Заработная плата: какими законами это регулируется? Северный коэффициент, региональные надбавки и повышение мрот.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3459) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что оплата труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (далее - работники), состоит из месячного должностного оклада (далее -должностной оклад), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

2. Установить размеры должностных окладов работников согласно приложению.

3. Производить работникам следующие ежемесячные и дополнительные выплаты:

а) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде - в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в следующих размерах:

стаж работы (процентов)

от 3 до 8 лет 10

от 8 до 13 лет 15

от 13 до 18 лет 20

от 18 до 23 лет 25

от 23 лет 30;

в) премии по результатам работы (размер премий не ограничивается);

г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) ежемесячное денежное поощрение - в размере 1 должностного оклада;

е) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска 1 раз в год - в размере 2 должностных окладов;

ж) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда работников.

4. Производить работникам иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Выплачивать работникам федеральных государственных органов, находящихся за пределами Российской Федерации, должностные оклады и дополнительные выплаты, предусмотренные подпунктами "а"-"г", "е" и "ж" пункта 3 настоящего постановления, и иные выплаты, предусмотренные пунктом 4 настоящего постановления, в рублях в размере 20 процентов установленных должностных окладов и выплат.

Ежемесячное денежное поощрение, предусмотренное подпунктом "д" пункта 3 настоящего постановления, указанным работникам не устанавливается.

6. Условия выплаты и конкретные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, предусмотренной подпунктом "а" пункта 3 настоящего постановления, премий и материальной помощи, предусмотренных подпунктами "в" и "ж" пункта 3 настоящего постановления, устанавливаются руководителем федерального государственного органа или его аппарата, либо лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, либо представителем указанного руководителя или лица, осуществляющими полномочия нанимателя от имени Российской Федерации.

7. Установить, что при формировании фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, сверх средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты (в расчете на год):

а) ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде и ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 10 должностных окладов;

б) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет - в размере 2 должностных окладов;

в) премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов;

г) ежемесячного денежного поощрения - в размере 12 должностных окладов;

д) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - в размере 2 должностных окладов;

е) материальной помощи - в размере 2 должностных окладов.

8. Учитывать в фонде оплаты труда работников, указанном в пункте 7 настоящего постановления, также средства для осуществления иных выплат, предусмотренных пунктом 4 настоящего постановления.

9. Установить, что фонд оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, аппаратов федеральных судов (за исключением аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и органов прокуратуры Российской Федерации формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на содержание соответствующих федеральных государственных органов.

11. Руководителям федеральных государственных органов привести наименования должностей работников этих органов в соответствие с приложением к настоящему постановлению и при необходимости осуществить в установленном порядке мероприятия по сокращению численности работников в связи с реализацией настоящего постановления.

12. Установить, что при увеличении (индексации) должностных окладов их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

13. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утвердить в 3-месячный срок положение об исчислении стажа работы работников для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.

14. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.

15. Настоящее постановление вступает в силу с даты официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Приложение

Размеры должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы

Наименование должности Должностной оклад (рублей в месяц)

Раздел I. Должностные оклады работников, замещающих

государственной гражданской службы, в центральных

аппаратах (аппаратах) федеральных

государственных органов

Ведущий эксперт, главный инженер 4070

Эксперт 3740

Заведующий: копировально-множительным бюро, 2640

делопроизводитель

делопроизводитель

Заведующий: экспедицией, хозяйством, складом; 1870

Экспедитор 1540

Раздел II. Должностные оклады работников, замещающих должности,

не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской

службы, в территориальных органах федеральных органов исполнительной

власти, аппаратах федеральных судов (за исключением аппаратов

Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда

Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации), органах Судебного департамента при Верховном Суде

