Счет 304.06 в бюджетном учреждении для чего. Операции по привлечению средств с одного квфо на исполнение обязательств по-другому

Бюджетный выпуск № 4

В хозяйственной деятельности бюджетных или автономных учреждений случаются ситуации, когда для исполнения обязательства перед поставщиком (исполнителем), принятого в рамках одного вида финансового обеспечения (деятельности), временно привлекаются средства из иных источников финансирования в пределах остатка на лицевом счете с последующим возмещением. Их нужно отражать в программах учета «1С».

Примеры операций внутреннего заимствования

Учреждению может потребоваться срочно оплатить задолженность по услугам связи или коммунальным услугам для того, чтобы соответствующий поставщик не приостановил предоставление услуги (например, отключил телефон или отопление). В бухгалтерском учете учреждений для отдельных операций используется счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». В настоящее время в инструкциях № 157н порядок применения данного счета освещен узко. Однако, как показывает практика, он имеет более широкое применение. Среди основных операций, расчеты по которым следует учитывать на счете 0 304 06 000, можно выделить операции:

    по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации учреждения путем слияния, присоединения, разделения, выделения либо при изменении типа учреждения;

    по внутреннему заимствованию средств между источниками финансового обеспечения, в пределах остатка средств на счете учреждения, с последующим их возмещением;

    по оплате нефинансовых активов за счет разных источников финансирования;

    по прекращению обязательств учреждения, принятых по гражданско-правовому договору, зачетом встречного однородного требования по уплате неустоек (пеней, штрафов) за нарушение условий договора;

    по удержанию за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения договоров, в сумме удовлетворения требования залогодержателя;

    по удержанию из суммы оплаты труда, суммы по погашению задолженности по возмещению ущерба, по иным источникам финансирования.

Рассмотрим более подробнее ситуацию внутреннего заимствования средств между источниками финансирования. Допустим, бюджетное учреждение оплатило задолженность по коммунальным услугам, сформированную в рамках кода вида финансового обеспечения 4, за счет средств, полученных по КФО 2. Позже денежные средства по КФО 2 были возмещены за счет субсидии на выполнение государственного задания. Для этого в программе должны быть отражены две операции:

    Привлечение денежных средств на погашение кредиторской задолженности по КФО 4 за счет остатка денежных средств по КФО 2;

    Возвращение денежных средств, привлеченных ранее за счет КФО 2.

Отражение привлечения денежных средств в «1С»

Для отражения привлечения денежных средств на исполнение кредиторской задолженности по КФО 4 за счет остатка денежных средств по КФО 2 используются документы «Кассовое выбытие » и «Кассовое поступление ». Рассмотрим отражение данных операций в программе «1С: государственного учреждения 8», ред. 1.0.

При заполнении документа «Кассовое выбытие » для корректного отражения операций необходимо учесть следующие моменты: вид операции должен быть «Прочие перечисления »; счет по Кт 201.11, к нему обязательный забалансовый счет 17.01; КФО 2; счет по Кт 304.06.

После проведения документа «Кассовое поступление » по кнопке «Печать

При заполнении документа «Кассовое поступление » для корректного отражения операций необходимо учесть следующие моменты: вид операции «Прочие поступления»; Счет Дт 201.11, к нему забалансовый счет 17.01; КФО 4; счет Кт 304.06.

После проведения документа «Кассовое выбытие » по кнопке «Печать » можно распечатать Бухгалтерскую справку по ф. 0504833.

А теперь этот же пример отразим в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0.

Для отражения привлечения денежных средств используются также документы «Кассовое выбытие » и «Кассовое поступление». Поскольку соответствующей типовой операции данные документы не содержат, предварительно их следует создать.

Для создания типовой операции для документа «Кассовое выбытие» в списке типовых операций («Администрирование» – «Типовые операции ») по кнопке «Скопировать операцию Перечисление удержаний из зарплаты, выплат по оплате труда, стипендий (304.03) » для документа «Кассовое выбытие ».

В создаваемой типовой операции необходимо перейти по гиперссылке «Проводки типовых операций », откорректировать счет дебета и удалить субконто 1 «Списания денежных средств» и откорректировать счет кредита в Проводке по счету 18.

Для создания типовой операции для документа «Кассовое поступление » в списке типовых операций («Администрирование » – «Типовые операции ») по кнопке «Скопировать операцию » необходимо создать новую типовую операцию путем копирования операции «Поступление родительской платы » для документа «Кассовое поступление ».

В создаваемой типовой операции необходимо убрать «Условие использования: Родительская плата Равно «Да » перейти по гиперссылке «Проводки типовых операций » и в «Поступлении денежных средств » откорректировать счет кредита, удалить значения формул заполнения в Субконто 1, Субконто 2 и Субконто 3.

При заполнении документа «Кассовое выбытие » на закладке «Реквизиты документа » необходимо заполнить «Сумму ». На закладке «Расшифровка платежа »: данные, приведенные в табличной части – «Источник средств », «КБК», «КОСГУ», «Сумма».

На закладке «Бухгалтерская операция

    Счет кредита: 201.11 «».

При заполнении документа «Кассовое поступление » действуем также, но используем КФО: 4.

Отражение возврата денежных средств в «1С»

Для отражения возврата денежных средств, заимствованных ранее с КФО 2, используются документы «Кассовое выбытие » и «Кассовое поступление ». При заполнении документа «Кассовое выбытие » на закладке «Реквизиты документа » необходимо заполнить «Сумму ».

На закладке «Расшифровка платежа

На закладке «Бухгалтерская операция » заполняются реквизиты, необходимые для формирования проводок бухгалтерского учета.

    Типовая операция – созданная типовая операция для отражения внутреннего заимствования денежных средств.

    Счет кредита: 201.11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства ».

При заполнении документа «Кассовое поступление » на закладке «Реквизиты документа » необходимо заполнить «Сумму ». На закладке «Расшифровка платежа »: данные, приведенные в табличной части: «Источник средств», «КБК», «КОСГУ», «Сумма».

На закладке «Бухгалтерская операция » заполняются реквизиты, необходимые для формирования проводок бухгалтерского учета.

    Типовая операция– созданная типовая операция для отражения внутреннего заимствования денежных средств.

    Счет дебета: 201.11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

Нередко медицинские учреждения временно привлекают средства с одного кода вида финансового обеспечения на другой. О том, как такие операции отражаются на счетах бухгалтерского учета и в отчетности, рассказано в статье

27.02.2017

Положениями п. 146 Инструкции № 174н, п. 174 Инструкции № 183н установлено, что операции по заимствованию средств с одного кода финансового обеспечения на другой отражаются посредством счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Принятие к учету кредиторской задолженности в сумме средств, полученных учреждением по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности), направленных в пределах остатка средств на лицевом счете бюджетного учреждения на исполнение обязательства, принятого бюджетным учреждением в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности), отражаются на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833):

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами»

Уменьшение задолженности в сумме восстановленного иного источника финансового обеспечения, привлеченного для исполнения обязательства, за счет поступлений средств текущего финансового года отражаются тоже на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833):

Дебет счета 0 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства».

