Суздальский покровский монастырь. Суздальский свято-покровский женский монастырь - суздаль - история - каталог статей - любовь безусловная

Далеко за пределами нашей страны славится своими историческими достопримечательностями древний русский город Суздаль. Каждый памятник, расположенный на этой земле, без преувеличения можно назвать шедевром не только российской, но и мировой архитектуры.

Сегодня мы хотим пригласить вас на виртуальную экскурсию в Суздаль. Покровский монастырь вызывает огромный интерес для туристов, поэтому и мы осмотрим эту обитель.

Расположение

Монастырь находится на берегу живописной реки Каменки, которая несет свои воды вдоль Суздаля. Белоснежные постройки, расположенные на цветущем лугу, придают монастырю какой-то нереальный, сказочный вид. Да и сама Каменка — река очень красивая, особенно в июне, когда она покрывается цветущими кувшинками. Сообщаем всем, кто планирует посетить Покровский монастырь (Суздаль), адрес обители: ул. Покровская, 76.

История монастыря

Стены этого древнего сооружения хранят множество тайн и интересных фактов, которые до сих пор вызывают огромный интерес у историков и исследователей. Дело в том, что Покровский женский монастырь не был обителью в обычном понимании этого слова: здесь отбывали пожизненную ссылку женщины высшего сословия. Зачастую их ссылали сюда не за какие-то тяжкие прегрешения, а только потому, что кому-то необходимо было от них избавиться. Вынужденные монахини коротали остатки своих жизней в деревянных кельях, их судьба была предрешена, поэтому в монастыре был подземный склеп, где и заканчивали свой земной путь несчастные.

Считается, что своим появлением Свято-Покровский монастырь (Суздаль) обязан чуду. Как гласит древняя легенда, князь Андрей Константинович возвращался в родной город из Нижнего Новгорода, когда началась буря невиданной силы. Князь поклялся, что в случае если он останется в живых, то обязательно построит в родном городе иноческую обитель. Следует полагать, что путешествие завершилось благополучно, поскольку в 1364 году в низине берега реки Каменки начал строиться Покровский монастырь (Суздаль). История обители исчисляется именно с 1364 года.

Наивысшего расцвета Свято-Покровский женский монастырь (Суздаль) достиг во времена правления Василия III. Он пожертвовал обители в начале XVI века огромные средства, которые были использованы на строительства дошедших до наших дней Святых врат и Покровского собора, а также не сохранившейся ограды и келий.

Таинственные монахини

Одной из первых знатных узниц монастыря стала жена Василия III Соломония Сабурова — великая княгиня. В 1525 году Василий III обвинил свою супругу, с которой прожил двадцать лет, в бесплодии. Он насильно постриг ее в монахини и отправил в Покровский монастырь. В те времена развод был делом неслыханным, и чтобы получить у духовных властей разрешение на другой брак, Василий III выделял огромные средства на развитие монастыря.

Однако вскоре выяснилось, что обвинения Василия III в бесплодии были напрасны. Прошло несколько месяцев после пострига, и у Соломонии родился сын, но, опасаясь козней новой жены бывшего супруга Елены Глинской (будущей матери царя Ивана Грозного), она была вынуждена сообщить о гибели царевича.

Существует версия, что Соломония отправила младенца крымскому хану, который в дальнейшем сыграл свою роль в истории, прославившись как разбойник Кудеяр. После пострига Соломония получила имя София, после смерти была канонизирована церковью как Преподобная Позднее ее стали считать покровительницей Суздаля.

Дальнейшая история монастыря

В 1551 году, когда скончалась годовалая дочь Ивана Грозного, по его указу была заново построена Зачатьевская церковь, которая заменила ветхое к тому времени деревянное сооружение (XIV в). Апсида к ней была пристроена гораздо позднее (XVII в.). Примерно в это же время на территории монастыря появилась поварня и продолжилось строительство ограды, которое было начато еще в XVI веке.

Суздаль, Покровский монастырь в XX веке

Как и большинство культовых сооружений в России, монастырь был закрыт и разграблен в 1923 году. С 1933 года здесь находилась военная биологическая лаборатория, Бюро особого назначения ОГПУ — организация, в которой трудились заключенные. Это были опытные специалисты различных специальностей. Все они занимались разработкой биологического оружия. В 1935 году заключенные Б. Я. Эльберт и Н. А. Гайский создали здесь вакцину против туляремии. Лаборатория работала на территории монастыря до 1936 года.

