Лазарева суббота. Духовное чтение

Лазарева суббота – это церковный праздник в честь воскрешения Лазаря, впоследствии великого святого, который проповедовал о жизни и учении Христа. Он празднуется в 6-ю субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья, то есть, в 2019 году — 20 апреля. После начинается Страстная неделя — самая строгая и последняя неделя поста.

В Библии описывается история этого божественного воскрешения. Лазарь был другом Христа и жил недалеко от Иерусалима, в селении под названием Вифания. Иисус навещал его часто, но однажды до него дошла весть о внезапной тяжелой болезни Лазаря. Иисус ответил, что эта болезнь не приведет друга к гибели, а напротив, станет вехой в грядущей славе Божьего Сына.

Иисус направился к дому друга, чтобы навестить его у ложа, но за 4 дня до прибытия Христа Лазарь скончался. Его похоронили сестры, по тогдашним традициям, в пещере, завалив ее камнем. Но когда прибыл Иисус, он приказал отодвинуть этот камень от входа в усыпальницу Лазаря, а затем сказал: «Лазарь! Иди вон». И покойный ожил и вышел из пещеры.

Об этом чудесном воскрешении тотчас узнали по всей Иудее, люди рассказывали о Сыне Божием, способном воскрешать мертвых, молва быстро расходилась. Затем, немного позже, Иисус въехал в Иерусалим, как сказано в Писании, и его встречал народ с пальмовыми ветвями, говоря о нем как о новом царе. Именно этот случай дошел до первосвященников, которые, испугавшись свержения власти, сговорились убить Христа.

Интересным нюансом является то, что вход Иисуса в Иерусалим празднуется церковью на следующий день после Лазаревой субботы, в воскресенье, а по историческим данным между этими событиями существовал промежуток в несколько недель.

Лазарь же после смерти Иисуса прожил 30 лет земной жизнью и проповедовал в память о нем христианское учение. Умер он на Кипре, откуда были впоследствии, уже в IX веке, вывезены его мощи и помещены в Константинополь. В 890 г. в городе Китион на Кипре построили храм имени Лазаря. Основание выстроили прямо на захоронении святого. По сей день к храму съезжаются паломники из многих стран.

Воскрешение Лазаря церковь называет чудом, которое знаменует всемогущество Господа, его добрую волю и справедливость. Лазарь вел праведную жизнь и сразу поверил в истинную сущность Иисуса Христа, и ему была дана «вторая» жизнь.

Празднование Лазаревой субботы

Лазарева суббота приходится на конец Великого поста, и праздновать в полной мере этот день нельзя. Церковь разрешает небольшие допущения к столу в виде рыбной икры и красного вина. В этот день принято готовить блины из гречневой крупы, кашу, печь рыбные пироги и варить брагу.

В Лазареву субботу обычно отламывают от дерева или покупают веточки вербы, они символизируют пальмовые ветви, которыми встречали Христа в Иерусалиме. Во время вечернего богослужения их освящают святой водой. Лазареву субботу также называют Вербной субботой, так как она приходится на канун Вербного воскресенья.

Верба - самое первое дерево, которое начинает цвести после зимних холодов и является символом воскрешения, пробуждения, как воскрес и пробудился Лазарь. В ночь на Вербное воскресенье в русских деревнях у молодежи принято было ходить по домам с веточками вербы и песнопениями. Считалось, что если легонько ударить человека веточкой вербы, это наделит его здоровьем на весь год.

У прочих славянских народов такой обычай также имел место. Сербы привязывали к веточкам маленькие колокольчики, а чехи и словаки обходят дома с вербой не в ночь на воскресенье, а в понедельник, на Пасху.

У болгар и гагаузов есть обряд лазарования. Маленькие девочки, лазарки, ходили по домам и пели ритуальные песни, а одна из них символизировала невесту и несла большую корзину для даров, куда люди складывали угощения.

Именно в праздник воскресения Лазаря священнослужители меняют свои черные одеяния на белые, показывая свое единение с воскресшим святым. Праздник веры в чудо, исцеление и воскрешение возрождает в душе каждого верующего ощущение надежды и стремление к вечной жизни. В этот день Иисус не только вернул к жизни святого Лазаря, но показал могущество Бога и дал надежду на спасение своему народу.