Кредит счета 0 304 06 730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами».

Здесь же отметим, что в силу норм п. 365 и 367 Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н) с 1 января 2017 года к счету 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» в части денежных расчетов открываются забалансовые счета 17 и 18. В Письме Минфина РФ от 28.12.2016 № 02-06-10/79177 приведена корреспонденция счетов по отражению операций по временному заимствованию средств с кода вида финансового обеспечения 3 на код вида финансового обеспечения 2. По мнению Минфина, операции по привлечению средств по виду финансового обеспечения 3 «Средства во временном распоряжении», направленных в рамках покрытия кассового разрыва при исполнении обязательства по виду деятельности 2 «Приносящая доход деятельность», должны отражаться так:

Привлечение средств с КФО 3 на исполнение обязательства по КФО 2:

списание денежных средств с КФО 3

18 (КОСГУ 610)

поступление денежных средств на КФО 2

17 (КОСГУ 510)

17 (КОСГУ 510)

Возврат средств с КФО 2 на КФО 3:

списание средств с КФО 2

18 (КОСГУ 610)

поступление денежных средств на КФО 3

17 (КОСГУ 510)

17 (КОСГУ 226)

Медицинское учреждение может воспользоваться разъяснениями, данными в вышеназванном письме, при отражении операций по привлечению из других источников (с других кодов вида финансового обеспечения) средств в случае недостаточности средств ОМС.

Приведем примеры.

ГБУЗ Больница № 5 должна выплатить своим работникам, принимающим участие в реализации программы ОМС, зарплату за февраль. Для выплаты зарплаты учреждению необходимо 2 000 000 руб. Однако на счете имеется 1 800 000 руб. Недостающие средства учреждение привлекает с кода вида финансового обеспечения 2.

На счетах бухгалтерского учета операции по привлечению средств с кода вида финансового обеспечения 2 отразятся так:

Сумма, руб.

Привлечение средств с КФО 2 на исполнение обязательства по КФО 7:

списаны денежные средства с КФО 2

18 (КОСГУ 610)

поступили денежные средства на КФО 7

17 (КОСГУ 510)

17 (КОСГУ 510)

Продолжим условия примера 1 и предположим, что на лицевой счет учреждения поступили денежные средства от страховой медицинской организации в счет оплаты оказанных медицинских услуг.

Возврат средств на код вида финансового обеспечения 2 отразится так:

Сумма, руб.

Возврат средств с КФО 2 на КФО 7:

списаны денежные средства с КФО 7

18 (КОСГУ 610)

поступили денежные средства на КФО 2

17 (КОСГУ 510)

17 (КОСГУ 211)

Операции по привлечению (восстановлению) денежных средств между кодами финансового обеспечения отражаются в отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) в порядке, установленном п. 55.1 - 56 Инструкции № 33н. Пример заполнения этого отчета рассмотрен в Письме Минфина РФ № 02-06-10/79177.

Напомним, что согласно нормам п. 55.1 Инструкции № 33н отчет (ф. 0503723) составляется и представляется по состоянию на 1 июля, 1 января года, следующего за отчетным, и содержит сведения о движении денежных средств на счетах учреждений в рублях и иностранной валюте, открытых в подразделениях Банка России, в кредитных организациях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, а также в кассе учреждения, в том числе средств во временном распоряжении.

Отчет составляется в разрезе кодов КОСГУ, на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженным на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств», 18 «Выбытия денежных средств», открытых к счетам:

  • 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»;
  • 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» (для автономных учреждений);
  • 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути»;
  • 0 201 26 000 «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации»;
  • 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации»;
  • 0 201 34 000 «Касса»;
  • 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

Рассмотренные в примере операции в отчете (ф. 0503723) будут отражены следующим образом.

В разделе 2 «Выбытия» по строке 231 «За счет заработной платы» должно быть отражено увеличение по счету 18 (КОСГУ 211) (показатель равен 200 000 руб.).

Раздел 3 «Изменение остатков средств» будет заполнен так:

  • по строке 442 «Выбытие денежных средств во временном распоряжении» отражается показатель по дебету счета 2 304 06 830 (одновременно делается запись по забалансовому счету 18) (показатель равен 200 000 руб.) Этот же показатель переносится и в строку 440 «Со средствами во временном распоряжении»;
  • по строке 463 «Поступление денежных средств при управлении остатками» отражается показатель по кредиту счета 7 304 06 730 (одновременно запись дублируется по забалансовому счету 17) (отражается отрицательный показатель - 200 000 руб.). Показатель строки 463 в отрицательном значении переносится и в строку 460 «Изменение остатков средств при управлении остатками - всего»;
  • по строке 502 «За счет уменьшения денежных средств» отражается показатель, равный показателю строки 720 ф. 0503737, увеличенный на кредит счета 2 201 11 610 (в рассматриваемом примере показатель строки 502 равен 400 000 руб.);
  • по строке 510 «За счет увеличения денежных средств» отражается показатель в отрицательном значении, взятый из строки 710 ф. 0503737. Этот показатель в нашем случае будет равен 200 000 руб. со знаком минус;
  • по строке 500 «Изменение остатков средств - всего» отражается сумма строк 501 и 502 (исходя из рассматриваемых в примере данных показатель равен 200 000 руб.).

В бухгалтерском учете у автономных учреждений для отдельных операций используется счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». В статье определимся, для каких целей нужен такой счет. Приведем корреспонденции счетов по отражению отдельных операций с использованием названного счета и рассмотрим их на конкретных примерах с учетом разъяснений Минфина и изменений, которые планируется внести в Инструкцию № 183н.

В бухгалтерском учете у автономных учреждений для отдельных операций используется счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». В настоящее время в инструкциях № 157н и 183н порядок применения данного счета освещен узко. Однако, как показывает практика, он имеет более широкое применение. В статье определимся, для каких целей нужен такой счет. Приведем корреспонденции счетов по отражению отдельных операций с использованием названного счета и рассмотрим их на конкретных примерах с учетом разъяснений Минфина и изменений, которые планируется внести в Инструкцию № 183н.

Среди основных операций, расчеты по которым следует учитывать на счете 0 304 06 000, можно выделить операции:

  • по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации учреждения путем слияния, присоединения, разделения, выделения либо при изменении типа учреждения;
  • по внутреннему заимствованию средств между источниками финансового обеспечения, в пределах остатка средств на счете учреждения, с последующим их возмещением;
  • по оплате нефинансовых активов за счет разных источников финансирования;
  • по прекращению обязательств учреждения, принятых по гражданско-правовому договору, зачетом встречного однородного требования по уплате неустоек (пеней, штрафов) за нарушение условий договора;
  • по удержанию за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения договоров, в сумме удовлетворения требования залогодержателя;
  • по удержанию из суммы оплаты труда, суммы по погашению задолженности по возмещению ущерба, по иным источникам финансирования.

