Гауди биография. Антонио гауди и его знаменитые дома


Многие туристы едут в Барселону, чтобы полюбоваться архитектурными шедеврами Антонио Гауди. Но вам совсем не обязательно лететь в каталонскую столицу. Все его наследие...
Личность Антонио Гауди загадочна и таинственна. Второй человек, который, по моему мнению, обладает схожей аурой - даже не реальный человек, а персонаж романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда Великий Гетсби. И с какой легкостью герой романа очаровывал свою публику зваными вечерами, с такой же легкостью работы Гауди захватывают наше сердцу, душу и память.
В чем же его гениальность?
Возможно, ответ лежит на поверхности. Он вокруг нас. Гауди обожествлял природу и черпал из нее вдохновение. Он первым решил перенеси законы природы на архитектуру.
.

Его церковные шпили завершаются снопами злаков и початками кукурузы, арки окон увенчиваются корзинами с фруктами, а с фасадов свисают гроздья винограда; водосточные трубы извиваются в форме змей и рептилий; дымоходы закручиваются улитками, а заборные решетки выкованы в виде пальмовых листьев.
Все гениальное - просто!

За свою жизнь Антонио Гауди создал более 20 архитектурных шедевров, 10 из которых размещены непосредственно в Барселоне.

Приглашаю вас совершить увлекательную прогулку по улицам Барселоны и познакомиться с шедеврами архитектуры Гауди, аналогов которых нет и по сей день.

А остановиться в Барселоне вы можете в этих отелях:

1. Дом Висенс (Casa Vicens)

Дом Висенс стал первой значительной работой Гауди. Он строился в период между 1883 и 1888 годами по заказу владельца завода керамической плитки Мануэла Висенса Мунтанера.

Впервые осматривая место будущей стройки, Гауди обнаружил гигантскую цветущую пальму, окруженную ковром из желтых цветов - бархатцев. Все эти мотивы Гауди впоследствии включил в дизайн дома: пальмовые листья нашли свое место на заборной решетке, а бархатцы стали узором керамической плитки.

Гауди разработал дизайн всего здания, начиная со скрупулезной отделки внешнего оформления, и заканчивая декоративными решениями внутренних помещений, вплоть до росписи стен и витражей.

Поскольку дом является частным владением, он закрыт для посещения. Однако один день в году, 22 мая, владельцы дома открывают его двери для гостей.

2. Павильоны усадьбы Гуэль (Pavellons Güell)

Именно на этом проекте встретились два великих человека, которые на много лет вперед определили образ Барселоны: архитектор Антонио Гауди и граф Эусеби Гуэль. По заказу Гуэля, Антонио должен был провести реконструкцию летней загородной резиденции мецената: переделать парк и возвести ворота с оградой, построить новые павильоны и спроектировать конюшни с крытым манежем. А чтобы показать единый замысел всего проекта, архитектор выполнил все постройки в едином стиле, используя одинаковый строительный материал и узор, напоминающий чешую дракона.

Именно при постройке павильонов Гуэль Гауди впервые использовал технику тренкадис - облицовку поверхности кусочками керамики или стекла неправильной формы. Позднее мы с вами встретим эту технологию в оформлении скамей в Парке Гуэля и многих других работах архитектора.

К сожалению, на сегодняшний день от постройки уцелела только въездная группа с воротами, украшенными драконом. По замыслу Гауди, дракон охранял сад с золотыми яблоками, дарующими вечную молодость и бессмертие.

При открытии ворот голова и лапы дракона двигались, пугая и удивляя гостей и прохожих. Сегодня вы без страха можете подойти к Дракону - он останется недвижим и свободно пропустит вас на территорию усадьбы.

3. Дворец Гуэля (Palau Güell)

Следующий масштабный проект, созданный Антонио Гауди для Гуэля - это жилой дом, а точнее - дворец. Этот великолепный венецианский «палаццо» втиснут в небольшое пространство 22 на 18 метров.

Целиком оценить внешний вид всего Дворца Гуэля нельзя ни с одной точки, т.к. улица Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла очень густо застроена. Чтобы удивить зрителей, находящихся на большом расстоянии от здания, Гауди сконструировал необычные башни-дымоходы.

Гауди считал, что один единственный архитектурный элемент не может быть достойным украшением крыши. Поэтому в замке крыша спроектирована по «сценографическому» принципу. Каждый дымоход выполнен в виде причудливой башенки, превращая крышу в волшебный сад. Этот свой любимый прием Гауди использует во многих своих будущих проектах.

На входе, между двух кованных ворот дворца, Гауди поместил герб Каталонии, а на самих воротах выгравировал инициалы Эузеби Гуэля - «Е» и «G».

4. Колледж ордена Святой Терезы (Collegi de las Teresianes)

«Collegi de las Teresianes» — школа при монастыре Святой Терезы — также стала одним из архитектурных шедевров Антонио Гауди. Здание колледжа было построено между 1888 и 1890-м годами по заказу Энрика д’Уссо - священника, основавшего орден терезианок.

Изначально разработка плана была доверена архитектору Хуану Б. Понсому. Он работал над проектом целый год, и даже успел возвести здание до второго этажа, когда строительство перепоручили Гауди. Юному гениальному архитектору удалось внести значительные изменения в начальный проект и закончить строительство меньше, чем за год.

Для Гауди это был необычный проект. Во-первых, ему приходилось работать в условиях ограниченного бюджета, поэтому при строительстве использовался обычный кирпич и имитация камня. А во-вторых, его фантазию заключили «в рамки». Все свои архитектурные и декоративные идеи Антонио сперва согласовывал со священником, и только после этого мог воплощать их в жизнь. Не удивительно, что большая часть из задуманного была отвергнута.

