Open Library - открытая библиотека учебной информации. Сообщение на тему: «История изучения клетки Открытие клетки и клеточной теории

Роберт Гук () В 1665 г. английский естествоиспытатель Роберт Гук рассматривал под микроскопом срез коры пробкового дуба и заметил, что он напоминает пчелиные соты. Описывая увиденное, Гук использовал слово «cell», что по-английски означает «ячейка», «камера», «келья». На русский язык термин был переведён как «клетка». История изучения клетки






Голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу учёного и подарил науке величайшие открытия. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал линзы, дающие увеличение в раз! Так открыли мир одноклеточных организмов. Антони ван Левенгук () История изучения клетки


В 1831 г. Роберт Броун, шотландский ботаник, впервые описал ядро в растительной клетке. Роберт Броун () Ядро растительной клетки История изучения клетки


Маттиас Шлейден () В 1838 г. немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришёл к выводу, что ткани растений состоят из клеток. История изучения клетки


Теодор Шванн () В 1839 г. немецкий физиолог Теодор Шванн издал книгу « Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений », в которой сформулировал вывод о том, что клетка является структурной и функциональной единицей живых организмов. Это представление и получило название теории Шванна- Шлейдена. История изучения клетки






Карл Бэр, – академик Российской академии, - открыл яйцеклетку млекопитающих. Бэр установил, что все организмы начинают своё развитие из одной клетки – зиготы. Это открытие доказывает, что клетка является ещё и единицей развития всех живых организмов. Карл Бэр () История изучения клетки


Ян Пуркине () В 1840 г. Ян Пуркине предложил термин «протоплазма» для обозначения живого содержимого клетки. В 1844 г. учёный Гуго Моль () подробно описал содержимое клетки, применяя для него термин «протоплазма». История изучения клетки


В 1855 г. немецкий врач Рудольф Вирхов убедительно доказал, что клетки возникают только из клеток, путём размножения «клетки из клетки», опровергнув ошибочное представление клеткообразования Шлейдена и Шванна. Ошибка Вирхова: считал, что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая сама по себе. Позднее удалось доказать целостность клеточной системы. Рудольф Вирхов () История изучения клетки


В 1876 г. Александр Флемминг открыл клеточный центр. Александр Флемминг () Клеточный центр История изучения клетки




На рубеже 19 и 20-х веков сформировалась новая биологическая наука цитология (от греч. китос – клетка, логос - учение). Цитология изучает: 1. Строение клеток 4. Химический состав клеток 2. Строение органоидов клеток 5. Размножение и развитие клеток 3. Функции органоидов и других внутриклеточных структур История изучения клетки












1. Микроскопирование Электронный микроскоп Изобретён в 30-х годах 20-го века. Современные электронные микроскопы позволяют увеличить изображение до раз, а значит и более детально рассматривать структуру органоидов клетки. Методы изучения клетки




3. Флуоресцентная микроскопия Живые клетки наблюдают в ультрафиолетовом свете. При этом одни компоненты начинают сразу светиться, другие светятся при добавлении специальных красителей. Флуоресцентная микроскопия позволяет увидеть места расположения нуклеиновых кислот, витаминов, жиров. 4. Метод культуры клеток и тканей Позволяет увидеть рост клеток, наблюдать за размножением, определять влияния различных веществ на клетки, получать клеточные гибриды. Методы изучения клетки


1.В медицине – для исследования причин заболеваний человека и других живых организмов и изобретения их лечения 2. Для классификации живых организмов 3. В генетике (наследственные заболевания, мутации) 4. В сельском хозяйстве (генная, клеточная инженерии, селекция) 5. Для раскрытия тайн эволюции Значение изучения клетки




Закрепление знаний 1. Впервые увидел и описал клетки растений… 1) Р. Вирхов 3) К. Бэр 2) Р. Гук 4) А. Левенгук 2.Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы… 1) М.Шлейден 3) Р. Вирхов 2) А. Левенгук 4) Р. Гук 3. Создателями клеточной теории являются: 1) Ч.Дарвин и А.Уоллес 3) Г.Мендель и Т. Морган 2)Т.Шванн и М.Шлейден 4) Р.Гук и Н.Грю 4. Клеточная теория не приемлема для.. 1) грибов и бактерий 3) животных и растений 2)вирусов и бактерий 4) бактерий и растений 5. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о… 1) единстве хим. состава 3) единстве происхождения всего живого 2) многообразии живых 4) единстве живой и неживой природы организмов