В шестидесятых годах прошлого столетия в монастырских постройках были проведены реставрационные работы, а позднее в них появились музейные экспозиции. В конце восьмидесятых годов здесь разместился туристический комплекс, в котором был ресторан и бар, а в великолепном Покровском соборе находился концертный зал. Здесь даже появилась гостиница для туристов, но о ней мы расскажем чуть позже.

В девяностых годах изменения, происходящие в стране, затронули и г. Суздаль. Покровский монастырь в 1992 году был возвращен церкви, в нем возродилась степенная монашеская жизнь. Сегодня это действующий монастырь. Ему принадлежат собор, хозяйственные постройки, здание богадельни, избы-кельи.

Архитектура

Первые постройки монастыря были деревянными. Сегодня можно увидеть более поздние строения, которые специалисты относят к XVI веку. Белокаменные стены, чудесная архитектура, сочетающая в себе и древнерусские, и западноевропейские элементы, утонченный декор.

Но, безусловно, центральным памятником этого дивного ансамбля является монастыря в Суздале. Он был построен в 1518 году на месте деревянного храма. К сожалению, имена мастеров в истории не сохранились. Это массивное четырехстолпное строение, имеющее высокий цоколь и окруженное двухэтажной открытой галереей с трёх сторон, к которой ведут две крытые лестницы.

От реки к зданию примыкает алтарная часть с высокими окнами, расположенными в глубоких нишах. Апсиды разделяют гладкие колонны и их украшает резной карниз с мелким рисунком. Он повторяется и в оформлении световых барабанов, которые венчают шлемовидные главки. Стены собора, разделены на три части лопатками. Они завершаются килевидными закомарами.

Внутреннее убранство собора довольно строго: на белых стенах нет традиционной росписи, пол выложен черной плиткой. Основным украшением интерьера всегда были великолепные иконы и изысканное художественное шитье. Часть этих экспонатов сегодня можно увидеть в музее монастыря. Собор много раз перестраивался за свою долгую историю, но в 1962 году был восстановлен его первоначальный вид.

  1. Собор стал усыпальницей для многих знатных насельниц монастыря.
  2. Обитель и храм во время празднования трехсотлетия династии Романовых посещал Николай II.
  3. Весной 1994 года архиепископ Суздальский и Владимирский Евлогий освятил собор Покрова Богоматери. Спустя несколько лет, здесь был установлен новый четырехъярусный иконостас, который украшен иконами, которые написали монахини.

Колокольня

Это строение сразу видят все, кто приезжает в Суздаль. Покровский монастырь имеет очень красивую колокольню. Она расположена северо-западнее собора. Ее нижней частью является столпообразная церковь, построенная в 1515 году. Это был восьмерик, увенчанный главкой. Во второй половине XVII века над церковью был надстроен арочный ярус, который сочетался со стоящей рядом оградой, и высоким шатром, украшенным тремя рядами слуховых окон в обрамлении.

Крытая галерея, связывающая колокольню и собор, отличается утонченным декором: два оригинальных арочных проема облагорожены рустом, а окошки, обрамленные изящными наличниками, разделены рустованными пилястрами.

Святые ворота

Еще одним древним памятником обители являются Святые ворота и Надвратная церковь. Эти сооружения тоже относятся к 1515 году. Ворота уникальны, прежде всего, возложенной на них функцией: одновременно они были церковью и мощной крепостной башней.

Треглавая церковь находится в верхней части четверика, который прорезан двумя арочными проемами, и общей композицией очень напоминает очертания Покровского собора. По углам церкви находятся два маленьких придела, которые венчают световые барабаны со шлемовидными куполами, а центральный, более массивный барабан с узкими окошками опирается на два яруса закомар.

Наружные стены украшены сложным декором, который напоминает резьбу по дереву. Надвратная церковь тоже многократно перестраивалась, но в 1958 году реставрационные работы, выполненные по проекту А. Д. Варганова, вернули первоначальный вид уникальному памятнику.

Трапезная Покровского монастыря (Суздаль)

Это строение, расположенное севернее Покровского собора, имеет больше сходства с польской, нежели с русской архитектурой. Оно было построено в 1551 году. К строгому по форме двухэтажному зданию трапезной примыкает совсем маленькая Зачатьевская церковь, которую можно узнать по маленькой главке. Массивные своды трапезного зала, расположенного на втором этаже, поддерживает столб, стоящий в центре.