Архитектор все-таки украсил школу, насколько это было возможно. Для этого он использовал многочисленные аккуратные арки и декоративные элементы на зубцах здания, которые похожи на профессорские шапочки.

5. Дом Кальвет (Casa Calvet)
Еще один шедевр архитектора Антонио Гауди в Барселоне с первого взгляда кажется обычным и непримечательным, но стоит приглядеться поближе…

Дом Кальвет Гауди построил по заказу вдовы покойного промышленника Пере Кальвета, в соответствии со всеми критериями «доходного» дома. На первом этаже здесь размещались магазины, на втором этаже жила сама хозяйка, а остальные уровни были отданы квартиросъемщикам.

Парадокс, но самое «обычное» творение Антонио Гауди сразу после постройки, в 1900 году, было признано лучшим зданием Барселоны. Для многих это стало сюрпризом, так как к этому времени Антонио завершил несколько проектов, выглядящих более изысканно и утонченно. Однако властям столицы Каталонии именно это творение показалось наиболее достойным.

В оформлении фасада Гауди продумывал каждую мелочь. Так, форму дверного глазка архитектору подсказали медовые соты. При его создании гений несколько раз погружал пальцы в глиняную массу, а затем заливал полученную форму металлом.

А молотки на парадных дверях ударяют по изображению клопа. Возможно, согласно древнему каталонскому обычаю, убийство этого насекомого приносило удачу и достаток в дом. А может быть Антонио Гауди просто не любил вредителей.

Сегодня дом Кальвет все так же используется по назначению: подвал отведен под склады, первый этаж занимает офис, а на остальных этажах размещены жилые квартиры.

6. Дом Фигерас на улице Бельэсгуард, Барселона (Casa Figueras)

В начале XV века король Марти Гуманный построил на склоне горы Тибидабо великолепный дворец, который назвал Бельесгуард - в переводе с каталонского «прекрасный вид». Через пять столетий, в 1900 году, на этом же месте возник совершенно другой, более скромный дворец в неоготическом стиле руки архитектора Антонио Гауди. Впоследствии он получил имя Дом Фигерас.

Дом получился в довольно причудливом стиле. Строение словно устремлено ввысь, хотя само по себе сооружение далеко не высокое. Подобный эффект Гауди достиг использованием в конструкции острого шпиля, а также намеренного завышения каждой части дома. Высота подвала составила 3 метра, первого этажа - 5 метров, бельэтажа - 6 метров. Общая высота дома достигает 33 метров и выглядит он полностью завершённым в вертикальном направлении.

Средневековую дорогу в ходе строительных работ Гауди несколько сместил и поставил ее на своды с наклонными колоннами. Этот прием он использует и в парке Гуэль.

До 2013 года дом Фигерас был закрыт для посещения, но так как владельцам были необходимы средства для реконструкции, они приняли решение открыть его для туристов.

Не спеша, мы приближаемся к самому интересному. Это известные и популярные достопримечательности Барселоны рук Антонио Гауди, и первая из них - парк Гуэля.

7. Парк Гуэля. Город-сад (Parc Güell)

Наверное, каждый из нас хоть раз видел пряничные домики Гауди - один из символов столицы Каталонии, который встречается на открытках, магнитиках и другой сувенирной продукции. Найти их мы с вами можем на входе в парк Гуэля, или иногда его называют «парк Гауди».

Когда-то давно этот популярный парк в Барселоне начинал свое развитие в качестве коммерческого проекта. После поездки в Англию Гуэль был впечатлён парковыми зонами и загорелся мыслью создать что-то подобное в Барселоне. Для этого он приобрел большой участок на холме и попросил Антонио Гауди заняться проектом. Согласно идее Гуэля, парк должен был стать жилым поселком для каталонской элиты. Но жители города не поддержали его старания. В итоге из жилых домов были построены только 3 выставочных экземпляра, в которых поселились сами авторы проекта - Гуэль и Гауди, а также их друг адвокат. Позднее городской совет Барселоны выкупил недвижимость у наследников мецената и преобразовал его в городской парк, а в двух домах открыл муниципальную школу и музей. Дом адвоката и по сей день принадлежит его семье.

Архитектор прекрасно справился со своей работой. Он спроектировал все необходимые коммуникационные системы, распланировал улицы и площади, построил виадуки, валы, входные павильоны и лестницу, которая ведет к залу «100 колонн». На крыше зала расположилась большая площадь, окруженная по периметру яркой изогнутой скамьей.

8. Дом Бальо (Casa Batlló)

«Дом из костей», «дом-дракон», «зевающий дом» - все это названия, под которыми известен дом Бальо в Барселоне.
Эта достопримечательность находится в самом центре Барселоны, и вы при всем желании не сможет пройти мимо, не заметив ее. Горбатая крыша, похожая на хребет дракона, мозаичный фасад, меняющий свой цвет в зависимости от освещения, балконы, напоминающие мордашки глазастых мух или черепа - все это производит неизгладимое впечатление.

Заказ на реконструкцию дома Антонио Гауди получил от текстильного магната, который планировал полностью снести старую постройку. Сохранив исходную структуру дома, архитектор спроектировал два новых фасада. Главный выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала.

Для улучшения освещения и вентиляции здания Гауди объединил световые шахты в единый внутренний двор. Здесь архитектор создал особую игру светотени: для достижения равномерного освещения Гауди постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего.

Часть фасада покрывает мозаика из ломаной керамической плитки, которая начинается золотистыми оттенками, продолжается оранжевыми и завершается зелено-голубыми.