Российской Федерации и органах прокуратуры Российской Федерации

Ведущий эксперта 3410

Старший инженер, эксперт 2970

Инженер 2640

Заведующий: копировально-множительным бюро, 2310

машинописным бюро; старший инспектор-

делопроизводитель

делопроизводитель

Заведующий: экспедицией, хозяйством, складом; 1760

кассир, комендант, архивариус, стенографистка

экспедитор

Раздел III. Должностные оклады работников, замещающих должности, не

являющиеся должностями федеральной государственной гражданской

службы, в представительствах Российской Федерации, представительствах

федеральных органов исполнительной власти, дипломатических

представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации,

представительствах государственного органа при Министерстве

иностранных дел Российской Федерации за рубежом

Старший инженер по эксплуатации зданий 3300

Инженер по эксплуатации зданий; старшие: 2640

техник, референт по административно-

хозяйственным вопросам

Техник по эксплуатации зданий, техник 2310

Заведующий: хозяйством, гаражом; комендант, 1870

дежурный комендант, младший сотрудник

(гражданский персонал), кассир, кассир-счетовод,

секретарь-стенографистка

Машинистка, секретарь-машинистка, курьер, 1540

курьер спецохраны

Раздел IV. Должностные оклады работников, замещающих отдельные

должности, не являющиеся должностями федеральной

государственной гражданской службы, в федеральных

министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах,

руководство деятельностью которых осуществляет Президент

Российской Федерации, и в территориальных органах этих федеральных

министерств, федеральных служб и федеральных агентств

Начальник: группы, отделения; ведущий аналитик 4070

Начальник части (всех наименований), старший 3740

аналитик

Ведущий инженер, аналитик 3410

Заведующий: канцелярией, архивом, 2970

делопроизводством; старший инженер

Инженер 2640

Перечень актов Правительства Российской Федерации, утративших силу

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912 "Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3651).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N109 "О дополнении приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 6, ст. 743).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г. N 1214 "О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5353).

4. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 г. N 57 "О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 5, ст. 528).

5. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 356 "О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 17, ст. 1885).

6. Изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2000 г. N 657 "Вопросы Федеральной службы специального строительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 37, ст. 3723), в части внесения изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912.

7. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 776 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4389).

8. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2003 г. N 106 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 8, ст. 760).

9. Пункт 3 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. N 568 "Некоторые вопросы Федерального агентства специального строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4226).

10. Пункт 8 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с переименованием Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 648 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с переименованием Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 47, ст. 4666).


к меню

Зарплата за вычетом НДФЛ ниже МРОТ

Доходы, которые получают работники за исполнение трудовых обязанностей, облагаются НДФЛ (пп. 6 п. 1 ) по ставке 13 % (п. 1 ).

Налог с заработной платы исчисляет, а затем перечисляет в бюджет работодатель. На руки работник получает заработную плату за вычетом НДФЛ, и она может быть ниже установленного МРОТ.

Если работнику установлена зарплата 7 500 рублей (надбавки не начисляются, дополнительных коэффициентов нет), после удержания налога он получит 6 525 рублей (7 500 – 13 %). В данном случае работодатель не нарушит законодательство, если региональным соглашением не предусмотрен более высокий МРОТ.


к меню

Минимальная зарплата при неполной занятости

Месячная зарплата может быть ниже МРОТ, если:

  • сотрудник работает на условиях неполного рабочего дня/недели (); сотрудник работает по совместительству ().

При неполной занятости работники могут получать зарплату ниже МРОТ. Так как труд таких работников оплачивается пропорционально отработанному времени, то сумма, получаемая при пересчете заработной платы на полную ставку, должна быть равна или больше МРОТ.

Допустим, секретарь организации работает на полставки - 20 часов в неделю. Если МРОТ равен 7 500 рублей, работодатель обязан начислять секретарю заработную плату не менее 3 750 рублей в месяц (7 500: 2).


к меню

Районный коэффициент, региональный, Северный и МРОТ

Северные районные коэффициенты и надбавки в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при проверке на соответствие оплаты труда сотрудника МРОТ не учитываются!