В своей жизни и в ходе проповедования Божьей воли Христос воскрешал умерших только три раза. В первый раз он воскресил сына вдовы из города Наин, вторым чудом стало воскрешение двенадцатилетней дочери Иаира, ну а третьим - воскрешение Лазаря. Чудо воскрешения Христос творил для того, чтобы люди уверовали в могущество Бога, в бессмертие души и в возможность воскрешения во время пришествия Страшного суда.

Великий пост в 2019 году

В 2019 году Великий пост начинается 11 марта и длится до 27 апреля. Что он означает? Великий пост символизирует собой 40 дней искушения Иисуса в пустыне дьяволом. Он 40 дней ничего не ел и боролся с наваждениями нечистого. Именно тогда он начал свой путь для спасения человечества от греха. 40 дней поста проходят в честь этого великого испытания, а последняя неделя - в честь последних деяний Христа, его страданий и смерти. В числе его последних чудес, совершённых перед смертью, церковь отмечает и воскрешение Лазаря.

Великий пост - самый строгий пост православных верующих, ко встрече святого праздника Пасхи принято готовиться тщательно и осмысленно. В Лазареву субботу церковь советует провести день в размышлениях о жизни и смерти, воздерживаясь от развлечений и мирских благ, очищая душу от неправедного, и лучше всего посвятить этот день чтению Святого Писания. Хотя эта суббота и является праздничной, но она всё же остается частью Великого поста, поэтому празднование происходит обычно очень сдержанно, умеренно в пище и трезво.

Все православные люди знают, что Лазарева суббота, приметы и обычаи которой соблюдаются и по сегодняшний день, наступает по окончании Великого поста. События, происходящие в этот день, часто приравнивают к мистическим и по приданиям соблюдают определенные обряды и прислушиваются к приметам.

Что такое Лазарева суббота в православии?

Церковные служители отлично знают, что гласит их устав и что значит Лазарева суббота. За неделю до празднования Светлого Воскресенья Христова, в субботу почитается воскрешение Лазаря и праздник этот символичен. На четвертый день после погребения Лазаря Иисус с учениками по пути в Иерусалим (где и будет вскоре распят) посетил Вифанию, где явил народу чудо Господне, воскресив Лазаря. Благодаря этому чуду, уверовавших в Сына Божьего, стало гораздо больше. К тому же, Христос показывает народу, что победа над смертью совсем близко и вскоре можно будет обрести вечную жизнь (что покажет еще раз, когда воскреснет на третий день после распятия).

Лазарева суббота – что нельзя делать?

Учитывая все события, происходившие в те времена, можно представить и то, что стало являться грехом. Библия описывала тот день как очень важный и поэтому нужно знать, что нельзя делать в Лазареву субботу.

  1. Отложить на потом всю тяжелую работу. Стирка, уборка и так далее категорически запрещены.
  2. До этого дня не приносятся домой вербные веточки.
  3. Окончание поста говорит о запрете на некоторые виды пищи.

В общем, на вопрос можно ли работать в Лазареву субботу, существует однозначный ответ – нет. Лучше потратить этот день на прогулки по друзьям и родным или посещение церкви. Допускается немного алкоголя, но только вина или кагора, остальные виды остаются под запретом. Не стоит переусердствовать с гуляниями, пышные застолья в субботу не рекомендуются.


Поминают ли усопших в Лазареву субботу?

Как показывает практика, никаких ограничений на поминание усопших в этот день не установлено. Многие задаются вопросом, можно ли посещать кладбище в Лазареву субботу, и православные церковнослужители в один голос твердят что да. Единственное что следует соблюдать, так это Великий пост и составить меню с его учетом. Считается, что в этот день не проводится панихида, хотя отпевание почему-то, никто не отменял.

Лазарева суббота – что можно есть?

Великий пост, завершение которого наступает спустя неделю после Лазаревой субботы дает некоторые послабления, в честь великого божьего посланника. Выясняя, можно ли есть рыбу в Лазареву субботу, можно ответить утвердительно. Разрешено в этот день употреблять в пищу:

  • различные рыбные блюда (особенно популярен рыбный курник) и икру;
  • блины из гречневой крупы;
  • бобовые каши;
  • овощные салаты с растительным маслом;
  • вино и брагу.