9. Дом Мила - Педрера (Casa Milà)

Дом Мила - это последний светский проект Антонио Гауди. После его возведения архитектор всецело посвятил себя главному шедевру своей жизни - собору Саграда-Фамилия.
Первоначально барселонцы не приняли новое творение Гауди. За свой неровный и тяжеловесный вид дом Мила получил прозвище «Педрера», что значит «каменоломня». Строителей и хозяев дома даже несколько раз штрафовали за несоблюдение общепринятых норм. Но скоро страсти улеглись, к дому очень быстро привыкли и стали относиться к нему, как к очередному творению гения.

При строительстве Педреры Антонио Гауди использовал технологии, надолго опередившие свое время. Вместо классических опорных и несущих стен он использовался стальной каркас неправильной формы, укрепленный арками и колоннами. Благодаря этому удалось придать фасаду дома необычную плавающую форму, а планировки квартир по желанию владельца дома могли меняться в любое время. Эта технология очень популярна и среди современных строителей, которые используют ее при возведении монолитно-каркасных домов. А ведь прошло уже больше века!

Но в полной мере талант архитектора раскрылся на крыше дома Мила. Здесь Гауди создал особый, сказочный мир, украшая дымоходы и шахты лифтов необычными скульптурами.

Не смотря на свою культурную ценность, дом Мила и сегодня является жилым. Для осмотра открыты только выставочный зал с работами Антонио Гауди, квартира, отражающая быт того времени, и крыша здания.

10. Собор Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família)

Саграда Фамилия - главный шедевр Антонио Гауди, проект всей его жизни, которому он посвятил 43 года. Строительство собора началось в 1882 году под руководством архитектора Франческо дель Вияра. Но уже через год на его место был назначен молодой Гауди. Согласно его задумке, высота собора должна быть ниже самой высокой горы Барселоны всего на один метр - 170 метров. Этим архитектор хотел показать, что созданное руками человека не может быть выше того, что создал Бог.

Искупительный храм Святого Семейства, как и многие другие творения Гауди, выдержан в духе философии единения с природой. Здание должны венчать 18 башен - это символ апостолов, евангелистов и Иисуса Христа.

Фасады собора уже сегодня украшены скульптурами с изображением не только библейских персонажей, но и животных, винограда и различных символов, отражающих факты из жизни святых.

Примечательно, что фигуры животных создавались самим Гауди. Своих «моделей» он погружал в сон, и создавал их точные скульптуры.

Внутреннее убранство собора также продумано до мелочей. Гауди предполагал, что изнутри собор будет напоминать лес, с виднеющимися сквозь ветви деревьев звездами. Как отражение этой идеи в соборе появились многогранные колонны, поддерживающие высокие своды храма.

Ближе к сводам колонны меняют свою форму и разветвляются подобно деревьям. Звездами в этом грандиозном проекте стали оконные проемы, располагающиеся на разной высоте.

Смерть Антонио Гауди была такой же необыкновенной, как и его вся его жизнь, как и его творчество. 7 июня 1926 года, в возрасте 73 лет, его сбил трамвай. Архитектор потерял сознание, но извозчики не торопились отвезти его в больницу: при нем не было ни денег, ни документов, и выглядел он крайне неопрятно. В итоге он оказался в больнице для нищих.
Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен в своем любимом месте - в Искупительном храме Святого Семейства.

Антонио Гауди: краткая биография великого архитектора из маленького каталонского городка.

Антонию Гауди: краткая биография

Архитектуру Испании нельзя представить без величественной и немного одиозной архитектуры Антонио Гауди. Как и история всех великих людей, биография архитектора потрясает количеством драматических деталей и опережающих время открытий.

Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет – полное имя каталонского архитектора, родившегося в 25 июня 1852 года на севере-востоке Испании, в автономной культурной области Каталония, в городе Реус. Детство архитектора проходило в небольшом доме с четырьмя старшими братьями и сестрами, которым довелось прожить недолго. Отец, матер Франсеска Гауди-и-Серра, держал собственную мастерскую. Мать, Антнония Курнет-и-Бертран, рано покинула мир.

В 1879 году , после смерти сестры, Гауди вместе с отцом поселяются в Барселоне , где затем скончался отец, а через семь лет, слабое здоровье подвело и его последнего родственника – племянницу. В жизни юного Гауди присутствовал не только трагизм – он с девства любил находиться с отцом в мастерской, где, по словам самого мэтра, в нем зародился дух архитектора. Гауди болел ревматизмом, поэтому длительные прогулки – единственная страсть до конца жизни – были затруднительными. Часы активной деятельности сменили часы размышлений. Гауди видел мир в конструктивах вперемешку с природой и яркими красками.

Появление на свет творца

В 70-е годы Антонию Гауди занимался на подготовительных курсах, после чего поступил в школу архитектуры , и с успехом выпустился в 1878 году. В 1870 году начал работать помощником архитектора Эмилио Сала, а до 1882 года под покровительством чертежника Франциско Вильяра. Неоднократно участвовал в конкурсах, создавал незначительные творения: ограды, мебель, фонари. В конце 19 ст. в Испании начался пик неоготического стиля. Гауди подхватил течение – его работы становятся все более причудливыми. Раннее творчество было все эклектичным: влияние исторической архитектуры Барселоны, неоготики, раннего модерна.

В этот период были реализованы такие проекты:

  • Дом Висенс (1888 год, Барселона).
  • Эль-Каприччо (1885 год, Кантабрия);
  • Дом Кальвет под барочный стиль (1900 год, Барселона);
  • Школа при монастыре Святой Терезы (скромная готика, Барселона).

Позднее Антонию Гауди навсегда покинет мир эклектизма и выработает свой собственный, узнаваемый на века, стиль. Работы, которые уже отображают становление архитектора: Дом Бальо в 1906 году, Дом Мила в 1910 году по заказу известных меценатов в Барселоне. Заказчики говорили, что гениальность объединялась с причудливостью и непозволительной роскошью в работах Антонию Гауди.