Потому что ТК РФ предписывает компенсировать неблагоприятные факторы, связанные с работой в таких местностях (). Оплачивать труд в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях нужно в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, который выполняется в нормальных климатических условиях. Поэтому зарплата сотрудников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ. После чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы .

Примечание : Такой подход подтверждает судебная практика (раздел 1 обзора Верховного суда РФ от 26 февраля 2014 (ред. от 26.04.2017) формат.pdf 320 Кб )

Если же работодатель нарушает вышеперечисленные правила, такие его действия считаются нарушением прав сотрудников.

Примечание : Северные коэффициенты к оплате труда, установленные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях скачать бесплатно в формате pdf

Примечание : Районные и региональные коэффициенты применяют в районах и местностях, не отнесенные к Крайнему Северу и приравненным к нему местностям (но имеющие особые климатические условия), в которых применяются районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате сотрудник ов скачать бесплатно в формате pdf


к меню

«Северные» коэффициенты определяются по фактическому месту работы

Районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате зависят от места, где фактически трудится работник, а не от «прописки» работодателя.

Примечание : Письмо Роструда от 15.01.2016 № ТЗ/23333-6-1

Следовательно, к примеру, если работник оформлен в компании, зарегистрированной и находящейся в районе Крайнего Севера, но при этом периодически выезжает на полевые работы в другие регионы, при расчете заработной платы такого работника нужно применять районный коэффициент того региона, где он фактически трудился в тот или иной период.

Причем это правило работает даже в том случае, когда северный коэффициент, применяемый в районе, в котором сотрудник выполнял свои трудовые функции, ниже уставленного по месту нахождения компании-работодателя.


к меню

Штраф за выплату заработной платы ниже МРОТ

1. Штраф за нарушение трудового законодательства для должностных лиц и ИП от 1 000 до 5 000 рублей, для организаций - от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 .

2. Штраф за повторное нарушение для руководителя от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, штраф за повторное нарушение для ИП от 10 000 до 20 000 рублей, для организации - от 50 000 до 70 000 рублей (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

3. Выплата зарплаты ниже МРОТ в течение двух месяцев может повлечь штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей. Нарушитель может быть наказан принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности либо лишением свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ).


к меню

Будет повышение МРОТ - какие процедуры выполнить?

1. Перенастроить расчет будущих пособий. Иначе будут проблемы с ФСС

С 1 первого числа месяца увеличения МРОТ больничные, детские и декретные пособия надо сравнивать с новыми минимальными лимитами, рассчитанными исходя из "Минималки". Программу нужно обновить и быть уверенным, что она знает о новых минимальных пособиях.

Если программа будет ориентироваться на старые лимиты, то компания занизит пособия и будут проблемы с ФСС. Недостающие суммы надо будет доплатить работникам с процентами.

Пособия с учетом нового МРОТ пересчитываются в двух случаях:

  1. в расчетном периоде у сотрудника нет заработка или он меньше минимального. Это 187 200 руб. за два предыдущих года, или в расчете на день - 256,44 руб. (187 200 ₽: 730 дн.);
  2. стаж сотрудника менее шести месяцев, поэтому больничное пособие за полный календарный месяц не должно оказаться больше нового МРОТ - 11 163 руб. (на 1 мая 2018 г.)

2. Пересчитать старые пособия

Новый МРОТ влияет на декретные пособия и пособия по уходу за ребенком. Все пособия, назначенные после увеличения минималки, рассчитываем в повышенном размере. Так, пособие по уходу за первым ребенком, назначенное с июля, должно быть не меньше 11163 х 40%.

Вот две ситуации, когда детские и декретные пособия надо пересчитывать:

  • декретный отпуск начался до 1 июля и заканчивается после этой даты. А декретные, рассчитанные из нового МРОТ, больше первоначальных;
  • сотрудница прервала отпуск по уходу за ребенком до 1 числа месяца повышения, после 1 числа возобновила его. Минимальное пособие, рассчитанное из нового МРОТ, превышает первоначальное.