Лазарева суббота – приметы

Можно заметить, что этот день не слишком богат на . С одной стороны, это и хорошо, у людей остается больше времени для себя и для отдыха. Имеет Лазарева суббота приметы на замужество, которые тщательно выполняли все молодые девушки.

  1. Нарядиться в свадебное платье и предстать в нем перед близкими.
  2. Ходить по домам и пет песни, получая за это сладкое вознаграждение.

Стоит помнить можно ли убираться в Лазареву субботу. Отказ от физической работы тоже является одной из примет, вдобавок учитываются следующие поверья:

  1. Собираются и освещаются вербные веточки.
  2. Не желательно проводить обряды бракосочетания и отмечать дни рождения.
  3. Разнообразить стол сладкими тыквенными блюдами.
  4. Огородникам обязательно нужно посеять горох, чтобы урожай на его участке был богатым.

Лазарева суббота – обряд на деньги

Серьезный в Лазареву субботу не проводился, так как у православных не принято постоянно привлекать в дом богатство. Единственное что можно было увидеть в домах, это странные удары вербными веточками. При этом следует приговаривать: «Верба хлест, бей до слез». Так в дома привлекались обеспеченность и сытость, а из человека уходило все нечистое. Этот обычай практически ушел в прошлое и сейчас мало кто реализует данный обряд. Лазарева суббота, приметы и обычаи которой известные не всем, в большинстве своем обычный день, предвещающий воскресное празднование.


Лазарева суббота – молитва

Посещение церкви в этот день не столь обязательно. Все верующие идут туда и ставят свечи, молятся, освещают вербу. Да и для людей далеких от церковных дел будет интересно послушать события, рассказываемые о том времени. Великое воскрешение человека не стирается из памяти и передается все новому поколению. Слушая сказания прошлых времен и читая молитвы, можно погрузиться в те события и стать свидетелем победы Христа над смертью. Многие не знают, о чем молятся в , но послушав священные пения один раз, появляется желание снова прийти на священнослужение.

Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш. Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Воскрешение ЛазаряВ празднике Входа Господня в Иерусалим — предвкушение пасхальной радости. Господь идет сразиться со смертью — не Своей, а нашей, которой нам не избежать. Накануне Своей Крестной смерти Он совершает воскрешение четверодневного Лазаря. «Я есмь воскресение и жизнь», — говорит Христос. Это слово сказано не только Марфе, оно обращено ко всем нам. «Господи, уже смердит», — говорит Ему Марфа. Так непереносим запах тления, что невозможно даже приблизиться. Но Христос не из таких. Если бы Он был таким, Он не пришел бы туда, где злосмрадие грехов и тлен всего человечества. Слишком поздно, нельзя помочь, нет никакой надежды. Но «не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, узришь славу Божию?» Перед лицом смерти Господь заключает с нами завет. «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек». Это не значит, конечно, что верующий в Него не умрет. Нам не избежать смерти, как всякому человеку. И Лазарь четверодневный воскрешается из мертвых, чтобы снова умереть. Но жизнь каждого человека, какой бы они ни была, так воспринята совершенной жизнью Господа, Его любовью даже до смерти, что она станет благодатной жизнью. А это совершится в полноте только через смерть — Его и нашу. Сколько раз в течение Великого поста Бог давал нам узнать, что Он стал человеком не только для того, чтобы привести нас с Собой на небо, но чтобы уже здесь на земле, в условиях нашего смертного существования, мы могли прикоснуться к Его Божественной жизни! Смысл Великого Поста заключается в том, чтобы жизнь каждого из нас — оттого что она прикоснется ко Кресту Христову — стала воскресшей жизнью. Чтобы каждому из нас в меру его любви ко Христу открылось сугубым образом Великим постом через чудо Евхаристии, что «уже не мы живем, но Он живет в нас». И что даже если жизнь из-за грехов утратила все, что делает ее достойной названия жизни, Христос может снова сделать ее живой. И не первый раз мы вступаем сегодняшним праздником в Страстные дни, когда, достигнув конца Четыредесятницы, мы видим по дару Христа, что по-прежнему мертвы грехом. И хуже того, уже смердит. Однако Он, свидетельствует Церковь, воскрешал миллионы людей, и Его прикосновение не потеряло своей Божественной силы. И даже если кому-то из нас не будет дано узнать в эти дни и сейчас благодать Господню, мы должны вынести из Великого Поста самое главное — способность видеть нашу жизнь в свете смерти Его и нашей смерти. Вот почему Великий пост, Четыредесятница, заканчивается Лазаревой субботой и переходит в праздник Вербного воскресенья. Никогда не кажется нам жизнь столь драгоценной, чем когда ей угрожает смерть. Мертвое тело Лазаря окружено плачем близких. Сам Господь плачет и трепещет. Он плачет об утрате Своего друга. Он так глубоко входит в человеческое горе, Он настолько человек, что берет на Себя всю скорбь, которая Его окружает. Скорбь умершего друга и скорбь его друзей. Перед нами человеческая жизнь в горе, в надежде и в смерти. Мы не можем представить в этой ситуации ни сестер, ни Лазаря без присутствия Господа. И не должно быть ни одного горя, ни одной смерти без присутствия Его. Он не просто слезы проливает над Своим другом. И смерть не может разорвать узы дружбы. Хотя этот человек умер, но он по-прежнему — наш друг. Смерть не может разлучить нас от любви Христовой, поставить нас в недосягаемости Его зова. «Лазаре, гряди вон», — взывает громким голосом Господь. И это голос, который поистине пробуждает мертвых. Каждый раз на отпевании мы слышим слова Спасителя: «Грядет час и ныне есть, егда мертвые услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут». Лазарь, являя послушание Господу, воскресает из мертвых. А души наших умерших оживают от слышания голоса Бога и трепетно ждут того часа, когда будет повеление Божие о всеобщем воскресении. Господь зовет его по имени: «Лазарь». Как каждого из нас по имени позовет в день последнего воскресения. Выйди, — говорит Он, — человек, из этой области, где грех и смерть. Как сестре Лазаря Он сказал: «Воскреснет брат твой», — так каждому из нас говорит сегодня: «Воскреснет твой отец, твоя мать и твой сын, твой муж, твой друг. Я воскресение и жизнь». Однако, радуясь тому, что ничто, даже смерть, не могут противиться сегодня слову Христову, мы должны снова и снова услышать, что Господь ждет от нас в ответ веры. Потому что не над кем-нибудь, а, прежде всего, над народом, избранным Богом, исполнилось слово Христово: «Если кто из мертвых воскреснет, не поверят» (Лк. 16, 31). Он от смерти их избавляет, а они предают Его смерти. Будем радостно помнить, как бы ни было темно, что бы ни ждало нас впереди, мы на пути не к смерти, а к жизни. Этот праздник нам дан, чтобы мы были абсолютно уверены в Его любви к нам. Он за нас Себя отдает на смерть, исчезает страх смерти, и смерть трепещет перед Тем, Кто так любит нас.

Святой праведный Лазарь являлся жителем Вифании, братом Марфы и Марии. Христос часто посещал Лазаря и его сестер. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Христу: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен ». На это Исус сказал: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией ». Христос сказал своим ученикам: «Лазарь, друг наш, умер ». Христос пошел в Вифанию. Марфа первая встретила Исуса со словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе ». На что Спаситель ответил: «Воскреснет брат твой ». Вскоре пришла Мария и родственники, и пала она к ногам Исуса, говоря: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой ». Видя их скорбь, Христос прослезился и спросил, где положили Лазаря. Когда они вместе подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Исус Христос велел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему, что уже четыре дня, как Лазарь во гробе, и потому смердит. Христос возвел очи к небу, сотворил молитву и сказал громко: «Лазарь, выйди вон! ». Умерший вышел из гробницы, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было повязано белым платом. Многие из иудеев, удостоившись видеть сие чудо, уверовали во Исуса Христа, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его » (Ин. 11:53).

После Воскресения Христа Лазарь из-за гонений покинул Иудею и перебрался на Кипр в 33 году н. э. (в 30 лет), где вскоре апостолы Павел и Варнава в 45 году поставили его епископом Китиона (Ларнака). На Кипре Лазарь, как и апостолы, проповедовал учение Христа. Согласно греческому преданию, Лазарь после своего воскресения прожил еще 30 лет и закончил свою земную жизнь в 63 году на острове Кипре.