Личная жизнь Антонио Гауди

Всю свою жизнь великий архитектор провел в одиночестве, но современники упоминают о связи с Жозефе Море – учительницей в кооперативе города Матаро, который Антонию Гауди был близким другом. Что касается личности, то в молодости Гауди был модным, интересным и активным человеком. Он выглядел, как типичный денди 19-20 вв.: правильная стрижка, модные костюмы, безупречный, ухоженный вид. Антонию Гауди был настоящим гурманом и эстетом, посещал оперу, ездил на частном экипаже. Однако к концу жизни взгляд на жизнь резко поменялся – Гауди перестал следить за собой, начал одеваться скромно.

Умер Антонио Гауди 10 июня 1926 года. 7 июня был сбит трамваем между улицами Жирона и Байлен, рассеянно прогуливаясь и рассматривая здания. Его приняли за нищего старика без денег, поэтому повезли в простую больницу и оказали минимальную помощь. Несколько дней мучений забрали архитектора. Гауди был похоронен в крипте (подземный тайник средневекового типа в западной архитектуре, где размещали мощи святых) одного из своих недостроенных храмов.

(2 оценили, оценка: 3,00 из 5)

На неповторимый архитектурный облик столицы Каталонии оказало магическое влияние творчество великого мастера Гауди. Архитектор Антонио Гауди и Корнет (Antoni Gaudi i Cornet) родился 25 июня 1852 года в городе Реус каталонской провинции Таррагона. Родители его были котельщиками, и юный гений часто помогал отцу и деду, восхищаясь виртуозной работой их рук при изготовлении изделий из меди. Влюбленного в природу и наблюдательного Антонио с детства привлекали совершенство форм, игра цветов и линий. Любовь ко всему натуральному нашла выход в творчестве Гауди – излюбленными материалами мастера стали камень, керамика, дерево и кованое железо.

Всего в архитектурном наследии Гауди 18 сооружений, большинство из них находится в Барселоне, определяя весь облик города. Он был влюблен в этот город, говорил по-каталански и в культуре своего народа черпал неиссякаемое вдохновение для творчества. Среди самых известных работ Антонио Гауди в Барселоне – дом Висенс, школа Терезианок, дом Бельесгуард, дворец Гуэль, дом Бальо, дом Мила (La Pedrera), парк Гуэль и, конечно, храм Святого Семейства.

Таинственный символ города – храм Святого Семейства

Храм – это «фирменный знак» Барселоны, общепризнанный символ города. Его величественные башни производят поистине незабываемое впечатление, само здание полно тайн и закодированных посланий Гауди. Но, пожалуй, главная загадка этого шедевра, который был задуман как храм искупления грехов, – в его незавершенности.

Здание проектировалось в готическом стиле, следы его прослеживаются в крипте и апсиде, однако потом гений импровизации поменял идею, экспериментируя со стилями и создавая свой уникальный архитектурный почерк. При создании храма Гауди почти не использовал чертежи, он собственноручно делал эскизы, и поэтому на работу уходило очень много времени. Над храмом Саграда Фамилия архитектор работал сорок три года, так и не завершив строительство. В 1926 году он погиб, попав под трамвай на перекрестке улиц Гран Виа и Байлен.

В 1936 году мастерские Гауди были сожжены, и только через 20 лет работы по строительству храма возобновились, уже по мелким кусочкам фотографий и набросков и, конечно же, без той волшебной импровизации, что была присуща только Гауди. Строительство собора продолжается до сих пор, неуклонно преодолевая финансовые и другие затруднения. Храм Святого Семейства, располагающийся в самом центре города на улице Майорка, 401 , ежегодно привлекает тысячи туристов, которые, любуясь величием проекта Гауди, пытаются разгадать его тайну...

Дом Бальо (Casa Batllo ) в Барселоне

Дом Бальо («Батло» , «Батльо» ) – один из многочисленных шедевров Антонио Гауди, элегантный образец стиля модерн, так распространенного в Каталонии в начале XX века. Дом Бальо был построен в 1904–1906 годах на Пасео де Грасия, 43 . Гауди реконструировал дом, применив свой фирменный стиль: многоцветная и сверкающая мозаика, кривые линии, выразительность форм, причудливые балкончики, фантастическая крыша с черепицей в виде рыбьей чешуи.

Местное название дома – Casa dels ossos («Дом костей»). В нем действительно узнаются образы костей и внутренних органов некоего гигантского загадочного животного. Крыша дома покрыта арками, что создает ассоциации со спиной дракона. По общепринятому мнению округлая деталь слева от центра, заканчивающаяся башенкой с крестом, представляет собой меч Георгия Победоносца (Святой Георгий - покровитель Каталонии), вонзенный в спину дракона.

Дом Мила (Casa Mila, La Pedrera)

Дом Мила в Барселоне – один из лучших примеров архитектурной концепции Антонио Гауди. Кому-то его фасад напоминает набегающие волны, а кому-то – каменную гору с пещерами. Барселонцы шутливо так и называют его: «La Pedrera» («Каменоломня»).

Гауди, работая над строительством этого дома на углу оживленного проспекта Пасео де Грасия и улицы Провенса, как обычно, черпал вдохновение у природы. Концепция модерна здесь – это нечто живое, текучее, движущееся, можно различить пещеры, море, подводный мир. Вид с крыши на Барселону так же изумителен, отсутствуют оградительные перила, а сады и загадочные фигуры будто нависают над пропастью.

В 1984 году дом Мила был объявлен ЮНЕСКО Всемирным наследием, и сегодня на последнем этаже размещается музей, посвященный Антонио Гауди, остальные этажи отданы под элитное жилье.