к меню

3. Поднять зарплаты

Как сравнить с новым МРОТ оклады совместителей и какие бумаги оформить? Сравните зарплаты работников с новым МРОТ, если:

  • в регионе, где работает компания, не установлена региональная минималка;
  • региональная минимальная зарплата есть, но организация отказалась ее применять. Т.е. не присоединилась к трехстороннему соглашению.

Во всех других случаях нужно смотреть на региональный МРОТ, который может повышаться вслед за федеральным. Убедитесь, что после 1 июля продолжает действовать прежний документ о региональном минимуме.

Оклад за месяц работы на полную ставку должен быть больше или равен МРОТ, если сотрудник на окладной системе оплаты труда. Стимулирующие выплаты, доплаты и надбавки надо исключить из расчета. Помимо оклада в состав зарплаты могут входить премии, бонусы. Тогда оклад вполне может быть меньше МРОТ. Главное, чтобы в сумме с премиальными и сдельными выплатами начисленная работнику зарплата за месяц была больше или равна минимуму.

Проверьте и зарплаты работников, которым установлен сокращенный рабочий день. Исходя из минималки, определите допустимую зарплату в расчете на ставку работника. Убедитесь, что начисляете работнику столько же или больше.

Сообщать работникам об изменении зарплаты и ее составных частей надо за два месяца (ст. 57, 72 ТК РФ). Но так как вы повышаете зарплату, а не снижаете ее, нарушение этого срока не критично. Тут главное заключить допсоглашение к трудовому договору так, чтобы с 1 июля работник имел зарплату не ниже МРОТ.

Примечание : Проследите, чтобы соглашение о новой зарплате вступало в силу не позднее 1 числа месяца повышения МРОТ.

Для этого оформите приказ о новой зарплате и внесите изменения в штатное расписание. Утверждать всё штатное расписание заново не нужно. Достаточно сделать приложение с обновленными окладами.

Примечание : Скачать образец дополнительного соглашения к трудовому договору о зарплате (.doc 32 Кб)

4. Составить пояснения для налоговиков, почему у вас такая зарплата

Если будет необходимость, то придется приготовить пояснительное письмо для инспекции, в случае если у вас много совместителей и тех, кто работает неполный день. Потому что у них выплаты могут быть и ниже МРОТ. Но налоговики из отчетности 6-НДФЛ и 2-НДФЛ и РСВ видят общие суммы, сопоставляют их с численностью, получают низкие зарплаты и запрашивают пояснения. Вместе с пояснением приложите выписку из штатного расписания по работникам неполного дня.

Примечание : Скачать образец пояснения в налоговую о зарплате (.doc 32 Кб)

5. Перевести сотрудников на неполный день

Как это сделать, чтобы зарплата в целом по организации осталась на том же уровне?

Если нет возможности повысить зарплату до МРОТ, можно пойти другим путем. Сократите ставку и одновременно повысьте оклад так, чтобы в итоге зарплата сотрудника осталась на прежнем уровне.

Например, дворник работает на полную ставку с зарплатой 8900 руб. У компании нет денег, чтобы повысить ему оклад до 11163 руб. (минималка с 1 мая 2018 г.) Поэтому дворника перевели на 0,8 ставки, а оклад повысили до 8960 руб. В итоге зарплата выросла всего на 60 руб., до 8960 руб. (11200 ₽ × 0,8). Но теперь она выше нового МРОТ (11200> 11163).

Будет лучше, если сотрудник сам напишет заявление о переводе на неполный день. В дополнительном соглашении к договору поменяйте оклад и режим работы. Издайте приказ и измените штатное расписание.

Оклад – это величина денежного вознаграждения, которая первоначально предлагается работнику при приеме на должность и необходим для расчета конечной суммы. Оклад фиксируется в трудовом договоре нового работника, а также в приказе при приеме на работу. Этот показатель является основой для дальнейшего подсчета других показателей.