Почитание святого праведного Лазаря

Мощи праведного Лазаря были обретены в 890 году в городе Китии (ныне Ларнака) в мраморной раке, на которой была надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов ». В 898 году при императоре Льве Мудром мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX - начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, вероятно, не полностью вывезенные в Константинополь.

Гробница праведного Лазаря в церкви Святого Лазаря в Ларнаке

Первая могила праведного Лазаря (где он бы воскрешен Спасителем) в Вифании в настоящее время принадлежит мусульманам. Чуть далее расположены две церкви - православная и католическая. Сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позднее мусульмане стали называть ее Эль-Азария.


Могила, из которой вышел воскресший Лазарь

Память святого Лазаря совершается в субботу шестой седмицы Великого поста и 30 октября (17 октября ст. ст.), в честь перенесения мощей. Прославлен во святых как праведный и считается епископом Китийским. Католическая церковь совершает память святого Лазаря 17 декабря и считает его первым епископом Марселя.

Воскрешение Лазаря. Богослужение

Лазареву субботу называют также «малой Пасхой »: на это указывают соответствующие богослужебные тексты и некоторые особенности устава, характерные только для этого дня. Так, в пятницу на утрени перед чтением канона поется «Воскrніе хrт0во ви1дэвше », что соответственно чину воскресного богослужения; праздничный тропарь общий для двух праздников, для самой субботы и для последующего за ней Цветоносного воскресенья. Последние стихеры перед Великим славословием чередуются с воскресными стихами, в конце поется воскресная стихера «Преблагословена еси Богородице Дево ». С этого дня начинается богослужение по Триоди Цветной ,книги октай и минея опускаются до недели св. апостола Фомы.

Тропарь, глас 1:

Џ бщее воскRсeніе прeже своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ воздви1же лaзарz хrтE б9е. тёмже и3 мы ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ побэди1телю смeрти вопіeмъ, њсaнна въ вhшнихъ, блгcвeнъ грzдhи в0 и3мz гDне.

Кондак, глас 7:

И $же всёхъ рaдость хrт0съ и4стина, свётъ и3 жив0тъ, и3 мjру возвaніе, сyщымъ на земли2 kви1сz. своeю бlгостію, бhвъ о4бразъ воскRсeніz. и3 всёмъ подаS б9eственое њставлeніе.

Канон празднику на павечернице составил прп. Андрей Критский , на утрени - прп. Феофан Песнописец .

Библиотека Русской веры

Воскрешение Лазаря. Иконы

Евангельский сюжет Воскрешение праведного Лазаря является одним из самых ранних изображений, появившихся в христианском изобразительном искусстве. Вероятно, иконографическая традиция данного Воскрешения Лазаря сложилась ранее возникновения празднования этого евангельского события. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до наших дней христианских памятниках, в частности, в росписях катакомб и рельефах саркофагов.


Воскрешение праведного Лазаря. Фреска катакомб Джордани. Рим, IV в.

Вполне логично, что катакомбные фрески, рельефы связаны с темой воскресения из мертвых, победой над смертью. Художникам было важно выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Сюжет Воскрешение Лазаря указывает на будущее всеобщее воскресение, поэтому его нередко изображали в местах захоронений.


Воскрешение Лазаря. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей Диочезано, Италия, VI в.

В ранних памятниках христианского искусства Воскрешение праведного Лазаря представлено лаконично, как двухфигурная сцена. Изображения Христа в этот период начинают формироваться, Спаситель изображается с бородой и длинными волосами, а также и безбородым юношей. В руке Христа легкая тросточка - атрибут чудотворца, понятный для людей того времени символ совершаемого чудотворения. Со временем тросточка трансформируется в короткий жезл, а затем вовсе исчезает. Богу для свершения чуда не нужен инструмент, достаточно Его собственной воли. Кроме того, изображения приобретают евангельскую точность, в тексте Евангелия от Иоанна совершенно четко указывается на обращение Спасителя к Богу Отцу и приведены Его слова «Лазарь, выйди вон!» (Ин. 11:41-43), других подробностей процесса свершения чуда нет.

Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть как пещеру в скалах. Постепенно композиция на гробницах наполняется деталями. Изображаются сестры Марфа и Мария, иудеи, открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного Лазаря.