Парк Гуэль (Parc Guell)


Другой знаменитый проект Гауди – парк Гуэль, расположенный за площадью Лессепс, на улице Олот . Парк Строился с 1900 по 1914 год, но, к сожалению, как и храм Саграда Фамилия, не был закончен.

Парк – совместный проект Гауди и предпринимателя Гуэля – был идеей вполне многообещающей: на склоне одного из холмов барселонской равнины планировалось возвести зеленый городок для отдыха богатых горожан. Однако грянул экономический кризис, и строительство пришлось заморозить. Гауди сумел лишь частично воплотить свои мечты в жизнь – была построена одна стена предполагаемого парка.

У входа в парк вас встречают два уютных «пряничных» домика, сделанных по примеру крепостных башен, разделенных эффектными железными воротами (в одном из этих домиков впоследствии поселился сам Гауди). Вверх ведет лестница, украшенная скульптурами фантасмагорических зверей, покрытых мозаикой, среди них – характерная ящерица Гауди, символ удачи и благополучия, встречающийся почти в каждом произведении мастера. Лестница ведет к просторному «Залу ста колонн», изюминка которого в том, что крыша одновременно является балконом извилистой формы, а карниз колоннады – спинка непрерывной скамьи, окаймляющей всю верхнюю площадь. Отсюда открывается один из лучших видов на город.

Парк Гуэль считается одной из работ Гауди, где в наибольшей мере проявилось его воображение. В домике, где жил архитектор в 1906–1926 годах, сейчас открыт музей его имени.

Дом Висенс (Casa Vicens)

Одна из первых работ Антонио Гауди – дом Висенс, который находится на улице Каролинас 18–24 . В 1878 году молодой предприниматель Мануэль Висенс заказал постройку своего дома в то время начинающему архитектору Антонио Гауди. По не зависящим от него причинам строительство было отложено на 5 лет, и это было спасением для молодого Гауди, который просто не знал, как спроектировать дом: площадка под строительство была довольно узкой, и строить надо было в ряду почти «притертых» другу к другу зданий.

В итоге фантазия Гауди не смогла разгуляться в полной мере, дом был построен очень просто, без излишеств и кривых линий. Для оживления образа архитектор решил украсить фасад здания, используя многочисленные эркеры и кафельный декор. Основа стен из натурального камня была дополнена отделкой из необработанного кирпича. Однако главную привлекательность дому придала пестрая изразцовая отделка стен и окон и безумное смешение стилей: Гауди использовал приемы разных традиций, совмещая несовместимое, лепя из кафельной плитки желтые цветы, устанавливая на кровле мавританские башенки и украшая сад кованой оградой в стиле арт-нуво. Итог – прекрасный образчик модернизма и свидетельство вечного гения Антонио Гауди.

Если вы собираетесь в Барселону, непременно посетите эти достопримечательности, бесценное наследие Антонио Гауди. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» , и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии к незабываемым творениям Антонио Гауди.

В июле 2003 года Ватикан начинает канонизацию каталонского архитектора Антонио Гауди . Жители Барселоны клянутся, что в день, когда его хоронили, в городе плакали камни, а дома, которые он построил, скорбно склонили башни.

Но одних слов недостаточно, чтобы заинтересовать Ватикан. Значит, в этой истории есть что-то еще. Утверждают, Антонио Гауди разговаривал с Богом: «Мой заказчик никуда не торопится…»

Кого имел в виду Гауди? Как он мог строить без чертежей то, чему современная наука не может дать технического обоснования до сих пор?

Крипта Колонии Гуэля – одно из непостижимых творений Гауди. Каким образом эти своды будут держаться, понимал только он.

В каталонской летописи Гауди упоминается, как «Великий Сфинкс мировой архитектуры» . После него остались одни загадки, ответы на которые человечество ищет до сих пор:

Краткая биография

Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в маленьком каталонском городке Реус . Повитуха сказала, что мальчик не выживет – его срочно крестили, чтобы спасти душу младенца. Смерть чудом отступила.

Малышу поставили страшный диагнозтяжелая форма артрита . Врачи определяют максимальный срок жизни мальчика – не более 3-х лет…

Жизнь продолжается

Когда Антонио исполнилось 5 лет, они с мамой отправились в Таррагону , к Деве Марии. Там мальчик, от сильной боли не сумевший встать на колени, склонил голову и поблагодарил Деву Марию за то, что жив до сих пор. Также он поклялся узнать – для чего!

В 6 лет Антонио любовался морем и поражался природе воды:

«Форма волн никогда не повторяется всегда находится новая деталь. В одной большой волне сотня других, поменьше. Если бы люди жили у моря, они не чувствовали бы себя одинокими: улицы и дома слились бы в одну стихию, но при этом никогда бы не стали безликими и похожими друг на друга».

В этот период мальчик понял, что природа не бывает одноцветной, в ней нет прямых линий. Их придумал человек. Именно на берегу моря Гауди построил свой первый дом – из песка.

Антонио Гауди никогда не думал о своих проектах, как об отдельно стоящих зданиях. Он всегда создавал особый мир вокруг них.

Я теперь архитектор!

Когда выпускнику высшей архитектурной школы в Барселоне Антонио Гауди вручали диплом, ректор сказал: «Уж не знаю, гений перед нами или сумасшедший» .

Антонио ответил на это: «Похоже, я теперь архитектор!»

С этого момента вся его жизнь изменится. В ней не будет место семье, любимой женщине, близкому другу.

Дом Мануэля Висенса

Фабриканта Мануэля Висенса не смущал своеобразный стиль молодого архитектора. Он заказывает у Гауди проект и возведение своего дома. Этим Висенс увековечил свое имя в истории – в Барселоне дома называются в честь их заказчиков.