Зарплата – это величина денежного вознаграждения, которую работнику выдают «на руки» после учета всех надбавок и удержаний. При подсчете зарплаты используется сумма оклада. К нему прибавляются различные бонусы, премии, например, за хорошую плодотворную работу (эти выплаты переменны, так как они могут быть, а могут и не быть, в зависимости от достигнутых результатов, установленных самой организацией); различные доплаты за работу в вечернее, ночное время, в праздничные и выходные дни; компенсации, например, «за вредность» на производстве. Также сам работодатель по своему усмотрению может доплачивать за выслугу лет, совмещение нескольких должностей, частые командировки. Кроме того, существуют северные и районные коэффициенты, для тех работников, которые трудятся на Крайнем Севере и равных ему районах. С другой стороны, из суммы оклада вычитается НДФЛ, различные вычеты за порчу имущества и другое.

Отличия оклада и зарплаты

В чем же отличие оклада от зарплаты? Самое главное отличие между ними – это подсчет одного показателя на основе другого. То есть, существует основной оклад каждой конкретной должности согласно штатному расписанию, а зарплата подсчитывается, исходя из этого показателя и всех надбавок, а также вычетов, которые регламентированы законодательно в России.

Сумма оклада сразу фиксируется в документах, как только человек устраивается на работу, зарплата рассчитывается после месяца работы в организации (или иного, ранее оговоренного периода), либо при увольнении.

Сумма оклада фиксирована, и отражается в штатном расписании организации. Зарплата подсчитывается, исходя из суммы оклада. С другой стороны, заработная плата никак не влияет на размер оклада.

Таким образом, и оклад, - это вознаграждение за труд. Но, оклад – это величина постоянная и фиксированная, а зарплата - переменная и зависит от многих факторов: квалификации, опыта работы, условий труда, качества работы и так далее. Иногда сумма оклада и сумма зарплаты совпадают, но в большинстве случаев оклад является только частью зарплаты (иногда ½ от зарплаты и даже меньше).

Размер должностного оклада обязательно включается в трудовой договор. Статья обязывает определить размеры тарифных ставок/оклада, а также все полагающиеся надбавки и доплаты. В ином случае договор не может считаться действительным.

Работодатель волен ставить условия оплаты труда в трудовом договоре самостоятельно , конечно, в пределах действующего законодательства. Одним из таких ограничений является МРОТ (минимальный размер оплаты труда) .

Незаконным является установление уровня оплаты ниже актуального значения МРОТ.

На данный момент МРОТ составляет 6 204 рубля .

В июле 2016-го года планируется его увеличение до 7 500 рублей .

Обратите внимание, что значение МРОТ варьируется в зависимости от региона.

Например, в Москве МРОТ равен 17 300 рублям , а в северных регионах действует районный коэффициент (максимальное значение — 2.1).

Месячную зарплату ниже этого уровня можно устанавливать, только если снижается количество рабочих часов в месяц . Для неполной занятости при 20 часах/неделю минимальная зарплата составит ½МРОТ.

Виды оплаты

Выделяют три основных системы оплаты — тарифную, бестарифную и смешанную . Помимо них, условия труда определяются также видом оплаты — оклад, почасовая, сдельная оплата и комбинациями перечисленных видов.

Тарифная

Тарифной системой называют сумму нормативов и предписаний , опираясь на которые происходит разделение работников на группы. Разделение осуществляется в зависимости от сложности, условий, интенсивности и характера труда.

Затем каждой группе приписывается свой уровень оплаты. Чем сложнее и тяжелее работа, тем выше размер заработной платы. Основной статьёй является .

В тарифной системе, в свою очередь, предусмотрены две формы оплаты – повременная и сдельная . Для первой формы (повременная) важнейшими переменными будут уровень квалификации сотрудника и сумма рабочего времени.

В самом простом случае оплата определяется, исходя из отработанных часов.

Количество выполненных рабочих заданий не учитывается.

Грубо говоря, происходит перемножение квалификации и рабочих часов .

Расчёт усложняется, если учитывать выплаты премии.