Рассмотрим отдельные операции подробно.

Операции при изменении типа учреждения. Изменение типа учреждения (казенного или бюджетного) в целях создания автономного учреждения осуществляется на основании решения учредителя.

Корреспонденция счетов по переносу показателей наличия активов, обязательств, сформированных на счетах бухгалтерского учета за период деятельности учреждения, на соответствующие счета бухгалтерского учета автономного учреждения при изменении типа приведена в п. 10 Методических рекомендаций .

Как следует из указанного документа, счет 0 304 06 000 используется для переноса показателей активов, обязательств автономного учреждения, создаваемого в течение текущего финансового года.

Перевод показателей активов и обязательств, сформированных по результатам деятельности казенного или бюджетного учреждения с начала текущего финансового года и числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, осуществляется на дату изменения типа казенного или бюджетного учреждения на автономное на основании справки (ф. 0504833). Формирование входящих остатков у автономного учреждения отражается такими проводками:

Формирование входящих остатков:



по объектам нефинансовых активов

по начисленной на объекты основных средств и нематериальных активов амортизации

по финансовым активам

(дебетовое сальдо)

(кредитовое сальдо)

по обязательствам учреждения

(кредитовое сальдо)

(дебетовое сальдо)

Формирование расчетов с учредителем в части балансовой стоимости объектов особо ценного имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться

Отражение задолженности автономного учреждения по перечислению в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет (при изменении казенного учреждения)

Внутреннее заимствование средств между источниками финансового обеспечения в пределах остатка средств на счете учреждения с последующим их возмещением. В деятельности автономных учреждений иногда возникают ситуации, когда для исполнения обязательства перед поставщиком (исполнителем), принятого в рамках одного вида финансового обеспечения (деятельности), временно привлекаются средства из иных источников финансирования.

Корреспонденция счетов по отражению операции погашения кредиторской задолженности путем заимствования средств из другого источника была опубликована в Письме Минфина РФ от 04.09.2012 № 02-06-10/3517. Эта корреспонденция дана в отношении бюджетного учреждения, однако названными проводками могут воспользоваться и автономные учреждения без указания кода аналитического вида поступлений, выбытий объекта учета.

Для примера в таблице приведем порядок отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения оплаты кредиторской задолженности, сформированной в рамках выполнения государственного задания, в пределах остатка денежных средств на лицевом счете учреждения, полученных от приносящей доход деятельности, с последующим возмещением привлеченных средств за счет средств субсидии.

Код вида деятельности 2

Код вида деятельности 4

Отражение кредиторской задолженности в рамках выполнения государственного задания



4 109 хх ххх

Привлечение денежных средств на исполнение кредиторской задолженности по виду деятельности 4 за счет остатка средств по виду деятельности 2

Оплата задолженности с лицевого счета учреждения



Восстановление финансового источника обеспечения, направленного на погашение кредиторской задолженности (на основании справки (ф. 0504833))

Автономное учреждение для оплаты коммунальных услуг в части выполнения государственного задания привлекло средства от приносящей доход деятельности в сумме 20 000 руб. При поступлении средств субсидии на выполнение государственного задания в сумме 800 000 руб. израсходованные средства, полученные от приносящей доход деятельности, были восстановлены. Лицевой счет учреждения открыт в ОФК. Сумма коммунальных услуг учитывается в себестоимости оказываемых учреждением услуг в составе накладных расходов.

В бухгалтерском учете автономного учреждения эти операции нужно отразить следующим образом:

Сумма, руб.

Отражена задолженность учреждения по коммунальным услугам

Привлечены денежные средства на исполнение кредиторской задолженности по виду деятельности 4 за счет остатка средств по виду деятельности 2, за счет средств которой будет производиться исполнение обязательств

Погашена задолженность перед исполнителем с лицевого счета учреждения

Поступили средства субсидии на выполнение государственного задания

Восстановлены средства, полученные от приносящей доход деятельности

Приобретение нефинансовых активов за счет разных источников финансирования. При возникновении ситуаций, когда для приобретения нефинансовых активов недостаточно средств по одному виду деятельности, для их приобретения привлекаются средства от иных видов деятельности, например, частично за счет субсидий и частично за счет средств от приносящей доход деятельности.

Несмотря на то что такие объекты приобретаются за счет средств, полученных от разных видов деятельности, к бухгалтерскому учету они должны быть приняты по одному из них, в рамках которого планируется их использование.

Как нужно отразить в бухгалтерском учете операции по приобретению имущества за счет разных источников финансирования, рассмотрим на примере.

Автономным учреждением заключен договор с поставщиком на приобретение оборудования (особо ценного движимого имущества) в сумме 500 000 руб. Для оплаты по договору привлечены средства целевой субсидии в сумме 450 000 руб. и средства от приносящей доход деятельности в сумме 50 000 руб. Оборудование получено и принято к учету. Это оборудование будет использовано при выполнении государственного заказа. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в ОФК.

Названные операции в бухгалтерском учете можно будет отразить следующим образом:

Сумма, руб.

Отражены вложения в оборудование за счет целевой субсидии

Отражены вложения в оборудование за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности

Отражена передача (принятие) вложений в оборудование с кода вида деятельности 5 на код 4

Отражен передача (принятие) вложений в оборудование с кода вида деятельности 2 на код 4

Принято к учету оборудование по сформированной стоимости

Произведена плата за оборудование за счет средств субсидии

Произведена плата за оборудование за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности

Удержание суммы неустоек (пеней, штрафов) за нарушение условий договора при прекращении обязательств учреждения, принятых по гражданско-правовому договору. Гражданско-правовыми договорами обязательно должны предусматриваться условия об ответственности исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства и об уплате им в пользу заказчика неустойки, в соответствии с которыми автономное учреждение вправе требовать от исполнителя безукоризненного выполнения принятых им в рамках гражданско-правового договора обязательств.

В случае их неисполнения (ненадлежащего исполнения) автономное учреждение вправе предъявить поставщику (исполнителю, подрядчику) неустойку, оговоренную договором, которая признается собственным доходом учреждения (по приносящей доход деятельности).

При этом надо иметь в виду, что факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) основного обязательства должен быть зафиксирован документально. Таким документом может быть акт о приемке товаров, работ, услуг (или иной документ, предусмотренный обычаями делового оборота), в котором должны быть указаны сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов), содержащий обязательные реквизиты, предусмотренные для первичных учетных документов (Письмо Минфина РФ от 04.09.2012 № 02-06-10/3525).