Нижний этаж отводился для хозяйственных помещений. Единственным украшением этого строения можно назвать орнамент в виде ромбов из красного кирпича, огибающий по всему периметру строение. С западной стороны находится шестигранная звонница.

Трапезная в Покровском монастыре (Суздаль) раньше была окружена несколькими подсобными помещениями. Одноэтажная поварня, которая использовалась для приготовления пищи, была возведена в XVII веке. Сегодня она восстановлена и является редким образцом монастырской архитектуры.

Приказная изба

В южной части территории монастыря сохранился памятник гражданской русской архитектуры — Приказная изба. Ее интерьеры начала XVIII века были восстановлены в 1970 году. В подземелье этого здания находится так называемый каменный мешок. В нем содержались узницы обители.

Ограда

Самая первая ограда монастыря из камня была построена ещё в XVI веке, позже она неоднократно перестраивалась, а в XX веке А. Д. Варганов ее отреставрировал. Участок старой ограды с шатровыми башнями, лишенными декора, относится к XVII веку. Она находится в северной части территории и образует маленький закрытый дворик. Башни (XVIII в), украшенные полусферическими куполами, очень живописны. Специалисты считают, что, возможно, вначале они тоже имели шатровое завершение.

Гостиница «Покровская»

Российских и зарубежных туристов восхищает древний Суздаль. Покровский монастырь входит в программу практически всех экскурсионных программ. Многие путешественники удивляются, что у входа в монастырь они видят аккуратные деревянные домики.

Все дело в том, что в лихие перестроечные времена в монастыре располагалась гостиница «Покровская», представлявшая собой стилизованные избы. В них очень любили останавливаться иностранные туристы. В 2008 году гостиница прекратила свою работу, а ее владельцы подарили домики монастырю. Теперь здесь находится приют для девочек, а также монашеские кельи.

Хранит много памятников русского зодчества, и особое место среди них занимают действующие монастыри, многие из которых простояли на этой земле более 700 лет. Некоторые суздальские обители на протяжении веков использовались как места заточения неугодных царям представителей знати, инакомыслящих, сектантов и военнопленных. На их территории можно увидеть старинные храмы, уникальные настенные росписи и иконы. В некоторых монастырях выставлены редкие музейные коллекции, раскрывающие страницы истории русского государства.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь

Христианскую обитель основал в городе князь Суздаля и Нижнего Новгорода Борис Константинович, и произошло это в середине XIV века. Монастырь стоит на высоком левобережье Каменки, откуда древний Суздаль открывается как на ладони. Названа эта обитель в честь своего первого настоятеля – преподобного Евфимия, почитаемого всеми суздальцами святого. Архитектурные памятники монастыря уникальны и не имеют аналогов в русском зодчестве, и поэтому ЮНЕСКО внесло эту обитель в список Всемирного наследия.

Первоначально монастырь выполнял функции крепости, призванной защищать город от врагов. А со времен Екатерины II его использовали как тюрьму для инакомыслящих. Здесь провели свои последние дни декабрист Федор Шаховской, предсказатель Авель, несколько лидеров церковных сект и старообрядческие священнослужители. С 1923 по 1939 год обитель превратили в политизолятор, где отбывали наказание православные священники и противники советской власти.

Позже в стенах монастыря содержали военнопленных. В 1943 году в обители находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс , плененный в битве за Сталинград. После войны монастырь отдали под воспитательно-трудовую колонию, в которой содержали несовершеннолетних преступников. В конце 1960-годов монастырские памятники отреставрировали и открыли здесь музей.

Главный храм обители – Спасо-Преображенский собор возвели в XVI веке, и его архитектура традиционна для белокаменного суздальского зодчества. Много путешественников приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные фрески, сохранившиеся в этом соборе с XVII века. Их авторами являются знаменитые русские изографы Сила Савин и Гурий Никитин. Местом паломничества стал также мраморный склеп, установленный над местом захоронения князя Дмитрия Пожарского.

К архитектурным памятникам монастыря, помимо главного собора, относят также Благовещенскую надвратную церковь, трапезную церковь Успения и Никольский храм. Гости монастыря ежедневно могут слышать мелодичный колокольный перезвон, который раз в час звонари устраивают на высокой колокольне. Кроме храмов, туристы имеют возможности посетить старый тюремный корпус, где со времен Екатерины II до середины прошлого века содержались заключенные.