Для следующей формы оплаты (сдельной) расчёт выплат происходит несколько иначе. В её основе лежит существование реальной возможности по фиксированию показателей результатов труда .

Под этим понимается, что работодатель может произвести точный учёт и измерение итогов работы. Затем все эти измерения учитываются, и устанавливается норма выработки.

Самым простым случаем является прямая сдельная оплата . Прописывается зависимость заработной платы от количества произведенных изделий/предоставленных услуг.

Более гибкой формой будет сдельно-прогрессивная оплата. Она предусматривает фиксированную оплату за заранее определенное количество изделий . Всё, что будет произведено сверх нормы, оплачивается по установленной шкале.

Помимо простого перевыполнения плана производства, дополнительно поощрять можно снижение процента брака, экономию материалов, совершенствование организации рабочего процесса.

Таким образом, любое позитивное изменение, отклоняющееся от нормы, можно отметить и выплатить материальное вознаграждение. Главным условием опять же является возможность измерения подобных изменений.

В сдельной модели может также использоваться аккордная система . Центральным понятием в ней выступает аккорд, под которым понимают совокупность рабочих действий. В отличие от отдельной единицы продукта (при сдельной форме) оплате подлежит целый цикл, состоящий из отдельных действий.

Для большего понимания приведем пример.

Рабочие, занятые в строительстве, получают обычную зарплату.

Но если рабочий отработал полный цикл (аккорд), работал с самого начала и до конца на стройке, то ему полагается аккордная премия.

Этот метод практикуют во избежание высокой текучки кадров.

Работодатель реализует свою потребность в создании стабильного рабочего коллектива и, таким образом, снижает издержки по регулярному найму/поиску новых сотрудников.

Бестарифная

Бестарифная система при расчёте денежного довольствия сотрудника учитывает результативность всего предприятия , а также отдела, в котором трудится работник.

Чтобы реализовать данную систему вводится коэффициент участия. Его подставляют в итоговые расчёты зарплаты. Помимо этого, формируется фонд заработной платы. Его величина зависит от итогов работы предприятия, от выручки .

Приведем пример — фирма занимается торговлей. Её выручка за месяц составила один миллион рублей. В фонд заработной платы уходит половина выручки — 500 000 рублей. В штате фирмы числится 200 сотрудников.

В самом простом случае у всех сотрудников равный коэффициент участия, все показали себя одинаково эффективно. Тогда 500 000 рублей следует разделить на 200. На каждого выходит заработная плата по 25 тысяч рублей.

Смешанная

Смешанная система является чем-то средним между двумя основными моделями.

Возможными вариантами смешанной системы являются:

  1. Система плавающих окладов — в зависимости от результативности работы сотрудников происходит регулярная корректировка оклада.По смыслу ближе к тарифной модели .
  2. Комиссионная оплата — вариант очень близок к бестарифной системе. Зарплата высчитывается из комиссионного процента и прибыли от реализации товаров и услуг .
  3. Дилерская деятельность — особенностью является покупка сотрудником товаров за свои деньги. Далее сотрудник реализует товар, разница между закупочной ценой и ценой продаж и будет зарплатой работника-дилера.

Оформление и практические вопросы

Разберем некоторые практические вопросы, связанные с оформлением трудового договора.

Указание зарплаты и премий

При трудоустройстве в трудовом договоре указывается зарплата или оклад. Ставка обязательно указываются в виде конкретного числа .

Но размеры надбавок, премий указывать напрямую (численно) не обязательно.

Стимулирующие выплаты определяются на усмотрение работодателя . Они могут быть как весьма скромными, так и достигать высоких значений (например, у топ-менеджеров).

В правовых актах, касающихся премий, обязательно должна содержаться следующая информация:

  • размер поощрительных выплат;
  • порядок назначения;
  • показатели рабочей деятельности, при которых предусмотрена выплата премии (по трудовому договору).

Если в трудовом договоре не указана заработная плата или он оформляется с ошибками (неправильно указывается заработная плата), то контракт считается недействительным и не имеет юридической силы.