Чудо Воскрешения Лазаря. Фреска собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Псков, 1313 г.
Воскрешение Лазаря. Фрагмент иконы из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок. 1341 г.
Воскрешение Лазаря. Из праздничного чина церкви Успения в селе Волотово под Новгородом. 1470–1480 годы
Воскрешение Лазаря. Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 2-ая половина XV в. Русский музей, Спб.
Воскрешение Лазаря. Из праздничного чина Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва. Начало XV в. (1410-е гг.?)
Воскрешение Лазаря. Троице-Сергиева лавра. Вторая четверть XV в. Сергиево-Посадский музей
Воскрешение Лазаря. Происходит из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Большого Тихвинского монастыря. 1560-е годы. Государственный Русский музей, СПб
Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного чина иконостаса церкви Рождества Христова в Ярославле. 1640-е годы. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Храмы на Руси в честь Воскрешения Лазаря

В честь святого Лазаря освящена церковь в городе Ларнака (Кипр), построенная в IX веке над гробницей Лазаря. Она является одной из трех византийских церквей, сохранившихся на Кипре. С XIII по XVI век храм принадлежал Римско-католической церкви, а в 1571 году церковь стала мечетью. В 1589 году турки продали ее православной церкви, и в последующие два столетия она использовалась как для православных, так и для католических служб. Во время ремонта церкви в ноябре 1972 года под алтарем был обнаружен мраморный саркофаг с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, вероятно, не полностью вывезенные в Константинополь. Сейчас храм принадлежит Кипрской православной церкви.


Церковь Святого Лазаря в Ларнаке

В честь Воскрешения Лазаря освящен древнейший храм Москвы. Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря) расположена в Московском кремле и входит в состав комплекса Большого Кремлевского дворца. Церковь была сооружена в 1393-1394 гг. по заказу княгини Евдокии, супруги великого князя Димитрия Донского. Ранее на месте церкви существовал деревянный одноименный храм и находился при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой княгини. Церковь 1393-1394 годов сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. В 1395 году храм расписывали известные иконописцы Феофан Грек и Симеон Черный с учениками. В 1479 году в связи с пожаром рухнула верхняя часть церковного здания, но вскоре церковь была восстановлена. В 1514-1518 годах архитектор Алевиз Новый соорудил храм на уровне жилого яруса дворца новым объемом, в котором разместился главный престол в честь Рождества Богородицы. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в виде подклета, в котором был устроен придел Лазаря. При царе Феодоре Алексеевиче в 1681-1684 гг. храм был перестроен в одноглавую церковь. Лазаревский придел был упразднен. Когда началось строительство Большого Кремлевского дворца, верхняя часть была вновь перестроена, а в древнем подклете была устроена церковь Воскрешения Лазаря . В настоящее время храм не действует, доступ в него перекрыт.


Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря). Княгиня Евдокия устанавливает в свежепостроенном храме икону ангела, написанную по её описанию после явления ей ангела

В честь Воскрешения святого Лазаря была освящена церковь в Кижах. Этот древнейший памятник деревянного зодчества России, по преданию, был построен в XIV в. преподобным Лазарем Муромским, греком по происхождению, родом из Константинополя. Церковь стала первой постройкой Муромского Успенского мужского монастыря (XIV в.), который расположен в Пудожском районе Республики Карелия, на восточном берегу Онежского озера. В 1959 г. церковь была перевезена на остров Кижи и отреставрирована. В церкви сохранился иконостас из 17 икон XVI-XVIII вв.


Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Воскрешение Лазаря. Живопись

Евангельский сюжет Воскрешения Лазаря неоднократно становился одной из популярных тем картин известных художников. Так, на своих полотнах изображали Воскрешение Лазаря такие живописцы, как Джотто, Караваджо, Гверчино, Альберт ван Оуватер, Рембрандт Харменс ван Рейн, Винсент Ван Гог, М.В. Нестеров.