Монастырь находится на пл. Ленина. Музеи на его территории открыты для гостей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

Покровский женский монастырь

На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Его основал князь Суздаля и Нижнего Новгорода Андрей Константинович. В истории этой обители много тайн и загадок. Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства.

Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодны правящему государю. Поскольку судьба несчастных была заранее предрешена, для них в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом.

Первой знатной узницей обители стала Соломония - жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплотной и отправил в монастырь, где несчастную против ее воли постригли в монахини. В качестве бесправных инокинь в Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, супруги Василия Шуйского, Иоанна IV Грозного и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.

С 1992 года монастырь возродился как действующая женская обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов каждый день. Много путешественников, приезжающих в древний русский город, стараются попасть на территорию этого монастыря, чтобы увидеть красивый собор Покрова и высокую шатровую колокольню. Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Московии - Василием III.

В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке. Кроме того, на территории расположен ссудный дом или приказная изба, в подземелье которого содержали знатных узниц. Монастырь расположен на Покровской улице, 43.

Ризоположенский женский монастырь

Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году. Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.

История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине.

Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.

Александровский мужской монастырь

По легенде, основателем Александровской обители считается князь Александр Невский, и датой создания монастыря считается 1240 год. Долгое время эта обитель находилась под покровительством московских князей и называлась «Большой Лаврой». Но от тех времен сохранились лишь два надгробия второй половины XIV века, надписи на которых свидетельствуют, что здесь нашли упокоение суздальские княгини Мария и Агриппина.

С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года, когда по указу императрицы Екатерины II обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. А в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древнего монастыря вновь возникла монашеская община.

Сегодня самый старый архитектурный памятник обители - это храм Вознесения Господня с колокольней, который был выстроен в конце XVII века на деньги матери Петра I – царицы Натальи Кирилловны. Церковь Вознесения очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.

Рядом расположенная шатровая колокольня имеет в основании восьмигранный столп. Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню уникальной среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля. От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году.

Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, на ул. Гастева.

Свято-Васильевский мужской монастырь


Всего 44 фото

В Суздале за всю его историю было основано 15 монастырей. Для такого небольшого нынешнего городка в 10 000 жителей это довольно значительное количество. Однако, вспомним, что именно Суздаль являлся с XII в. столицей Ростово-Суздальского, с XIII - Суздальского, а с первой половины XIV в. - Суздальско-Новгородского княжеств, а в конце XIV века вошел в состав Великого Княжества Московского и стал одним из основных религиозных центров на Руси. С XVI в. в Суздале велось масштабное строительство монастырей, расширялись старые, возводились новые. К XVI -му веку в Суздале уже действовало 11 монастырей. Однако с 1796 г. Суздаль становится уездным городом Владимирской области и со второй половины 19-го века - провинциальным, что, и явилось главной причиной сохранности здесь значительного количества замечательных памятников древнего русского зодчества.

Свято-Покровский женский монастырь, куда мы с Вами направляемся, является одним из самых интересных архитектурных ансамблей Суздаля. Основанный в 1364 году при суздальском князе Дмитрии Константиновиче он был одним из наиболее крупнейших и известных на Руси в 16-х-17-х веках, ведь именно сюда ссылали опальных и неугодных цариц, княгинь и прочих особ знатного происхождения. Далее под катом, любопытная история монастыря, рассказ о его пленницах, чудесах и моих ощущениях, которые резко отличаются от других подобных мест Суздаля и мест силы вообще.

02.

Основан этот монастырь в 1365 году, но от его деревянных построек совершенно ничего не сохранилось. В 1510 году Иван III инициировал масштабное каменное строительство Покровского монастыря. Существует легенда о появлении этого монастыря в Суздале. Великий нижегородско-суздальский князь Андрей Константинович в 1365 году, за год до своей смерти, изъявил желание основать и построить монастырь для инокинь в связи со своим обетом данным Богу построить храм имени Пресвятой Богородицы, при страшном шторме на Волге в который он попал по пути в Великий Новгород. Жизнь его была спасена, так как сразу же после данного им обета великое волнение как по мановению руки стихло. Место для монастыря, на правом берегу реки Каменки, указал и выделил землю местный святой, сподвижник Сергия Радонежского блаженный Ефимий Суздальский.
03.

XVI век стал для монастыря временем великого духовного процветания, так как именно в это время здесь становится святой Софией Соломония Сабурова, жена Великого Московского князя Василия III , которая после двадцатилетнего супружества была пострижена в черные монахини под именем София в Московском Рождественском монастыре и сослана сюда, в Свято-Покровский монастырь, возможно, под надуманным предлогом «ее бесплодия». Василий III же впоследствии женился на Елене Глинской, будущей матери Ивана Грозного.
04.