Корреспонденция счетов по отражению в бухгалтерском учете операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых в рамках гражданско-правового договора, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек дана в Письме Минфина РФ от 25.03.2013 № 02-06-07/9374.

Порядок отражения в бухгалтерском учете автономных учреждений начисления неустойки в соответствии с корреспонденцией счетов, приведенной в названном письме, рассмотрим на примере.

Поставка материалов (иного движимого имущества) в автономное учреждение была произведена с нарушением прописанного в гражданско-правовом договоре срока. Сумма по договору составила 80 000 руб. Этот факт был зафиксирован в акте о принятии материалов с указанием суммы начисленной поставщику неустойки в размере 5 000 руб. Материалы относятся к прочим материальным запасам - иному движимому имуществу. Расчет с поставщиком за поставленные материалы произведен за счет средств субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, с лицевого счета автономного учреждения, открытого в ОФК.

Сумма, руб.

Приняты к учету материальные запасы

Предъявлена по условиям гражданско-правового договора

Перечислены средства исполнителю согласно договору (с учетом встречного требования)

(80 000 - 5 000) руб.

Отражено прекращение встречных требований зачетом (согласно акту приемки материалов)

Удержание за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения договоров в сумме удовлетворения требования залогодержателя. В Письме Минфина РФ № 02-02-04/67438, Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-805 от 25.12.2014 «Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса» (далее - Письмо № 02-02-04/67438) предусмотрено: если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) были нарушены обязательства по возврату выданного заказчиком аванса, то в соответствии с условиями контракта заказчик вправе удержать денежные средства, предоставленные поставщиком в обеспечение исполнения своих обязательств по возврату аванса.

Наряду с обеспечением возврата аванса контрактом может предусматриваться предоставление обеспечения уплаты неустойки (в том числе штрафной неустойки).

Согласно изменениям, планируемым к внесению в Инструкцию № 183н, уменьшение кредиторской задолженности по поступившим суммам задатков и залогов, в том числе в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), а также в обеспечение исполнения контрактов (договоров) в сумме удовлетворения требования залогодержателя отражается следующей записью:

Дебет счета 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»

Кредит счета 3 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»

Суммы удержанного обеспечения, поступившие:

  • в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, учитываются на соответствующем лицевом счете автономного учреждения как восстановление кассового расхода. Эти средства можно использовать для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности.

Если оплата обязательств по договору осуществлялась автономным учреждением с того же лицевого счета, на котором учитывались денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, удержание обеспечения исполнения контракта проводится учреждением как некассовая операция;

  • после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по договору являлись средства от платных услуг или на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, учитываются на лицевом счете автономного учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта по коду статьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ, предусмотренному Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Если источником финансового обеспечения по договору являлись субсидии, предоставленные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 или ст. 78.2 БК РФ, то суммы удержанного обеспечения учитываются без права расходования на соответствующем лицевом счете автономного учреждения до предоставления учреждением сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (приложение к Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденным Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81).

В Письме № 02-02-04/67438 приведена корреспонденция счетов, при помощи которой следует отражать эту операцию.

Предъявлено требование в адрес поставщика (исполнителя):



о возврате аванса на условиях государственного (муниципального) контракта

об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами

Удержание за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контрактов (договоров) в сумме удовлетворения требования залогодержателя

Уменьшение дебиторской задолженности в размере сумм, удержанных за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контрактов

Зачисление суммы, уплаченной кредитной организацией по банковской гарантии по требованию об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:



в части исполнения требования о возврате аванса на условиях государственного (муниципального) контракта

в части исполнения требования об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.

Дополнительно отражается уменьшение суммы обеспечения обязательств на забалансовом счете «Обеспечение исполнения обязательств»



Перечисление суммы, поступившей от кредитной организации по требованию об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, в случае невозврата аванса, на , предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций

Зачисление суммы удержанного обеспечения на лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций (в сумме ранее выплаченного аванса)

Уменьшение задолженности подотчетного лица (виновного лица) по возврату не использованных им денежных средств (денежных документов) (ущерба) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (стипендий), иных выплат, по иному виду финансового обеспечения (деятельности). Иногда для производства удержаний из заработной платы подотчетного лица (виновного лица) неиспользованных денежных средств (ущерба), выданных (возникших) по одному виду деятельности, оказывается недостаточно. При наличии заработной платы, начисленной за счет иных источников финансирования, удержание недостающей суммы производится из нее. В этом случае тоже используется счет 0 304 06 000. Корреспонденция счетов для отражения такой операции предусмотрена изменениями, планируемыми к внесению в Инструкцию № 183н, а именно:

  • уменьшение задолженности подотчетного лица (виновного лица) по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) (ущерба) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (стипендий), иных выплат, по иному виду финансового обеспечения (деятельности) отражается записью:

Дебет счета 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»

Кредит счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»

  • уменьшение дебиторской задолженности по подотчетным лицам (виновным лицам) по возврату неиспользованных ими денежных средств (денежных документов) (ущерба), при удержании из сумм оплаты труда (стипендиям) по иному виду финансового обеспечения (деятельности) отражается следующей проводкой:

Дебет счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»

Кредит счетов 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

В представленном материале рассмотрены основные операции, при отражении которых в бухгалтерском учете применяется счет 0 304 06 000. Операции по закрытию расчетов по поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов (обязательств), сформированных на этом счете, отражаются по кредиту (дебету) счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Операции по незавершенным расчетам по внутреннему заимствованию средств между источниками финансового обеспечения, осуществляемых в пределах остатка средств учреждения на лицевом счете (в кассе) учреждения, при завершении финансового года не формируются.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, утв. Письмом Минфина РФ от 22.12.2011 № 02-06-07/5236.

Федеральным бюджетным учреждением в 2017 году по счету 304 06 отражались операции по переносу вложений при приобретении основных средств за счет разных источников по нескольким кодам финансового обеспечения (2, 4, 5) и операции по внутреннему заимствованию денежных средств (между КФО 2 и 4). На конец 2017 года возврат займа отражен.
Какой тип КБК следует указывать к счету 304 06 в названных операциях? Как данные хозяйственные операции и в каких разделах должны найти отражение в форме 0503710 "Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отражении в бухгалтерском учете операций по внутреннему заимствованию денежных средств между кодами финансового обеспечения счет 304 06 используется с КБК вида КИФ, а при приобретении основного средства за счет нескольких источников финансирования при передаче вложений в его первоначальную стоимость на код финансового обеспечения 4 - с КБК вида КРБ.
При заполнении Справки (ф. 0503710) обороты по счету 304 06 отражаются по двум строкам:
- по КБК типа КРБ в части приобретения основного средства за счет нескольких источников финансирования при передаче вложений в его первоначальную стоимость на код финансового обеспечения 4;
- по КБК типа КИФ в части операций по внутреннему заимствованию денежных средств между кодами финансового обеспечения.

