноре де Бальзака (1799 – 1850). По замыслу Бальзака его главное произведение эпопея «Человеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Этому титаническому труду Бальзак отдал все свои силы, он создал 90 романов и новелл.

В этой эпопее романы связаны общим замыслом и многими персонажами. В нее вошли такие романы, как «Неведомый шедевр» , «Шагреневая кожа» , «Евгения Гранде» , «Отец Горио» , «Цезарь Бирото» , «Утраченные иллюзии» , «Кузина Бетта» и многие другие.

Эпопея – грандиозная по широте охвата реалистическая картина, отражающая нравы и противоречия общественной жизни Франции. Бальзак наделяет своих героев умом, талантом, сильным характером. Его произведения глубоко драматичны, в них изображена власть «денежного принципа», разлагающего старые патриархальные связи и семейные узы, разжигающего пламя эгоистических страстей.

Мастером новеллы был Проспер Мериме (1803 – 1870), выдающийся писатель-реалист. Его новеллы лаконичны, строги, изящны. В них действуют сильные и яркие характеры, цельные натуры, способные к сильным чувствам «Кармен» (послужила основой для одноименной оперы Бизе), «Коломба» , «Матео Фальконе» . Даже в тех новеллах, где писатель изображает романтических героев и романтические ситуации, действие переведено не в романтическую плоскость, а дана реалистическая мотивировка.

Писал Мериме и пьесы. Одно из выдающихся произведений писателя – пьеса-хроника «Жакерия» , отображающая крестьянское движение XIV в. Им был написан единственный большой роман «Хроника времен Карла IX» , повествующий о борьбе католиков и протестантов и событиях Варфоломеевской ночи. Автор развенчивает фанатическую нетерпимость.

В связи с изменением политической позиции буржуазии после революции 1848 г. и отказом ее от сотрудничества с рабочим классом в литературе Франции складывается новый тип критического реализма - писатели отказываются от создания могучих образов, а понятие типического сводится к наиболее распространенному, заурядному. В целом, искусство еще больше приближается к жизни.

Крупнейшим представителем нового этапа реализма был Гюстав Флобер (1821 – 1880). Противоречивым было отношение писателя к социальным слоям населения: буржуазию он всю жизнь ненавидел, к народным массам относился презрительно, политическую деятельность считал бессмысленной. Поэтому Флобер призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», служить красоте. Несмотря на несостоятельность такой позиции, Флобер дал замечательное критическое изображение буржуазной пошлости, не оставшись в стороне от общественной борьбы.

Одно из выдающихся произведений Флобера – роман «Мадам Бовари» . В центре романа образ женщины из буржуазной среды. Воспитанная романтической литературой, она погибает в столкновении с мещанской действительностью.

В романе «Воспитание чувств» изображены нравы провинции и Парижа, моральное ничтожество буржуа. В этом романе разработана тема молодого человека, вялого, инертного, не способного к активной деятельности.

На исторические сюжеты написаны романы «Саламбо» , «Легенда о святом Юлиане Милостивце» и «Иродиада» , в которых с научной объективностью восстановлена обстановка отдаленных эпох. Писатель достиг скрупулезной точности воспроизведения реалистических деталей, глубины психологического анализа, раскрываемого путем внутреннего монолога.