«История и методы изучения клетки. Клеточная теория» Д. з. : § 1 , в. 4, 5, 6 письменно в тетради

История изучения клетки В 1665 г. английский естествоиспытатель Роберт Гук рассматривал под микроскопом срез коры пробкового дуба и заметил, что он напоминает пчелиные соты. Описывая увиденное, Гук использовал слово «cell» , что по-английски означает «ячейка» , «камера» , «келья» . На русский язык термин был переведён как «клетка» . Роберт Гук (1635 -1703)

История изучения клетки Как оказалось впоследствии, рассматривая срез коры пробкового дуба под микроскопом, Гук увидел не сами клетки, а лишь клеточные стенки. Срез коры пробкового дуба

История изучения клетки Голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу учёного и подарил науке величайшие открытия. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал линзы, дающие увеличение в 100 -300 раз! Так открыли мир одноклеточных организмов. Антони ван Левенгук (1632 -1723)

История изучения клетки В 1831 г. Роберт Броун, шотландский ботаник, впервые описал ядро в растительной клетке. Роберт Броун (1773 -1858) Ядро растительной клетки

История изучения клетки В 1838 г. немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришёл к выводу, что ткани растений состоят из клеток. Маттиас Шлейден (1804 -1881)

История изучения клетки В 1839 г. немецкий физиолог Теодор Шванн издал книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений» , в которой сформулировал вывод о том, что клетка является структурной и функциональной единицей живых организмов. Это представление и получило название теории Шванна-Шлейдена. Теодор Шванн (1810 -1882)

История изучения клетки Основные положения теории Шванна-Шлейдена Все организмы состоят из клеток. Клетки представляют собой мельчайшие структурные единицы жизни. Клетки в организме возникают путём новообразований из клеточного вещества.

История изучения клетки Ошибки теории: М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно считали, что клетки возникают путём новообразований из клеточного вещества.

История изучения клетки Карл Бэр, – академик Российской академии, - открыл яйцеклетку млекопитающих. Бэр установил, что все организмы начинают своё развитие из одной клетки – зиготы. Это открытие доказывает, что клетка является ещё и единицей развития всех живых организмов. Карл Бэр (1792 -1876)

История изучения клетки В 1840 г. Ян Пуркине предложил термин «протоплазма» для обозначения живого содержимого клетки. В 1844 г. учёный Гуго Моль (1805 -1872) подробно описал содержимое клетки, применяя для него термин «протоплазма» . Ян Пуркине (1784 -1896)

История изучения клетки В 1855 г. немецкий врач Рудольф Вирхов убедительно доказал, что клетки возникают только из клеток, путём размножения «клетки из клетки» , опровергнув ошибочное представление клеткообразования Шлейдена и Шванна. Ошибка Вирхова: считал, что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая сама по себе. Позднее удалось доказать целостность клеточной системы. Рудольф Вирхов (1821 -1902)

История изучения клетки В 1876 г. Александр Флемминг открыл клеточный центр. Александр Флемминг (1843 -1905) Клеточный центр

История изучения клетки В 1890 г. Рихард Альтман открыл митохондрии. В 1898 г. Камилло Гольджи открыл органоид, названный в честь него – аппарат Гольджи. В 1898 г. были описаны хромосомы.

История изучения клетки На рубеже 19 и 20 -х веков сформировалась новая биологическая наука цитология (от греч. китос – клетка, логос - учение). Цитология изучает: 1. Строение клеток 4. Химический состав клеток 2. Строение органоидов клеток 5. Размножение и развитие клеток 3. Функции органоидов и других внутриклеточных структур

История изучения клетки Основные положения современной клеточной теории: 1. Клетка является структурной и функциональной единицей живого, представляющая собой элементарную живую систему. Для неё характерны все признаки живого.

4. Многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки. 5. Сходство клеточного строения свидетельствует о единстве их происхождения.

Методы изучения клетки 1. Микроскопирование Ø Световой микроскоп Изучает клеточные формы и структуры: ядро, митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи и т. д. Увеличивает в 1000 раз.

Методы изучения клетки 1. Микроскопирование Ø Электронный микроскоп Изобретён в 30 -х годах 20 -го века. Современные электронные микроскопы позволяют увеличить изображение до 1 000 раз, а значит и более детально рассматривать структуру органоидов клетки.