Фрагмент фрески Джотто «Воскрешение Лазаря». Написана в 1304-1306 годы
«Воскрешение Лазаря» Альберта ван Оуватера. Написана около 1450 года
Караваджо «Воскрешение Лазаря» 1608-1609 гг.
Гверчино. Воскрешение Лазаря. 1619 год. Лувр, Париж, Франция
Рембрандт Харменс ван Рейн «Воскрешение Лазаря». 1630 год
Винсент Ван Гог. Воскрешение Лазаря. 1890 год М. В. Нестеров. Воскрешение Лазаря. 1899-1900 г. Эскиз росписи северной стены церкви св. Александра Невского в Абастумани. Государственный Русский музей, СПб

Лазарева суббота. Народные традиции

В Лазареву субботу отрывают вербы затем, чтобы на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), встретить Христа. Вечером в субботу во время богослужения веточки вербы освящаются святой водой. В народе бытует поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил». Считалось, что если в Лазареву субботу появилось много «сережек» вербы (распустились почки), то весь год будет урожайным и богатым на радости.

В Лазареву субботу готовили брагу, гречневые блины, кашу и рыбный курник. В этот день молодые девицы собирались вместе и ходили по избам делать «лазари» - петь песни. В ответ хозяева дарили девушкам съедобные подарки. После окончания обряда певуньи делили дары поровну и счастливые расходились по домам.

Отметим, что в Лазареву субботу не принято устраивать больших пиршеств и веселий. Поскольку Лазарева суббота приходится на Великий пост, праздник отличается сдержанным весельем, без пиров и развлечений - это день смиренного и светлого ожидания. В честь праздника в этот день разрешается икра. У других славянских народов существуют свои традиции в этот день: болгары в Лазареву субботу исполняли весенний девичий обряд лазарования - девочки ходили по домам с пением лазарских песен, участниц одаривали подарками; греки в этот день пекут «лазаракиа» («лазарчики») - антропоморфное печенье из пряного сладкого теста.

Душеполезное поучение в Лазареву субботу

Желая укрепить духовно Своих учеников перед грядущими крестными страданиями, Господь совершил величайшее и небывалое доселе чудо, ибо ни Сам Он, ни прежде Него бывшие святые до этого дня никогда еще не воскрешали из мертвых тела людей, которые по времени начинали уже разлагаться. Воскресение Лазаря имеет прообраз как имевшего последовать в скором времени Воскресения Христова, так и всеобщего Воскресения для всех людей, которое явится при кончине мира. Свт. Иоанн Златоуст так раскрывает духовный смысл этого предивного и выше естественного события, ясно показывающего Божественное достоинство Спасителя:

Се светозарное предтече торжество, Христова Воскресения. Се провозсия память Лазарева, чудеса Христова проявляя. Образ сей четверодневнаго воскресения Лазарева, плоды носит тридневнаго Воскресения Христова. Сей Лазарь явился вторый предотеча во тме сидящим. Сей первый враг бысть адовы погибели. Днесь Христос чудес Своих всего мира исполни. Днесь Христос силу смерти разорь, четверодневнаго возставляет Лазаря, Свое прообразуя Воскресение («Златоуст», сл. 58-е).

Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Иоанна с недоумением порицает иудейских начальников, так как они, ослепленные безумной завистью, ради бывшего чуда воскресения из мертвых окончательно уже решаются предать на смерть Христа Спасителя. Отмечает также и коварное их лукавство: чтобы оправдать себя, священники распускают в народе слухи о якобы готовившейся опасности от римлян, которые ради умножения чудес могли бы заподозрить весь еврейский народ в политической неблагонадежности. Решились они убить заодно и воскресшего Лазаря, чтобы загладить память о минувшем чуде, которое особенно досадно им было еще и потому, что случилось в преддверие великого праздника и служило таким образом к сугубой славе ненавистного им Сына Божьего. Узнав об этом, Лазарь вынужден был бежать и скрываться на Кипре. Как написано в Синаксаре Триоди Цветной, после пребывания во гробе он не мог вкушать уже обыкновенной пищи, «кроме услаждающаго» ; святительский же омофор имел он как дар Пречистой Богородицы: «омофор его, Пречистая Мати Божия Своима рукама сотворши, тому дарова».

Из всех четверых евангелистов только один Иоанн Богослов рассказывает о воскрешении Лазаря, так как в то время, когда писали другие апостолы, св. Лазарь был еще жив. Св. ап. Иоанн точно раскрывает как Божественную, так и человеческую природу Господа, ибо мы видим Его не только самовластно приступающим законы природы, но и вопрошающим о месте погребения Лазаря и проливающим слезы сострадания.