Обоснование вывода:
С использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражаются, в частности, операции по (п.п. 72, 73, 146, 147 Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - N 174н):
- направлению денежных средств на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности (финансового обеспечения);
- передаче (принятию) суммы вложений в нефинансовые активы при их приобретении (создании) за счет разных кодов финансового обеспечения (далее - КФО), в целях их принятия к учету.
Формирование 1-17 разрядов номера счета 304 06 осуществляется в соответствии с положениями п.п. 21, 21.1, 21.2 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, Инструкции N 174н. Счет 304 06 не входит в исключения, перечисленные в Инструкции N 174н, поэтому его 1-17 разряды формируются в общем порядке следующим образом:
- 1-4 разряды - аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;
- 5-14 разряды - нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
- 15-17 разряды - аналитический код вида поступлений или выбытий, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).
При определении вида кода бюджетной классификации (далее - КБК), используемого для конкретного счета, бюджетные учреждения вправе воспользоваться информацией, приведенной в Приложении N 2 к Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Приложение N 2). Согласно разделу 3 Приложения N 2 со счетом 304 06 могут использоваться КБК следующих видов:
- классификация расходов бюджетов (далее - КРБ);
- классификация доходов бюджетов - в части расчетов по доходам;
- классификация источников финансирования (КИФ) - в части расчетов по источникам финансирования дефицита бюджета.
Исходя из сущности отражаемых операций при внутреннем заимствовании денежных средств можно говорить о расчетах по источникам финансирования. Данную позицию подтверждает и то, что заимствование средств между видами финансового обеспечения осуществляется с отражением по статьям аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов", 610 "Выбытие со счетов бюджетов", по "Поступление на счета" КОСГУ, 610 "Выбытие со счетов" КОСГУ, относящихся к источникам финансирования дефицита (пп. 3.1.3 п. 3.1 раздела IV, п.п. 1, 3 раздела V Указаний, утвержденных Минфина России от 01.07.2013 N 65н, Приложение N 1 к Минфина России от 28.12.2016 N 02-06-10/79177). Следовательно, в ситуации при внутреннем заимствовании денежных средств между КФО счет 304 06 используется с КБК вида КИФ.
В свою очередь, операция по передаче вложений в первоначальную стоимость основного средства на КФО 4 носит "расходный" характер. То есть она отражает расходы, а конкретно, передачу и прием расходов, понесенных учреждением при приобретении основного средства. Таким образом, в ситуации при приобретении основного средства за счет нескольких источников финансирования при передаче вложений в его первоначальную стоимость на КФО 4 счет 304 06 используется с КБК вида КРБ.
На основании изложенного при отражении в бухгалтерском учете операций по внутреннему заимствованию денежных средств между КФО счет 304 06 используется с КБК вида КИФ, а при приобретении основного средства за счет нескольких источников финансирования при передаче вложений в его первоначальную стоимость на КФО 4 - с КБК вида КРБ.
Особенности составления и представление сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений определены разделом II письма Министерства финансов РФ и Федерального казначейства от 02.02.2018 NN 02-06-07/6076, 07-04-05/02-1648 "О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2017 год". В частности, при формировании Справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) (далее - Справка (ф. 0503710)) в графе 1 "Номер счета бухгалтерского учета" по счету 304 06 в 1-17 разрядах указываются нули (п. 2.12 названного письма). В то же время положения Инструкции, утвержденной Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - N 33н), не предусматривают указания в 1-17 разрядах номера счета 304 06 нулей. Иными словами, такое требование установлено для формирования сводной бухгалтерской отчетности, а при заполнении Справки (ф. 0503710) бюджетным учреждением 1-17 разряды номера счета 304 06 указываются в общем порядке, если учредителем не предусмотрено иное.
Согласно Инструкции N 33н Справка (ф. 0503710) отражает обороты по счетам бухгалтерского учета, подлежащим в установленном порядке закрытию по завершении отчетного финансового года, в разрезе деятельности с целевыми средствами (графы 2, 3, 6, 7, 10, 11), деятельности по государственному заданию и приносящей доход деятельности (графы 4, 5, 8, 9, 12, 13).
Счет 304 06 в рассматриваемых в вопросе случаях подлежит закрытию в корреспонденции со счетом 401 30 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов". Исключение составляют операции по незавершенным расчетам по принятию средств между источниками финансового обеспечения, осуществляемых в пределах остатка средств учреждения на лицевом счете (в кассе) учреждения, отраженных на счете 304 06 ( Инструкции N 174н).
Сумма показателей, сформированных по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, до проведения заключительных операций отражается в графах 2-5, а сумма заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, по завершении отчетного финансового года отражается в графах 6-13 ( Инструкции N 33н).
Отметим, что разбивки на разделы по доходам, расходам и источникам финансирования Справка (ф. 0503710) не содержит. В то же время исходя из того, что при отражении в бухгалтерском учете операций по внутреннему заимствованию денежных средств между КФО счет 304 06 используется с КБК вида КИФ, а при приобретении основного средства за счет нескольких источников финансирования при передаче вложений в его первоначальную стоимость на КФО 4 - с КБК вида КРБ, при заполнении Справки (ф. 0503710) обороты по счету 304 06 отражаются по двум строкам: по КБК типа КРБ и по КБК типа КИФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В прошлом номере журнала мы начали разговор о бухгалтерских записях при смене правового статуса бюджетного учреждения в течение финансового года - при переходе от применения норм Инструкции № 162н к правилам, установленным для бухгалтерского учета инструкциями № 174н , 183н . В этом номере продолжим начатую тему. Руководствуясь разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 22.12.2011 № 02‑06‑07/5236 (далее - Методические рекомендации), посмотрим, как в бухгалтерском учете отражается перенос остатков по финансовым и нефинансовым активам, образовавшихся на дату смены правового статуса учреждения.

Расчеты с финансовым органом и другими участниками бюджетного процесса

Бюджетные учреждения, осуществляя свою деятельность согласно предмету и целям, определенным в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом, в течение финансового года производят расчеты с финансовым органом, иными участниками бюджетного процесса по передаче (приемке) активов, обязательств. Эти операции отражаются по следующим счетам бухгалтерского учета:

  • 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»;
  • 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»;
  • 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;
  • 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
  • 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».
Согласно расчеты с финансовым органом, иными участниками бюджетного процесса по передаче (приемке) активов, обязательств, отраженные на вышеуказанных счетах, подлежат обязательной сверке, совершаемой на дату смены правового статуса учреждения.
Вид расчетов Номера счетов Наименование отчета, которым подтверждается сверка расчетов
Расчеты с финансовым органом соответству-ющего бюджета 1 304 05 000 Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127)
Консолидируемые расчеты (расчеты с иными участниками бюджетного процесса по передаче (приемке) активов, обязательств до даты изменения типа учреждения) 0 304 04 000 Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)
Перенос показателей нефинансовых активов

Как определено п. 9 Методических рекомендаций ,бюджетное учреждение - получатель бюджетных средств отражает все хозяйственные операции, осуществленные до даты изменения его типа, на соответствующих счетах бюджетного учета, в том числе операции по начислению амортизации за месяц, предшествующий месяцу изменения типа учреждения. По результатам отражения учреждением указанных выше операций определяются показатели наличия активов (финансовых и нефинансовых) и обязательств как на балансовых, так и на забалансовых счетах Рабочего плана счетов бюджетного учета учреждения.