Попытки манипулировать работником или пользоваться его незнанием ведут к крупным денежным штрафам.

Можно ли в трудовом договоре писать оклад согласно штатному расписанию? Это даже нужно, заработная плата всегда должна соответствовать прописанной в штатном расписании . Указание значений, не совпадающих между собой, является незаконным.

Натуральные выплаты

Особой формой является натуральная выплата заработной платы.

Для оформления необходимо особое заявление с просьбой (от сотрудника) о выдаче части заработной платы в натуральной форме.

ТК запрещает осуществлять выплату в виде спиртного, наркотиков, оружия, купонов, долговых расписок .

Работник может получать не более 20% зарплаты в натуральной форме. Данный вид не очень распространен, но он встречается, например, в фермерских хозяйствах и в селе.

Сроки и аванс

Устанавливает конкретные правила по срокам выплаты.

Она обязывает совершать выплаты не реже двух раз в месяц .

Конкретный день определяется внутренними правилами предприятия.

Формальное название — правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) . Если день выплаты выпадает на выходной или праздник, то его следует перенести на день предшествующий выходному.

Отпуск положено оплачивать не позднее 3 дней до его начала .

Внимание! Даты выплаты заработной платы для некоторых категорий работников могут регулироваться в отдельном порядке – федеральными законами.

Аванс является разговорным выражением . В трудовом законодательстве не существует такого термина. Согласно 136-ой статье ТК авансом можно назвать выплату за первую половину месяца. Соответственно, у работника есть право получить половину зарплаты «авансом» .

Указание сроков выплаты заработной платы в трудовом договоре (образец):

Удержание и задержка заработной платы

Удержание по зарплате бывает трёх видов:

  1. Обязательным — НДФЛ, алименты;
  2. По решению работодателя — возмещения по материальному ущербу, неотработанному авансу;
  3. По решению работника — например, профсоюзные платежи.

Все выплаты без исключения документируются .

Например, если это профсоюзные платежи по инициативе работника, то сотрудником оформляется соответствующее заявление.

Задержка заработной платы – это серьезное нарушение со стороны работодателя . В случае если задержка не была ликвидирована в течение 15 дней , работник имеет право не выходить на работу .

Пострадавший сотрудник может также подать в суд на работодателя. При задержке зарплаты работодатель может быть осужден к лишению свободы на срок до пяти лет и денежному штрафу в размере до 500 000 рублей .

Более подробная информация о удержании заработной платы представлена в видео:

Заключение

Оплата труда – это один из важнейших элементов рабочего процесса . Порядок оплаты регулируется целым рядом законодательных актов, которые следует внимательно изучить перед оформлением трудового договора. Ответственность работодателя перед рабочим коллективом велика, а при самых серьезных нарушениях может грозить ему тюремным заключением .

Всего выделяют три основных формы системы оплаты — тарифная, бестарифная и смешанная. Если двигаться дальше, то оплату можно разделить на оклад, сдельную и повременную выплаты. В различных комбинациях и дополнительных условиях существует множество вариантов расчёта.

Комментарий к статье 145

1. Условия и размеры оплаты труда руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации, финансируемой из бюджета, устанавливаются Правительством РФ (для организаций, финансируемых из федерального бюджета), органами государственной власти субъекта РФ (для организаций, финансируемых из бюджета субъекта РФ) и органами местного самоуправления (для организаций, финансируемых из местного бюджета). Следует обратить внимание на использование различных терминов ст. 144 ("Государственные и муниципальные учреждения") и ст. 145 ("Организации, финансируемые из бюджета").

2. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров всех организаций устанавливается по соглашению сторон трудового договора. При этом стороны трудового договора самостоятельно устанавливают размер должностного оклада, порядок и условия премирования и установления иных стимулирующих выплат (доплат и надбавок), а также иные условия оплаты труда.