Иоанн, сравнительно с прочими евангелистами, возвещает о Господе высшее учение и богословствует великое; посему и из дел Его телесных повествует о более уничиженных. Посему и в скорби Господа он находит много человеческого и тем доказывает истинность плоти его, чтобы ты познал, что Господь был Бог и вместе Человек ().

Как известно, Св. Писание имеет также и иносказательный смысл, поэтому бл. Феофилакт дает нам еще одно толкование для пояснения чудесного события, как можем воспринимать его касательно себя самих:

Понимай, пожалуй, чудо это и в отношении к внутреннему человеку. Ум наш - друг Христов, но часто побеждается слабостью человеческой природы, падает в грехе и умирает смертию духовною и самою жалкою, но со стороны Христа удостаивается сожаления, ибо умерший - друг Его. Пусть же сестры и сродницы умершего ума, как Марфа (ибо Марфа телеснее и вещественнее), и душа, как Мария (ибо Мария набожнее и благоговейнее), придут ко Христу и припадут перед Ним, ведя за собою помыслы исповедания, как те - иудеев. Ибо Иуда значит исповедание. И Господь, без сомнения, предстанет при гробе, лежащее на памяти ослепление повелит отнять, как бы камень какой-нибудь, и приведет на память будущие блага и муки. И воззовет великим голосом евангельской трубы: выйди вон из мира и не погребайся в житейских развлечениях и страстях, - и, таким образом, воскресит от греха умершего, которого раны пахли злобою. Умерший издавал запах потому, что был четверодневен, то есть умер для четырех кротких и светлых добродетелей и был празден и недвижим к ним. Впрочем, хотя и был он неподвижен и связан по рукам и ногам, сжат узлами собственных грехов и казался совершенно бездеятельным, хотя и по лицу был покрыт платком, так что при наложении плотского покрова не мог видеть ничего божественного, но услышит: развяжите его добрые и служащие спасению ангелы или священники и дайте ему прощение грехов, пусть он идет и приступит к деланию добра ().

1. Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
2. Там же
3. Там же

Лазарева суббота является 41-м днем Великого поста — самого длинного и строгого поста в православном календаре.

В этот день православные христиане вспоминают чудо, когда Иисус Христос воскресил праведного Лазаря.

И хоть на самом деле воскрешение Лазаря произошло за месяц или даже два до входа Господня в Иерусалим, сегодня эти два праздника неразрывно связаны друг с другом. По церковному календарю Лазарева суббота празднуется за день до Вербного воскресенья.

События, происходящие в эти два дня, предшествуют Страстной седмице и всем событиям, которые с ней связаны — предательству Иуды и распятию Христа.

Что происходило в Лазареву субботу

Чудо воскрешения Лазаря описал один из евангелистов Апостол Иоанн Богослов. За некоторое время до того как Христос отправился в Иерусалим, он пришел в селение Вифания.

Сюда Иисус пришел в дом друзей: сестер Марии, Марфы и их брата Лазаря. Однако повод был грустный — Лазарь умер.

Еще по пути к дому Христос встретил Марфу и сказал ей: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?" А Марфа ответила: "Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир".

© Sputnik / Игорь Бойко

Репродукция иконы "Воскрешение Лазаря"

К тому моменту тело праведного Лазаря, обвитое погребальными пеленами, уже в течение четырех дней покоилось в гробнице. Иисус Христос подошел к пещере и сказал отодвинуть камень, которым был закрыт вход в гробницу.

По велению камень был отвален, Иисус, стоя перед пещерой, начал молиться, после чего громко сказал: "Лазарь! Иди вон".

И тогда свершилось главное чудо: из гробницы вышел живой Лазарь, а люди, увидев это своими собственными глазами, поверили, что Иисус Христос и есть Сын Божий.

Что ознаменовало воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря считается одним из главных чудес (хоть это было и не единственным случаем воскрешения), совершенных Иисусом Христом при его земной жизни.

События воскрешения Лазаря являются символом того, что Христу подвластна и жизнь, и смерть человека, что он всемогущ, а каждого, кто верит и следует заповедям Иисуса Христа, ждет воскресение.

Пост в Лазареву субботу

Питание в этот день отличается от других дней Великого поста. В Вербную субботу разрешена горячая постная пища, приготовленная на растительном масле, а также вино и рыбная икра.