Осматривая место постройки, Гауди замечает огромную пальму, окруженную ковром желтых цветом. Все эти элементы присутствуют в дизайне дома и его ограды. За 2 года Антонио «вырастит» во дворе Дона Винсенса настоящий дворец .

Материал, который архитектор использовал при отделке дома, после этого стал очень популярен. Холодная плитка выглядит теплой и живой на вид. Люди поражались этому творению, увековечившему имя Висенса.

Период постройки и отделки дома Винсенса: с 1883 по 1888 года .

Парк Гуэль

Многие сравнивают парк Гуэль со Страной Чудес, о которой рассказал Льюис Кэрролл в своей «Алисе…». Антонио Гауди вписал в Парк пространство так умело, что практически невозможно понять, где заканчивается природа, а где начинается архитектура.

Параллельно с Парком Гуэля Гауди работает над своим знаменитым творением – Храмом искупления «Святое семейство» ( Sagrada Familia) , строительство которого началось в 1883 году и продолжается по сей день.

Ящерица без хвоста

Ящерица без хвоста – одно из знаменитых творений Гауди, которое находится в парке Гуэля. Гауди пустил по ее венам воду из подземных ключей. Многие верят, что даже брызги, в которых купается это существо, являются целебными.

Для того чтобы отделать ящерицу так, как задумано, Гауди расколол безумно дорогой сервиз заказчика. Он изводил всех, подбирая нужны осколки для своей неповторимой мозаики. Когда запасы стекла истощались, он отправлял рабочих за битыми бутылками на улицы Барселоны.

Самая длинная в мире скамья

Самая длинная в мире скамья находится в парке Гуэля. Ее узор из разноцветной керамики только на первый взгляд кажется случайным. Если посмотреть на него дольше, то можно заметить проявляющиеся «таинственные знаки».

Сальвадор Дали мог часами находиться на скамье в парке Гуэля. В картинах художника есть узоры, выхваченные из мира архитектуры Гауди. Великий Дали преклонялся перед Великим Гауди, но в реальной жизни встретиться им не было дано.

Крипта

Крипта (1898-1916гг.) в исполнении Гауди до сих пор вводит в заблуждения современных архитекторов – она не имеет привычных для зданий опор и как будто держит сама себя. Антонио открыл новый способ безопорного перекрытия с помощью сетки и цемента (подробнее смотрите в видео).

Чем более хрупкими выглядят арки Гауди в крипте Гуэля, тем более прочными они являются. Мебель для крипты архитектор также проектировал сам – это удивительные предметы с искривленными линиями и ножками в виде костей.

Архитектор в XIX веке научился оживлять предметы и приспосабливать их под людей!

Период постройки дворца, павильона усадьбы, парка, часовни и крипты Гуэля – 1883-1916гг .

Благодаря богатейшему заказчику – Гуэлю, о Гауди узнает весь высший свет Барселоны. К нему выстраивается очередь из заказчиков.

Дом Кальвет

Однажды архитектору заказали дом, который носит имя Кальвет . Место для строительства было ужасным – соседние дома стояли практически вплотную. Только с помощью изощренной планировки сюда можно было втиснуть еще одно здание.

Это был вызов для Антонио, который он принял. После постройки дома Кальвет власти города высоко оценят его изящество в целом и отдельных смысловых элементов в частности. За это Гауди получит награду – первую и последнюю от правительства Барселоны.

Все элементы отделки дома не были случайны и носили глубокий смысл . Взять хотя бы молот на дверях дома в виде креста. Чтобы постучаться в них, нужно было ударить «крестом по жуку» — символу зла. То есть желающий войти должен был сначала победить грех (постучать в дверь).

Дом Кальвет строился в период с 1898 по 1900 года .

Храм искупления Святого Семейства

В храме Святого Семейства Гауди в этот момент отделывает фасад одной из трех башен – Рождества. Архитектору на тот момент был 41 год. На храме появляются первые ослы, улитки, собаки. Чтобы сделать слепок с животных, архитектор погружает их в сон с помощью хлороформа, обмазывает жиром и делает отливку прежде, чем они успевают проснуться.

Если в средние века архитектурные строения были сказочно вымышленными (носили на фасадах вымышленных героев), то во времена Гауди сказкой в архитектуре стала сама природа.

На самом пике архитектурной карьеры Антонио Гауди перестают интересовать дорогостоящие проекты. По Барселоне поползли слухи: «У архитектора действительно есть особый заказчик, это для него он строит Sagrada Familia!». Храм Искупления, которому суждено стать каменной Библией.

Так и будет, если строительство завершится:

  • Самая высокая башня храма, высотой в 170 метров, станет олицетворять Христа.
  • Башня поменьше – Деву Марию.
  • Другие 12 башен – 12 апостолов.
  • 3 фасада храма Святого Семейства – это 3 таинства (Рождества, Страстей и Славы). Венчать собор будет огромный светящийся крест.

Чертежей у Гауди по-прежнему нет… Как-то он обронил фразу по этому поводу:

«Вся архитектура уже есть в природе, достаточно просто посмотреть вокруг»

Месса на святой горе Монсеррат

В этот момент Антонио Гауди часто посещает гору Монсеррат , где растворяется в звуках мессы. После нее он выходил на гору и молчаливо стоял, погружаясь в «религиозный экстаз». После одного из таких случаев он даже впал в летаргический сон.

Именно после этого он заявил, что отныне будет работать только над религиозными заказами, а если ему предложат светский проект, то он должен будет «испросить разрешение на исполнение у святой Мадонны из Монсеррата ».

Никаких других подробностей от архитектора добиться не удалось. Возможно, он получил ответ на свой давний детский вопрос: для чего он живет так долго?