София отличалась глубокой набожностью и святостью еще при жизни. В 1542 году она умерла и была погребена в усыпальнице Покровского собора. Практически сразу же на ее могиле в некрополе Покровского собора начались многочисленные чудеса и исцеления и в середине XVII века она была причислена к лику святых. Житие святой Софии привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов. Тогда же на обитель обратили особое внимание представители и царских фамилий. И, так, до XVIII века монастырь стал местом пострига в монахини значительного количества женских царственных особ, таких как супруга Ивана Грозного - царица Анна, супруга Василия Шуйского - царица Екатерина, супруга Петра I - Евдокия Федоровна Лопухина и многих, многих других.
05.

Кстати, существует легенда, что у Софии был сын Георгий, родившийся сразу после пострига, и чтобы скрыть его существование и избежать преследования, София, якобы инсценировала смерть сына во младенчестве и его захоронение в соборном некрополе. Этот слух частично подтвердился, когда в 1935 году А.Д. Варганов, занимавшийся историческими исследованиями и восстановлением Покровского монастыря, обнаружил, вскрыв детскую могилу в усыпальнице Покровского собора, под могильной белокаменной плитой, детский долбленый деревянный гробик с одетой в шелковую детскую рубашечку куклой. Однако, ничего более доказать не удалось и судьба сына Софьи до сих пор является нераскрытой тайной. Иван Грозный впоследствии сильно интересовался судьбой своего сводного брата и неоднократно приезжал в Покровский монастырь расследовать это дело, но ему также ничего не удалось найти…
06.

Ну, а теперь, отправимся исследовать Свято-Покровский монастырь. Туристов сюда водят не часто, поэтому монастырь не сильно людный, что уже здОрово. Кроме того, монастырь действующий, и нам категорически запретили фотографировать монахинь, снимать в храме и не ходить по монастырю кроме как по главной дорожке от Святых врат до Зачатьевской церкви, погрозив в противном случае о досрочном удалении с территории обители. Ограничения, конечно, обескуражили, но мне все же удалось сделать некоторые кадры из «запретных» мест монастыря)
07.

Пройдя через святые врата с надвратной церковью Благовещения, к истории создания которой мы еще вернемся, я оказался на территории Свято-Покровского женского монастыря. Во всем ощущалось необычайное спокойствие и умиротворение, как будто ты окунулся в благостное гармоничное расслабленное состояние. И это не описать словами…

Прямо передо мной правее возвышалась громада Покровского собора, первого каменного храма на территории монастыря, построенного в 1510-1518 гг. на месте древнего деревянного собора.
08.

Архитектура храма очень необычна. Собор Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой величественный двухэтажный храм-усыпальницу, увенчанный тремя главами и окруженный с трех сторон открытой галереей. С востока к нему примыкают три полукруглых апсиды, украшенных в верхней части скромным резным пояском. Свет в алтарную часть проникал через довольно узкие вытянутые окна (три на центральной апсиде и по одному на боковых) с полукруглым завершением и «глубоким» обрамлением. Декоративное убранство самого собора довольно сдержано. Стены, разделенные лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Им отвечают кокошники той же формы в основании барабана чуть приподнятой центральной главы. Такие же кокошники завершают и арочные проемы галереи. Сквозь эти проемы видны резные порталы, обрамляющие входы. Гладь стен нарушает только вытянутый аркатурно-колончатый пояс, напоминающий владимиро-суздальскую архитектуру эпохи домонгольской Руси. Храм был закрыт, поэтому пришлось довольствоваться только внешним обликом древней святыни.
09.

Покровский собор кажется величественным и строгим, и это не случайно. Василий III, делая заказ на строительство собора, уже изначально учитывал пожизненные сроки ссылки в монастырь и распорядился устроить под собором полуподвальный обширный склеп для погребения умерших знатных монахинь...
10.

И собор стал не только главным храмом монастыря, но и торжественным мавзолеем. В мрачном «подцерковье», за толстыми стенами, нашли свое пристанище опальные царицы, княгини, боярыни. Здесь покоятся: дочь Ивана III и его племянница Анна Бельская, носившая в иночестве имя Александра, одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова и многие другие представительницы знатных аристократических русских родов: Скопиных-Шуйских, Горбатых, Нагих, Бельских.
11.