Методы изучения клетки 2. Метод дифференциального центрифугирования Основан на различной плотности органоидов и при очень быстром вращении органеллы располагаются в растворе слоями в соответствии с плотностью.

Методы изучения клетки 3. Флуоресцентная микроскопия Живые клетки наблюдают в ультрафиолетовом свете. При этом одни компоненты начинают сразу светиться, другие светятся при добавлении специальных красителей. Флуоресцентная микроскопия позволяет увидеть места расположения нуклеиновых кислот, витаминов, жиров. 4. Метод культуры клеток и тканей Позволяет увидеть рост клеток, наблюдать за размножением, определять влияния различных веществ на клетки, получать клеточные гибриды.

Значение изучения клетки 1. В медицине – для исследования причин заболеваний человека и других живых организмов и изобретения их лечения 2. Для классификации живых организмов 3. В генетике (наследственные заболевания, мутации) 4. В сельском хозяйстве (генная, клеточная инженерии, селекция) 5. Для раскрытия тайн эволюции

Вывод Клетка является единицей строения всех живых организмов (исключая вирусы). Общность химического состава и строения говорит о единстве происхождения всего живого на Земле.

Закрепление знаний 1. Впервые увидел и описал клетки растений… 1) Р. Вирхов 3) К. Бэр 2) Р. Гук 4) А. Левенгук 2. Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы… 1) М. Шлейден 3) Р. Вирхов 2) А. Левенгук 4) Р. Гук 3. Создателями клеточной теории являются: 1) Ч. Дарвин и А. Уоллес 2) Т. Шванн и М. Шлейден 3) Г. Мендель и Т. Морган 4) Р. Гук и Н. Грю 4. Клеточная теория не приемлема для. . 1) грибов и бактерий 3) животных и растений 2) вирусов и бактерий 4) бактерий и растений 5. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о… 1) единстве хим. состава 3) единстве происхождения всего живого 2) многообразии живых 4) единстве живой и неживой природы организмов

Проверка знаний Ответы 1– 2 2– 2 3– 2 4– 2 5– 3 Критерии оценки « 5» - всё верно « 4» - одна ошибка « 3» - две ошибки « 2» - три ошибки Спасибо за урок!

Вырсова Инна Евгеньевна, учитель

биологии МБОУ «Толкаевская средняя

общеобразовательная школа имени

Дмитрия Гречушкина» Сорочинского

городского округа Оренбургской

Биология

10 класс

УМК. И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов, В.Б.Захаров. 2011

Уровень обучения: базовый

Тема урока: «История изучения клетки. Клеточная теория ».

Общее количество часов, отведенное на изучение темы «Клетка»: 12 уроков

Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология построения урока: развивающее обучение.

Цель урока: формирование понятий истории изучения клетки и сущности клеточной теории.

Задачи урока:

Образовательные: формировать понятия истории изучения клетки и сущности клеточной теории.

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать положительное отношение к совместному труду и осознанно достигать поставленной цели.

Планируемые результаты:

Предметные : знать понятия истории изучения клетки и основы клеточной теории.

Метапредметные : определять цель и искать пути решения, работать с учебником, выражать свои мысли и идеи.

Личностные : проявлять интерес к новому содержанию, оценивать собственный вклад в работу группы.

Техническое обеспечение урока:

ТСО (компьютеры, видеопроектор.)

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

1.Интернет как источник информации

2. Портреты ученых.

Методы:

Частично- поисковый

Формы работы: Индивидуальная, групповая, парная.

Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности.

Управленческий аспект (степень самостоятельности ученика):

Стимулирование и мотивация познавательного интереса: создание ситуации успеха, неожиданность, проблемный вопрос, новизна.

Контроль и самоконтроль учебной деятельности:

устные (индивидуальный и групповой);

письменные (выполнение разноуровневых заданий).

Ход урока

I . Этап мотивации.

Здравствуйте, я рада вас видеть на уроке. Урок я хотела мы начать со слов

«Удивительный и загадочный мир окружает нас, жителей планеты, образуя глобальную структуру - биосферу, и мы являемся неотъемлемой её частью. Не менее загадочным и во многом ещё не познанным является мир отдельного организма, будь то человек или птица, гриб или растение. Но в основе существования всех этих миров лежит универсальная единица всего живого, функционирование которой обеспечивает нашу жизнедеятельность, формирует нас и придаёт нам индивидуальные черты; которая даёт начало всему живому и при этом сама является живым организмом».

Как выдумаете о чём идёт речь?