В коллективном договоре или соглашении могут быть установлены ограничения по оплате труда руководителей и их заместителей, а также главных бухгалтеров с целью приведения размера и условий оплаты труда руководителя в соответствие с оплатой труда иных работников организации.

3. Оплата труда руководителей государственных предприятий устанавливается на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)" (САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 991), применение которого разъяснено письмом Минтруда России от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ (БНА РФ. 1994. N 8).

Условия оплаты труда руководителей государственных предприятий определяют органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и которые осуществляют полномочия собственника имущества предприятия, или уполномоченные ими органы, имеющие право заключать трудовой договор с руководителями государственных предприятий, а руководителей муниципальных предприятий - органы местного самоуправления.

Оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором или условиями оплаты труда на данном предприятии исходя из списочной численности работников предприятия (при численности работников до 200 человек - 10-кратная величина тарифной ставки I разряда, от 200 до 1500 человек - 12-кратная, от 1500 до 10000 - 14-кратная, свыше 10000 человек - 16-кратная). Конкретный должностной оклад руководителю предприятия может быть установлен исходя из любого количества тарифных ставок в пределах, предусмотренных для данной группы предприятий по численности работников с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции. Органы исполнительной власти могут дифференцировать группы предприятий по численности работников с учетом фактической численности работников на предприятиях данной отрасли.

Основная профессия работников организации определяется исходя из отраслевого (тарифного) соглашения, а если в нем основная профессия не определена, то она определяется органом исполнительной власти, заключающим трудовой договор с руководителем. При этом рекомендуется считать основной ту профессию, которая занимает наибольший удельный вес по численности рабочих.

На предприятиях, где тарифные разряды не применяются и для оплаты труда используются месячные оклады или ставки (например, в НИИ, КБ), расчет должностного оклада руководителя производится исходя из минимального оклада (ставки) рабочих или служащих, занятых в основной деятельности предприятия.

В сельском, лесном и водном хозяйстве, где тарифицируются работы, а разряды квалификации рабочим не присваиваются, расчет должностного оклада руководителя предприятия может производиться исходя из тарифной ставки минимального разряда основных видов работ, например механизированных или работ в животноводстве.

Если в организации применяется бестарифная система оплаты труда, то для установления должностного оклада руководителя необходимо определить фактическую квартальную заработную плату работников, входящих в первую (самую низшую) квалификационную группу. Квалификационный коэффициент этой группы равняется единице. Как правило, в эту группу входят все работники, имеющие первый квалификационный разряд. Одновременно по табелю определяется отработанное время. Затем полученная сумма заработной платы делится на отработанное время. Исходя из полученной часовой (или дневной) заработной платы определяется месячная ставка и из нее рассчитывается должностной оклад руководителя предприятия. В случае, когда по бестарифному принципу распределяется весь заработок, следует определить примерный удельный вес премии в средствах на оплату труда и в зависимости от этого удельного веса рассчитать тарифную ставку.

Должностной оклад определяется исходя из списочной численности работников на 1-е число месяца, в котором заключается контракт.

Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт). Поскольку условия оплаты труда являются существенным условием трудового договора, повышение должностного оклада руководителя также должно производиться путем внесения соответствующего изменения (дополнения) в трудовой договор.

Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.

Указанные условия оплаты распространяются также на акционерные общества, в которых пакет акций, находящийся в государственной собственности, обеспечивает более 50% голосов на собрании акционеров. В акционерных обществах, где в государственной собственности находится пакет акций, обеспечивающий менее 50% голосов на собрании акционеров, данные условия оплаты труда руководителя могут быть установлены для генерального (исполнительного) директора решением совета директоров или собранием акционеров по предложению представителя органа исполнительной власти в акционерном обществе.

Должностные оклады, условия премирования и другие поощрительные выплаты инженерно-техническим работникам, включая заместителей руководителя и других руководящих работников, устанавливаются работодателем самостоятельно.

4. Особенности оплаты труда руководителей в отдельных отраслях согласовываются органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование деятельности в отрасли, с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников народных предприятий" размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.