С южной стороны от собора располагается шатровая колокольня. Нижняя ее часть столпообразная церковь с престолом «Происхождения честных древ» - построена в 1515 году. Однако, в соседстве с большим собором скрадывались ее размеры, поэтому в XVII веке ее надстраивают ярусом арок и завершают очень острым шатром с тремя рядами окон-слухов. На колокольне сохраняется колокол, подаренный местным служилым - дворянином Демидом Черемисиным в 1589 году. Напрямую из собора можно попасть в колокольню - между двумя зданиями существует деревянный переход, построенный в XVIII веке. Монастырь обнесен невысокими белоснежными каменными стенами с девятью башнями. Главный, южный вход обращен лицом к Москве, на старинную московскую дорогу «Стромынку».
12.


13.

В 1922 году монастырь был разорен, здесь размещалась в то время биохимическая лаборатория. В 1950-х - 60-х годах монастырь реставрировался, а в 1980-е здесь открыли туристический гостиничный комплекс на 90 мест с бассейном и баром, ну а в соборе был концертный зал. Ну, надо же!?!(

Именно тогда построили эти любопытные избы-кельи, которые служили туристическими гостиничными номерами. В 1992 году монастырь вернули церкви и в этих кельях, наконец, стали селиться реальные монахини Свято-Покровского монастыря. Эти кельи располагаются практически по всей территории монастыря тяготея к его крепостным стенам.
14.


15.


16.


17.

Шатровая башня монастырской ограды. Первая каменная ограда монастыря появилась ещё в XVI веке, но позднее была перестроена, а в XX веке отреставрирована А. Д. Варгановым. Наиболее старая часть ограды с лишёнными декора шатровыми башнями XVII века находится в северной части монастыря и образует небольшой замкнутый дворик. Восьмигранные башни XVIII века с полусферическими куполами значительно живописнее и, возможно, первоначально также имели шатровое завершение.
18.


Осмотрев Покровский собор я отправился к Зачатьевской трапезной церкви.
20.

Зачатьевская церковь, построенная в 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного, заменила старую деревянную церковь XIV века. К трапезной примыкает построенная в XV -м веке оригинальная звонница. Церковь совершенно необычна по своей архитектуре, и больше напоминает в основном своем объеме польский костел, чем православный храм.
21.

К двухэтажному зданию трапезной палаты примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь небольшой главкой. Мощные своды расположенного на втором этаже трапезного зала поддерживает стоящий в центре столб. Нижний этаж был предназначен для вспомогательных хозяйственных помещений. В качестве почти единственного украшения здания использован необычный орнамент из красного кирпича в виде ромбов, огибающий строение по всему периметру. С западной стороны пристроена шестигранная часовая звонница, шатёр которой опирается на арочный ярус и украшен одним рядом слуховых окон.
22.

Одну фотку внутри Зачатьевской церкви, все же, удалось сделать)
23.


24.


25.


26.

Вокруг Трапезной церкви когда-то находился ряд подсобных помещений. Одно из них - использовавшаяся для приготовления пищи - одноэтажная поварня конца XVII века было восстановлено и являет редкий образец монастырской архитектуры.
27.

Раз уж мы упомянули поляков, то есть одно чудное предание о святой Софии. При нашествии польских интервентов в 1609 году Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Когда предводитель польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, и он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя». И факт остается фактом - только Покровский монастырь в Суздале уцелел тогда от полного разорения.
28.

Одна из любопытных страниц истории монастыря связана с многолетним пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, в иночестве Елены. Она прибыла в Покровскую обитель в 1698 году. С западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои. Напротив Святых врат обители в 1712 году она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея. Мы еще вернемся к истории этой любопытной церкви.
29.

В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре ее сына против великодержавного отца. Царь сам тогда направился в Суздаль, желая «исследовать дело». «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, - пишет историк М.И. Семевский, - все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок…, повелел водрузить колы да виселицы…». По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать. Игумению Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамну, монахиню Капитолину и несколько других монахинь невинно осудили и казнили на Красной площади в Москве в марте 1718 года.

Это вид на территорию монастыря от называемой Поварни. Заходить с этой стороны не разрешали, но я воспользовался отсутствием соглядатаев и постарался разнообразить ракурсы. Как я уже и упоминал, обойти монастырь вокруг не удалось.
30.

Монастырь выглядит живым и наполнен тихой радостью, это чувствуется. Жаль, конечно, что не удалось побывать в усыпальнице под Покровским собором, но стояла ранняя весна и он был еще закрыт для посещения.
31.