Речь идёт о клетке…

II . Этап актуализации материала, пройденного в 5-7 классах.

Краткий повтор понятий из рубрики «Вспомните!».

Работа в парах.

Что такое клетка?

Чем клетки отличаются друг от друга?

С помощью какого научного прибора была открыта клетка?

Какие ещё методы изучения клетки вам известны?

III . Этап мотивации учебной и познавательной деятельности учащихся .

Люди узнали о существовании клетки лишь в XVII в. Незадолго до этого, в 1590 г., голландский шлифовальщик стёкол Захарий Янсен, соединив вместе две линзы, впервые изобрёл примитивный микроскоп. Именно благодаря этому изобретению учёные смогли раскрыть тайну клеточного строения.

Мы сегодня познакомимся со всеми открытиями пользуясь материалами учебника и сетью Интернет.

IV. Этап изучения нового материала.

1. Изучите материал учебника стр. 24-28 и заполните таблицы:

Распределите по графам таблицы учёных:

Р. Броун, К. Бер, Р. Вирхов, К. Гален, К. Гольджи, Р. Гук, Ч. Дарвин, А. Левенгук, К. Линней, Г. Мендель, Т. Шванн, М. Шлейден

Учёные, изучавшие клетку

Фамилии учёных, которые открыли клетку

Фамилии учёных, изучавшие части клетки

Фамилии учёных, которые сформулировали клеточную теорию

Фамилии учёных, которые дополнили и развили клеточную теорию

Осуществите взаимопроверку.

2. Заполните таблицу, пользуясь информацией из сети Интернет.

Учёный

Вклад, сделанный в изучение клетки

3. Работа в группах

1гр.

Укажите, каково значение клеточной теории?

2гр.

Противоречит ли утверждениям клеточной теории существование вирусов?

4. Решение проблемного вопроса.

Почему дата зарождения цитологии совпадает со временем формулирования клеточной теории, а не со временем открытия клетки?

4. Определите, какое из положений клеточной теории принадлежит Р. Вирхову?

А) клетка –элементарная единица всего живого.

Б) всякая клетка происходит из другой клетки.

В) все клетки сходны по химическому составу.

Г) сходное клеточное строение организмов- свидетельство общности происхождения всего живого.

А теперь по уроку вам необходимо сделать вывод:

О существовании клеток люди узнали после изобретения микроскопа. Первый примитивный микроскоп изобрел З. Янсен.
Р. Гук обнаружил клетки пробки.
А. Ван Левенгук, усовершенствовав микроскоп, наблюдал живые клетки и описал бактерии.
К. Бэр обнаружил яйцеклетку млекопитающих.
Ядро было обнаружено в растительных клетках Р. Брауном.
М. Шлейден и Т. Шванн первыми сформулировали клеточную теорию. «Все организмы состоят из простейших частиц – клеток, а каждая клетка – самостоятельное целое. В организме клетки действуют совместно, формируя гармоничное единство».
Р. Вирхов обосновал, что все клетки образуются из других клеток путем клеточного деления.
К концу XIX в. были открыты и изучены структурные компоненты клеток и процесс их деления. Возникновение цитологии.

Основные положения современной клеточной теории:
клетка - структурно-функциональная единица всех живых организмов, а также единица развития;

клеткам присуще мембранное строение;

ядро - главная часть эукариотической клетки;

клетки размножаются только делением;

клеточное строение организмов свидетельствует о том, что растения и животные имеют единое происхождение.

V. Этап закрепления новых знаний.
Работа в парах:
- Как называется наука, которая изучает строение клетки?
- Отчего зависели успехи цитологии?
-Перечислите современные положения клеточной теории?

Подумайте для каких организмов

VI. Рефлексия.
Что запомнилось на уроке?
Что удивило?
VII. Этап итогов урока.

Познавательный вопрос
Для каких наук и какое значение имело создание клеточной теории?
VIII. Домашнее задание.

§ 2.1. прочитать, ответить на вопросы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История изучения клетки. Клеточная теория.

Заполнить таблицу: «Основные этапы развития клеточной теории» Г од Ученый Вклад в развитие теории

История изучения клетки История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. В тайну клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению микроскопа в конце XVI столетия

Захарий Янсен 1590 год Соединив вместе две линзы, впервые изобрел примитивный микроскоп

Роберт Гук 1665 год Впервые описал строение коры пробкового дуба и стебля растений, ввел в науку термин «клетка».