Чертежи для последователей

Гауди понимал, что не успеет закончить храм Искупления и впервые за все время стал делать чертежи, проекты, чтобы его последователи смогли закончить это гениальное творение. К сожалению, чертежи были уничтожены пожаром во время гражданской войны.

Антонио успел закончить только один из 3-х фасадов собора – фасад Рождества . Но каким-то чудом возведение храма продолжается. Его строят представители разных стран, народов и даже разных вероисповеданий. Гауди продолжает диктовать свою волю и превращать архитектуру в продолжение природы.

Гибель гения

7 июня 1926 года из церкви в Барселоне вышел пожилой человек. Он улыбнулся и помахал игравшим детям, затем побрел в сторону улицы. Он больше не оглядывался по сторонам и шел вперед.

Водитель трамвая не успел затормозить…

Увлеченный своими мыслями пешеход этого даже не заметил: «…в природе нет трамваев и прямых линий…» .Сбитого старика приняли за нищего и отправили в больницу Санта-Круз. Ту самую, где он делал слепки мертвых детей для библейской панорамы «Убийство младенцев ».

Знакомые нашли его там только на следующий день, когда полученные травмы уже были несовместимы с жизнью и даже лучшая клиника не смогла помочь ему.

Умер Антонио Гауди 10 июня 1926 года . На следующий день вышли газеты под заголовками «В Барселоне не стало гения», «В Барселоне умер Святой», «Даже камни оплакивают его». Антонио Гауди покоится в крипте собора «Святое Семейство».

, Каталония

Дата смерти Работы и достижения Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки

La Sagrada Familia

Антони Гауди́-и-Курне́т на Викискладе

Анто́ни Пла́сид Гильем Гауди́-и-Курне́т (также Анто́нио; кат. Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet , исп. Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet ; 25 июня , Реус , Каталония - 10 июня , Барселона) - испанский (каталонский) архитектор , большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне .

Биография

Семья

Антони Гауди-и-Кoрнет родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реусе , недалеко от Таррагоны , в Каталонии. По другим сведениям, местом рождения являлся Риудомс - местечко, расположенное в 4 км от Реуса, где у его родителей был небольшой загородный дом. Он был пятым, младшим, ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди-и-Серра и его жены Антонии Курнет-и-Бертран. Именно в мастерской отца, по признанию самого архитектора, в нём пробудилось ощущение пространства. Два брата Гауди умерли во младенчестве, третий брат скончался в 1876 году, а вскоре после этого умерла и мать. В 1879 году умерла и его сестра, оставив на попечение Гауди маленькую дочь. Вместе с отцом и племянницей Гауди поселился в Барселоне, где в 1906 году скончался его отец, а спустя шесть лет - и слабая здоровьем племянница. Гауди никогда не был женат, более того он был женоненавистником. Он с детства страдал ревматизмом, препятствующим играм с другими детьми, но не мешающим длительным одиночным прогулкам, к которым он питал пристрастие всю свою жизнь. Ограниченная из-за болезни подвижность обострила наблюдательность будущего архитектора, открыла ему мир природы, ставший главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач.

Становление

В 1870-1882 годах Антони Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектировал также мебель для собственного дома.

Также в эти годы появляется проект в сдержанном готическом , даже «крепостном» стиле - Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон).

Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем . Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии , не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.

Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе , часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).

Известность

Скоро Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектизма XIX столетия, навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Дом фабриканта в Барселоне, так называемый Дворец Гуэля (Palau Güell ), был ответом художника меценату . С завершением строительства дворца Антони Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя - Дом Мила ; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии - Дом Бальо .

Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.

Смерть

7 июня 1926 года 73-летний Гауди вышел из дома, чтобы отправиться в свой ежедневный путь к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. Идя рассеянно по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, он был сбит трамваем и потерял сознание. Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. В конце концов, Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали лишь примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капеллан собора Саграда-Фамилия Мосен Хиль Парес-и-Виласау. К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь.

Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им собора.

Хронология построек

Стиль, в котором творил Гауди, относят к модерну . Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке. Творчество Гауди можно разделить на два периода: ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900).

1883-1888 Дом Висенс Всемирное наследие ЮНЕСКО »,
1883-1885 Эль Каприччо, Комильяс (Кантабрия)
1884-1887 Павильоны усадьбы Гуэля, Педральбес (Барселона)
1886-1889 Дворец Гуэля , Барселона - включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО »,
1888-1894 Школа при монастыре Святой Терезы, Барселона
1889-1893 Епископский дворец в г. Асторга , Кастилия (Леон)
1891-1892 Дом Ботинес, Леон
1883-1926 Искупительный храм Святого Семейства , Барселона - включён в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО »,
1892-1893 Миссия Францисканцев в Танжере (не построена)
1895-1898 Винные погреба Гуэля, Гарафа - включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО »,
1898-1900 Дом Кальвет , Барселона
1898-1916 Часовня и крипта Колонии Гуэля, Санта Колома де Сервелло
1900-1902 Дом Фигерас по улице Бельэсгуард, Барселона
1900-1914 Парк Гуэля , Барселона - включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО »,
1903-1910 Сады Артигас, 130 км от Барселоны, предгорья Пиренеев
1902 Вилла Катлларас, Ла-Побла-де-Лильет
1901-1902 Усадьба Миральяс
1904 Склады кузнечной артели Бадиа
1904-1906 Дом Бальо
1905 (май) Проект гостиницы «Attraction», Нью-Йорк (не реализован)
1904-1919 Реконструкция Кафедрального собора, Пальма де Мальорка
1906-1910 Дом Мила («Каменоломня»), Барселона - включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО »,
1909-1910 Приходская школа при храме Искупления Святого Семейства, Барселона

Интересные факты из биографии Антони Гауди

Антони Гауди: Отель «Аттракцион»

  • Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных опытах он пронёс через всю жизнь. Поэтому все его дома напоминают замки из песка.
  • Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве. Его внимание надолго приковывали облака, улитки, цветы… Антони мечтал стать архитектором, но при этом не хотел ничего изобретать. Он хотел строить так, как строит природа, и лучшими из интерьеров считал небо и море, а идеальными скульптурными формами - дерево и облака.
  • Когда школьный учитель заметил однажды, что птицы могут летать благодаря своим крыльям, подросток Антони возразил: крылья есть и у домашних кур, но летать они не умеют, зато благодаря крыльям быстрее бегают. И добавил, что крылья нужны и человеку, только он не всегда знает об этом.