Еще несколько ракурсов величественного и строгого Покровского собора.
32.


33.


34.

В юго-западной части монастыря сохранился ещё один памятник русской гражданской архитектуры — Приказная изба с воссозданным в 1970 году интерьером начала XVIII века. В подземелье здания находится каменный мешок, где содержались узницы монастыря.
37.

Приказная изба - центр управления монастырским хозяйством. В ведении приказной избы находились также судные дела. В здании три помещения с отдельными входами: архив, канцелярия и «каменный мешок». В помещении канцелярии воссоздана обстановка конца XVII - начала XVIII века. В красном углу - иконы. На стене - портрет Петра I. На столе, покрытом сукном,- книги и папки для бумаг, грамоты и столбцы, чернильницы и гусиные перья. Конец XVII - начало XVIII века. Здание реставрировалось в 1950 - 1970-е, 2001 - 2002-е годы.
38.


Немного о надвратной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святые ворота уникальны - они служили одновременно мощной крепостной башней и церковью. Трёхглавый храм располагается в верхней части массивного четверика, прорезанного двумя арочными проёмами, и композицией напоминает Покровский собор. Два маленьких придела по углам церкви увенчаны световыми барабанами со шлемовидными куполами, а массивный центральный барабан с узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар.
39.

Фасады башни-четверика богато украшены затейливым декором, напоминающим резьбу по дереву. Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 года, выполненная по проекту А. Д. Варганова, вернула этому замечательному памятнику его первоначальный вид.
40.

Последний взгляд на эту величественную и одновременно необычайно кроткую обитель.
41.

Петропавловская церковь, построенная в 1694 году относится к слободскому типу. Она находится около Покровского монастыря и построена на Никольской слободе, принадлежавшей Покровскому монастырю. Здание весьма обширное, двусветное, просторное. Большой массив основного клуба имеет с западной стороны паперть, а с северной — придел. Фасады декорированы оконными наличниками с арочками, заостренными в центре, красивыми перспективными порталами и карнизом, состоящим, из полукруглых кокошников с поребриком. Кровельное покрытие церкви на четыре ската. Она завершена пятью главами с куполами луковичной формы. Внутреннее помещение имело лепные барочные рамы, как на стенах, так и на сводах, с расписанными внутри них картинами из священного сюжета. Часть этих украшений сохраняется в настоящее время.

К северо-западному углу основного здания церкви когда то примыкала колокольня. Нижняя ее часть имела в основании куб, с большим круглым столбом в углу, от которого на стены паперти были перекинуты арки. На них находился четверик — куб и восьмигранник со звонами вверху. Восьмерик завершался прямолинейным широким шатром. Эта монументальная и грузная форма колокольни несколько отходит от тех изящных и стройных колоколенок, которые мы видим сейчас на посаде. Колокольня была разрушена в лихие годы советской власти.
42.

С южной стороны Петропавловской церкви (правее от нее) находится небольшая каменная церковь - Никольская, с престолом Алексия, Человека божия. Это зимняя церковь. Основная ее клеть несколько подвышена против западной и алтарной. Покрытие четырехскатное, завершенное одной небольшой главкой. Здание построено в 1712 году ссыльной царицей Евдокией Лопухиной, матерью Алексея Петровича, сына Петра I. Один из приделов Никольской церкви как раз и освящен в честь Святого Алексия. Этот факт связан с пребыванием в монастыре Евдокии Лопухиной, бывшей жены Петра I и памятью о казненном царевиче Алексее. Храм имел пристроенную к паперти колокольню, которая также не сохранилась. Церковь эта была значительно перестроена и искажена. В 1954 году она восстановлена в своем начальном виде.
43.


44.


Покровский монастырь вызвал очень теплые и тонкие трогательные чувства. Ощущается тихое возрождение обители как шепот и журчание ручейка неуклонно пробивающегося к полноводной реке. Несмотря на ограниченное время пребывания, мне удалось почувствовать тихую скорбь и принятое смирение, что явно чувствуется на этой святой и многострадальной земле. Специфика этих ощущений в этой практически женской тюрьме и скорбном престижном женском некрополе была особой и позволяла прочувствовать страдания и примирение все новых верениц именитых монахинь со своей незавидной судьбиной. Недаром же бывшая опальная жена Петра I Евдокия Лопухина, умирая в Новодевичьем монастыре, сказала, что «…Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Эти слова удивляют и как нельзя лучше говорят о примирении, принятии своей судьбы, обретении душевного покоя мятежными и неугодными царственными женскими особами, что прошли через свое былое величие приняв венец страдания, стяжая бесконечное терпение, находясь в этом символичном месте упокоения монахинь с такой же похожей и тяжелой судьбой.