Антони ван Левенгук Усовершенствовал микроскоп. Наблюдал и зарисовал ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты и их движение в капиллярах. Открыл бактерии. Вторая половина XVII века

Карл Бэр 1827 год Обнаружил яйцеклетку млекопитающих Вывод: каждый организм развивается из одной клетки

Роберт Броун 1831-1833 гг. Обнаружил в растительных клетках ядро – важнейшую составную часть клетки.

Клеточная теория В 1839 г. Теодор Шванн издал в Берлине книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в которой он сформулировал клеточную теорию.

При создании клеточной теории Т. Шванн исходил из открытия М. Шлейдена в 1838 г. клеточного строения растений и гомологичности происхождения клеток.

Первая версия клеточной теории Все организмы, и растительные, и животные, состоят из простейших частей – клеток. Клетка – индивидуальное самостоятельное целое. В одном организме все клетки действуют совместно, формируя гармоничное единство.

Рудольф Вирхов 1858 год Доказал, что клетки возникают из клеток путем размножения, что дополнило клеточную теорию.

XIX век Открыты основные структуры клеток. Изучен процесс деления клетки. А. Вейсман установил: хранение и передача наследственных признаков в клетке осуществляется с помощью ядра.

Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологии

Клетка – элементарная единица живого. Клетка является наименьшей структурно-функциональной единицей живого и представляет собой открытую, саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся систему. Вне клетки жизни нет.

Все клетки сходны по своему химическому составу и имеют общий план строения. Клетки обладают и специфическими особенностями, связанные с выполнением специаль - ных функций и возника - ющими в результате кле - точной дифференцировки.

Клетка происходит только от клетки.

Многоклеточные организмы представляют собой сложно организованные интегрированные системы, состоящие из взаимодействующих клеток.

Сходное клеточное строение организмов – свидетельство того, что все живое имеет единое происхождение.

Домашнее задание § 2.1 стр. 24 – 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивац...

Тема урока: Клетка. Клеточная теория строения организмов. (10 класс хим-био группа)Тип занятия: двухцелевой урок (урок систематизации и обобщения знаний, применение знаний, умений и навыков)Методы обу...

– элементарная структурно-функциональная единица всех живых организмов Она может существовать как отдельный организм (бактерии, простейшие, водоросли, грибы), так и в составе тканей многоклеточных животных, растений и грибов.

История изучения клетки. Клеточная теория.

Жизнедеятельность организмов на клеточном уровне изучает наука цитология или биология клетки. Возникновение цитологии как науки тесно связано с созданием клеточной теории, самого широкого и фундаментального из всех биологических обобщений.

История изучения клетки неразрывно связана с развитием методов исследований, в первую очередь с развитием микроскопической техники. Впервые микроскоп применил для исследований растительных и животных тканей английский физик и ботаник Роберт Гук (1665 г.). Изучая срез пробки сердцевины бузины, он обнаружил отдельные полости – ячейки или клетки.

В 1674 г. знаменитый голландский исследователь Антони де Левенгук усовершенствовал микроскоп (увеличивал в 270 раз), обнаружил в капле воды одноклеточные организмы. В зубном налёте обнаружил бактерий, открыл и описал эритроциты, сперматозоиды, а из животных тканей описал строение сердечной мышцы.

  • 1827 г. – наш соотечественник К. Бэр открыл яйцеклетку.
  • 1831 г. – английский ботаник Роберт Броун описал ядро в клетках растений.
  • 1838 г. – немецкий ботаник Матиас Шлейден выдвинул идею об идентичности растительных клеток с точки зрения их развития.
  • 1839 г. – немецкий зоолог Теодор Шванн сделал окончательное обобщение, что клетки растений и животных имеют общее строение. В своей работе «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений» он сформулировал клеточную теорию, согласно которой клетки являются структурной и функциональной основой живых организмов.
  • 1858 г. – немецкий патолог Рудольф Вирхов применил клеточную теорию в патологии и дополнил её важными положениями:

1) новая клетка может возникнуть только из предшествующей клетки;

2) болезни человека имеют в своей основе нарушение строения клеток.

Клеточная теория в современном виде включает три главных положения:

1) клетка – элементарная структурная, функциональная и генетическая единица всего живого – первоисточник жизни.

2) новые клетки образуются в результате деления предшествующих; клетка – элементарная единица развития живого.

3) структурно-функциональными единицами многоклеточных организмов являются клетки.

Клеточная теория оказала плодотворное влияние на все направления биологических исследований.