Показатели нефинансовых активов, сформированные на дату изменения типа учреждения (с начала текущего финансового года) и числящиеся на соответствующих счетах бюджетного учета (в разрезе аналитических данных, подтвержденных регистрами аналитического учета (ведомостями, карточками и т. д.), переводятся учреждением на счета бухгалтерского учета следующим образом:

Содержание операции Учреждение, применяющее Инструкцию № 162н

(на дату смены его правового положения)

Учреждение нового типа, применяющее инструкции № 174н, 183н (на дату смены его правового положения) Примечание
Дебет Кредит Дебет Кредит
Приведение в соответствие с нормами законодательства исходящих остатков по учету нефинансовых активов и капитальных вложений в нефинансовые активы: Операции отражаются в разных (отдельных) справках (ф. 0504833)
- на сумму балансовой стоимости актива 0 304 06 8304 0 101 00 000 0 101 00 000

0 109 60 000 (в части незавершенного производства продукции)

0 304 06 830
- на сумму начисленной амортизации в части нефинансовых активов, на которые была начислена амортизация 0 104 00 000 0 304 06 730 0 304 06 730 0 104 00 000
При передаче объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением нового типа, дополнительно делается запись

(в части остатков, сформированных по счетам учета нефинансовых активов по данным аналитическим группам синтетического счета):

Операции по формированию расчетов с учредителем оформляются отдельной Справкой (ф. 0504833) в двух подлинных экземплярах с направлением одного из них учредителю
- в сумме балансовой стоимости передава-емых активов 0 304 06 830 0 210 06 000

(бюджетным учреждением - 4 210 06 660, 2 210 06 660, автономным учреждением - 4 210 06 000, 2 210 06 000)

- в сумме начисленной на объекты нефинансовых активов амортизации 0 210 06 000

(бюджетным учреждением - 4 210 06 560, 2 210 06 560, автономным учреждением - 4 210 06 000, 2 210 06 000)

0 304 06 830

Рассмотрим на примере корреспонденцию счетов, приведенную в разд. IV Методических рекомендаций и освещенную нами чуть выше.

На балансе бюджетного учреждения числятся объекты нефинансовых активов, в частности здание (на счете 1 101 12 310). На дату принятия учредителем решения о переводе его в бюджетное учреждение, чья деятельность финансируется за счет сумм субсидий, выделенных ему на выполнение задания учредителя, балансовая стоимость здания равна 830 000 руб., а сумма начисленной на него амортизации (включая месяц, предшествующий месяцу изменения типа учреждения) составляет 450 000 руб.

В бухгалтерском учете приведение в соответствие с нормами Инструкции № 174н операций по учету нефинансовых активов будет выглядеть следующим образом:

Содержание операции Учреждение - ПБС Учреждение - получатель субсидий Сумма, руб.
Дебет Кредит Дебет Кредит
Переведены показатели наличия нефинансовых активов на дату изменения типа учреждения:
1 304 06 830 1 101 12 410 4 101 12 310 4 304 06 730 830 000
1 104 12 410 1 304 06 730 4 304 06 830 4 104 12 410 450 000
Отражены расчеты с учредителем:
- на сумму балансовой стоимости имущества 4 304 06 830 4 210 06 660 830 000
- на сумму начисленной амортизации 4 210 06 560 4 304 06 730 450 000
Отнесены на финансовый результат расчеты, совершенные при переводе нефинансовых активов на новый план счетов*

(830 000 - 450 000) руб.

1 401 30 000 1 304 06 730 380 000
*
В пункте 19 Методических рекомендаций сказано, что счет 0 304 06 000 закрывается на дату изменения типа учреждения по счетам бюджетного учета (операция совершается последней на дату изменения типа учреждения). О том, что данный счет также подлежит закрытию «новым» учреждением при формировании входящих остатков, в Методических рекомендациях ничего не сказано. По нашему мнению, этот счет закрывается как в части отражения исходящих остатков, так и при формировании входящих остатков у учреждения, поскольку он является транзитным. Ни Инструкция № 183н, ни Инструкция № 174н не содержат информации о закрытии данного счета в конце финансового года. Некоторые программисты с целью формирования квартальной отчетности предлагают закрывать счет 0 304 06 000 по входящим остаткам, используя счет 0 401 10 180. Такая операция не предусмотрена Минфином, но позволяет программе корректно сформировать формы отчетности. Поэтому, по нашему мнению, чтобы счет не «висел», «новое» учреждение должно закрывать его в конце финансового года. В дальнейшем в статье при отражении операций по формированию входящих остатков с использованием счета 0 304 06 000 мы будем предлагать и операцию по закрытию этого счета (Дебет счета 0 401 30 000 / Кредит счета 0 304 06 000 или Дебет счета 0 304 06 000 / Кредит счета 0 401 30 000).

В бухгалтерском учете учреждения нового типа на сумму показателей, сформированных по объектам недвижимого и особо ценного движимого имущества (остатки счетов учета нефинансовых активов по аналитическим группам синтетического счета 10 «Недвижимое имущество учреждения» и 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»), закрепленного за учреждением нового типа, отражаются корреспонденции счетов (как это показано в примере) (пп. «в» п. 11 Методических рекомендаций ):

  • в сумме балансовой стоимости объектов нефинансовых активов:
Дебет счета 0 304 06 830 «Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»

Кредит счетов аналитического учета счета 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» (бюджетным учреждением - 4 210 06 660, 2 210 06 660, автономным учреждением - 4 210 06 000, 2 210 06 000)

  • в сумме начисленной амортизации:
Дебет счета 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» (бюджетным учреждением - 4 210 06 560, 2 210 06 560, автономным учреждением - 4 210 06 000, 2 210 06 000)

Кредит счета 0 304 06 730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами»

Операции по формированию расчетов с учредителем оформляются отдельной Справкой (ф. 0504833) в двух подлинных экземплярах с направлением одного из них учредителю.