Источники и дополнительная информация:

Путеводитель по Суздалю. http://www.vidania.ru/bookpokrovsky2.html
Интернет-портал об истории и генеалогии - о Покровском монастыре: http://family-history.ru/temples/temples_6.html
Покровский женский монастырь в Суздале со схемой монастыря: http://nataturka.ru/usadiba/pokrov_mon_suzdal.html
Достопримечательности Суздаля - Никольская церковь

| Монастыри

Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2015 год.

Места для строительства монастырей в Суздале выбирались как правило в непосредственной близости от реки Каменки. Раньше всех, в XI веке, возник Дмитриевский монастырь. В XIII веке известно уже 8 монастырей, а в XIV веке к ним прибавилось еще два. Со временем одни монастыри исчезли, другие превратились в приходские церкви. В настоящее время в Суздале сохранилось пять монастырских ансамблей: Спасо-Евфимиев, Покровский, Ризположенский, Александровский и Васильевский.

Суздальские монастыри повлияли на планировку города, расширив его на север, юг и восток. Монастырская архитектура мощно звучит в городской панораме Суздаля, придавая реальные черты «Небесному Граду». В монастырском зодчестве тонко отразились перемены в государственной и церковной жизни, в истолковании вопросов веры, в эстетических представлениях. В суздальских монастырях сохранились редкие образцы русского зодчества XVI-XVII веков: трехглавые соборы, трапезные церкви, столпообразные церкви под колокольнями, двухшатровые ворота, больничные покои, внутристенные лестницы, двухстолпная конструкция свода, приказная изба. Монастыри Суздаля, основанные и поддерживаемые патрициями общества, становились средоточием православной культуры, художественных и духовных сокровищ.

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Вид с Зачатьевской трапезной церкви Покровского монастыря. Фото: Павел Сухов, 2016 год.

Монастырь основан в 1350 году Суздальско-Нижегородским князем Константином Васильевичем. Расположен в северной части города Суздаля на высоком левом берегу реки Каменки. На территории монастыря сосредоточено множество разноплановых памятников. Двенадцать башен ограды, из которых одна двадцатидвухметровая – входная – с двумя пролетами, представляют уникум в архитектуре Суздаля. В настоящее время монастырь используется как большой музейный комплекс.

Покровский монастырь

Покровский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2015 год.

Покровский монастырь расположен в северо-западной части Суздаля, в низине правого берега реки Каменки. Его церковные здания и деревянные кельи обнесены каменной стеной с девятью башнями. Основание монастыря относится к 1364 году и приписывается Суздальско-Нижегородскому князю Андрею Константиновичу. Покровский монастырь в Суздале знаменит тем, что на протяжении многих лет являлся местом ссылки многих знатных женщин. В настоящее время это действующий женский монастырь.

Ризоположенский монастырь

Ризоположенский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2006 год.

Самый древний монастырь из сохранившихся в Суздале. Ансамбль его расположен на самой высокой точке города. Настоятельницей этой обители была Евфросинья Суздальская причисленная к лику местных святых. В Ризоположенском монастыре находится самая высокая в Суздале Преподобенская колокольня (1813-1819 гг.) – высота со шпилем 72 метра. Уникальные Святые ворота (1688 г.) украшают южный фасад монастырской ограды. В 1999 году монастырь был передан Владимиро-Суздальской епархии.

Александровский монастырь

Александровский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2010 год.

Александровский монастырь расположен за Покровским мостом, на левом высоком берегу реки Каменки, над оврагом. По преданию, был основан местным князем Александром Невским в 1240 году. От монастырских построек остались лишь Вознесенский собор с колокольней и Святые ворота. Монастырь был передан епархии в 2006 году.

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2014 год.

Ансамбль памятников Васильевского монастыря находится в восточной части Суздаля, на высоком берегу реки Каменки, по дороге в село Кидекша. На территории монастыря находятся Васильевский собор 1669 года с колокольней и теплая Сретенская церковь конца XVII века. Существующие каменные стены относятся ко второй половине XVII века. В 1995 году монастырь был передан Русской Православной церкви и с тех пор вновь является действующим.