«Зверинец» на крыше Дома Мила

  • Когда Антони был студентом архитектурного семинара Барселонского университета, его руководитель не мог решить, с кем он имеет дело - с гением или сумасшедшим.
  • Темой учебного проекта Гауди выбрал ворота кладбища, и это были ворота крепости - они разделяли мёртвых и живых, однако свидетельствовали, что вечный покой - всего лишь награда за достойную жизнь.
  • У Гауди были разные глаза: один - близорукий, другой - дальнозоркий, но он не любил очки и говорил: «Греки очков не носили».
  • «Это безумие - пытаться изобразить несуществующий объект», - писал он в своём юношеском дневнике.

Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; избегал прямых линий, считая, что прямая линия - это порождение человека, а круг - порождение Бога.

Позже он скажет: «…исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая… так, мой дворец станет светлее света».

Ворота-дракон в павильонах виллы Гуэль (1887)

  • Чтобы не «резать» помещение на части, он придумал собственную безопорную систему перекрытий. Только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные расчёты. Это программа НАСА , рассчитывающая траектории космических полётов.
  • Образцом совершенства он считал куриное яйцо и в знак уверенности в его феноменальной природной прочности одно время носил сырые яйца, которые брал с собой для завтрака, прямо в кармане.
  • Друзья отмечали его совершенно фантастическую ловкость, как, например, умение ловить мух на лету левой рукой.
  • Гауди был художником-мастеровым в высшем смысле этого слова. Он проектировал не только здания, но и удивительную мебель, причудливые решётки оград, ворот и перил. Своё поразительное умение мыслить и чувствовать в трёх измерениях объяснял наследственностью: отец и дед - кузнецы, один дед матери - бондарь, другой моряк - «люди пространства и расположения».

Его отец был медником, и этот факт, несомненно, оказал влияние на пристрастие Гауди к художественному литью. Многие поразительнейшие творения Гауди сделаны из кованого железа, зачастую его собственными руками.

  • В молодости архитектор был рьяным антиклерикалом, однако затем стал убеждённым католиком. Последние годы зодчий провёл как аскет-отшельник, полностью посвятив все свои силы и энергию на создание бессмертного собора Святого Семейства, который стал высшим воплощением не только его уникального таланта, но и истовой веры.
  • Гауди был раздавлен между двумя трамваями 7 июня . Говорят, будто движение трамваев в Барселоне впервые началось именно в этот день, но это лишь красивая легенда.
  • Талант Антони Гауди был, разумеется, широко известен в Каталонии - зарисовки его складчатых сводов можно обнаружить в путевом альбоме совсем ещё молодого Ле Корбюзье . Однако по-настоящему «открыли» Гауди только в 1952 году , спустя 26 лет после смерти, когда состоялась огромная ретроспективная выставка его работ.
  • Известный архитектор имеет все шансы стать самым «авангардным» святым в истории католической церкви. Ведь Саграда Фамилия - это неоготика разве что по духу, от церковных канонов в проекте остались лишь общие очертания.
  • Испанские католики не раз обращались с просьбой к Папе Римскому о возможности канонизации Гауди.

Примечания

Литература

  • Гауди. Архитектор и художник. Авт.: Роу Д. Изд.: Белый Город, Москва - 2009;
  • Гауди - тореадор искусства. Биография. Авт.: Гиз Ван Хенсберген (пер. с англ. Гольдберга Ю.);
  • Шедевры Гауди. Авт.: Хворостухина С. А.;
  • Антонио Гауди. Авт.: Л. А. Дьяков;
  • Антонио Гауди. Сальвадор Дали. Авт.: Л. Боне, К. Монтес;
  • Антонио Гауди: Жизнь в архитектуре. Авт.: Райнер Цербст;
  • Гауди: Личность и творчество. Авт.: Бергос Ж., Бассегода-и-Ноннель Ж., Криппа Ж. (фотограф Льимаргас; пер. с англ. Котельникова Т. М.);
  • Лучшее из Барселоны (альбом). Изд.: A. Campana; Barcelona (издание на русском языке)- 2003;
  • Антонио Гауди // Архитекторы. Биографический словарь. Авт.: Комарова И. И.
  • Вся Барселона. Коллекция «Вся Испания». Русское издание. Editorial Escudo de Oro S.A., Barcelona.
  • Гауди. Русское издание. Editorial Escudo de Oro S.A., Barcelona.
  • Антонио Гауди . Авт.: Бассегода Нонель X.,Пер. с исп. М. Гарсиа Ордоньес Под ред.: В. Л. Глазычева. - М.: Стройиздат , 1986;
  • Весь Гауди. - Editorial Escudo de Oro, S.A., 2006. - С. 4-11. - 112 с. - ISBN 84-378-2269-6
  • Н. Я. Надеждин. Антонио Гауди: «Воздушные замки Каталонии»: Биографические рассказы. - 2-е изд. - М.: Майор, Осипенко, 2011. 192 с., Серия «Неформальные биографии», 2000 экз., ISBN 978-5-98551-159-8

Ссылки