Перенос показателей финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств)

Правила переноса показателей финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), сформированных на дату изменения типа учреждения, прописаны в п. 12 Методических рекомендаций . Приведем в таблице корреспонденцию счетов, предложенную Минфином в Методических рекомендациях:

Содержание операции Учреждение - ПБС Учреждение
«нового» типа
Дебет Кредит Дебет Кредит
Перенос показателей финансовых активов, сформированных на дату смены правового статуса учреждения 0 304 06 830 0 201 35 000

0 205 00 000<1>

2 207 00 000<2>

0 208 00 000<3>

0 209 00 000<4>

2 215 00 000<5>

0 201 35 000

2 204 00 000<9>

0 205 00 000<10>

2 207 00 000<11>

0 208 00 000<12>

0 209 00 000<13>

2 215 00 000<14>

0 304 06 730
Одновременно 0 205 00 000<6>

0 208 00 000<7>

0 209 00 000<8>

0 304 06 730 0 304 06 830 0 205 00 000<15>

0 208 00 000<16>

0 209 00 000<17>

Перенос показателей расчетов по доходным поступлениям, сформированным в рамках бюджетной деятельности до изменения типа учреждения5 4 304 06 000 4 303 05 000 (4 303 05 730, 4 303 05 000)

<1>

<4> В сумме задолженности перед учреждением (дебетовые сальдо).

<5> В случаях, предусмотренных законодательством.

<6> В сумме задолженности учреждения по полученным предварительным оплатам, переплатам (кредитовое сальдо).

<7> В сумме задолженности учреждения перед работниками (подотчетными лицами), по утверж-денным перерасходам (кредитовое сальдо).

<8> В сумме задолженности учреждения по полученным переплатам (кредитовое сальдо).

<9> В случаях, предусмотренных законодательством.

<10> В сумме задолженности плательщиков доходов (дебетовые сальдо).

<11> В случаях, предусмотренных законодательством.

<12> В сумме задолженности работников (подотчетных лиц) по денежным средствам, полученным в подотчет (дебетовые сальдо).

<13> В сумме задолженности перед учреждением (дебетовые сальдо).

<14> В случаях, предусмотренных законодательством.<15> В сумме кредитового сальдо.

<16> В сумме кредитового сальдо.

<17> В сумме кредитового сальдо.

Указанные операции оформляются отдельной Справкой (ф. 0504833) в двух подлинных экземплярах с направлением одного из них учредителю - главному администратору доходов бюджета.

Предлагаем рассмотреть на примерах, как работает приведенная выше корреспонденция счетов.

По решению учредителя с 1 февраля 2012 г. бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение задания учредителя. В январе учреждением за счет сумм бюджетных ассигнований были приобретены талоны на бензин на сумму 40 000 руб. Талоны на сумму 15 000 руб. в этом же месяце были выданы под отчет сотруднику учреждения.

В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие записи:

Дебетовый остаток по счету 1 201 35 000 на сумму 25 000 руб;

Дебетовый остаток по счету 1 208 34 000 на сумму 5 000 руб.

Приведение исходящих остатков в соответствие с нормами Инструкции № 174н на счетах бухгалтерского учета отражается следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Переведены исходящие остатки показателей финансовых активов, сформированные на 01.02:
1 304 06 830 1 201 35 610 25 000
1 304 06 830 1 208 34 660 5 000
Отнесены на финансовый результат расчеты с прочими кредиторами (запись делается последней 01.02)

(25 000 + 5 000) руб.

1 401 30 000 1 304 06 730 30 000

«Новое» бюджетное учреждение

Сформированы входящие остатки:
- в части остатков по денежным документам 4 201 35 510 4 304 06 730 25 000
- в части остатков, сформированных за подотчетным лицом по неизрасходованным талонам на бензин 4 208 34 560 4 304 06 730 5 000
Отнесены на финансовый результат расчеты с прочими кредиторами (запись делается в конце года)

(25 000 + 5 000) руб.

4 304 06 830 4 401 30 000 30 000
Бюджетное учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает платные медицинские услуги. С 01.03.2012 оно становится автономным. По состоянию на эту дату учреждение имеет дебетовый остаток по счету 2 205 31 000 в сумме 30 000 руб., образовавшийся в результате неоплаты лицом оказанных учреждением услуг по договору.

В бухгалтерском учете перенос исходящих остатков по счету 2 205 31 000 будет отражен следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Бюджетное учреждение в статусе ПБС

Переведены исходящие остатки по счету 2 205 31 000 2 304 06 830 2 205 31 660 30 000
Отнесены на финансовый результат расчеты с прочими кредиторами (запись делается последней 01.03) 2 401 30 000 2 304 06 730 30 000

Автономное учреждение

Сформированы входящие остатки по счету 2 205 31 000 2 205 31 000 2 304 06 000 30 000
Отнесены на финансовый результат расчеты с прочими кредиторами (запись делается в конце года) 2 304 06 000 2 401 30 000 30 000
Перечисление остатков безналичных денежных средств

В результате осуществления приносящей доход деятельности учреждение получает доходы - денежные средства, которые отражаются на соответствующем счете. На дату смены правового статуса бюд-жетного учреждения остаток средств, полученных от осуществ-ления этого вида деятельности, на лицевом счете обычно не равен нулю. Также у учреждения на дату перехода могут иметься неизрасходованные средства обязательного медицинского страхования, средства во временном распоряжении. Порядок отражения операций по перечислению остатков этих безналичных денежных средств содержится в п. 13.1 Методических рекомендаций . Ниже в форме таблицы приведем корреспонденцию счетов, установленную в данном пункте.

Содержание операции Дебет Кредит

Бюджетное учреждение в статусе ПБС

Закрытие показателей, отраженных на счетах по учету безналичных денежных средств учреждения:
- в сумме денежных средств, перечисленных с лицевого счета учреждения по операциям со средствами от приносящей доход деятельности 2 401 10 180 2 201 11 610
- в сумме денежных средств, перечисленных со счета учреждения по операциям со средствами от приносящей доход деятельности в иностранной валюте, открытого в кредитной организации, на соответствующий счет по операциям в иностранной валюте, открытый учреждению нового типа 2 401 10 171 2 201 27 610
- в сумме отрицательных курсовых разниц на дату перечисления 2 201 27 510 2 401 10 171
- в сумме положительных курсовых разниц на дату перечисления 2 401 10 180 2 201 27 610
- в сумме денежных средств, перечисленных со счета учреждения по операциям со средствами по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), открытого в установленном законодательством порядке, на соответствующий счет, открытый учреждению нового типа 7 401 10 180 7 201 11 610
- в сумме денежных средств, перечисленных с лицевого счета учреждения по операциям со средствами, полученными во временное распоряжение 3 304 01 830 3 201 11 610
- в сумме показателей на счете бюджетного учета 0 201 03 000 «Денежные средства учреждения в пути» (0 201 13 000, 0 201 23 000), сформированных на дату изменения типа учреждения 0 401 10 180 0 201 13 610

Учреждение «нового» типа

Поступление денежных средств на соответствующие счета учреждения:
- в части средств от приносящей доход деятельности, средств по ОМС

Одновременно в сумме операций с денежными средствами отражается увеличение забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» по коду классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 180

0 201 00 000

(2 201 11 510, 7 201 11 510, 2 201 21 510, 7 201 21 510, 2 201 27 510, 2 201 11 000, 7 201 11 000, 2 201 21 000, 7 201 21 000, 2 201 27 000)

0 401 10 180
- в части денежных средств во временном распоряжении 3 201 11 000 (3 201 11 510, 3 201 11 000) 3 304 01 000

(3 304 01 730, 3 304 01 000)

- в части остатка денежных средств, сформированного на дату изменения типа учреждения на его лицевых счетах по средствам от приносящей доход деятельности с признаком «без права расходования» 2 304 06 000 2 303 05 000

Вышеуказанные операции оформляются отдельной Справкой (ф. 0504833) в двух подлинных экземплярах с направлением одного из них учредителю - главному администратору доходов бюджета. Бюджетное учреждение - получатель бюджетных средств при отражении операций по кредиту счета 0 201 11 000 одновременно производит уменьшение забалансового счета 17 на сумму перечислений по коду классификации доходов соответствующего бюджета по бюджетной системы РФ. Уменьшение забалансового счета 17 не производится только в части перечисления денежных средств с лицевого счета учреждения по операциям со средствами, полученными во временное распоряжение.

Перечисление остатков наличных денежных средств

Остатки денежных средств в рамках приносящей доход деятельности и средств ОМС, находящиеся в кассе учреждения на дату смены его правового статуса, в бухгалтерском учете переносятся следующим образом (п. 13.2 Методических рекомендаций ):

Перенос показателей, отражающих обязательства бюджетного учреждения

В пункте 14 Методических рекомендаций разъяснено, как приводятся в соответствие с нормами инструкций №  174н , 183н остатки, сформированные на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»,0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами»,0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда». Рассмотрим приведенную в данном пункте корреспонденцию счетов:

Содержание операции Учреждение - ПБС Учреждение
«нового» типа
Дебет Кредит Дебет Кредит
В сумме задолженности учреждения по оплате своих обязательств:
- перед поставщиками, подрядчиками (кредитовое сальдо) 0 302 00 000 0 304 06 730 0 304 06 830 0 302 00 000
- перед бюджетом в части уплаты обязательных платежей (кредитовое сальдо) 0 303 00 000 0 304 06 730 0 304 06 830 0 303 00 000
- перед депонентами 0 304 02 000 0 304 06 730 0 304 06 830 0 304 02 000
- по удержанным из оплаты труда и стипендий, но не перечисленным по назначению денежным средствам 0 304 03 000 0 304 06 730 0 304 06 830 0 304 03 000
В сумме переплаты по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ 0 304 06 830 0 303 00 000

(0 303 02 000 - 0 303 13 000)

0 303 00 000

(0 303 02 000 - 0 303 13 000)

0 304 06 000

Указанные операции оформляются отдельной Справкой (ф. 0504833) в двух подлинных экземплярах с направлением одного из них учредителю - главному администратору доходов бюджета.

Бюджетное учреждение - ПБС с 01.02.2012 переходит на получение субсидии. В январе 2012 г. бухгалтер в рамках приносящей доход деятельности начислил сотруднику заработную плату, которая была ему выплачена за минусом удержанных с него алиментов. Удержанные алименты на дату смены статуса учреждения не были перечислены получателю.

В бухгалтерском учете учреждения операции на начислению заработной платы и удержанию из нее алиментов были отражены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Начислена заработная плата работнику 2 109 60 211 2 302 11 730 30 000
Удержан НДФЛ с суммы заработной платы 2 302 11 830 2 303 01 730 3 900 Справка
Удержаны алименты с суммы заработной платы 2 302 11 830 2 304 03 730 5 000 Исполнительный лист
Перечислен НДФЛ в бюджет с лицевого счета в органе казначейства 2 303 01 830 2 201 11 610 3 000 Выписка из лицевого счета
Выдана работнику заработная плата из кассы
(30 000 - 3 900 - 5 000) руб.
2 302 11 830 2 201 34 610 21 100 Расчетно-платежная ведомость

В бухгалтерском учете операции по переносу данных, сформированных на счетах 0 303 01 000 (дебетовое сальдо образовалось в результате неправильного перечисления суммы НДФЛ) и 0 304 03 000 (кредитовое сальдо образовалось, поскольку учреждение не перечислило алименты получателю), будут отражены следующим образом:Заключение счетов учреждением при завершении текущего финансового года

В пунктах 16 - 18 Методических рекомендаций Минфин разъяснил правила заключения счетов учреждением при смене правового статуса. Так, показатели расчетов с финансовым органом по поступлениям в бюджет, сформированные с начала финансового года до даты изменения типа учреждения (на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»), с бюджетного учета не переносятся и отражаются в бюджетной отчетности учреждением как администратором доходов бюджета.

Закрытие показателей счетов по администрируемым поступлениям, зачисленным в бюджет при завершении финансового года, отражается (последними операциями по бюджетному учету на дату изменения типа учреждения) следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 1 401 30 000

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»

В свою очередь, показатели по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» с бюджетного учета не переносятся и отражаются в бюджетной отчетности учреждения как получателя бюджетных средств.

Операции по заключению счетов при завершении текущего финансового года отражаются (последними операциями по бюджетному учету на дату изменения типа учреждения) следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»

Кредит счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

Показатели по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 00 000 , сформированные с начала финансового года до даты изменения типа учреждения, с бюджетного учета не переносятся и отражаются в бюджетной отчетности учреждения как получателя бюджетных средств (администратора доходов бюджета).

Операции по заключению счетов при завершении текущего финансового года отражаются (последними операциями по бюджетному учету на дату изменения типа учреждения):

Дебет счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 00 000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» (0 401 10 000, 0 401 20 000)

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 00 000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» (0 401 10 000, 0 401 20 000)

Кредит счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

Показатели расчетов, сформированные в результате перевода данных о наличии активов и обязательств на дату изменения типа учреждения (отражается последними (окончательными) операциями по бюджетному учету на дату изменения типа учреждении), переносятся посредством следующих записей:

Дебет счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

Кредит счета 0 304 06 000

Дебет счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»

Кредит счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

____________________________________

Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».
Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».
В разрядах с 1 го по 3-й номера счета 1 304 06 000 отражается код главного распорядителя средств бюджета, в разрядах с 4 го по 14-й проставляются нули.
Остатки по данным бюджетного учета по соответствующим счетам аналитического учета счетов 1 205 00 000, 1 209 00 000 отражаются в корреспонденции по принятию обязательств по расчетам с бюджетом (перечислению в бюджет ожидаемых к поступлению платежей).